СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VI вида»

г. Владивостока





«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

Гуманитарного цикла

Краевого государственного общеобразовательного бюджетного

учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат VI вида»»

г. Владивостока

__________/ М.А.Гончарук

Протокол №­­­­­­­­ __1_ от

« _29 августа 2022г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

Краевого государственного общеобразовательного бюджетного

учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат VI вида»»

г. Владивостока

_________/ Жесткова С.Г.



«_29 августа 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Краевого государственного общеобразовательного бюджетного

учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат VI вида»»

г. Владивостока

____________/И.Г.Ардашева_

Приказ №_113-ОД__ от

«_30 августа 2022г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

( вариант 6.2.)

Предмет – ГЕОГРАФИЯ

Класс – 6а

Учитель географии: Гончарук М.А.

Квалификационная категория – высшая



















Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №­­­­­­­­ _1__ от

«_30 августа 2022г.















2022-2023 учебный год

Срок реализации: 01. 09.2022 - 25.05.2023

Количество часов: всего 34 часа; в неделю: 1 час

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 5а класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101),ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г № ВК- 452/07 и Примерной адаптированной основной образовательной программой основного общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции от 28.10.2015 г.) и нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (вариант 6.2.) КГОБУ « Коррекционная школа - интернат VI вида»;

  • Примерная программа для общеобразовательных учреждений по географии (5-9 класс), допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации, которая лежит в основе учебников (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2015 г.)



Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, приобретение знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

    • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении «Начального курса географии» в 6 классе;

    • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

    • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

    • научить устанавливать связи в системе географических знаний



Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения курса географии в 6-ом классе формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса географии в 6 классе продолжается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают представлениями и понятиями, а также совершенствуют умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России. Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения. В курсе « Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Рабочая программа «Начальный курс географии» для 6 класса полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.


Изучение учебного предмета «География» направлено на решение следующих задач:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;

  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.


Педагогические технологии:

  • ролевая игра;

  • личностно – ориентированное обучение;

  • деятельностно – практические;

  • проблемное обучение;

  • проектная технология;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • кейс – технология.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, используется и частично - поисковый. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаниями:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (ИКТ, таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

Приоритетные виды и формы контроля: устный и письменный опросы, географические диктанты, работы с контурными картами, тесты, контрольные работы.

Форма промежуточной аттестации запланирована в форме годовой контрольной работы.



Особенностью данной рабочей программы является ее адаптация к условиям обучения учащихся с нарушения ОДА.

В рабочую программу по географии внесены некоторые изменения в связи с тем, что по данной программе обучаются учащиеся с ОВЗ, Детский церебральный паралич относится к заболеваниям центральной нервной системы. Поражения мозга приводит к множественным нарушениям: своеобразие психической деятельности - памяти, мышления, внимания; нарушения пространственных представлений. У большинства учащихся снижены работоспособность, усидчивость, темп работы, бедность словарного запаса, неточное понимание слов и словосочетаний. Поэтому в основной школе учащиеся с нарушениями ОДА обучаются на 1 год больше.

Не все учащиеся могут преодолевать затруднения при овладении учебным материалом, использовать разнообразные умственных и предметно- практических действий при выполнении заданий. Есть учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности и заторможенности, неуверенности в своих силах, а с другой стороны завышение самооценки. У учащихся также отмечаются нарушения речевого и двигательного развития. Последние нарушения является причиной продумывание учителем, чем и как заменять работу с контурной картой. Психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать в преподавании, что способствует повышению у учащихся интереса к учению, стимулирует их активность, формирует у них навыков самостоятельной работы, умение доводить работу до конца. К каждому уроку проводится тщательный отбор и дозировка учебного материала, постановка доступной цели для каждого этапа урока, выполнение заданий по частям, алгоритмам, инструкциям для предупреждения истощения и срывов у учащихся в ходе урока. большое внимание уделяется отработке универсальных учебных действий (умение работать с различными источниками информации, особенно с учебником для формирования смыслового чтения, читать и строить по мере возможности таблицы, диаграммы, графики, самостоятельно получать из различных источников информации новые знания и т.д.). Для развития памяти учащихся, а также для качественной подготовки учащихся к ОГЭ составлены терминологические диктанты. Определен их объем для каждого класса, разработаны анализ для учителя данного вида диктантов и нормы отметок. Терминологии уделяется особое внимание на каждом уроке, что позволяет систематизировать знания учащихся, формирует орфографическую зоркость. Терминологические диктанты проводятся один раз в четверть в соответствии с календарно-тематическим планированием. Поэтому на обучение в основной школе учащимся добавлен один год обучения, что позволяет учителю при планировании отводить больше времени на изучение трудных тем учебной программы, на выполнение практических работ, которые сложно выполнять учащимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но программный материал 6-го класса изучается в течение одного учебного года.

Для активизации познавательной деятельности учащихся деятельности учащихся, своевременного выявления пробелов, коррекции дефекта, формирования навыков, способствующих дальнейшему обучению, используются различные технологии, в. ч. здоровьесберегающие.

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой является ее адаптация к условиям обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что обусловлено особенностями психофизического и речевого развития учащихся с пониженной переключаемостью психических процессов, нарушениями двигательной и эмоционально-волевой деятельности, с пространственными нарушениями,

трудностями установления логических связей и взаимозависимостей, что предусматривает дифференцированную подборку заданий, использование разнообразных способов умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий.

Данная рабочая программа адресована учащимся 6 класса «А», получающих необходимые базовые знания по предмету. В преподавании географии в данном классе учитель имеет возможность использовать дополнительный материал к уроку, т.к. учащиеся, имеющие сохранный интеллект проявляют заинтересованность к изучению географии, часто задают дополнительные вопросы по изучаемому материалу.


Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)

УМК для ученика

УМК для учителя

  • Учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс» (М.: Дрофа, 2016).

  • Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2016

  • Атлас. «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2016


  • Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2016 г. ФГОС


  • Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. – М., Дрофа, 2016 ФГОС


  • Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. – М., Дрофа, 2016. ФГОС.


  • Бударникова Л.В География 6 класс . Технологические карты уроков по учебнику Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.


  • Курчина С.В., Пасенкова О.А..География. Начальный курс 6 класс. Диагностичческие работы к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2016 г.


  • Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2016

  • Атлас. «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2016



Особенности организации учебного процесса в школе-интернате учащихся с ОВЗ (ДЦП и другие нарушения опорно-двигательного аппарата) являются:

Соблюдение охранительного режима: учет уровня обучаемости, мышления; специальные физкульминутки;

  • переключение на другой вид деятельности;

  • включение всех сохранных анализаторов в работу;

  • тщательный отбор и дозировка учебного материала для предупреждения срывов;

  • поэтапное формирование учебной деятельности ученика;

  • постановка доступной цели каждого этапа урока, выполнения задания по частям и алгоритмам;

  • обучения навыков самостоятельной работы и самоконтроля, постоянная положительная оценка успехов учащихся

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик пытался выполнять практические работы по описанию лучше самостоятельно, но можно с посторонней помощью учителя или товарищей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В 6 КЛАССАХ.

Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Личностные результаты:

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной , учебно- исследовательской, творческой деятельности;

  • понимание ценности здорового образа жизни;

  • основами экологической культуры;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты (6 класс):

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

  • различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

  • выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

  • выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

  • определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Ученик изучит:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

Ученик получит возможность научиться:

Уметь:

анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

различать изученные географические объекты, процессы и явления;

создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ».

6 класс (34 часа)

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал и изучал Землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад в открытие и изучение Земли. Современная география — ее задачи и методы.

Земля — планета Солнечной системы.

Строение Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Земли. Луна — единственный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (10 ч.)

План местности (4ч.)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки — «азбука» плана.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Основные стороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Что такое рельеф? Относительная высота. Нивелир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсолютных высот. Горизонтали (изогипсы). Изображение форм рельефа с помощью горизонталей. Профиль местности. Правила построения профиля местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки.

Практические работы:

1. «Изображение здания школы в масштабе».

  1. «Определение направлений и азимутов по плану местности».

  2. «Составление плана местности методом маршрутной съемки».

Географическая карта (6ч.)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и полярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус — модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Масштабы географических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тематические, контурные. Генерализация. Значение географических карт, их применение в повседневной жизни. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Длина меридианов и параллелей. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта: северная и южная. Экватор — начало отсчета географической широты. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота: западная и восточная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Географические координаты. Определение объектов по географическим координатам.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот и глубин по физической карте.

Практическая работа «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (21 ч.)

Литосфера (6ч.)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Магма. Земная кора — часть литосферы. Материковая земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Самая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магматические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химические, органические. Метаморфические горные породы. Использование горных пород.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Что такое вулканы? Строение вулкана. Лава. Горячие источники и гейзеры. География гейзеров. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина. Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутренние и внешние факторы. Горы в жизни человека.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Изменение равнин во времени: внутренние и внешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человека на природу равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа «Составление описания форм рельефа».

Гидросфера (6ч.)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан. Суша в Мировом океане: острова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря внутренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зависимость солености от внешних условий.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Строение волны. Прибой. Цунами: причины и последствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные течения. Влияние течений на природу.

Подземные воды. Образование подземных вод. Водопроницаемые и водоупорные породы. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Строение речной долины. Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма.

Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Происхождение озерных котловин. Карстовые явления. Сточные и бессточные озера. Болота. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники. Горные ледники. Снеговая граница. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возникновения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару.

Практическая работа «Составление описания внутренних вод».

Атмосфера (5ч.)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Виды барометров. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слоистые, перистые. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Воздушные массы. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы:

1. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».

2. «Построение розы ветров».

3. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным».

Биосфера. Географическая оболочка Земли (4ч.)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Зависимость существования организмов от факторов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, леса, тундра, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясов в горах. Распространение организмов в Мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие — главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь питания. Биологический круговорот. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Практическая работа «Характеристика природного комплекса (ПК)».

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2ч.)

Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления — влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные, практические, итоговые тестовые работы и т. д.

практические

работы

итоговые

тестовые


I

ВВЕДЕНИЕ

1

-

-


II

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ


10

4

1


1

План местности

4

3

-


2

Географическая карта

6

1

1


III

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

21

6

4


1

Литосфера

6

1

1


2

Гидросфера

6

1

1


3

Атмосфера

5

3

-


4

Биосфера. Географическая оболочка Земли

3

1

2


IV

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

2

-

-


Итого:

34

10

5


Программой предусмотрено выполнение 10 обязательных практических работ:

  1. Изображение здания школы в масштабе.

  2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

  3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

  4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

  5. Составление описания форм рельефа.

  6. Составление описания внутренних вод.

  7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

  8. Построение розы ветров.

  9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

  10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).



Практические работы выполняют контролирующую функцию. Они осуществляются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков. Итоговые практические работы пронумерованы, они оцениваются у всех обучающихся и заносятся в классный журнал.

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет география

Класс 6

Учитель Поткур М.В.


2021-2022 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректи-

ровки

Способ корректи-

ровки

по плану

дано















































































КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результатам усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При проверке и оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой.

  3. Владеет терминологией; может делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  4. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

  5. Покузывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

  4. Ответ самостоятельный.

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала.



  1. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

  2. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

  3. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

  4. Понимание основных географических взаимосвязей.

  5. Знание карты и умение ей пользоваться.

  6. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.



Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  1. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  2. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом текст.

  3. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  4. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).

  5. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

  6. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

  7. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.



Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.



Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.



Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы.

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.



Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

    • Время выполнения работы: 10-15 мин.

    • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

    • Время выполнения работы: 30-40 мин.

    • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.



Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.



Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне-ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полно-стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

  1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

  2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

  3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

  4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания

(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

  1. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

  2. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).



Правила работы с контурной картой.

  1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

  2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

  3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

  4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

  5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

  6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

«География. Начальный курс. 6 «А» класс»



, дата

Домашнее задание


Тема урока

Дата проведения урока


Характеристика основных видов

деятельности ученика


Информационное сопровождение

План

Факт

Введение – 1 час


1

§1 Р.Т. зад 1,5 (стр .3-5) §2

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля — планета Солнечной системы.



Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца»

Презентация

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 9 часов

План местности - 4 часа


2

§3 Р.Т. зад.2,3 (стр. 0,11)

§4 Р.Т. 7,8 (стр.17,18) (Б)

Понятие о плане местности. Масштаб.

Практическая работа № 1. «Изображение здания школы в масштабе»



Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный.

Презентация, виртуальная лаборатория

3

§5

Р.Т зад 4.8


Стороны горизонта. Ориентирование.

Практическая работа № 2 «Определение направлений и азимутов по плану местности»



Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений

и азимутов по плану местности

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

4

§6

Изображение на плане неровностей земной поверхности.



Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

5

§7

Составление простейших планов местности.

Практическая работа № 3. «Составление плана местности методом маршрутной съемки»



Составление плана местности методом маршрутной съемки

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

Географическая карта – 5 часов

6

§8, 9


Форма и размеры Земли. Географическая карта.



Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний

Электронные УМК, презентации

7

§10


Градусная сеть на глобусе и картах.




Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов

Электронные УМК, презентации

8

§11, 12

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Практическая работа № 4. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам»



Определение географических координат объектов

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

9

§13


Изображение на физических картах высот и глубин.



Определение по картам высот и глубин объектов

Электронные УМК, презентации

10


Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Контрольная работа № 1.



Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом

Электронное тестирование

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки - 22 часа


Литосфера – 5 часов

11

§14

Земля и ее внутреннее строение.



Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам.

Сравнение горных пород, различающихся по происхождению

Электронные УМК, презентации

12

§15 Сообщения о вулканах

Р.Т стр.59 (зад 5) (А)

Движения земной коры. Вулканизм.





Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения

Электронные УМК, презентации

13

§16

Рельеф суши. Горы.




Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке

Электронные УМК, презентации

14

§17


Равнины суши.

Практическая работа № 5. «Составление описания форм рельефа»



Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

15

§18

Рельеф дна Мирового океана.

Контрольная работа № 2.



Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов

Электронное тестирование

Гидросфера – 6 часов

16

§19, 20


Р.Т.зад 4 (стр 71)

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.



Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей

Электронные УМК, презентации

17

§21

Движение воды в океане.




Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений

Электронные УМК, презентации

18

§22

Подземные воды.






Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии

Электронные УМК, презентации

19

§23

Р.Т. стр 78 зад 7



Реки.





Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

Электронные УМК, презентации

20

§24

Сообщение о Байкале Р.Т, стр 81 зад 5 (А)

Озера.

Практическая работа № 6. «Составление описания внутренних вод»



Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

21

§25

Ледники.

Контрольная работа № 3.




Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты

Электронное тестирование

Атмосфера – 7 часов

22

§26

Р.Т. стр. 85, зад 2

Атмосфера: строение, значение, изучение.




Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем

Электронные УМК, презентации

23

§27

Температура воздуха.

Практическая работа № 7. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры»



Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

24

§28


Атмосферное давление. Ветер.

Практическая работа № 8. «Построение розы ветров»




Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

25

§29


Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Практическая работа № 9. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»



Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

26

§30


Погода.




Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности

Электронные УМК, презентации

27

§30

Климат



Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование


28

§31

Р.Т. стр.96, зад 3

Причины, влияющие на климат.





Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь

Электронное тестирование

Биосфера и географическая оболочка – 4 часа

29

§32

Разнообразие и распространение организмов на Земле.





Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного

и животного мира

Электронные УМК, презентации

30

§32

Распространение организмов в Мировом океане



Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений

Электронные УМК, презентации

31

§33

Р.Т. стр.102 зад 6 (А)

Природный комплекс.

Практическая работа № 10. «Составление характеристики природного комплекса»



Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану

Электронные УМК, презентации, виртуальная лаборатория

32

Повторить

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»



Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой

Электронные УМК, презентации

Раздел 3. Население Земли - 2 часа


33

§34

Р.Т. стр. 104 зад

Население Земли.




Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек

Электронные УМК, презентации

34

§34


Человек и природа.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли».

Контрольная работа № 4.



Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой

Электронные УМК, презентации

Электронное тестирование








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!