СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образо­вании в Российской Федерации»;

  • Региональным базисным учебным планом, утвержденном МО Оренбургской области (Приказ № 01 – 21/1463 от 18.07.2019г «О формировании учебных планов начального общего, основного общего образования в образовательных учреждений Оренбургской области в 2019 – 2020 учебном году») и учебного плана МАОУ «Уртазымская СОШ» на 2019 – 2020 учебный год Приказ №146 от 30.08.2019г.

  • Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования;

  • программой по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Домогацких Е. М. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС учебник, 2013г/


Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.



Общая характеристика учебного курса

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (12часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.


Место учебного курса в учебном плане


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

  • овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • уметь составлять схему наук о природе;

  • уметь составлять описание учебного кабинета географии;

  • уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

  • уметь организовывать наблюдение за погодой;

  • уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

  • уметь составлять план кабинета географии;

  • уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

  • уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

  • уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

  • уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;

  • уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;

  • уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.

  • Составление описания учебного кабинета географии.

  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

  • Организация наблюдений за погодой.



Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.



Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;

  • определение направлений на плане и карте.


Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Составление плана кабинета географии.

  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  4. Составление схемы наук о природе

  5. Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Природа Земли (2 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.


Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).

  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  4. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

  6. Стенд для постоянных и временных экспозиций.

  7. Компьютер.

  8. Мультимедиа-проектор.

  9. Коллекция медиаресурсов.

  10. Выход в Интернет.

  11. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

  12. Справочно-информационная и научно-популярная литература.

  13. Глобус большой.

  14. Глобусы лабораторные.

  15. Теллурий.

  16. Физическая карта полушарий.

  17. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  18. Карта великих географических открытий.

  19. Карта Мирового океана.

  20. Компасы.

  21. Календарь погоды.


Планируемые результаты изучения учебного курса

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированныхзадач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры географических объектов;

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).



Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.


Критерии оценивания

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

 

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Не знание географической номенклатуры.


Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

         Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

         Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

         Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

         Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

         Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

         Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

         Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

         Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

         Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Требования к работе в контурных картах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты  подписывают номер и название практической работы.
2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.



Критерии оценки контурных карт.

Отлично

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Хорошо

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Удовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Неудовлетворительно

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.



Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Наука география

2

Земля и ее изображение

5

История географических исследований

13

Природа Земли

3

Путешествие по планете Земля

Итоговое повторение

10

1


Итого

34



Формы контроля


тестирование;

устный контроль;

самоконтроль;

выполненные задания в рабочей тетради;

результаты практических  работ.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 19

Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9

Перечень вариативных практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках

  4. Организация наблюдений за погодой

  5. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами

  6. Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму

  7. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

  8. Составление плана кабинета географии

  9. Определение с помощью компаса сторон горизонта

  10. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

  11. Составление описания одного из путешествий по ключевым словам

  12. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

  13. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

  14. Организация фенологических наблюдений в природе

  15. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

  16. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

  17. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

  18. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк

  19. Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций

































Календарно-тематическое планирование география 5 класс

№п/п

№п/п

Тема урока


Содержание образования

Основные виды учебной деятельности

Результаты

Домашнее задание/

примечание

Дата

по плану

Дата.

факт

Личностные

метапредметные

предметные



Тема 1. Наука география (2 часа)

1.

1.1

Что такое география?

Практическая работа №1 по теме Составление схемы наук о природе

География как наука. Предмет географии.

Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли;

уметь организовывать аблюдена за погодой

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи


формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

§1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

3.09.


2.

1.2

Методы географических исследований

Практическая работа №2 по теме Организация Наблюдений за погодой.


Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.


Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы;

уметь организовывать наблюдена за погодой.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

§2. Составить список источников информации.Вести дневник наблюдений за погодой.

10.09


Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

3.

2.1

От плоской Земли к земному шару.

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид,полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдения за погодой

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

§ 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получении тени. Вести дневник наблюдений за погодой

17.09


4.

2.2

Форма, размеры и движение Земли.

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.

Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать аблюдена за погодой

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

§4. Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор.

Вести дневник наблюдений за погодой.

24.09


5.

2.3

Глобус и карта.

Практическая работа№3 по теме Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ;

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

§5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности.

Вести дневник наблюдений за погодой.

1.10


6.

2.4

Ориентирование на местности.

Практическая работа №4 по теме Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Компас. Ориентирование на местности.


Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами. Уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Умение работать с измерительными приборами.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

§6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой.

8.10


7.

2.5

Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.

Вести дневник наблюдений за погодой.

15.10


Тема 3. История географических открытий (13 часов)

8.

3.1

По следам путешественников каменного века

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности, ;уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

§7. Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия.

Вести дневник наблюдений за погодой.

22.10


9.

3.2

Путешественники древности

Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

§8 Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.

Вести дневник наблюдений за погодой.

5.11


10.

3.3

Путешествия морских народов.

Географические открытия викингов.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

§9 Составить простой план параграфа.

Вести дневник наблюдений за погодой.

12.11


11.

3.4

Первые европейцы на краю Азии.

Путешествие Марко Поло.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий вропейцами в Азию; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло.

Вести дневник наблюдений за погодой.

19.11


12.

3.5

Хождение за три моря.

Хождение за три моря.

Формировать представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина;

уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.

§11 Проанализировать материалы предыдущих параграфов и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Вести дневник наблюдений за погодой.

26.11


13.

3.6.

Морской путь в Индию.

Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.

Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий.

§12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?»Вести дневник наблюдений за погодой.

3.12


14.

3.7

Открытие Америки

Практическая работа №5 по теме Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.

Формировать представления о причинах и следствиях открытия Америки; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§13. По картам атласа определить, какой океан пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию?

Вести дневник наблюдений за погодой.

10.12


15.

3.8

Первое кругосветное плавание.

Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§14 По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать.Вести дневник наблюдений за погодой.

17.12


16.

3.9

Открытие Южного материка.

Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материкаво времена Джеймса Кука.Вести дневник наблюдений за погодой.

24.12


17.

3.10

Поиски Южной земли продолжаются.

Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§16

Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.

Вести дневник наблюдений за погодой.

14.01


18.

3.11

Русские путешественники. Практическая работа №6

Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Роль русских исследований. «Коломбы Росские».

Формировать представления о совершенствовании и географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§17. Завершить работу по заполнению таблицы «Географическиие объекты, названные в честь русских первопроходцев».Вести дневник наблюдений за погодой.

21.01


19.

3.12

Вокруг света под русским флагом.


Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

§ 18. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.

28.01


20.

3.13.

Урок обобщения и контроля №2 по теме «История географических открытий»

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба.

Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.

Вести дневник наблюдений за погодой.

4.02


Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

21.

5.1

Мировой океан и его части.

Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях.

Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.


Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана.

§19, ответы на вопросы с.102.

Вести дневник наблюдений за погодой.

11.02


22.

5.2

Значение Мирового океана для природы и человека.

Практическая работа №7 по теме

Обозначение на к/к материков и океанов.

Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны.

§20, ответы на вопросы с.106.

Работа в контурной карте – нанести материки и океаны.

Вести дневник наблюдений за погодой.

18.02


23.

5.3

Путешествие по Евразии.

Практическая работа№8по теме

Обозначение на к/к крупнейших государств материка.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.

Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

§21, ответы на вопросы с.113.

Работа на контурной карте – нанести крупные государства.

Вести дневник наблюдений за погодой.

25.02


24.

5.4

Путешествие по Африке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

§22, ответы на вопросы с.119.

Заполнить таблицу по живым организмам.

Вести дневник наблюдений за погодой.

3.02


25.

5.5

Путешествие по Северной Америке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка.

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства

§23, ответы на вопросы с.125.

Нанести на контурную карту государства Северной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

10.03


26.

5.6

Путешествие по Южной Америке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки.

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства.

§24, ответы на вопросы с.131.

Нанести на контурную карту государства Южной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

17.03


27.

5.7

Путешествие по Австралии.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

§25, ответы на вопросы с.137.

Обозначить на контурной карте природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

7.04


28.

5.8

Путешествие по Антарктиде.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на контурной карте природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

14.04


29.

5.9

Урок обобщения по теме «Путешествие по планете Земля»

См. уроки 21-30

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами

Понимание специфических черт природы и населения материков.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.

Объяснять особенности природы и населения материков

Вести дневник наблюдений за погодой.

21.04


30.

5.10

Урок контроля №3 по теме «Путешествие по планете Земля»

См. уроки 21-30

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами

Понимание специфических черт природы и населения материков.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Объяснять особенности природы и населения материков.

Вести дневник наблюдений за погодой.

28.04


Тема 4. Природа Земли (3 часа)

31.

4.1

Что такое природа

Практическая работа №9 по теме

Организация фенологических наблюдена в природе.

Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.

Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком.

Осознание роли природы в жизни человека.Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

Вести дневник наблюдений за погодой.

5.05


32.

4.2

Оболочки Земли

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.

12.05


33.

4.3

Оболочки Земли.

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.

19.05


34.

Урок обобщения и контроля за курс 5 класса.

разделы курса

разделы курса

разделы курса

разделы курса

.разделы курса

Вести дневник наблюдений за погодой.

26.05




Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе.

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

Задание учащимся.

  1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.

  2. Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.



Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Задание учащимся.

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.

  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О



















Виды

облаков



















Осадки




















Направление ветра




















Сила

ветра



















Фенологические наблюдения






















Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.

  2. Сделать записи в тетради.


Практическая работа №4


Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

Задание учащимся.

  1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.

  2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.


Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства


Отличия





Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.

  2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.


Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.



Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

Задание учащимся.

  1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».

  2. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника












Практическая работа №7

Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы

























Контрольно – измерительные материалы по географии 5 класс

Тест по теме №1 «Методы географических исследований»


Вариант 1


  1. Самым первым методом (по времени возникновения) изучения и познания мира был

А) описательный

Б) картографический

В) космический

2. Описательный метод в географии отвечает на вопрос

А) почему это происходит?

Б) где это расположено?

В) что будет, если это произойдет?

3. Наука о создании и использовании географических карт называется

А) систематика

Б) география

В) картография

4. Примером картографического источника географических знаний является

А) альбом фотографических изображений

Б) научная статья

В) атлас

5. Впервые география как наука появилась в

А) Древнем Египте

Б) Древнем Риме

В) Древней Греции



Тест №1 по теме «Методы географических исследований»


Вариант 2


  1. Какой из перечисленных методов был недоступен древним ученым?

А) описательный

Б) картографический

В) космический

2. Картографический метод в географии отвечает на вопрос

А) почему это происходит?

Б) где это расположено?

В) что будет, если это произойдет?

3. Наука о создании и использовании географических карт называется

А) картография

Б) геология

В) землеописание

4. Примером картографического источника географических знаний является

А) карта мира

Б) научная статья

В) фотоальбом

5. Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»

А) Пифагор

Б) Аристотель

В) Эратосфен



Проверочная работа по теме №2 «Земля и ее изображение»

  1. Зеленый цвет на физической карте мира обозначает

А) леса

Б) луга

В) равнины

Г) тайгу

  1. Солнце встает на

А) севере

Б) востоке

В) юге

Г) западе

  1. Разные оттенки синего цвета на физической карте мира показывают

А) температуру воды

Б) соленость воды

В) глубину

Г) мутность воды

  1. Прибор для ориентирования называется

А) термометр

Б) компас

В) барометр

Г) флюгер

  1. Земля имеет форму

А) окружности

Б) плоскости

В) шара

Г) эллипсоида


  1. Следствием орбитального движения Земли является

А) смена дня и ночи

Б) солнечная активность

В) смена времен года

Г) приливы и отливы


  1. Длина окружности Земли по экватору:

А) 4400 км

Б) 400000 км

В) 40000 км

Г) 40040 км


  1. Ученый, один из первых измеривший размеры земного шара

А) Эратосфен

Б) Аристотель

В) Платон

Г) Пифагор


  1. Экватор делит Землю на полушария:

А) северное и западное

Б) восточное и южное

В) западное и восточное

Г) северное и южное



  1. Вид изображения земной поверхности, возникший самым последним

А) план местности

Б) глобус

В)аэрофотоснимок
Г) космическое изображение


  1. Установите соответствие. Способ изображения земной поверхности и его характеристики.


А) Глобус

Б) Физическая карта мира


В) План местности


1

2

3

4

5

6








  1. Изображен небольшой по площади участок земной поверхности

  2. Показаны только крупные географические объекты

  3. Можно определить ширину дороги и улицы

  4. Местность показана достаточно подробно

  5. Плоский, уменьшенный во много раз чертеж земной поверхности

  6. Можно увидеть форму Земли

  1. Укажите правильную последовательность работы с компасом.

1. Подождать, пока магнитная стрелка успокоится

2. Совместить синий конец магнитной стрелки с обозначением севера на шкале прибора

3. Установить компас на горизонтальную поверхность.

  1. Дайте определение понятиям:

  1. Ось Земли - ________________________________________________________________________ __

  2. Полюс - ____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

  3. Экватор - ___________________________________________________________________________ __

  4. Глобус - ____________________________________________________________________________

  5. Карта - _____________________________________________________________________________ Вставьте пропущенные слова.

Наша Земля, как и другие планеты Солнечной системы, совершает 2 основных движения: вокруг своей_______________ и вокруг _______________ . Движение вокруг собственной _______________ , или ______________________ вращение, Земля совершает за _____________. За это время происходит смена _____________ и ______________ .

Движение вокруг __________________ по-другому называется __________________________, так как планета движется по определенной траектории - _________________. Полный оборот вокруг ________________ Земля совершает за ______________ и ______________. За _____ года эти часы складываются в еще одни ___________. Поэтому каждые ____ года в году не ________, а _________ дней. Такой год называется ______________________.

  1. О

    ЮЗ

    пределите сторону горизонта, куда показывает стрелка.

С

СВ

В







Контрольная работа №3 по географии «История географических открытий»


1 вариант

Часть А. Выберите правильный ответ.


1.Кто из греческих ученых впервые применил термин «география»

А) Птолемей       Б) Эратосфен      В) Страбон


2) Морской путь в Индию был открыт:

А) Васко да Гамой Б) А.Никитиным В) Х.Колумбом


3. Первое кругосветное путешествие удалось совершить экспедиции

А) Х Колумба Б) Ф. Магеллана В) Васко да Гамы

4. Какой мореплаватель считается первооткрывателем Америки?

А) Х Колумб Б) Ф. Магеллан В) Васко да Гама

5. Джеймс Кук внес большой вклад в исследование берегов:

А) Африки Б) Северной Африки В) Австралии и Океании

6. В чем заслуга экспедиции С.И. Дежнёва?

А) было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой

Б) была открыта Антарктида

В) был открыт Северный полюс

7. Какой материк открыли русские мореплаватели Ф.Беллинсгаузен и М. Лазарев?

А) Африка       Б)  Северная   Америка   В)  Антарктида

8. Первое путешествие вокруг Африки совершили

А) викинги Б) финикийцы В) древние греки

9) Первым из европейцев, совершим путешествие в Китай, является

А) Марко Поло Б) Афанасий Никитин В) Васко да Гама

10. Назовите имя путешественника, который пытался на плоту пересечь Тихий океан:

А) Тур Хейердал Б) Васко да Гама В) Пифей

11. Расставьте путешествия в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

А) путешествие Васко да Гама вокруг Африки в Индию

Б) хождение за три моря Афанасия Никитина

В) первое кругосветное плавание экспедиции под руководством Фернана Магеллана





12. Расставьте исторические события в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

А) первое русское кругосветное плавание

Б) открытие Антарктиды

В) открытие пролива, соединяющего Северный Ледовитый и Тихий океаны.




Часть В.

1. Установите соответствие между именем путешественника и целью его путешествия.

ИМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА ЦЕЛЬ ПУТЕШЕСТВИЯ

1. Христофор Колумб А) достижение берегов Азии, обогнув

Южную Америку с юга

2. Васко да Гама Б) первый проложил морской путь из

Европы в Индию

3. Фернан Магеллан В) поиск Неизвестной Южной Земли

1

2

3






2. Установите соответствие между именами российских путешественников и историческими событиями

ИМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА СОБЫТИЕ

1.Фаддей Беллинсгаузен А) первое русское кругосветное

Плавание

2.Юрий Лисянский Б) открытие Антарктиды

3. Витус Беринг В) открытие пролива между Азией и

Америкой

4. Михаил Лазарев Г) исследование побережья Камчатки и

Аляски

5. Иван Крузенштерн


6. Семен Дежнёв

1

2

3

4

5

6







Часть С.

Прочитайте текст. О ком идет речь?

К плаванию на плоту через Тихий океан его (?) подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты. В 1947 году из бальсового дерева и других природных материалов построили плот, который они назвали «Кон-Тики». 7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. «Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась рыба, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Книга «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира.






Контрольная работа №4 «Путешествие по планете Земля»

Вариант 1.

Часть 1. Изобразить схему, на которой показать определенные стороны света.


Часть 2. Ответить на вопросы:

  1. Самый маленький материк.

  2. Самый маленький океан.

  3. Самое большое озеро (материк, на котором находится).

  4. Самая высокая вершина мира (материк, на котором находится).

  5. Самая большая низменность (материк, на котором находится).

  6. Самый высокий водопад (материк, на котором находится).

  7. Самый холодный материк.

  8. Самый влажный материк.

Заполнить таблицу:

Географические объекты

Северное или южное полушарие

Восточное или западное полушарие

  1. о. Тасмания

  2. Чукотское море

  3. Мексиканский залив

  4. Красное море

  5. Норвежское море

  6. Новосибирские о-ва

  7. Магелланов пролив

  8. п-ов Сахалин




Часть 3. Дать описание материков – Африка, Северная Америка по плану:

а) океаны, омывающие материк

б) в каких полушариях находится материк

в) самая высокая вершина материка (название, высота)

г) крупные реки


Контрольнаяработа«ПутешествиепопланетеЗемля»

Вариант 2.

Часть 1. Изобразить схему, на которой показать определенные стороны света.

Часть 2. Ответить на вопросы:

  1. Самая большая пустыня мира (материк, на котором находится).

  2. Самый жаркий материк.

  3. Самое глубокое озеро (материк, на котором находится).

  4. Самый сухой материк.

  5. Две самые длинные реки (материки, на которых находятся).

  6. Самая многоводная река (материк, на котором находится).

  7. Самый большой и глубокий океан.

  8. Самый холодный океан.

Заполнить таблицу:

Географические объекты

Северное или южное полушарие

Восточное или западное полушарие

  1. о-ва Новая Зеландия

  2. Белое море

  3. Гибралтарский пролив

  4. о. Шри-Ланка

  5. о-ва Новая Земля

  6. Берингово море

  7. о. Мадагаскар

  8. Коралловое море




Часть 3. Дать описание материков – Евразия, Южная Америка по плану:

а) океаны, омывающие материк

б) в каких полушариях находится материк

в) самая высокая вершина материка (название, высота)

г) крупные реки.





Итоговая контрольная работа

по географии за курс 5 класса.

Ф.И. учащегося ____________________________

Вариант 1.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

1. Основоположник науки «география» -

А) Геродот Б) Эратосфен В) Аристотель Г) Пифагор

Ответ______.

2. Перевод слова «география» (с греческого языка) обозначает

А) землеописание Б) землеустройство В) землепользование Г) земледелие.

Ответ______.

3. География в начале своего развития имела

А) описательное значение Б) научное значение

В) измерительное значение Г) художественное значение.

Ответ______.

4. Дополните утверждение. Наука география возникла … лет назад

А) более 2 тыс. Б) более 1 тыс. В) 100 лет Г) 10 лет

Ответ______.

5. Путешествие Афанасия Никитина называют

А) «Плавание по берегам Волги» Б) «Путешествие на юг Азии»

В) «Хождение за три моря».

Ответ______.

6. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
а) Магеллан б) Бехайм в) Колумб г) Тасман

Ответ______.

7. Картой называют…
а) сильно уменьшенное изображение земли

б) сильно уменьшенное изображение небольших участков земли

Ответ______.

8. На Земле всего материков:
а) 4 б) 5 в) 6 г) 7

Ответ______.

9. Мировой океан составляет

А) 1/ 4 от площади поверхности земли

Б) 1/ 2 от площади поверхности земли

В 3/ 4 от площади поверхности земли

Ответ______.

10) Земля имеет форму:

А) окружности Б) плоскости В) шара

11) Високосный год продолжается

Ответ______.

А) 366 суток Б) 365 суток В) 365,5 суток

Ответ______.

12. Прибор для ориентирования

А) термометр, Б) барометр, В) компас Г) Флюгер

Ответ______.

13. Определение своего положение относительно сторон горизонта называется:

А) ориентирование, Б) нивелирование, В) хронометраж

Ответ______.

14. 14. Направление между севером и востоком называется

А) юг Б) северо-восток В) юго – восток г) запад

Ответ______.

15. Кого называли «Людьми моря»?

А) греков Б) финикийцев В) викингов

Ответ______.

16. Какому цвету соответствует конец стрелки компаса, указывающий направление на север?

А) белому Б) красному В) синему

Ответ______.

17. Брезентовая шляпа особой формы для моряков и рыбаков называется:

А) пилотка Б) кепка В) зюйдвестка

Ответ______.

18) Первый компас появился:

А) Индии Б) России В) Китае

Ответ______.

Часть В.

1. Вставь пропущенные слова в предложении.

Корабли викингов назывались _____________________ и изготавливались из _______________ .

А) Джонки, дерево Б) драккары, дерево В) струги, кожа


2. Установите соответствие.

.

Направление сторон горизонта и их направление.


А. Запад

Б. Юг

В. Север

Г. Восток

1

2

3

4



Баллов ______________. Оценка ________________.









Число _____________

Итоговая контрольная работа

по географии за курс 5 класса.

Ф.И. учащегося ____________________________

Число _______________

Вариант 2.

Часть А. Выберите один правильный ответ

1) Земля имеет форму:

А) окружности Б) плоскости В) шара Г) эллипсоида.

Ответ______.

2. Утверждение, характеризующее глобус

А) дает представление о форме Земли

Б) не дает верного представления о размерах географических объектов

В) не дает правильного представления о форме Земли.

Ответ______.

3. Солнце встает

А) на севере Б) на востоке В) на западе г) на юге.

Ответ______.

4. Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?

Напиши букву и укажи сторону горизонта (света) на рисунке?

А ) справа

Б) сзади

В) слева

Г) впереди

Ответ______.


5. За какой период времени Земля двигается вокруг своей оси?

А) за 24 часа Б) за 365 дней В) за месяц Г) за сезон

Ответ______.

6. Модель земного шара это

А) карта Б) глобус В) план местности

Ответ______.

7. Ярко – оранжевый камень, образовавшийся из смолы древних деревьев, называется

А) сера Б) сера В) янтарь

Ответ______.

8. Прибор для ориентирования

А) термометр, Б) Флюгер В) барометр Г) компас

Ответ______.

9. Устные сказания у скандинавских народов о ратных подвигах и путешествиях называются

А) сагами Б) былинами В) легендами

Ответ______.

10. Направление между севером и северо-востоком называется:

А) северо-восток-восток Б) северо-северо-восток В) юго-восток

Ответ______.

11. Корабль викингов называется

А) ладья Б) джонка В) драккар

Ответ______.

12. Самым маленьким по площади океаном является

А) Северный Ледовитый Б) Атлантический В) Тихий Г) Индийский

Ответ ______.

13. Мы проживаем на материке…
а) Северная Америка б) Африка в) Южная Америка г) Евразия

Ответ ______.

14. Длина линии экватора земного шара составляет

а) 20 035км б) 30 000 км в) 40 075 км г) 64 025 км

Ответ ______.

15.Европу отделяют от Азии

а) Уральские горы б) Кавказские горы в) Гималаи г) Тибет

Ответ ______.

16. По площади Африка находится на

а) 2 месте б) 3 месте в) 4 месте г) 5 месте

Ответ ______.

17. Расставьте океаны в порядке увеличения их площади

а)Атлантический б) Тихий в) Северный Ледовитый г) Индийский

Ответ______.

II. Часть В

1. Дополни предложение

Определение своего положения относительно сторон горизонта называется _______________________________________________.

А) хронометраж Б) нивелирование В) ориентирование.

2. Установите соответствие и укажи стороны горизонта на рисунке


Виды сторон горизонта

Названия сторон горизонта

  1. Основные стороны горизонта

  2. Промежуточные стороны горизонта

А) Север

Б) Северо-восток

В) Северо-запад

Г) Юг

Д) Юго-запад

Ответ: 1 - ________________; 2 - ______________________.



Баллов ______________. Оценка ________________.















41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!