СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-9 классы»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Сторожевская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района

Курской области


Рассмотрена

на заседании МО

Протокол №____

от _________20 г.

Руководитель МО

___________/_______/


Принята

решением

педагогического совета

Протокол № ______

От «__»______ 20 г.


Утверждена

приказом №______

от«___»_______20 года

Директор МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»

__________/О.В.Бобровская





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

5-9 класс

Срок реализации:5 лет


Учитель географии


Емельянова Анна Николаевна

















село Сторожевое

2021 – 2026 уч/год.


Пояснительная записка

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам (далее также – Положение) разработано на основании:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»

- Устава МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как, о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,

о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.


Место курса географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения -272, из них по 34 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8 и 9 классах.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»


Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:


5–6 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Коммуникативные УУД:

5–6 классы

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:


5–6 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.


Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются:

5 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

6 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

7 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  • использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  • понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

8 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС

Раздел: Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле (4 часа)

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта (11 часов)

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).

Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.

Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Курской области

№ 1. Построение плана местности (пришкольного участка).

№ 2. Определение географических координат объектов в мире и Курской области.

Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)


Человек на Земле (3 часа)

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.


Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Курской области,

изучение их свойств.

Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Курской области.

Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов.

Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».

№ 3. Определение горных пород, встречающихся в Курской области, изучение их свойств.

№ 4. Описание гор, равнин мира и Курской области.

№ 5. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов.


6 КЛАСС

Раздел: Природа Земли и человек (34 часа)


Гидросфера — водная оболочка Земли. (13 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Пр.р. № 1. Описание Белого моря по плану.

Пр.р. № 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Пр.р. № 3. Описание Северной Двины по плану.


Р.С. № 1. Описание Белого моря по плану.

Р.С. № 2. Описание Северной Двины по плану.

Р.С. № 3. Гидросфера и человек (на примере своего региона).


Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Пр.р. № 4. Построение розы ветров.

Пр.р. № 5. Наблюдение за погодой, обработка данных.


Р.С. № 4. Атмосфера и человек (на примере своей местности).


Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.



Географическая оболочка Земли (5 часов)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


Пр.р. № 6. Нанесение на карту природных зон Земли.


Обобщение знаний по изученному курсу (1 час)

7 класс

Раздел: Источники географической информации (3 часа)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.


№ 1. Взаимодействие человека с окружающей средой в Курской области.


Раздел: Население Земли (6 часов)

Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.

Пр.р. № 1. «Составление характеристики населения мира»

Пр.р. № 2. «Выявление особенностей хозяйственной деятельности в мире»

№ 2. Население Курской области.


Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)


Природа Земли (14 часов)

Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.

Пр.р. № 3. «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»

Пр.р. № 4. «Описание течения Мирового океана»

Пр.р. № 5. «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»


Р.С. № 3. Реки и озёра Курской области.

Р.С. № 4. Климат Курской области.


Природные комплексы и регионы (5 часов)

Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.

Пр.р. № 6. «Описание природных зон по карте»

Пр.р. № 7. «Описание океана по плану»

Пр.р. № 8. «Сравнение географического положения материков»


Материки и страны (39 часов)

Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.

Пр.р. № 9. «Описание климатограмм»

Пр.р. № 10. «Разработка туристического маршрута по Австралии»

Пр.р. № 11. «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов»

Пр.р. № 12. «Составление характеристики США»

Пр.р. № 13. «Характеристика природных зон на маршруте путешествия»

Пр.р. № 14. «Описание страны материка Евразия»


Р.С. № 5. Особенности географического положения Курской области.

Р.С. № 6. Охраняемые природные территории области.

Обобщение (1 час)

Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»


Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.

Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.



8 КЛАСС

География России


Раздел: Особенности географического положения России

Россия в мире (6 часа)

Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование территории России.

Пр.р. № 1. Определение поясного времени для разных городов России.

Пр.р. № 2. Ориентирование по физической карте России.


Раздел: Население России

Россияне (10 часов)

Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос. Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.

Пр.р. № 3. Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России.


Р.С. № 1. Численность населения России и Курской области.

Р.С. № 2. Национальный состав России и Курской области.

Р.С. № 3. Размещение населения России и Курской области

Р.С. № 4. Население Курской области


Раздел: Природа России

Природа России (22 часа)

Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва и её значение.

Пр.р. № 4. Описание рельефа России по плану.

Пр.р. № 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России.

Пр.р. № 6. Нанесение на контурную карту форм рельефа и поверхностиРоссии и Курской области

Пр.р. № 7. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.

Пр.р. № 8. Оценка климатических условий одного из регионов России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения.

Пр.р. № 9. Описание Белого моря по типовому плану.

Пр.р. № 10. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей её хозяйственного использования.

Пр.р. № 11. Составление характеристики почвенных ресурсов Курской области.


№ 5. Основные месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые Курской области.

№ 6. Климатические пояса и типы климатов России, Курской области.

Р.С. № 7. Водные ресурсы Курской области.

Р.С. № 8. Почва - особое природное тело. Почвы Курской области.


Природно-хозяйственные зоны (6 часов)

Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.

Пр.р. № 12. Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.

Р.С. № 9. Лесные зоны России и Курской области.

Р.С. № 10. Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.


Раздел: Хозяйство России (23 часов)

Развитие хозяйства. Отрасль. Особенности экономики России. Типы предприятий. Приватизация. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Кооперирование. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.

Пр.р. № 13. Характеристика угольного бассейна России.

Пр.р. № 14. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Пр.р. № 15. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России.

Пр.р. № 16. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

№ 11. Электроэнергетика. ТЭК Курской области

№ 12. Лесопромышленный комплекс. ЛПК Курской области.

№ 13. Характеристика хозяйства Курской области


Обобщение за курс 8 класса (1 час)

Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.


9 КЛАСС

География России


Раздел: Повторение материала

Повторение материала по теме «Хозяйство России» (8 часов)

Развитие хозяйства. Отрасль. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.


Р.С. № 1. Лесопромышленный комплекс. ЛПК Курской области.

Р.С. № 2. Изучаем сферу услуг Курской области.


Раздел: Районы России

Регионы России (3 часа)

Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России как один из видов районирования. Соотношение районов по территории, населению, объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Крупные природные регионы России. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.

Р.С. № 3. Районирование России. Административно-территориальное деление Курской области.

Европейская Россия (37 часов):

Центральная Россия (7 часов)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Проблемы сельской местности.

Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Пр.р. № 1. «Выявление и анализ условий для развития Центральной России»


Северо-Запад (5 часов)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.

Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.


Европейский Север (9 часов)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Пр.р. № 2. «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности».


Р.С. № 4. Архангельская область: географическое положение.

Р.С. № 5. Население Архангельской области.

Р.С. № 6. Природно-ресурсный потенциал Архангельской области.

Р.С. № 7. Проблемы и перспективы развития Архангельской области.


Европейский Юг (5 часов)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Поволжье (5 часов)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.


Урал (5 часов)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района. Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.

Пр.р. № 3. «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала».


Обобщение по теме «Европейская Россия» (1 час)


Азиатская Россия (15 ч):

Сибирь (10 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирский равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.

Пр.р. № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»

Дальний Восток (5 ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский фасад" России? Внешние связи региона.


Раздел: Россия в современном мире

Россия в мире (4 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Пр.р. № 5. «Анализ показателей внешнеторгового оборота России»

Обобщение за курс 9 класса (1 час)

Регионы России, Европейская Россия, Азиатская Россия, Россия в мире.





Тематический план

(5 класс, 34 часа, 1 час в неделю)


Раздел


Тема

Количество часов

Количество практических работ

Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле

4

0

Земля – планета Солнечной системы

4

0

План и карта

11

3

Природа Земли и человек

Человек на Земле

3

0

Литосфера – твердая оболочка Земли

12

4

Итого


34

7


Календарно-тематическое планирование

в 5 классе

35 часов 1 час в неделю

п/п

Раздел программы. Тема урока

Домашнее задание

дата

план

дата

1

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

П.1



2

Как люди открывали Землю.

П.2

П.3



3

Великие географические открытия.

П.4



4

География сегодня.

П.5



5

Мы во Вселенной.

П.6



6

Движение Земли.

П.7



7

Солнечный свет на Земле.

П.8



8

Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы».

Вопрос 1 стр.32



9

Ориентирование на местности.

П.9



10

Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб.

П.10



11

Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте.

П.11



12

Практическая работа №1: «Построение плана местности».

П.12



13

Географическая карта.

П.13



14

Градусная сетка.

П.14



15

Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений».

Стр.50



16

Географические координаты. Широта.

П.15



17

Географические координаты. Долгота.

П.16



18

Практическая работа №3: «Определение географических координат объектов в мире и Курской области»

Стр.56



19

Обобщение по теме «План и карта».

П.17



20

Расы и народы.




21

Сравнение стран мира по политической карте.




22

Земная кора – верхняя часть литосферы.

П.18



23

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.


П.19




24

Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в Курской области, изучение их свойств».

П.19



25

Движения земной коры. Землетрясения.

П.20



26

Движения земной коры. Вулканы.

П.21



27

Рельеф Земли. Равнины.

П.22



28

Рельеф Земли. Горы.

П.23



29

Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Курской области».




30

Практическая работа №6: «Обозначение на кон.карте гор и равнин мира своей местности, районов землетрясений и вулканов».




31

Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».




32

Защита проектов: «Скульптурный портрет Земли».

П.24



33

Литосфера и человек

П.25



34

Итоговое тестирование по изученному курсу

повторение



35

Обобщение знаний по изученному курсу

повторение




Тематический план

(6 класс, 35 часа, 1 час в неделю)


Раздел


Тема

Количество часов

Количество практических работ

Природа Земли и человек

Гидросфера – водная оболочка Земли.

13

3

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11

2

Биосфера – живая оболочка Земли

4

0

Географическая оболочка Земли

5

1

Обобщение по курсу географии 6 класса

1

0

Итого


35

6


Календарно-тематическое планирование

в 6 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Состав и строение гидросферы

§26




2

Мировой океан

§27



3

Мировой океан. П/р №1: «Описание моря по плану (на примере Белого моря)».

§28



4

Учимся с «Полярной звездой»

§29



5.

Воды океана. П/р№2:» Нанесение на контурную карту объектов гидросферы».

§30



6.

Реки Земли-артерии Земли

§31,§32


 

7.

Озера и болота

§33



8.

П/р№3: «Описание реки по плану на примере Северной Двины».

Стр.112 вопрос 7


 

9.

Подземные воды и ледники

§34

 


10.

Гидросфера и человек (на примере своего региона).

§35


 

11.

Обобщение по теме «Гидросфера -водная оболочка Земли»

Вопросы стр.118


 

12.

Состав и строение атмосферы

§36

 


13.

Тепло в атмосфере

§37



14.

Тепло в атмосфере

§38


 

15.

Атмосферное давление

§39



16.

Ветер. П/р№4: «Построение розы ветров».

§40


 

17.

Влага в атмосфере.

§41



18.

П/р№5: «Наблюдение за погодой, обработка данных». Влага в атмосфере

§42


 

19.

Погода и климат

§43


 

20.

Учимся с «Полярной звездой»

§44


 

21.

Атмосфера и человек

§45

 


22.

Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Вопросы стр.148


 

23.

Биосфера - земная оболочка

§46

 


24.

Биосфера - сфера жизни

§47


 

25.

Почвы

§48


 

26.

Биосфера и человек

§49



27.

Географическая оболочка

§50



28.

Природные зоны Земли. П/р№6: «Нанесение на контурную карту природных зон Земли».

§51


 

29.

Культурные ландшафты

§52


 

30.

Природное и культурное наследие

§53


 

31.

Обобщение по темам «Биосфера» и «Географическая оболочка»

Вопросы стр.160,175

 


32.

Контрольная работа за курс 6 класс

Тестовая работа

 


33.

Поу по разделу «География Земли» за курс 6 класса

Тестовая работа

 

 

34-35.

Резервный урок





Тематический план

(7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)


Раздел


Тема

Количество часов

Количество практических работ

Источники географической информации

Источники географической информации

3

0


Население Земли

Население Земли

6

2


Материки, океаны, страны

Природа Земли

14

3


Природные комплексы и регионы

5

3


Материки и страны

39

6


Обобщение

1

0


Итого:


68

12



Тематическое планирование уроков географии в 7 классе

№ п\п

Раздел программы.

Тема урока

Домашнее задание


Дата

план

факт

1

Как вы будете изучать географию в 7-м классе.

§1



2

Методы изучения окружающей среды. Взаимодействие человека с окружающей средой в Курской области.




3

Географические карты.

§2



4

Как люди заселяли Землю

§3



5

Население современного мира

§4



6

Размещение людей на Земле. П/р№1: «Составление характеристики населения мира».

§4



7

Народы, языки и религии

§5



8

Города и сельские поселения.

§6



9

Страны мира

§7



10

Развитие земной коры.

§9



11

Земная кора на карте.

§10



12

Природные ресурсы земной коры

§11



13

П/р№2 «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом».




14

Температура воздуха на разных широтах

§12



15

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

§13



16

Общая циркуляция атмосферы

§14



17

Климатические пояса и области Земли.

§15



18

Океанические течения. П/р№3: «Описание течения Мирового океана».

§16



19

Реки и озёра Земли

§17



20

Учимся с «Полярной звездой».

§18



21

Растительный и животный мир Земли. П/р№4 «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира».

§19



22

Почвы.

§20



23

Обобщение по теме «Природа Земли»




24

Природные зоны Земли. П/р № 5«Описание природных зон по карте».

§21



25

Океаны Земли. Тихий и Северный Ледовитый океаны.

§22



26

Атлантический и Индийский океаны. П/р №6 «Описание океана по плану».

§23



27

Материки .П/р №7 «Сравнение географического положения материков».

§24



28

Как мир делится на части и как объединяется

§25



29

Африка: образ материка.

§26



30

Африка в мире.

§27



31

Путешествие по Африке .

§28



32

Путешествие по Африке. П/р8«Описание климатограмм».

§29



33

Египет

§30



34

Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

§31



35

Австралия: образ материка.

§32



36

Австралия: путешествие. №9 «Разработка туристического маршрута по Австралии».

§33



37

Обобщение по теме «Австралия»

повторение



38

Антарктида.

§34



39

Южная Америка: образ материка.

§35



40

Южной Америки.

§36



41

Латинская Америка в мире.

§37



42

Путешествие по Южной Америке.

§38



43

Путешествие по Южной Америке

П/р№10«Выявление влияния природных условий на развитие различных районов».

§39



44

Бразилия.

§40



45

Северная Америка: образ материка.

§41



46

Англо- Саксонская Америка.

§42



47

Путешествие по Северной Америке

§43



48

Путешествие по Северной Америке

§44



49

США. П/р№11 «Составление характеристики США».

§45



50

Евразия. образ материка

§46



51

Евразия. образ материка

§47



52

Европа в мире

§48



53

Климат Евразии и Курской области .

повторение



54

Путешествие по Европе

§49



55

Путешествие по Европе. П/р№12:«Характеристика природных зон на маршруте путешествия».

§50



56

Германия.

§51



57

Франция.

Сообщение



58

Великобритания.

Сообщение



59

Особенности географического положения Курской области.

доклады



60

Охраняемые природные территории Курской области.

проекты



61

Азия в мире.

§52



62

Путешествие по Азии

§53



63

Путешествие по Азии

§54



64

Китай.

§55



65

Индия.

§56



66

П/р№14: «Описание страны материка Евразия».




67

Россия в мире.

§57



68

Обобщение за курс 7 класса.

повторение



69

Резервный урок




70

Резервный урок





Календарно-тематическое планирование

8 класс, 68 часов, 2 часа в неделю


Раздел


Тема


Количество часов

Количество практических работ

Особенности географического положения России


Россия в мире

6

Население России

Россияне

10

1

Природа России

Природа России

22


Природно-хозяйственные зоны.

6

1

Хозяйство России

Хозяйство России

23



Обобщение за курс «География России» 8 класс

1

0

Итого:


68

5



Тематическое планирование уроков географии в 8 классе


№ п\п

Раздел программы.

Тема урока


Домашнее задание


Дата

план

факт

1

Введение .Мы и наша страна на карте мира.

§1-2



2

Географическое положение России.

§3-4



3

Наша страна на карте часовых поясов. П/р№1: «Определение поясного времени для разных городов России».

§5



4

Формирование территории России.

§6-7



5

Районирование России

§8



6

Наше национальное богатство и наследие. Численность населения

§9,10



7

Воспроизводство населения.

§11



8

Наш«Демографический портрет».

§12-13



9

Мозаика народов.

§14



10

Размещение населения

§15



11

Города и сельские поселения.Урбанизация.

§16-17



12

Миграции населения.

§18-19



13

Россияне на рынке труда.

§20



14

История развития земной коры.

§21



15

Рельеф: тектоническая основа

§22



16

Рельеф: скульптура поверхности.

§23



17

П/р№2: «Описание рельефа России по плану».

§24



18

Ресурсы земной коры.

§25-26



19

Солнечная радиация.

§27



20

Атмосферная циркуляция.

§28



21

Зима и лето в нашей северной стране.

§29



22

П/р№3: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средней температур января и июля, годового количества осадков по территории России».

§30



23

Как мы живем и работаем в нашем климате.

§31



24

Наши моря. П/р№ 4: «Описание Белого моря по типовому плану».

§32



25

Наши реки. П/р№ 5: «Описание одной из российских рек»

§33-34



26

Где спрятана вода. Водные дороги и перекрёстки.

§35-36,37



27

Почва-особое природное тело.

§38



28

Растительный и животный мир. Экологическая ситуация и безопасность в России.

§39-42



29

Природно-территориальные комплексы России

§43



30

Северные безлесные зоны.

§44-45



31

Лесные Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны

§46-48



32

Субтропики. Высотная поясность

§49,50



33

Великие равнины России. Горный Каркас России.

§51,52



34

Регионы Многолетней мерзлоты. Экзотика России

§53-54



35

Родной край. Изучаем свой край. Обобщение за курс 9 класса

§55,56




Календарно-тематический планирование

(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)


Раздел


Тема

Количество часов

Количество практических работ

Повторение материала

Повторение материала по теме «Хозяйство России»

8


Районы России

Регионы России

3


Европейская Россия:

37


Центральная Россия

7

1

Северо-Запад

5


Европейский Север

9

1

Европейский Юг

5


Поволжье

5


Урал

5

1

Обобщение по теме «Европейская Россия»

1


Азиатская Россия:

15


Сибирь

10

1

Дальний Восток

5


Россия в современном мире

Россия в мире

4

1


Обобщение за курс 9 класса

1


Итого:


68

5


Календарно-тематическое планирование в 9 классе


№ п\п

Раздел программы.

Тема урока


К-во часов


Домашнее задание


дата

план

факт

1

Топливно-энергетический комплекс.





2

Черная и цветная металлургия.





3

Машиностроение.





4

Химическая промышленность.





5

Лесопромышленный комплекс. ЛПК Архангельской области.





6

Сельское хозяйство.





7

Транспортная инфраструктура.





8

Изучаем сферу услуг Курской области.





9

Районирование России. Административно-территориальное деление Курской области.





10

Экологическая ситуация в России.





11

Экологическая безопасность в России.





12

Пространство Центральной России. Пр. работа №1:«Выявление и анализ условий для развития Центральной России».





13

Восточно-Европейская равнина – особенности природы.





14

Центральная Россия: освоение территории и население.





15

Центральная Россия: хозяйство (1).





16

Центральная Россия: хозяйство (2).





17

Волго-Вятский район и Центрально-Чернозёмный район.





18

Москва – столица России.





19

Пространство Северо-Запада.





20

Северо-Запад: " Окно в Европу".





21

Северо-Запад: хозяйство.





22

Санкт- Петербург – культурная столица России.





23

Калининградская область.





24

Пространство Европейского Севера.





25

Европейский Север: освоение территории.





26

Население Европейского Севера.





27

Хозяйство Европейского Севера.





28

Европейский Север: проблемы и перспективы.





29

Архангельская область: географическое положение.





30

Население Архангельской области.





31

Природно-ресурсный потенциал Архангельской области.





32

Проблемы и перспективы развития Архангельской области.

Пр. работа № 2: «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности».





33

Пространство Европейского Юга.





34

Особенности природы Северного Кавказа.





35

Европейский Юг: население.





36

Европейский Юг: освоение территории.





37

Европейский Юг: особенности хозяйства.

Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе»





38

Пространство Поволжья.





39

Поволжье: освоение территории.





40

Население Поволжья.





41

Хозяйство Поволжья.





42

Проблемы и перспективы развития Поволжья.





43

Пространство Урала.





44

Особенности природы Урала





45

Урал: население и города.





46

Урал: освоение территории и хозяйство.





47

Пр.работа № 3: «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала».






48

Обобщение по теме «Европейская Россия»





49

Пространство Сибири.

Пр. работа № 4: «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири».





50

Особенности природы Западно-Сибирской равнины.





51

Горы Южной Сибири: особенности природы.





52

Освоение территории Сибири.





53

Сибирь: население.





54

Сибирь: хозяйство.





55

Западная Сибирь.





56

Восточная и Северо-Восточная Сибирь.





57

Байкал - объект Всемирного природного наследия.





58

Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге»





59

Дальнего Востока. Главные особенности природы Дальнего Востока.





60

Освоение территории Дальнего Востока.





61

Население Дальнего Востока.





62

Дальний Восток: хозяйство и перспективы.





63

Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».





64

Россия в мире.





65

Геополитическое влияние России.





66

Экономическое влияние России.





67

Внешнеторговые отношения современной России. Пр.работа № 5: «Анализ показателей внешнеторгового оборота России».





68

Обобщение за курс 9 класса






Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса пред­усматривает использование УМК (учебно-методических комп­лектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:

5-6 класс

  1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы (рабочая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 5-6 класс

7 класс

  1. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017.-(Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабочая тетрадь)

  3. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 7 класс

8 класс

  1. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2018. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабочая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 8 класс

9 класс

  1. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)

  2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)

  4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)

  5. Атлас 9 класс

  6. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.


Материально-техническое обеспечение:


- Компьютер.

-Мультимедиа - проектор.

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.

Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!