СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-9 класс»

Мурадымовский филиал муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Байназарово муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель зав.филиала Зав. Мурадымовского филиала

______/Г.Ф.Муратшина./ по УВР _____/Г.Г.Мухамедьянова/ ______/Ф.Ф.Муратшин/ Протокол №_____ от __________2021 г Приказ № _____ от

___________ 2021 г. ____________ 2021 г.





Рабочая программа основного общего образования

по ГЕОГРАФИИ для 5-9 классов








Составитель: Мухаметова Гульфия Зиннатовна, учитель географии, высшая квалификационная категория





2021- 2022 учебный год



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ООО, ООП ООО Мурадымовского филиала МОБУ СОШ д.Байназарово , принятый приказ № __ от __ __________20__г, для предметной линии учебников географии под редакцией В.П. Дронова.

Рабочая программа соответствует учебному плану Мурадымовского филиала МОБУ СОШ д.Байназарово на 2021-2022 учебный год, Федеральному перечню учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа оформлена в соответствии с методическими рекомендациями «Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов» (журнал «Учитель Башкортостана» № 7, 2017 г.)


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющий общность их исторических судеб;

- понимание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантность;

Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Умения производить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, писать письмо, заявление и т.п.;

Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

умение работать с разными источниками географической информации;

умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

картографическая грамотность;

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



Содержание учебного предмета

5 класс (1ч в неделю, всего 35ч, из них 1ч – резервное время)

Введение (1ч)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел 1. Накопление знаний о земле (5ч)

Познание земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. История исследования территории Башкортостана. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Раздел 2. Земля во Вселенной (7ч)

Земля и космос. Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля – часть солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий.

Раздел 3. Географические модели Земли (10ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по космосу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности – крупно - масштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт. Башкортостан на карте России. Территория Башкортостана: площадь, границы, соседние республики и области, географические координаты крайних точек.

Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел 4. Земная кора (11ч)

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Геологическое строение территории республики. Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Описание основных форм рельефа Башкортостана.

Движения земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. Изменение форм рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности. Влияние человека на рельеф своего района.

Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.


6 класс (1ч в неделю, всего 35ч, из них 1ч – резервное время)

Введение (1ч)

Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.

Раздел 5. Атмосфера (11ч)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течении суток и года. Показатели изменений температуры.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.

Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.

Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.

Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.

Практические работы. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.


Раздел 6. Гидросфера (12ч)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

Практическая работа 4. Нанесение на карту основные части вод Мирового океана.

Раздел 7. Биосфера (7ч)

Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.

Человек и биосфера. Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Практические работы. 5. Определение состава (строения) почвы.

Раздел 8. Географическая оболочка (3ч)

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Географическая оболочка - прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.



Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. (2ч в неделю, всего 68ч)

Введение (3ч)

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»? Для чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и океаны). Части света.

Как люди открывали мир. География в древности. География в античном мире. География в раннем Средневековье (V-XIV вв.). Эпоха Великих географических открытий (XV-XVII вв.). Эпоха первых научных экспедиций (XVII-XVIII вв.). Эпоха научных экспедиций XIX в. Современная эпоха развития знаний о Земле.

Методы географических исследований и источники географических знаний. Методы изучения Земли.

Практические работы. 1. Работа с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).


Раздел 1. Главные особенности природы Земли (9ч)


ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2ч)

Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.

Практические работы. 2. Определение по карте направления передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).


АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2ч)

Климатообразующие факторы. Причины (факторы), влияющие на формирование климата.

Климатические пояса. Климатические пояса Земли. Основные характеристики экваториального, тропического, субэкваториального, тропического, субэкваториального, субтропического, умеренного арктического и субарктического, антарктического и субантарктического поясов. Климат и человек.


ГИДРОСФЕРА (2ч)

Мировой океан – основная часть гидросферы. Роль гидросферы в жизни Земли. Влияние воды на состав земной коры и образование рельефа. Роль воды в формировании климата. Вода – необходимое условие для существования жизни. Роль воды в хозяйственной деятельности людей. Свойства вод океана. Водные массы. Поверхностные течения в океане.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты. Влияние суши на Мировой океан.

Практические работы. 3. Обозначение на контурной карте условными знаками побережий материков и шельфа как особых территориально – аквальных природных комплексов; выделение среди них районов, используемых для лечения и отдыха.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3ч)

Свойства и особенности строения географической оболочки. Свойства географической оболочки. Особенности строения географической оболочки. Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие природно – территориальных комплексов.

Закономерности географической оболочки. Целостность географической оболочки. Ритмичность существования географической оболочки.

Географическая зональность. Образование природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Практические работы. 4. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.


Раздел 2. Население Земли (3ч)


Численность населения и размещение людей на Земле. Численность населения Земли. Причины, влияющие на численность населения.

Народы и религии мира. Расы, этносы. Мировые и национальные религии. Культурно-исторические регионы мира. Страны мира.

Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности населения. Их влияние на природные комплексы. Городское и сельское население.

Практические работы.5. Анализ изменения численности и плотности населения Земли. 6. Характеристика размещения этносов и распространения религий в мире. 7. Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Характеристика функций городов, разных типов сельских поселений.



Раздел 3. Материки и океаны (49ч)


АФРИКА (11ч)

Географическое положение. История исследования. Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.


ПРИРОДА МАТЕРИКА (5ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые.

Климат. Распределение температур воздуха. Распределение осадков. Климатические пояса.

Внутренние воды. Внутренние воды. Основные речные системы. Озера. Значение внутренних вод для хозяйства.

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Экваториальные леса. Саванны.

Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.


НАРОДЫ И СТРАНЫ (5ч)

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны Северной Африки. Страны Северной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Судана и Центральной Африки. Страны Судана и Центральной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Гвинеи (Республика Гвинея), Демократической Республики Конго (ДР Конго).

Страны Восточной Африки. Страны Восточной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Кении.

Страны Южной Африки. Страны Южной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики (ЮАР).

Практические работы. 8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка. 9. Обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 10. Определение причин разнообразия природных зон материка. 11. Описание природных условий, население и его хозяйственной деятельности одной из африканских стран.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4ч)

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Влияние человека на природу.

Австралия. Население. Хозяйство.

Океания. Географическое положение. Природа. Народы и страны.

Практические работы. 12. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.


ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7ч)

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия и исследования.


ПРИРОДА МАТЕРИКА (3ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Анды – самые длинные горы на суше. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Экваториальные леса. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность в Андах. Изменение природы человеком.


НАРОДЫ И СТРАНЫ (3ч)

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии, Аргентины.

Андские страны. Андские страны. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу, Чили.

Практические работы. 13. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. 14. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся), определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. Оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.


АНТАРКТИДА (1ч)

Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа. Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие и исследование. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Правовое положение материка.

Практические работы. 15. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.


ОКЕАНЫ (3ч)

Северный Ледовитый океан. Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Тихий и Индийский океаны. Тихий океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Индийский океан. . Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Атлантический океан. Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Практические работы.16. Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (6ч)

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия. Русские исследователи Северо-Западной Америки.


ПРИРОДА МАТЕРИКА (3ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды. Основные речные и озерные системы равнин и Аппалачей. Реки и озера Кордильер.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса. Степи. Изменение природы человеком.


НАРОДЫ И СТРАНЫ (2ч)

Население и политическая карта. Канада. Народы. Политическая карта. Географическое положение, природа, население и хозяйство Канады.

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Географическое положение, природа, население, хозяйство США. Общая характеристика Средней Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практические работы. 17. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. 18. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территорий по пути следования.


ЕВРАЗИЯ (17ч)


Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия и исследования.


ПРИРОДА МАТЕРИКА (4ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Климат. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение и многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Субтропические леса и кустарники. Муссонные (переменно-влажные) леса. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотные пояса в Гималаях и Альпах.


НАРОДЫ И СТРАНЫ (12ч)

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны Северной Европы. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Западной Европы. Страны Западной Европы. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия Великобритании, Франции, Германии.

Страны Восточной Европы. Восточная Европа. Северная группа стран. Южная группа стран. Географическое положение, природа, население, хозяйство Украины.

Страны Южной Европы. Италия. Южная Европа. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии.

Страны Юго-Западной Азии. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана и стран Центральной Азии.

Страны Восточной Азии. Китай. Страны Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Китая.

Япония. Географическое положение, природа, население, хозяйство Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Страны Южной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Страны Юго-Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практические работы. 19. Сравнение климата Евразии и северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. 20. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. 21. Определение признаков и группировка по ним стран Евразии. 22. Характеристика политической карты Евразии. 23. Составление описания одной из стран Южной Европы. 24. Составление описания одной из стран зарубежной Азии.


Раздел 4. Земля – наш дом (2ч)


Взаимодействие человеческого общества и природы. Взаимодействие человека и природы. Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Мировые экологические проблемы. Экологическая карта.

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Основные типы природопользования. Источники загрязнения природной среды. Региональные экологические проблемы и их зависимость от хозяйственной деятельности. Что надо делать для сохранения благоприятных условий жизни?

Практические работы. 25. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. 26. Составление и защита учебных проектов, локальной, региональной или глобальной реконструкции природы нашей планеты в виде рисунков, схем, картосхем и кратких описаний. Изображение личной эмблемы (герба) учащегося с географической тематикой.



География России. Природа, население, хозяйство. 8-9 классы (136ч, по 2ч в неделю, 68ч в 8 классе и 68ч в 9 классе)


8 класс


ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.


Раздел 1

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12ч)


Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Географическое положение Республики Башкортостан. Оценка физико-, экономико- и политико-географического положения: положение по отношению к крупным природным регионам, экономическим районам, транспортной сети.


Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория. История географических исследований и освоения территории республики. Первые географические сведения о территории и хозяйстве Южного Урала.

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.


Раздел 2

ПРИРОДА РОССИИ (35 ч)


Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области. Современное административно-территориальное устройство республики Башкортостан: административные районы и города. Тектоническая, геологическая и физическая карты РБ. Равнины Южного Приуралья: Бугульминско-Белебеевская возвышенность, грядово-холмистая возвышенность Общего Сырта, Уфимское плато, Бирская возвышенность, Камско-Бельская равнина, Прибельская увалистая низменность. Шиханы. Рельеф горной области. Горы Южного Урала: Зилаирское плато, хребет Уралтау, гора Ямантау. Геологические памятники РБ.

Практическая работа. 3. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Типы климатов республики и агроклиматические ресурсы. Влияние Уральских гор. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.


Практические работы. 4. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 5. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 6. Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.


Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы Башкортостана. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Бассейны рек: Волги (Белая, Буй, Ик), Урала (Сакмара, Большой Ик, Таналык), Оби (Уй, Миасс). Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы Башкортостана.

Практические работы. 7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.


Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Почвы и земельные ресурсы республики Башкортостан.

Практическая работа. 9. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.


Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир РБ.

Практическая работа. 10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природные зоны Башкортостана.. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. 11. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ


Раздел 3

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)

Тема 1: Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Население Башкортостана. Половозрастной состав населения РБ.

Тема 2: Национальный состав

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.


Тема 3: Городское и сельское население страны

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Городское и сельское население РБ. Темпы и масштабы урбанизации в РБ

Тема 4: Миграции населения

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны

Тема 5: Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размеще­нии хозяйства. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема. Индекс человеческого развития в республике Башкортостан.

Практические работы. 12. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 13. Определение различий в расселении населения по территории. 14. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 15. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.


Раздел 4

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)


Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Общая характеристика хозяйства Башкортостана. Место и роль РБ в экономике России.

Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использова­ния. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Земля — глав­ное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысло­вых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бас­сейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

АПК Башкортостана. География растениеводства РБ. География животноводства РБ. Типы сельскохозяйственных районов РБ. Народные промыслы Башкортостана.

Практические работы. 16. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 17. Составление типовой схемы АПК. 18. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.

Резерв – 3 часа.



9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Раздел IV. Хозяйство России (продолжение) (20 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса.

ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ – ОТРАСЛИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЁ (12 ч)

Тема 1. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Что такое топливно-энергетический комплекс. Для чего и как составляется топливно-энергетический баланс. Каковы проблемы развития российского ТЭК.

Тема 2. Нефтяная промышленность. Сколько нефти добывается в России. Где расположены основные нефтяные базы страны. Куда транспортируют и где перерабатывают российскую нефть. Как нефтяная промышленность влияет на окружающую среду.

Тема 3. Газовая промышленность. Сколько природного газа добывают в России. Где в России расположены основные базы добычи газа. Куда транспортируют российский газ. Как газовая промышленность влияет на окружающую среду.

Тема 4. Угольная промышленность. Сколько угля добывается в России. Где находятся основные базы добычи угля. Как угольная промышленность влияет на окружающую среду.

Тема 5. Электроэнергетика. Сколько электроэнергии производится в России. Как размещаются электростанции различных типов. Как в России используют нетрадиционные источники энергии. Что такое энергосистемы и для чего они нужны. Как электроэнергетика влияет на окружающую среду.

Тема 6. Металлургия. География чёрной металлургии. Что такое металлургия. Сколько чёрных металлов производится в России. Как размещаются металлургические предприятия. Где находятся основные районы производства чёрных металлов. Как чёрная металлургия влияет на окружающую среду.

Тема 7. География цветной металлургии. Сколько цветных металлов производится в России. Где размещаются предприятия цветной металлургии. Где находятся основные районы производства цветных металлов. Как цветная металлургия влияет на окружающую среду.

Тема 8. Химическая промышленность. Что производит химическая промышленность. Чем химическая промышленность отличается от других отраслей.

Тема 9. География химической промышленности. Как размещаются предприятия химической промышленности. Где находятся основные районы химической промышленности. Как химическая промышленностьвлияет на окружающую среду.

Тема 10. Лесная промышленность. Сколько продукции лесной промышленности производится в России. Как размещаются предприятия лесной промышленности. Как лесная промышленностьвлияет на окружающую среду.

Тема 11. Машиностроение. Сколько машин производится в России. Как размещаются предприятия машиностроения. Где находятся основные районы машиностроения. Как машиностроение влияет на окружающую среду.

Тема 12. Пищевая и лёгкая промышленность. Чем пищевая и лёгкая промышленность отличаются от других отраслей хозяйства. Как размещаются предприятия пищевой и лёгкой промышленности. Где находятся основные районы пищевой и лёгкой промышленности. Как

пищевая и лёгкая промышленностьвлияют на окружающую среду.

Практические работы.

    1. Характеристика одного из нефтяных бассейнов России по картам и статистическим материалам.

    2. Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России.

    3. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из металлургических баз России.

    4. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

    5. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из баз химической промышленности России.

    6. Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.


ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ – СФЕРА УСЛУГ (7 ч)

Тема 1. Состав и значение сферы услуг. Что такое услуги и какими они бывают. Как устроена сфера услуг. Как развита в России сфера услуг.

Тема 2. Роль и значение транспорта. Что такое транспортная система. Как учитывается роль различных видов транспорта в транспортной системе.

Тема 3. Сухопутный транспорт. Какой вид транспорта ведущий в России. Почему автомобильный транспорт недостаточно развит в России. Как железнодорожный и автомобильный транспорт влияют на окружающую среду.

Тема 4. Водный транспорт. Каковы особенности морского транспорта России. Какой морской бассейн ведущий в морском транспорте страны. Что перевозят внутренним водным транспортом. Как водный транспорт влияет на окружающую среду.

Тема 5. Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь. Каковы особенности авиационного транспорта России. Какова роль трубопроводного транспорта в транспортной системе. Как авиационный и трубопроводный транспортвлияют на окружающую среду. Какие бывают виды связи. Как в России развита связь.

Тема 6. Наука. Какова роль науки и образования в современном обществе. Какова география российской науки. Что такое наукограды.

Тема 7. Жилищное и рекреационное хозяйство. Каковы особенности жилищного фонда России. Как россияне обеспечены жильем. Как жилой фонд размещен по территории страны. Что такое рекреационное хозяйство.


Раздел V. География крупных регионов России (39 ч).

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ (1 ч)

Тема 1. Зачем районировать территорию страны. Что такое районирование. Как отличаются виды районирования.

Практические работы.

    1. Моделирование вариантов нового районирования России.


ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН) (25 ч)

Тема 1. Общая характеристика Европейской России. Что такое Европейская Россия и каково её географическое положение. Каковы особенности природы Европейской России. Чем характеризуются природные ресурсы, население и хозяйство этой части страны.

Тема 2. Европейский Север. Географическое положение. Почему Европейский Север освоен слабее своих соседей. В чем выгоды приморского положения района. Как влияют на развитие района особенности соседского положения.

Тема 3. Природа Европейского Севера. Чем различается природа различных частей района. Чем богаты моря, омывающие Европейский Север.

Тема 4. Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Каковы особенности современного населения района. Как заселялся и осваивался Европейский Север.

Тема 5. Хозяйство Европейского Севера. В чем главные особенности хозяйства Европейского Севера. Каковы ведущие отрасли промышленности района. Каковы экологические проблемы района.

Тема 6. Северо-Западный район.Географическое положение. Каковы главные черты географического положения района. Как влияло на развитие района его столичное положение.

Тема 7. Природа Северо-Запада. С чем связаны особенности природы Северо-Запада. Какими природными ресурсами богат район.

Тема 8. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Сколько людей проживает в Европейском Северо-Западе. Как заселялся и обживался район.

Тема 9. Хозяйство Северо-Запада. Как на хозяйство района влияет его приморское положение. Какую роль в хозяйстве страны играет промышленность Северо-Запада. Какая отрасль – ведущая в сельском хозяйстве района. Какова экологическая ситуация в районе.

Тема 10. Центральная Россия. Географическое положение.Каков состав Центральной России. Какова главная черта географического положения района. Как влияет на развитие района столичность положения.

Тема 11. Население и хозяйственное освоение Центральной России.Сколько людей живет в Центральной России. Как размещается городское и сельское население района. Какие народы населяют район. Как осваивался и заселялся район.

Тема 12. ХозяйствоЦентральной России.Чем отличается хозяйство Центральной России. Какие отрасли промышленности развиты в районе. Каково внутреннее различие сельского хозяйстваЦентральной России. Каковы экологические проблемы района.

Тема 13. Европейский Юг.Географическое положение.Каковы главные особенности географического положения района. Как влияют на природу и хозяйство Европейского Юга омывающие его моря.

Тема 14. Природа Европейского Юга. Чем определяются особенности природы Европейского Юга. Каково главное природное богатство района.

Тема 15. Населениеи хозяйственное освоение Европейского Юга.Почему население Европейского Юга быстро увеличивается. Где проживает большинство населения Европейского Юга. Какие народы проживают на Европейском Юге. В чем заключаются социальные проблемы Европейского Юга. Как заселялся и осваивался Европейский Юг.

Тема 16. Хозяйство Европейского Юга.В чем особенности хозяйства Европейского Юга. Какая отрасль – главная в хозяйстве района. Какие отрасли промышленности развиты на Европейском Юге. Почему Европейский Юг – главный курортный район страны. Каковы экологические проблемы района.

Тема 17. Поволжье.Географическое положение.В чем главные особенности физико-географического положения района. В чем главные особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения района.

Тема 18. Природа Поволжья. Как географическое положение влияет на природу Поволжья. Какие природные ресурсы Поволжья – наиболее ценные. Какие неблагоприятные природные явления характерны для Поволжья.

Тема 19. Население и хозяйственное освоение Поволжья. Сколько людей живет в Поволжье. Как размещено население по территории Поволжья. Какие народы заселяют Поволжье. Как заселялось и осваивалось Поволжье.

Тема 20. Хозяйство Поволжья. В чем особенности хозяйства Поволжья. Какие отрасли промышленности развиты в Поволжье. Что производит сельское хозяйство района. Каковы экологические проблемы района.

Тема 21. Урал.Географическое положение.Какова главная черта географического положения Урала. Как географическое положение влияет на развитие района.

Тема 22. Природа Урала. Как пограничность проявляется в особенностях природы Урала. Почему столь разнообразны природные ресурсы Урала.

Тема 23. Население и хозяйственное освоение Урала. Сколько людей живет на Урале. Как размещено население по территории Урала. Какие народы населяют Урал. Как заселялся и осваивался Урал.

Тема 24. Хозяйство Урала. Каковы особенности хозяйства Урала. Какие отрасли промышленности – ведущие в хозяйстве района. Как на Урале развито сельское хозяйство. Какова экологическая ситуация на Урале.

Практические работы:

    1. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

    2. Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.

    3. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

    4. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и путей решения экологических проблем.


АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН) (13 ч)

Тема 1. Азиатская Россия. Географическое положение.Каковы особенности геополитического положения и природных условий Азиатской России. Какие природные ресурсы Азиатской России используются наиболее активно.

Тема 2. Западная Сибирь.Географическое положение.Как географическое положение влияет на её природу и хозяйство. Чем определяется геополитическое положение района.

Тема 3. Природа Западной Сибири. Какой рельеф преобладает в Западной Сибири. Какие факторы влияют на климат района. Почему в Западной Сибири много болот. Сколько природных зон в Западной Сибири. Какими природными ресурсами богата Западная Сибирь.

Тема 4. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Сколько людей живет в Западной Сибири.Как осваивалась Западная Сибирь.

Тема 5. Хозяйство Западной Сибири. В чем особенности хозяйства Западной Сибири. Какие отрасли промышленности главные в хозяйстве района. Где производится основная часть сельскохозяйственной продукции района. Каковы экологические проблемы Западной Сибири.

Тема 6. Восточная Сибирь.Географическое положение.Каковы главные особенности физико-географического положения района. Как оценивается экономико-географическое и геополитическое положение района.

Тема 7. Природа Восточной Сибири. Каковы особенности рельефа Восточной Сибири. Почему в Восточной Сибири резко континентальный климат. Куда впадают реки Восточной Сибири. Сколько в районе природных зон. Какими природными ресурсами богата Восточная Сибирь.

Тема 8. Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Восточной Сибири. Как заселялась и осваивалась Восточная Сибирь.

Тема 9.Хозяйство Восточной Сибири.Каковы особенности хозяйства района. Какие отрасли промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем особенности сельского хозяйства района. В каких частях района наиболее остры экологические проблемы.

Тема 10. Дальний Восток. Географическое положение.Каковы главные особенности физико-географического положения Дальнего Востока. Как географическое положение влияет на развитие дальнего Востока.

Тема 11.Природа Дальнего Востока. Почему природа Дальнего Востока столь разнообразна. Каковы особенности морей, омывающих Дальний Восток. Какими природными ресурсами богат район.

Тема 12.Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.Сколько людей живет на Дальнем Востоке. Сколько в районе городов. Какие народы населяют район. Как заселялся и осваивался Дальний Восток.

Тема 13. Хозяйство Дальнего Востока. В чем особенности хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли – ведущие в промышленности района. Почему сельское хозяйство не обеспечивает потребности района. Каковы экологические проблемы Дальнего Востока.

Практические работы:

    1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

    2. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

    3. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

    4. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Обозначение на контурной карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

Тема 14.Место России в хозяйственной системе современного мира. Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.













Приложение к рабочей программе, утвержденный приказом №_______________

Тематическое планирование по географии 2021/ 2022 учебный год

5 класс



Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Примечания

1


Что изучает география

01.09



2


Познание Земли в древности

08.09



3


Великие географические открытия

15.09



4


Открытие Австралии и Антарктиды

22.09



5


Современная география. ПР№ 1. Работа с электронными картами.

29.09



6

Контроль знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

06.10



7


Работа над ошибками. Земля и космос

13.10



8


Земля— часть Солнечной системы

20.10



9


Влияние космоса на Землю и жизнь людей

27..10



10


Осевое вращение Земли

10.11



11


Обращение Земли вокруг Солнца

17.11



12


Форма и размеры Земли

24..11



13


Контроль знаний по разделу «Земля во Вселенной» ПР№ 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий

01.12



14


Работа над ошибками. Ориентирование на земной поверхности. (Р/К)

08.12



15


Изображение земной поверхности

15.12



16


Масштаб и его виды

22.12



17


Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

29.12



18


Планы местности и их чтение. (Р/К)

19.01



19


Составление плана местности. ПР№ 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

26.01



20


Параллели и меридианы

02.02



21


Градусная сеть. Географические координаты. ПР№ 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки

09.02



22


Географические карты. (Р/К)

16.02



23


Контроль знаний по разделу «Географические модели Земли»

23.02



24


Работа над ошибками. Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

02.03



25

Разнообразие горных пород. ПР№ 5. Определение горных пород и

описание их свойств. (Р/К)

09.03




26


Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли

16.03



27


Разнообразие форм рельефа Земли

23.03



28


Движение земной коры

06.04



29


Землетрясения. Вулканизм

13.04



30


Внешние силы, изменяющие рельеф. (Р/К)

20.04



31


Главные формы рельефа суши. ПР№ 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

27.04



32


Рельеф дна океанов

04.05



33


Человек и земная кора

11.05



34


Контроль знаний по разделу «Земная кора»

18.05







6 класс




№ урока



Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Примечания


1

Введение

01.09



2

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.

08.09



3

Нагревание воздуха и его температура. ПР№ 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.

15.09



4

Зависимость температуры воздуха от географической широты. (Р/К)

22.09



5

Влага в атмосфере.

29.09



6

Атмосферные осадки

06.10



7

Давление атмосферы

13.10



8

Ветры. ПР№ 2 Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. (Р/К)

20.10



9

Погода. ПР№ 3 Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.

27.10



10

Климат

10.11



11

Человек и атмосфера. (Р/К)

17.11



12

Контроль знаний по разделу «Атмосфера». №1

24.11



13

Работа над ошибками. Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

01.12



14

Мировой океан – Основная часть гидросферы.

08.12



15

Свойства океанических вод

15.12



16

Движения воды в океане. Волны.

22.12



17

Течения. ПР№ 4 Нанесение на карту основные части вод Мирового океана.

29.12



18

Реки.

19.01



19

Жизнь рек. (Р/К)

26.01



20

Озера и болота.

02.02



21

Подземные воды

09.02



22

Ледники. Многолетняя мерзлота.

16.02



23

Человек и гидросфера

23.02



24

Контроль знаний по разделу «Гидросфера». № 2

02.03



25

Работа над ошибками. Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.

09.03



26

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

16.03



27

Жизнь на поверхности суши. Леса.

23.03



28

Жизнь в безлесных пространствах.

06.04



29

Почва. ПР№ 5 Определение состава (строения) почвы. (Р/К)

13.04



30

Человек и биосфера.

20.04



31

Контроль знаний по разделу «Биосфера». № 3

27.04



32

Работа над ошибками. Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. (Р/К)

04.05



33

Территориальные комплексы.

11.05



34

Контроль знаний по разделу «Географическая оболочка» № 4

18.05





Тематическое планирование 7 класс


урока



Название темы

Дата

Примеча-

ние

план

факт

Введение (3часа)

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов.

02.09



2

Как люди открывали мир.

07.09



3

Карта – особый источник географических знаний.

Пр. р. №1 «Составление характеристики карты. Комплексные карты».

09.09



I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 часов)

4

Состав и строение литосферы

Пр. р. № 2 «Определение по карте направлений передвижения литосферных плит».

14.09



5

Рельеф Земли.

Пр. р. № 3 «Формы рельефа, их строение и возраст, характерные полезные ископаемые».

16.09



6

Климатообразующие факторы.

21.09



7

Климатические пояса Земли.

23.09



8

Мировой океан – главная часть гидросферы.

28.09



9

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

30.09



10

Географическая оболочка планеты.

05.10



11

Природные комплексы – составные части географической оболочки. Природная зональность.

07.10



12

Обобщение и контроль знаний по теме «Главные особенности природы Земли»

12.10



НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа)

13

Численность и размещение населения Земли.

14.10



14

Народы и религии мира.

19.10



15

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.

21.10



ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ (51часа)

16

Тихий океан. Индийский океан.

26.10



17

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.

28.10



18

Географическое положение. Исследования Африки.

Пр. р. № 4 « Обучение определению географического положения материка».

09.11



19

Рельеф и полезные ископаемые.

Пр. р. № 5 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

11.11



20

Климат.

Пр. р. № 6 «Составление географического описания климата».

16.11



21

Внутренние воды Африки.

Пр. р. №7 «Описание крупных речных систем».

18.11



22

Природные зоны Африки.

Пр. р. № 8 «Характеристика природных зон материка».

23.11



23

Влияние человека на природу. Население Африки.

25.11



24

Страны Северной Африки. Алжир.

Пр. р. №9 «Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран ( по выбору)».

30.11



25

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

02.12



26

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

07.12



27

Страны Южной Африки. Южно – Африканская Республика.

09.12



28

Обобщение и контроль знаний по теме „Африка“.

14.12



29

Австралия: географическое положение и история открытия материка.

Пр. р. № 10 «Определение географического положения материка и сравнение с ГП Африки».

16.12



30

Климат. Внутренние воды. Природные зоны Австралии.

Пр. р. № 11 «Характеристика основных компонентов природы в сравнении с Африкой».

21.12



31

Австралийский союз.

23.12



32

Океания. Природа, население и страны.

28.12



33

Южная Америка: географическое положение. История открытия и исследования.

Пр. р. № 12 «Определение по карте и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих ГП материка».

30.12



34

Рельеф и полезные ископаемые.

18.01



35

Климат. Внутренние воды Южной Америки.

Пр. р. №13 « Описание крупных речных систем».

20.01



36

Природные зоны Южной Америки.

Пр. р. №14 « Характеристика природных зон материка».

25.01



37

Население Южной Америки.

27.01



38

Страны востока материка. Бразилия.

Пр. р. № 15 «Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран ( по выбору)».

01.02



39

Страны Анд. Перу.

03.02



40

Обобщение и контроль знаний по теме „Южная Америка“.

08.02



41

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа.

10.02



42

Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка.

Пр. р. № 16 «Определение по карте и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих ГП материка».

15.02



43

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

17.02



44

Климат Северной Америки.

Пр. р. № 17 «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе».

22.02



45

Внутренние воды Северной Америки.

Пр. р. № 18 «Описание крупных речных систем».

24.02



46

Природные зоны. Население.

Пр. р. №19 «Характеристика природных зон материка».

01.03



47

Канада. Соединенные Штаты Америки.

03.03



48

Северная Америка. Мексика.

08.03



49

Обобщение и контроль знаний по теме „Северная Америка“

10.03



50

Евразия: географическое положение и история исследования материка.

Пр. р. № 20 «Определение по карте и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих ГП материка».

15.03



51

Особенности рельефа, его развитие.

17.03



52

Климат Евразии.

Пр. р. №21 «Составление географического описания климата».

22.03



53

Внутренние воды Евразии.

Пр. р. № 22 «Описание крупных речных систем».

24.03



54

Природные зоны Евразии.

Пр. р. № 23 «Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке».

05.04



55

Народы и страны Евразии.

Пр. р. №24 «Составление каталога стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам».

07.04



56

Страны Северной Европы.

Пр. р. №25 «Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран ( по выбору)».

12.04



57

Страны Западной Европы. Великобритания.

14.04



58

Франция. Германия.

19.04



59

Страны Восточной Европы.

21.04



60

Страны Южной Европы. Италия.

26.04



61

Страны Юго-Западной и Центральной Азии.

28.04



62

Страны Восточной Азии (Китай, Япония).

Пр. р. № 26 «Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран ( по выбору)».

03.05



63

Страны Южной Азии. Индия.

05.05



64

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

10.05



65

Итоговые тестовые задания по курсу

« География материков и океанов».

12.05



66

Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия).

17.05



ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ (2часа)

67

Закономерности развития географической оболочки.

19.05



68

Взаимодействие природы и общества.

24.05





8 класс

Тема урока

Дата по плану

Фактическая дата

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Что изучает география России.

01.09


Часть I. Россия на карте мира (11ч)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

2

Границы России.

07.09


3

Сухопутные и морские границы.

08.09


4

Россия на карте часовых поясов. Практическая работы. 1 Опреде­ление поясного времени для различных населенных пунктов

14.09


5

Географическое положение России.

15.09


6

Физико-географическое положение России.

21.09


7

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Практическая работа 2. Характеристика географического положения России, США и Канады

22.09


8

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

28.09


9

Формирование государственной территории России.

29.09


10

Этапы и методы географического изучения территории.

05.10


11

Особенности административно территориального устройства России. Практическая работа 3. Анализ административно-территориаль­ного деления России

06.10


12

Обобщение «Россия на карте мира»

12.10


Часть II. Природа России (36 ч)

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (8 ч)

13

Геологическая история и геологическое строение территории России.

13.10


14

Особенности рельефа России.

19.10


15

Основные формы рельефа. Практическая работа 4. Объяс­нение зависимости расположе­ния крупных форм рельефа и месторождений полезных иско­паемых от строения земной ко­ры на примере отдельных тер­риторий.

20.10


16

Как и почему изменяется рельеф России.

26.10


17

Стихийные природные явления в литосфере.

27.10


18

Человек и литосфера.

09.11


19

Рельеф и полезные ископаемые Республики Башкортостан.

10.11


20

Обобщение «Рельеф России»

16.11


КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (8 ч)

21

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация.

17.11


22

Циркуляция воздушных масс. Циклоны. Антициклоны.

23.11


23

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа 5. Опреде­ление по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, радиационного ба­ланса.

24.11


24

Сезонность климата.

30.11


25

Типы климатов России.

01.12


26

Типы климатов России. .

07.12


27

Климат и человек. Практическая работа 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны

08.12


28

Особенности климата Республики Башкортостан. Обобщение «Климат России».

14.12


ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 ч)

29

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

15.12


30

Особенности российских рек. Практическая работа 7. Составление характеристики одной из рек

21.12


31

Озера. Болота.

22.12


32

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

28.12


33

Водные ресурсы и человек.

29.12


34

Обобщение «Внутренние воды».

18.01


ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)

35

Образование почв и их разнообразие.

19.01


36

Закономерности распространения почв.

25.01


37

Почвенные ресурсы России Практическая работа 8. Выяв­ление условий образования ос­новных типов почв и оценка их плодородия.

26.01


38

Типы почв Республики Башкортостан.

01.02


РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (2 ч)

39

Растительный и животный мир России.

02.02


40

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

08.02


ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (8 ч)

41

Разнообразие природных комплексов

09.02


42

Природно-хозяйственные зоны России.

15.02


43

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

16.02


44

Разнообразие лесов России.

22.02


45

Растительный и животный мир Башкортостана

23.02


46

Лесостепи, степи и полупустыни.

01.03


47

Высотная поясность.

02.03


48

Особо охраняемые природные территории. Практическая работа 9. Про­гноз изменения растительного и животного мира при задан­ных условиях изменения дру­гих компонентов природного комплекса

08.03


Часть III. Население России (9 ч)

49

Численность и воспроизводство населения России.

09.03


50

Численность и воспроизводство населения России.

15.03


51

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Практическая работа 10. Срав­нительная характеристика по­ловозрастного состава населе­ния регионов России

16.03


52

Народы, языки и религии.

22.03


53

Городское и сельское население.

23.03


54

Размещение населения России.

05.04


55

Миграции населения в России.

06.04


56

Люди и труд.

12.04


57

Обобщение «Население России».

13.04


Часть IV. Хозяйство России (9 ч)

58

Что такое хозяйство страны?

19.04


59

Как география изучает хозяйство.

20.04


ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ—ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ (7 ч)

60

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы.

26.04


61

Природно-ресурсный капитал России. Практическая работа 11. Выяв­ление и сравнение природно-ре­сурсного капитала различных районов России

27.04


62

Сельское хозяйство.

03.05


63

Растениеводство.

04.05


64

Животноводство. Практическая работа 12. Опре­деление главных районов жи­вотноводства в России

10.05


65

Лесное хозяйство.

11.05


66

Охота и рыбное хозяйство.

17.05


67

Обобщение. Первичный сектор экономики.

18.05


68

Итоговый контрольный срез

24.05



9 класс

урока

п/п



Раздел. Тема урока

Дата проведения по плану

Дата фактическая

1

Введение. Повторение и обобщение знаний, полученных в 8 классе.

02.09



Раздел IV. Хозяйство России ( продолжение) 21 ч




Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье 13 ч



2

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

07.09


3

Нефтяная промышленность. П/р 1. Характеристика одного из нефтяных бассейнов России по картам и статистическим материалам.

09.09


4

Газовая промышленность.

14.09


5

Угольная промышленность. П/р 2. Характеристика по картам и статистическим материалам одного из угольных бассейнов России.

16.09


6

Электроэнергетика

21.09


7

Металлургия. География черной металлургии. П/р 3. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из металлургических баз России.

23.09



8

География цветной металлургии. П/р 4. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

28.09



9

Химическая промышленность. П/р 5. Характеристика по картам и статистическим материалам одной из баз химической промышленности России.

30.09



10

География химической промышленности

05.10



11

Лесная промышленность.

07.10



12

Машиностроение. П/р 6. Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

12.10



13

Пищевая и лёгкая промышленность.

14.10



14

Контрольная работа по теме « Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье»

19.10




Третичный сектор экономики – сфера услуг 8 ч




15

Состав и значение сферы услуг.

21.10



16

Роль и значение транспорта.

26.10



17

Сухопутный транспорт.

28.10



18

Водный транспорт.

09.11



19

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь.

11.11



20

Наука.

16.11



21

Жилищное и рекреационное хозяйство.

18.11



22

Рубежная контрольная работа

23.11




Раздел V. География крупных регионов России (39 ч)





Районирование России 1ч




23

Зачем районировать территорию страны. П/р 7. Моделирование вариантов нового районирования России.

25.11




Европейская Россия (Западный макрорегион) 25 ч




24

Общая характеристика Европейской России.

30.11



25

Европейский Север. Географическое положение.

02.12



26

Природа Европейского Севера.

07.12



27

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера

09.12



28

Хозяйство Европейского Севера. П/р 8. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

14.12



29

Северо-Западный район. Географическое положение.

16.12



30

Природа Северо-Запада

21.12



31

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

23.12



32

Хозяйство Северо-Запада.

28.12



33

Центральная Россия. Географическое положение. ГП Воронежской области. П/р 9. Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.

30.12



34

Природа Центральной России и Воронежской области

18.01



35

Население и хозяйственное освоение Центральной России. П/р 10. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

20.01



36

Хозяйство Центральной России.(Центральный, ЦЧР, Волго-Вятский ЭР). Хозяйство Воронежской области

25.01



37

Европейский Юг. Географическое положение.

27.01



38

Природа Европейского Юга.

01.02



39

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

03.02



40

Хозяйство Европейского Юга.

08.02



41

Поволжье. Географическое положение.

10.02



42

Природа Поволжья.

15.02



43

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

17.02



44

Хозяйство Поволжья.

22.02



45

Урал. Географическое положение. Природа Урала.

24.02



46

Население и хозяйственное освоение Урала.

01.03



47

Хозяйство Урала. П/р 11. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и путей решения экологических проблем.

03.03



48

Контрольная работа по теме «Европейская Россия»

08.03




Азиатская Россия (Восточный макрорегион) 13ч




49

Азиатская Россия. Географическое положение.

10.03



50

Западная Сибирь. Географическое положение.

15.03



51

Природа Западной Сибири. П/р 12. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

17.03



52

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

22.03



53

Хозяйство Западной Сибири. П/р 13. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

24.03



54

Восточная Сибирь.Географическое положение. П/р 14. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

05.04



55

Природа Восточной Сибири.

07.04



56

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.

12.04



57

Хозяйство Восточной Сибири.

14.04



58

Дальний Восток. Географическое положение.

19.04



59

Природа Дальнего Востока.

21.04



60

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

26.04



61

Хозяйство Дальнего Востока. П/р 21. Обозначение на контурной карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

28.04



62

Тест по теме «Восточный макрорегион»

03.05



63

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

05.05



64

Итоговая контрольная работа

10.05



65

Анализ контрольной работы. Повторение.

12.05



66

Место России в хозяйственной системе современного мира.

17.05



67-68

Резерв. (Повторение)

19.05








45



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!