СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-6 класс»


Основное общее образование

Рабочая программа

по учебному предмету «География» для 5-6 класса.


Рабочая программа предмета «География» для 5-6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (с изменениями и дополнениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Филиала МБОУ СОШ с. Бестянка- ООШ ст. Елюзань


Предмет «География 5-6» изучается при получении основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-6 классах в общем объеме 68 часов ( при 34 неделях учебного года).








































1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География».


Личностные результаты

- овладение опытом участия в социально значимом труде;

- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметные результаты:

- объяснять значение понятий;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления и расстояния,работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

- читать план местности и карту;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- обозначать на контурной карте географические объекты.


Метапредметные результаты:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описание объектов;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста








II Содержание учебного предмета «География»



Содержание тем 5 класс

Раздел I. Как устроен наш мир

Тема 1. Земля во Вселенной

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна - спутник Земли.Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля – планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?


Тема 2.Облик Земли

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры ЗемлиГлобус – модель Земли. Как изменялись представлениялюдей о форме Земли. Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Практикум: Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности.

Тема 3. Изображение Земли.

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

Тема 4. История открытия и освоения Земли.

Географические открытия древности и средневековья.Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья.Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли.Как была открыта Австралия?Как была открыта Антарктидаи достигнут Южный полюс?Как началось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков.Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Практикум: записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета -

Тема 5. Литосфера.

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека.Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Как формы рельефа есть на океанском дне?

Тема 6. Гидросфера.

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды. Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части.Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера – кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Тема 7. Атмосфера.

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим?Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода.Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Тема 8. Биосфера.

Биосфера - живая оболочка Земли. Когда и как на планете Землявозникла жизнь? Как связаны все живые организмы?Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Практикум: Экскурсия в природу.Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Тема 9. Природа и человек.

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?


Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 6 класс»


РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

РАЗДЕЛ V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

План местности.Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?

Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Урок-практикум. Работа с картой. Практическая работа №3. Описание местоположения объекта на карте. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?

РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ

ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ

Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?

Движение вод в Мировом океане.Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?

ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?

Вулканы.Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ

Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?

Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?

Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?


ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки.Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще

причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды.Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники.Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?


РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ

ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Закономерности распространения живых организмов на Земле.От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)

Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?

Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?


ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?









III Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


5 класс


Тема урока

Кол-во

часов


Раздел I. Как устроен наш мир

Тема 1. Земля во Вселенной

10

5

1

Введение. Представление об устройстве мира.

1

2

Звёзды и Галактики

1

3

Солнечная система

1

4

Луна-спутник Земли.

1

5

Земля-планета Солнечной системы.

1


Тема 2. Облик Земли

5

6

Облик земного шара.

1

7

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

1

8

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

9

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

10

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

1


Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

Тема 3. Изображение Земли

8

2

11

Способы изображения земной поверхности.

1

12

История географической карты.

1


Тема 4. История открытия и освоения Земли

6

13

Географические открытия древности.

1

14

Географические открытия Средневековья

1

15

Великие географические открытия.

1

16

В поисках Южной Земли

1

17

Исследование океана и внутренних частей материков.

1

18

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

1


Раздел III. Как устроена наша планета

Тема 5. Литосфера

16

5

19

Внутреннее строение Земли

1

20

Горные породы и их значение для человека

1

21

Рельеф и его значение для человека

1

22

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов

1

23

Основные формы рельефа

1


Тема 6. Гидросфера

3

24

Мировой круговорот воды.

1

25

Мировой океан и его части

1

26

Гидросфера-кровеносная система Земли

1


Тема 7. Атмосфера

3

27

Атмосфера Земли и её значение для человека.

1

28

Погода

1

29

Урок -практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1


Тема 8. Биосфера

2

30

Биосфера - живая оболочка Земли

1

31

Урок - практикум. Экскурсия в природу.

1


Тема 9. Природа и человек

3

32

Воздействие человека на природу.

1

33

Обобщающий урок по разделу «Как устроена наша планета».

1

34

Обобщающий урок за курс «Землеведения» в 5 классе.

1



6 класс


Тема урока

Кол-во

часов


Раздел IV. Земля во Вселенной

3

1

Вращение Земли и его следствия.

1

2

Географические координаты.

1

3

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу.

1


Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

5

4

План местности.

1

5

Ориентирование по плану и на местности.

1

6

Урок-практикум. Составление плана местности.

1

7

Многообразие карт.

1

8

Урок-практикум. Работа с картой.

1


Раздел VI. Природа Земли

Тема 10. Планеты воды

18

2

9

Свойства вод Мирового океана.

1

10

Движение вод в Мировом океане.

1


Тема 11. Внутреннее строение Земли

3

11

Урок-пактикум Движение литосферных плит.

1

12

Землетрясения: причины и последствия.

1

13

Вулканы.

1


Тема 12. Рельеф суши

3

14

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.

1

15

Горы.

1

16

Равнины.

1


Тема 13. Атмосфера и климаты Земли

6

17

Температура воздуха.

1

18

Урок-практикум Атмосферное давление. Ветер.

1

19

Облака и атмосферные осадки.

1

20

Погода и климат.

1

21

Урок-практикум. Работа с климатическими картами.

1

22

Урок-практикум. Наблюдение за погодой.

1


Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли

4

23

Реки в природе и на географических картах.

1

24

Озёра.

1

25

Подземные воды, болота, ледники.

1


Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни

Тема 15. Живая планета

8

2

26

Закономерности распространения живых организмов на Земле.

1

27

Почва как особое природное тело.

1


Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности

3

28

Понятие о географической оболочке.

1

29

Природные комплексы.

1

30

Природные зоны.

1


Тема 17. Природа и человек

4

31

Стихийные бедствия и человек.

1

32

Стихийные бедствия и человек.

1

33

Итоговая контрольная по курсу «География. Землеведение».

1

34

Анализ итоговой контрольной работы

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!