Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района
Курской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол №____ от _________20 г. Руководитель МО ___________/_______/ | Принята решением педагогического совета Протокол № ______ От «__»______ 20 г. | Утверждена приказом №______ от«___»_______20 года Директор МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» __________/О.В.Бобровская |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
5-9 класс
Срок реализации:5 лет
Учитель географии
Емельянова Анна Николаевна
село Сторожевое
2021 – 2026 уч/год.
Пояснительная записка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам (далее также – Положение) разработано на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
- Устава МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как, о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения -272, из них по 34 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8 и 9 классах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9 классы
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются:
5 класс
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6 класс
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
7 класс
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
8 класс
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел: Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Курской области
№ 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
№ 2. Определение географических координат объектов в мире и Курской области.
Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)
Человек на Земле (3 часа)
Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Курской области,
изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Курской области.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов.
Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
№ 3. Определение горных пород, встречающихся в Курской области, изучение их свойств.
№ 4. Описание гор, равнин мира и Курской области.
№ 5. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов.
6 КЛАСС
Раздел: Природа Земли и человек (34 часа)
Гидросфера — водная оболочка Земли. (13 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Пр.р. № 1. Описание Белого моря по плану.
Пр.р. № 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Пр.р. № 3. Описание Северной Двины по плану.
Р.С. № 1. Описание Белого моря по плану.
Р.С. № 2. Описание Северной Двины по плану.
Р.С. № 3. Гидросфера и человек (на примере своего региона).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Пр.р. № 4. Построение розы ветров.
Пр.р. № 5. Наблюдение за погодой, обработка данных.
Р.С. № 4. Атмосфера и человек (на примере своей местности).
Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли (5 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Пр.р. № 6. Нанесение на карту природных зон Земли.
Обобщение знаний по изученному курсу (1 час)
7 класс
Раздел: Источники географической информации (3 часа)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.
№ 1. Взаимодействие человека с окружающей средой в Курской области.
Раздел: Население Земли (6 часов)
Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.
Пр.р. № 1. «Составление характеристики населения мира»
Пр.р. № 2. «Выявление особенностей хозяйственной деятельности в мире»
№ 2. Население Курской области.
Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)
Природа Земли (14 часов)
Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.
Пр.р. № 3. «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»
Пр.р. № 4. «Описание течения Мирового океана»
Пр.р. № 5. «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»
Р.С. № 3. Реки и озёра Курской области.
Р.С. № 4. Климат Курской области.
Природные комплексы и регионы (5 часов)
Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.
Пр.р. № 6. «Описание природных зон по карте»
Пр.р. № 7. «Описание океана по плану»
Пр.р. № 8. «Сравнение географического положения материков»
Материки и страны (39 часов)
Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.
Пр.р. № 9. «Описание климатограмм»
Пр.р. № 10. «Разработка туристического маршрута по Австралии»
Пр.р. № 11. «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов»
Пр.р. № 12. «Составление характеристики США»
Пр.р. № 13. «Характеристика природных зон на маршруте путешествия»
Пр.р. № 14. «Описание страны материка Евразия»
Р.С. № 5. Особенности географического положения Курской области.
Р.С. № 6. Охраняемые природные территории области.
Обобщение (1 час)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»
Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать планы местности и географические карты;
строить простые планы местности.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчеты демографических показателей;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.
Население России
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
8 КЛАСС
География России
Раздел: Особенности географического положения России
Россия в мире (6 часа)
Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование территории России.
Пр.р. № 1. Определение поясного времени для разных городов России.
Пр.р. № 2. Ориентирование по физической карте России.
Раздел: Население России
Россияне (10 часов)
Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос. Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.
Пр.р. № 3. Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России.
Р.С. № 1. Численность населения России и Курской области.
Р.С. № 2. Национальный состав России и Курской области.
Р.С. № 3. Размещение населения России и Курской области
Р.С. № 4. Население Курской области
Раздел: Природа России
Природа России (22 часа)
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва и её значение.
Пр.р. № 4. Описание рельефа России по плану.
Пр.р. № 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России.
Пр.р. № 6. Нанесение на контурную карту форм рельефа и поверхностиРоссии и Курской области
Пр.р. № 7. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
Пр.р. № 8. Оценка климатических условий одного из регионов России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения.
Пр.р. № 9. Описание Белого моря по типовому плану.
Пр.р. № 10. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей её хозяйственного использования.
Пр.р. № 11. Составление характеристики почвенных ресурсов Курской области.
№ 5. Основные месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые Курской области.
№ 6. Климатические пояса и типы климатов России, Курской области.
Р.С. № 7. Водные ресурсы Курской области.
Р.С. № 8. Почва - особое природное тело. Почвы Курской области.
Природно-хозяйственные зоны (6 часов)
Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.
Пр.р. № 12. Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.
Р.С. № 9. Лесные зоны России и Курской области.
Р.С. № 10. Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.
Раздел: Хозяйство России (23 часов)
Развитие хозяйства. Отрасль. Особенности экономики России. Типы предприятий. Приватизация. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Кооперирование. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Пр.р. № 13. Характеристика угольного бассейна России.
Пр.р. № 14. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Пр.р. № 15. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России.
Пр.р. № 16. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
№ 11. Электроэнергетика. ТЭК Курской области
№ 12. Лесопромышленный комплекс. ЛПК Курской области.
№ 13. Характеристика хозяйства Курской области
Обобщение за курс 8 класса (1 час)
Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.
9 КЛАСС
География России
Раздел: Повторение материала
Повторение материала по теме «Хозяйство России» (8 часов)
Развитие хозяйства. Отрасль. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Р.С. № 1. Лесопромышленный комплекс. ЛПК Курской области.
Р.С. № 2. Изучаем сферу услуг Курской области.
Раздел: Районы России
Регионы России (3 часа)
Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России как один из видов районирования. Соотношение районов по территории, населению, объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Крупные природные регионы России. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.
Р.С. № 3. Районирование России. Административно-территориальное деление Курской области.
Европейская Россия (37 часов):
Центральная Россия (7 часов)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Проблемы сельской местности.
Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Пр.р. № 1. «Выявление и анализ условий для развития Центральной России»
Северо-Запад (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Европейский Север (9 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Пр.р. № 2. «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности».
Р.С. № 4. Архангельская область: географическое положение.
Р.С. № 5. Население Архангельской области.
Р.С. № 6. Природно-ресурсный потенциал Архангельской области.
Р.С. № 7. Проблемы и перспективы развития Архангельской области.
Европейский Юг (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Поволжье (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Урал (5 часов)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района. Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Пр.р. № 3. «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала».
Обобщение по теме «Европейская Россия» (1 час)
Азиатская Россия (15 ч):
Сибирь (10 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирский равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.
Пр.р. № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»
Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский фасад" России? Внешние связи региона.
Раздел: Россия в современном мире
Россия в мире (4 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Пр.р. № 5. «Анализ показателей внешнеторгового оборота России»
Обобщение за курс 9 класса (1 час)
Регионы России, Европейская Россия, Азиатская Россия, Россия в мире.
Тематический план
(5 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Источники географической информации | Развитие географических знаний о Земле | 4 | 0 |
Земля – планета Солнечной системы | 4 | 0 |
План и карта | 11 | 3 |
Природа Земли и человек | Человек на Земле | 3 | 0 |
Литосфера – твердая оболочка Земли | 12 | 4 |
Итого | | 34 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
в 5 классе
35 часов 1 час в неделю
№ п/п | Раздел программы. Тема урока | Домашнее задание | дата |
план | дата |
1 | Зачем нам география и как мы будем ее изучать. | П.1 | | |
2 | Как люди открывали Землю. | П.2 П.3 | | |
3 | Великие географические открытия. | П.4 | | |
4 | География сегодня. | П.5 | | |
5 | Мы во Вселенной. | П.6 | | |
6 | Движение Земли. | П.7 | | |
7 | Солнечный свет на Земле. | П.8 | | |
8 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». | Вопрос 1 стр.32 | | |
9 | Ориентирование на местности. | П.9 | | |
10 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб. | П.10 | | |
11 | Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. | П.11 | | |
12 | Практическая работа №1: «Построение плана местности». | П.12 | | |
13 | Географическая карта. | П.13 | | |
14 | Градусная сетка. | П.14 | | |
15 | Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений». | Стр.50 | | |
16 | Географические координаты. Широта. | П.15 | | |
17 | Географические координаты. Долгота. | П.16 | | |
18 | Практическая работа №3: «Определение географических координат объектов в мире и Курской области» | Стр.56 | | |
19 | Обобщение по теме «План и карта». | П.17 | | |
20 | Расы и народы. | | | |
21 | Сравнение стран мира по политической карте. | | | |
22 | Земная кора – верхняя часть литосферы. | П.18 | | |
23 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | П.19 | | |
24 | Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в Курской области, изучение их свойств». | П.19 | | |
25 | Движения земной коры. Землетрясения. | П.20 | | |
26 | Движения земной коры. Вулканы. | П.21 | | |
27 | Рельеф Земли. Равнины. | П.22 | | |
28 | Рельеф Земли. Горы. | П.23 | | |
29 | Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Курской области». | | | |
30 | Практическая работа №6: «Обозначение на кон.карте гор и равнин мира своей местности, районов землетрясений и вулканов». | | | |
31 | Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». | | | |
32 | Защита проектов: «Скульптурный портрет Земли». | П.24 | | |
33 | Литосфера и человек | П.25 | | |
34 | Итоговое тестирование по изученному курсу | повторение | | |
35 | Обобщение знаний по изученному курсу | повторение | | |
Тематический план
(6 класс, 35 часа, 1 час в неделю)
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Природа Земли и человек | Гидросфера – водная оболочка Земли. | 13 | 3 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 11 | 2 |
Биосфера – живая оболочка Земли | 4 | 0 |
Географическая оболочка Земли | 5 | 1 |
Обобщение по курсу географии 6 класса | 1 | 0 |
Итого | | 35 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
в 6 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
1 | Состав и строение гидросферы | §26 | | | |
2 | Мировой океан | §27 | | |
3 | Мировой океан. П/р №1: «Описание моря по плану (на примере Белого моря)». | §28 | | |
4 | Учимся с «Полярной звездой» | §29 | | |
5. | Воды океана. П/р№2:» Нанесение на контурную карту объектов гидросферы». | §30 | | |
6. | Реки Земли-артерии Земли | §31,§32 | | |
7. | Озера и болота | §33 | | |
8. | П/р№3: «Описание реки по плану на примере Северной Двины». | Стр.112 вопрос 7 | | |
9. | Подземные воды и ледники | §34 | | |
10. | Гидросфера и человек (на примере своего региона). | §35 | | |
11. | Обобщение по теме «Гидросфера -водная оболочка Земли» | Вопросы стр.118 | | |
12. | Состав и строение атмосферы | §36 | | |
13. | Тепло в атмосфере | §37 | | |
14. | Тепло в атмосфере | §38 | | |
15. | Атмосферное давление | §39 | | |
16. | Ветер. П/р№4: «Построение розы ветров». | §40 | | |
17. | Влага в атмосфере. | §41 | | |
18. | П/р№5: «Наблюдение за погодой, обработка данных». Влага в атмосфере | §42 | | |
19. | Погода и климат | §43 | | |
20. | Учимся с «Полярной звездой» | §44 | | |
21. | Атмосфера и человек | §45 | | |
22. | Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | Вопросы стр.148 | | |
23. | Биосфера - земная оболочка | §46 | | |
24. | Биосфера - сфера жизни | §47 | | |
25. | Почвы | §48 | | |
26. | Биосфера и человек | §49 | | |
27. | Географическая оболочка | §50 | | |
28. | Природные зоны Земли. П/р№6: «Нанесение на контурную карту природных зон Земли». | §51 | | |
29. | Культурные ландшафты | §52 | | |
30. | Природное и культурное наследие | §53 | | |
31. | Обобщение по темам «Биосфера» и «Географическая оболочка» | Вопросы стр.160,175 | | |
32. | Контрольная работа за курс 6 класс | Тестовая работа | | |
33. | Поу по разделу «География Земли» за курс 6 класса | Тестовая работа | | |
34-35. | Резервный урок | | | |
Тематический план
(7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Источники географической информации | Источники географической информации | 3 | 0 | |
Население Земли | Население Земли | 6 | 2 | |
Материки, океаны, страны | Природа Земли | 14 | 3 | |
Природные комплексы и регионы | 5 | 3 | |
Материки и страны | 39 | 6 | |
Обобщение | 1 | 0 | |
Итого: | | 68 | 12 | |
Тематическое планирование уроков географии в 7 классе
№ п\п | Раздел программы. Тема урока | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
1 | Как вы будете изучать географию в 7-м классе. | §1 | | |
2 | Методы изучения окружающей среды. Взаимодействие человека с окружающей средой в Курской области. | | | |
3 | Географические карты. | §2 | | |
4 | Как люди заселяли Землю | §3 | | |
5 | Население современного мира | §4 | | |
6 | Размещение людей на Земле. П/р№1: «Составление характеристики населения мира». | §4 | | |
7 | Народы, языки и религии | §5 | | |
8 | Города и сельские поселения. | §6 | | |
9 | Страны мира | §7 | | |
10 | Развитие земной коры. | §9 | | |
11 | Земная кора на карте. | §10 | | |
12 | Природные ресурсы земной коры | §11 | | |
13 | П/р№2 «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом». | | | |
14 | Температура воздуха на разных широтах | §12 | | |
15 | Давление воздуха и осадки на разных широтах. | §13 | | |
16 | Общая циркуляция атмосферы | §14 | | |
17 | Климатические пояса и области Земли. | §15 | | |
18 | Океанические течения. П/р№3: «Описание течения Мирового океана». | §16 | | |
19 | Реки и озёра Земли | §17 | | |
20 | Учимся с «Полярной звездой». | §18 | | |
21 | Растительный и животный мир Земли. П/р№4 «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира». | §19 | | |
22 | Почвы. | §20 | | |
23 | Обобщение по теме «Природа Земли» | | | |
24 | Природные зоны Земли. П/р № 5«Описание природных зон по карте». | §21 | | |
25 | Океаны Земли. Тихий и Северный Ледовитый океаны. | §22 | | |
26 | Атлантический и Индийский океаны. П/р №6 «Описание океана по плану». | §23 | | |
27 | Материки .П/р №7 «Сравнение географического положения материков». | §24 | | |
28 | Как мир делится на части и как объединяется | §25 | | |
29 | Африка: образ материка. | §26 | | |
30 | Африка в мире. | §27 | | |
31 | Путешествие по Африке . | §28 | | |
32 | Путешествие по Африке. П/р8«Описание климатограмм». | §29 | | |
33 | Египет | §30 | | |
34 | Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании». | §31 | | |
35 | Австралия: образ материка. | §32 | | |
36 | Австралия: путешествие. №9 «Разработка туристического маршрута по Австралии». | §33 | | |
37 | Обобщение по теме «Австралия» | повторение | | |
38 | Антарктида. | §34 | | |
39 | Южная Америка: образ материка. | §35 | | |
40 | Южной Америки. | §36 | | |
41 | Латинская Америка в мире. | §37 | | |
42 | Путешествие по Южной Америке. | §38 | | |
43 | Путешествие по Южной Америке П/р№10«Выявление влияния природных условий на развитие различных районов». | §39 | | |
44 | Бразилия. | §40 | | |
45 | Северная Америка: образ материка. | §41 | | |
46 | Англо- Саксонская Америка. | §42 | | |
47 | Путешествие по Северной Америке | §43 | | |
48 | Путешествие по Северной Америке | §44 | | |
49 | США. П/р№11 «Составление характеристики США». | §45 | | |
50 | Евразия. образ материка | §46 | | |
51 | Евразия. образ материка | §47 | | |
52 | Европа в мире | §48 | | |
53 | Климат Евразии и Курской области . | повторение | | |
54 | Путешествие по Европе | §49 | | |
55 | Путешествие по Европе. П/р№12:«Характеристика природных зон на маршруте путешествия». | §50 | | |
56 | Германия. | §51 | | |
57 | Франция. | Сообщение | | |
58 | Великобритания. | Сообщение | | |
59 | Особенности географического положения Курской области. | доклады | | |
60 | Охраняемые природные территории Курской области. | проекты | | |
61 | Азия в мире. | §52 | | |
62 | Путешествие по Азии | §53 | | |
63 | Путешествие по Азии | §54 | | |
64 | Китай. | §55 | | |
65 | Индия. | §56 | | |
66 | П/р№14: «Описание страны материка Евразия». | | | |
67 | Россия в мире. | §57 | | |
68 | Обобщение за курс 7 класса. | повторение | | |
69 | Резервный урок | | | |
70 | Резервный урок | | | |
Календарно-тематическое планирование
8 класс, 68 часов, 2 часа в неделю
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Особенности географического положения России | Россия в мире | 6 | |
Население России | Россияне | 10 | 1 |
Природа России | Природа России | 22 | |
Природно-хозяйственные зоны. | 6 | 1 |
Хозяйство России | Хозяйство России | 23 | |
| Обобщение за курс «География России» 8 класс | 1 | 0 |
Итого: | | 68 | 5 |
Тематическое планирование уроков географии в 8 классе
№ п\п | Раздел программы. Тема урока | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
1 | Введение .Мы и наша страна на карте мира. | §1-2 | | |
2 | Географическое положение России. | §3-4 | | |
3 | Наша страна на карте часовых поясов. П/р№1: «Определение поясного времени для разных городов России». | §5 | | |
4 | Формирование территории России. | §6-7 | | |
5 | Районирование России | §8 | | |
6 | Наше национальное богатство и наследие. Численность населения | §9,10 | | |
7 | Воспроизводство населения. | §11 | | |
8 | Наш«Демографический портрет». | §12-13 | | |
9 | Мозаика народов. | §14 | | |
10 | Размещение населения | §15 | | |
11 | Города и сельские поселения.Урбанизация. | §16-17 | | |
12 | Миграции населения. | §18-19 | | |
13 | Россияне на рынке труда. | §20 | | |
14 | История развития земной коры. | §21 | | |
15 | Рельеф: тектоническая основа | §22 | | |
16 | Рельеф: скульптура поверхности. | §23 | | |
17 | П/р№2: «Описание рельефа России по плану». | §24 | | |
18 | Ресурсы земной коры. | §25-26 | | |
19 | Солнечная радиация. | §27 | | |
20 | Атмосферная циркуляция. | §28 | | |
21 | Зима и лето в нашей северной стране. | §29 | | |
22 | П/р№3: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средней температур января и июля, годового количества осадков по территории России». | §30 | | |
23 | Как мы живем и работаем в нашем климате. | §31 | | |
24 | Наши моря. П/р№ 4: «Описание Белого моря по типовому плану». | §32 | | |
25 | Наши реки. П/р№ 5: «Описание одной из российских рек» | §33-34 | | |
26 | Где спрятана вода. Водные дороги и перекрёстки. | §35-36,37 | | |
27 | Почва-особое природное тело. | §38 | | |
28 | Растительный и животный мир. Экологическая ситуация и безопасность в России. | §39-42 | | |
29 | Природно-территориальные комплексы России | §43 | | |
30 | Северные безлесные зоны. | §44-45 | | |
31 | Лесные Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны | §46-48 | | |
32 | Субтропики. Высотная поясность | §49,50 | | |
33 | Великие равнины России. Горный Каркас России. | §51,52 | | |
34 | Регионы Многолетней мерзлоты. Экзотика России | §53-54 | | |
35 | Родной край. Изучаем свой край. Обобщение за курс 9 класса | §55,56 | | |
Календарно-тематический планирование
(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Повторение материала | Повторение материала по теме «Хозяйство России» | 8 | |
Районы России | Регионы России | 3 | |
Европейская Россия: | 37 | |
Центральная Россия | 7 | 1 |
Северо-Запад | 5 | |
Европейский Север | 9 | 1 |
Европейский Юг | 5 | |
Поволжье | 5 | |
Урал | 5 | 1 |
Обобщение по теме «Европейская Россия» | 1 | |
Азиатская Россия: | 15 | |
Сибирь | 10 | 1 |
Дальний Восток | 5 | |
Россия в современном мире | Россия в мире | 4 | 1 |
| Обобщение за курс 9 класса | 1 | |
Итого: | | 68 | 5 |
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ п\п | Раздел программы. Тема урока | К-во часов | Домашнее задание | дата |
план | факт |
1 | Топливно-энергетический комплекс. | | | | |
2 | Черная и цветная металлургия. | | | | |
3 | Машиностроение. | | | | |
4 | Химическая промышленность. | | | | |
5 | Лесопромышленный комплекс. ЛПК Архангельской области. | | | | |
6 | Сельское хозяйство. | | | | |
7 | Транспортная инфраструктура. | | | | |
8 | Изучаем сферу услуг Курской области. | | | | |
9 | Районирование России. Административно-территориальное деление Курской области. | | | | |
10 | Экологическая ситуация в России. | | | | |
11 | Экологическая безопасность в России. | | | | |
12 | Пространство Центральной России. Пр. работа №1:«Выявление и анализ условий для развития Центральной России». | | | | |
13 | Восточно-Европейская равнина – особенности природы. | | | | |
14 | Центральная Россия: освоение территории и население. | | | | |
15 | Центральная Россия: хозяйство (1). | | | | |
16 | Центральная Россия: хозяйство (2). | | | | |
17 | Волго-Вятский район и Центрально-Чернозёмный район. | | | | |
18 | Москва – столица России. | | | | |
19 | Пространство Северо-Запада. | | | | |
20 | Северо-Запад: " Окно в Европу". | | | | |
21 | Северо-Запад: хозяйство. | | | | |
22 | Санкт- Петербург – культурная столица России. | | | | |
23 | Калининградская область. | | | | |
24 | Пространство Европейского Севера. | | | | |
25 | Европейский Север: освоение территории. | | | | |
26 | Население Европейского Севера. | | | | |
27 | Хозяйство Европейского Севера. | | | | |
28 | Европейский Север: проблемы и перспективы. | | | | |
29 | Архангельская область: географическое положение. | | | | |
30 | Население Архангельской области. | | | | |
31 | Природно-ресурсный потенциал Архангельской области. | | | | |
32 | Проблемы и перспективы развития Архангельской области. Пр. работа № 2: «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности». | | | | |
33 | Пространство Европейского Юга. | | | | |
34 | Особенности природы Северного Кавказа. | | | | |
35 | Европейский Юг: население. | | | | |
36 | Европейский Юг: освоение территории. | | | | |
37 | Европейский Юг: особенности хозяйства. Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе» | | | | |
38 | Пространство Поволжья. | | | | |
39 | Поволжье: освоение территории. | | | | |
40 | Население Поволжья. | | | | |
41 | Хозяйство Поволжья. | | | | |
42 | Проблемы и перспективы развития Поволжья. | | | | |
43 | Пространство Урала. | | | | |
44 | Особенности природы Урала | | | | |
45 | Урал: население и города. | | | | |
46 | Урал: освоение территории и хозяйство. | | | | |
47 | Пр.работа № 3: «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала». | | | | |
48 | Обобщение по теме «Европейская Россия» | | | | |
49 | Пространство Сибири. Пр. работа № 4: «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири». | | | | |
50 | Особенности природы Западно-Сибирской равнины. | | | | |
51 | Горы Южной Сибири: особенности природы. | | | | |
52 | Освоение территории Сибири. | | | | |
53 | Сибирь: население. | | | | |
54 | Сибирь: хозяйство. | | | | |
55 | Западная Сибирь. | | | | |
56 | Восточная и Северо-Восточная Сибирь. | | | | |
57 | Байкал - объект Всемирного природного наследия. | | | | |
58 | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | | | | |
59 | Дальнего Востока. Главные особенности природы Дальнего Востока. | | | | |
60 | Освоение территории Дальнего Востока. | | | | |
61 | Население Дальнего Востока. | | | | |
62 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы. | | | | |
63 | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». | | | | |
64 | Россия в мире. | | | | |
65 | Геополитическое влияние России. | | | | |
66 | Экономическое влияние России. | | | | |
67 | Внешнеторговые отношения современной России. Пр.работа № 5: «Анализ показателей внешнеторгового оборота России». | | | | |
68 | Обобщение за курс 9 класса | | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
5-6 класс
География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)
Атлас 5-6 класс
7 класс
География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017.-(Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабочая тетрадь)
В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)
Атлас 7 класс
8 класс
География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2018. – (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)
Атлас 8 класс
9 класс
География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)
Атлас 9 класс
География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
-Мультимедиа - проектор.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |