СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чувашская гимназия г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан



Рассмотрено на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

№ протокола__ «__»_____2020 г. Зам.директора по УВР Директор МАОУ Чувашская гимназия

Руководитель ШМО ______/Алексеева В.К./ __________/Петрова Е.М./

_____/Абрамова Л.Н./ Приказ от «__»____2020 г. №___ Приказ от «__»______2020 г. №____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии на 2020 – 2021 учебный год


УРОВЕНЬ: основное общее образование

Класс:5 - 9

Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по географии и рабочей программой к линии УМК под редакцией О.А. Климановой, А.И. Алексеева, География 5-9, составитель Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2017.

Учебники: 5-6 кл.: О.А. Климанова География. Землеведение. Дрофа,2020; 7 кл. - О.А. Климанова География. Страноведение. Дрофа,2020; 8кл. География России. Природа. Население. / под ред.В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2018; 9кл.: Дронов В.П. География России. Хозяйство и географические районы. Дрофа,2019.

Количество часов по учебному плану: 5,6 класс всего 35 часов, в неделю 1час; 7,8 класс всего 70 часов, в неделю 2 часа; 9 класс всего 68 часов, в неделю 2 часа

Учитель: Григорьева Гульшат Рамилевна, учитель географии, первая квалификационная категория



Белебей, 2020.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по учебному предмету «География» направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своей республики, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  6. формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

Предметные результаты:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде


  1. Содержание учебного предмета

География. Землеведение 5 класс

Раздел I. Как устроен наш мир

Земля во вселенной. Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир? Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд? Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам

бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему? Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе

меняется? Как Луна влияет на Землю? Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Облик Земли. Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова? Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус? Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум №1 Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности.

Изображение Земли. Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности? История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

История открытия и освоения Земли. Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности? Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока? Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар? В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт? Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум№2. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.

Как устроена наша планета.

Литосфера. Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты? Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли? Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум№3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы? Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

Гидросфера. Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды? Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы? Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Атмосфера. Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара? Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум№4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью, каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Биосфера. Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум№5. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Природа и человек. Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

География. Землеведение. 6 класс.

Земля во Вселенной. Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги? Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок-практикум№1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на

глобусе?

Путешествия и их географическое отражение. План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты? Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Урок-практикум№2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Урок-практикум№3. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?

Природа Земли.

Планета воды. Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды? Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?

Внутреннее строение Земли. Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков? Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение? Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

Рельеф суши. Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности? Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах? Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?

Атмосфера и климаты Земли.Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето? Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер? Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки? Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок-практикум №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок-практикум №5. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

Гидросфера- кровеносная система Земли.Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем? Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро? Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

Географическая оболочка — среда жизни.

Живая планета. Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных? Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

Географическая оболочка Земли и еѐ закономерности. Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка? Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах? Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и

сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

Природа и человек. Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?

География. Страноведение. 7 класс

Введение. География в современном мире. Какой вклад в изучение нашей планеты вносит география? Чем занимается страноведение? Материки, части света и страны. В чем разница между материком и частью света? На какой карте можно увидеть сразу все страны мира? Разнообразие стран современного мира. Как страны различаются по географическому положению и размерам? Как страны различаются по форме государственного правления?

Каково государственное устройство разных стран мира?

Урок-практикум№1. Источники страноведческой информации. Как можно использовать справочную литературу для получения страноведческой информации? Чем полезны для страноведа описания путешественников и литературные произведения? Как могут помочь при составлении страноведческого описания фотографии, космические снимки

и рисунки?

Урок-практикум№2 (продолжение). Карта — один из основных источников страноведческой информации. Как охарактеризовать по карте географическое положение, природу, население и хозяйство территории? О чем могут рассказать географические названия?

Земля — планета людей.

Население мира. Расселение человека по земному шару. Как люди заселяли Землю? Где появились древние государства? Откуда и куда мигрировали люди на протяжении нашей эры? Численность и размещение населения мира. Сколько человек живет на Земле? Насколько быстро растет население нашей планеты? Как население распределено по Земле? Что мешает человеку заселить всю планету? Человеческие расы. К каким основным расам относится население земного шара? Какие внешние признаки характерны для представителей различных рас? Имеются ли у рас преимущества друг перед другом? Народы мира. Что такое народ? По каким признакам различаются народы мира? Что такое языковые семьи? Какие религии исповедуют разные народы? Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Как живут люди в городе и сельской местности? Что такое урбанизация? Есть ли в облике разных городов общие черты? Какие проблемы испытывают жители городов?

Хозяйственная деятельность людей. Возникновение и развитие хозяйства. Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове? Какими видами хозяйственной деятельности занимался Робинзон? Современное хозяйство мира. Что такое промышленность? Каким бывает сельское хозяйство? Какие предприятия образуют третичный сектор экономики? Как связаны экономики разных стран?

Океаны, материки и страны мира.

Океаны. Мировой океан и его значение для человечества. Как люди изучали Мировой океан? Каково значение Мирового океана для Земли? Как распределена жизнь в Мировом океане? Что дает океан человеку? Как человек воздействует на океан? Атлантический океан — самый молодой и освоенный. Каковы особенности географического положения и природы Атлантического океана? Какие богатства Атлантического океана использует человек? Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. Каковы особенности географического положения и природы Индийского океана? Как человек осваивает Индийский океан? Тихий океан — самый большой и глубокий. Чем знаменит самый большой океан планеты? Какие богатства океана использует человек? Северный Ледовитый океан — самый маленький и холодный. Чем Северный Ледовитый океан отличается от других океанов Земли? Как Северный Ледовитый океан используется человеком?

Евразия. Общая характеристика

Урок-практикум№3. Евразия. Географическое положение. Почему изучение материков надо начинать с изучения их географического положения? Каковы особенности географического положения Евразии?

Урок-практикум№4.Рельеф Евразии. Почему рельеф Евразии так разнообразен?

Урок-практикум№5.Климат Евразии. Почему климат Евразии так разнообразен? Как образуются переходные климатические пояса? Чем переходные климатические пояса отличаются от основных поясов? Что такое климатограммы? Для чего они нужны?

Урок-практикум№6. Внутренние воды и природные зоны Евразии. Как внутренние воды распределены по территории Евразии? Как почвенно-растительные зоны распределены по территории Евразии?

Европа. Северная Европа. Где находятся страны Северной Европы? Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства этих стран? Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). Где находятся Британские острова? Каковы особенности природы Британских островов? Каковы особенности населения и экономики стран, расположенных на Британских островах? Франция и страны Бенилюкса. Каковы особенности природы Франции? Как живет Франция? Чем эта страна известна в мире? Каковы особенности стран Бенилюкса? Германия и Альпийские страны. Какова природа Германии? Каковы особенности населения и хозяйства Германии? Каковы особенности природы, населения и хозяйства Альпийских стран? Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии. Какова природа Польши, Чехии и Словакии? Кто живет в этих странах? Какие страны называют странами Балтии? Какова природа этих стран? Как живут прибалты? Беларусь, Украина и Молдавия. Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Кто живет в этих странах? Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. Какие страны находятся на Пиренейском полуострове? Какова природа стран Пиренейского полуострова? Какими эти страны были раньше? Как различаются природа, население и его хозяйственная деятельность в разных частях Испании и Португалии?

Страны на Апеннинском полуострове. Какова природа Италии? Чем знаменита Италия? Дунайские и Балканские страны. Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Кто населяет Балканские и Дунайские страны?

Россия — самая большая по площади страна мира. Где расположена Россия? Каковы особенности географического положения России? Природа, население и хозяйство России. Каковы главные особенности природы России? Какими богатствами одарила Россию природа? В чем особенность населения России? Как различаются географические районы России?

Азия. Закавказье. Где находятся эти страны? Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства стран Закавказья? Юго-Западная Азия. Какие страны образуют Юго-Западную Азию и где они находятся? Какова природа этих стран? Чем известны страны Юго-Западной Азии? Кто в них живет и чем занимаются эти люди? Центральная Азия. Где находятся страны Центральной Азии? Почему Центральную Азию называют «краем пустынь и гор»? Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии? Китай и Монголия. Где находятся эти страны? Каковы главные особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства Китая и Монголии? Япония и страны на Корейском полуострове. Где находятся эти страны? Каковы особенности природы Японии? Как живут японцы? Каковы особенности природы и населения Корейского полуострова? Южная Азия. Где находятся страны Южной Азии? В чем заключается разнообразие природы этих стран? Как в Южной Азии живут люди? Юго-Восточная Азия. Где находится Юго-Восточная Азия? Какова природа этой части Азии? Как в Юго-Восточной Азии живут люди?

Африка. Общая характеристика Африки. Каковы особенности природы Африки? Чем различаются страны Африки?

Северная Африка. Где находятся страны Северной Африки? Что известно о прошлом этих стран? Какие природные районы можно выделить в Северной Африке? Чем различаются занятия населения этих стран? Западная и Центральная Африка. Каковы размеры этой части Африки? Какова природа расположенных здесь стран? Какие народы проживают на территории Западной и Центральной Африки и чем они занимаются? Восточная Африка. Где находятся страны Восточной Африки? Какова природа этих стран? Кто населяет страны Восточной Африки? Чем интересен остров Мадагаскар? Южная Африка. Где находятся страны Южной Африки? Каковы особенности природы этих стран? Кто населяет Южную Африку?

Америка- новый свет. Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. Каковы особенности природы Северной Америки? Каковы особенности природы Южной Америки? Канада. Где находится Канада? Какова природа Канады? Как живут канадцы? Каковы особенности природы и населения самого большого в мире острова? Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. Где находятся США? Каково государственное устройство США? Каковы особенности рельефа, климата и внутренних вод США? В каких природных зонах располагается территория США? Население и хозяйство США. Как происходило заселение территории США? Кто такие американцы и где они живут? Какие особенности имеет хозяйство США? Чем различаются районы США?

Центральная Америка и Вест-Индия. Какие страны находятся в Центральной Америке? Что такое Вест-Индия? Каковы природа, население и хозяйство Мексики? Каковы особенности стран Центральной Америки? Каковы особенности многочисленных островов Вест-Индии? Бразилия. Где находится Бразилия и каковы ее размеры? Какова природа Амазонки? Каковы особенности природы Бразильского плоскогорья? Каковы главные черты населения

и хозяйства Бразилии? Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. Какие страны называют Андскими?

Каковы особенности рельефа Андских стран? Какие природные комплексы сформировались в Андских странах? Каковы особенности населения и хозяйства Андских стран? Чем знамениты Андские страны? Лаплатские страны. Где находятся эти страны? Какова природа этих стран? Каковы отличительные черты населения и хозяйства Лаплатских стран?

Австралия и Океания.Географическое положение и природа Австралии. Какова природа Австралии? Почему Австралию можно назвать материком- заповедником? Австралийский Союз. Когда европейцы узнали об Австралии и заселили ее? Какие особенности характерны для современного населения и хозяйства Австралийского Союза? Океания. Что такое Океания? Каковы особенности природы и населения Океании? Каковы особенности Меланезии? Каковы особенности Полинезии? Каковы особенности Микронезии? Как образуются коралловые рифы и атоллы?

Полярные области Земли. Полярные области Земли. Что называют полярными областями Земли? Чем похожи и чем различаются Арктика и Антарктика? Что представляет собой сухопутная часть Арктики? Как люди исследовали полярные области Земли? Антарктика. Каковы природные особенности Антарктики? Чем Антарктида отличается от других материков? Кто живет в Антарктиде?

Человек и планета: история взаимоотношений.

История изменения природы Земли человеком. Как изменяли природу первобытные люди? Как воздействовало на природу древнее земледелие? Чем различается изменение природы человеком в древности в наши дни? Что происходит в земных оболочках под влиянием деятельности человека? Изменение человеком природы материков. Почему у взаимоотношений человека и природы на разных материках Земли есть свои особенности? Как человек изменяет природу Евразии и Северной Америки? Как человек изменяет природу Южной Америки? Как человек

влияет на природу Африки?

География России. Природа и население.

Введение

Территория России на карте мира.

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Население России.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.

География своей местности.

Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс

Введение. Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Пльороблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

Общая характеристика Европейской России. Что такое Европейская Россия и каково ее географическое поло­жение. Каковы особенности природы Европейской России. Чем характеризуются природные ресурсы, население и хо­зяйство этой части страны.

Европейский Север. Географическое положение. Почему Европейский Север освоен слабее своих соседей. В чем вы­годы приморского положения района. Как влияют на раз­витие района особенности соседского положения. Природа Европейского Севера. Чем различается природа различных частей района. Чем богаты моря, омывающие Европейский Север.

Население и хозяйственное освоение Европейского Се­вера. Каковы особенности современного населения района. Как заселялся и осваивался Европейский Север.

Хозяйство Европейского Севера. В чем главные особен­ности хозяйства Европейского Севера. Каковы ведущие от­расли промышленности района. Каковы экологические проблемы района. Северо-Западный район. Географическое положение. Каковы главные черты географического положения района. Как влияло на развитие района его столичное положение.

Природа Северо-Запада. С чем связаны особенности при­роды Северо-Запада. Какими природными ресурсами богат район. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Сколько людей проживает в Европейском Северо-Западе. Как заселялся и обживался район.

Хозяйство Северо-Запада. Как на хозяйство района влия­ет его приморское положение. Какую роль в хозяйстве стра­ны играет промышленность Северо-Запада. Какая отрасль — ведущая в сельском хозяйстве района. Какова экологиче­ская ситуация в районе.

Центральная Россия. Географическое положение. Каков состав Центральной России. Какова главная черта географи­ческого положения района. Как влияет на развитие района столичность положения.

Природа Центральной России. Как различаются природ­ные условия в Центральной России. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Центральной Рос­сии. Сколько людей живет в Центральной России. Как раз­мещается городское и сельское население района. Какие на­роды населяют район. Как осваивался и заселялся район.

Хозяйство Центральной России. Чем отличается хозяй­ство Центральной России. Какие отрасли промышленности развиты в районе. Каково внутреннее различие сельского хозяйства Центральной России. Каковы экологические проблемы района.Европейский Юг. Географическое положение. Каковы главные особенности географического положения района. Как влияют на природу и хозяйство Европейского Юга омы­вающие его моря.

Природа Европейского Юга. Чем определяются особен­ности природы Европейского Юга. Каково главное природ­ное богатство района. Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Почему население Европейского Юга быстро увеличивается. Где проживает большинство населения Европейского Юга. Какие народы проживают на Европейском Юге. В чем заключаются социальные проблемы Европейского Юга. Как заселялся и осваивался Европейский Юг.

Хозяйство Европейского Юга. В чем особенности хозяйст­ва Европейского Юга. Какая отрасль — главная в хозяйстве района. Какие отрасли промышленности развиты на Евро­пейском Юге. Почему Европейский Юг — главный курорт­ный район страны. Каковы экологические проблемы района.

Поволжье. Географическое положение. В чем главные осо­бенности физико-географического положения района. В чем главные особенности экономико-географического, геополи­тического и эколого-географического положения района.

Природа Поволжья. Как географическое положение вли­яет на природу Поволжья. Какие природные ресурсы Поволжья — наиболее ценные. Какие неблагоприятные при­родные явления характерны для Поволжья.

Население и хозяйственное освоение Поволжья. Сколько людей живет в Поволжье. Как размещено население по тер­ритории Поволжья. Какие народы заселяют Поволжье. Как заселялось и осваивалось Поволжье.

Хозяйство Поволжья. В чем особенности хозяйства По­волжья. Какие отрасли промышленности развиты в По­волжье. Что производит сельское хозяйство района. Каковы экологические проблемы района.

Урал. Географическое положение. Какова главная черта географического положения Урала. Как географическое по­ложение влияет на развитие района.

Природа Урала. Как пограничность проявляется в осо­бенностях природы Урала. Почему столь разнообразны при­родные ресурсы Урала

Население и хозяйственное освоение Урала. Сколько лю­дей живет на Урале. Как размещено население по террито­рии Урала. Какие народы населяют Урал. Как заселялся и осваивался Урал.Хозяйство Урала. Каковы особенности хозяйства Урала. Какие отрасли промышленности — ведущие в хозяйстве района. Как на Урале развито сельское хозяйство. Какова экологическая ситуация на Урале.

Азиатская Россия. Географическое положение. Ка­ковы особенности геополитического положения и природных условий Азиатской России. Какие природные ресурсы Азиатской России используются наиболее активно.

Западная Сибирь. Географическое положение. Как гео­графическое положение влияет на ее природу и хозяйство. Чем определяется геополитическое положение района.

Природа Западной Сибири. Какой рельеф преобладает в Западной Сибири. Какие факторы влияют на климат района. Почему в Западной Сибири много болот. Сколько природных зон в Западной Сибири. Какими природными ресурсами богата Западная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Сколько людей живет в Западной Сибири. Как осваивалась Западная Сибирь.

Хозяйство Западной Сибири. В чем особенности хозяйст­ва Западной Сибири. Какие отрасли промышленности глав­ные в хозяйстве района. Где производится основная часть сельскохозяйственной продукции района. Каковы экологи­ческие проблемы Западной Сибири.Восточная Сибирь. Географическое положение. Каковы главные особенности физико-географического положения района. Как оценивается экономико-географическое и гео­политическое положение района.Природа Восточной Сибири. Каковы особенности рельефа Восточной Сибири. Почему в Восточной Сибири резко конти­нентальный климат. Куда впадают реки Восточной Сибири. Сколько в районе природных зон. Какими природными ре­сурсами богата Восточная Сибирь.Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири. Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Восточной Сибири. Как заселялась и осваивалась Восточная Сибирь.

Хозяйство Восточной Сибири. Каковы особенности хо­зяйства района. Какие отрасли промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем особенности сельского хозяйства района. В каких частях района наиболее остры экологиче­ские проблемы.Дальний Восток. Географическое положение. Каковы особенности физико-географического положения Дальнего Востока. Как географическое положение влияет на развитие Дальнего Востока.

Природа Дальнего Востока. Почему природа Дальнего Во­стока столь разнообразна. Каковы особенности морей, омы­вающих Дальний Восток. Какими природными ресурсами богат район.Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Сколько людей живет на Дальнем Востоке. Сколько в районе городов. Какие народы населяют район. Как заселялся и осваивался Дальний Восток.Хозяйство Дальнего Востока. В чем особенности хозяйст­ва Дальнего Востока. Какие отрасли — ведущие в промыш­ленности района. Почему сельское хозяйство не обеспечи­вает потребности района. Каковы экологические проблемы Дальнего Востока.









3. Тематическое планирование



№ п/п


Название раздела


5 класс


6класс


7 класс


8 класс


9 класс

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

10(3)


5(2)

1

1

2

Развитие географических знаний о земной поверхности.

9(1)





3

Геосферы Земли:

  • Литосфера

  • Атмосфера

  • Гидросфера

  • Биосфера



5(2)

3(1)

3(1)

2(1)



6(1)

6(2)

5

1





4

Природа и человек.

3


6



5

Земля во Вселенной.


3(1)




6

Путешествия и их географическое отражение.


5(2)




7

Географическая оболочка- среда жизни.


9(1)




8

Современный облик планеты Земля.



7(1)



11

Материки и страны.



51(8)



12

Обобщающее повторение



1

2


13

Географическое положение и формирование государственной территории России




15(3)


14

Природа России




37(15)


15

Население России




10(4)


16

Природный фактор в развитии России




5(1)


17

Хозяйство России





23(4)

18

География крупных районов России





44(18)


Всего часов

35(9)

35(7)

70(12)

70(23)

68(22)



Количество часов (в том числе практические работы)



























5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

По плану

Фактич.

1



Введение. Раздел 1. Как устроен наш мир.

Представления об устройстве мира.

1


2



Звезды и галактики.

1


3



Солнечная система.

1


4



Луна – спутник Земли.

1


5



Земля - планета Солнечной системы

1

Пр.р. №1 Построение модели доказательства шарообразности Земли.

6



Облик земного шара.

1


7



Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли.

1

Пр.р. №2 Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли

8



Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1


9



Урок – практикум. Глобус как источник географической информации.

1


10



Контрольная работа по разделу «Как устроен наш мир»

1


11



Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности.

Способы изображения земной поверхности.



1


12



История географической карты.

1


13



Географические открытия древности.

1


14



Географические открытия Средневековья.

1


15



Великие географические открытия.

1


16



В поисках Южной Земли.

1


17



Исследования океана и внутренних частей материков.

1


18



Урок- практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации.



1


19



Контрольная работа по разделу «Развитие географических знаний о земной поверхности».

1


20



Раздел 3. Как устроена наша планета.

Литосфера. Внутреннее строение Земли.


1


21



Горные породы и их значение для человека.

1


22



Урок- практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

1


23



Рельеф и его значение для человека.

1


24



Основные формы рельефа Земли.

1

См.прил.уч.

25



Гидросфера. Мировой круговорот воды.

1


26



Мировой океан и его части.

1

См.прил.уч.

27



Гидросфера - кровеносная система Земли.

1


28



Атмосфера. Атмосфера Земли и ее значение для человека.

1


29



Погода.

1


30



Урок – практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1


31



Биосфера. Биосфера- живая оболочка Земли.

1


32



Урок- практикум. Экскурсия в природу.

1


33



Природа и человек. Воздействие человека на природу Земли.

1


34



Контрольная работа по разделу «Как устроена наша планета».

1


35



Итоговое обобщение.

1


6 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание



По плану

Фактич.

1



Раздел 4. Земля во Вселенной.

Вращение Земли и его следствия.

1


2



Географические координаты.

1


3



Урок- практикум. Определение географических координат точки по глобусу.

1


4



Раздел 5. Путешествия и их географическое отражение. План местности.

1


5



Ориентирование по плану местности в природе и в населенном пункте.

НРК. План местности микрорайона в Белебее.

1


6



Урок- практикум. Составление плана местности.

1


7



Многообразие карт.

1

См.прил.уч.

8



Урок- практикум. Работа с картой.

1


9



Раздел 6. Природа Земли.

Свойства вод Мирового океана.


1


10



Движение вод в Мировом океане.

1


11



Движение литосферных плит.

1

Пр.р. №1 Определение по карте направления передвижения литосферных плит.

12



Землетрясения: причины и последствия.

1


13



Вулканы.

1


14



Изображение рельефа на планах местности и географических картах.


1


15



Горы.

1


16



Равнины.

1

См.прил.уч.

17



Температура воздуха.

1


18



Атмосферное давление. Ветер.

1


19



Облака и атмосферные осадки.

1


20



Погода и климат.

1


21



Урок- практикум. Работа с климатическими картами.

1


22



Урок – практикум. Наблюдения за погодой.

1


23



Реки в природе и на географических картах.

1

См.прил.уч.

24



Озера.

1


25



Подземные воды. Болота. Ледники.

1


26



Контрольная работа по разделу «Природа Земли».

1


27



Раздел 7. Географическая оболочка- среда жизни.

Закономерности распространения живых организмов на Земле.



1


28



Почва как особое природное тело.

1


29



Понятие о географической оболочке.

1


30



Природные комплексы как части географической оболочки.

1


31



Природные зоны Земли.

1


32



Контрольная работа по разделу «Географическая оболочка- среда жизни»


1


33



Стихийные бедствия и человек.

1


34



Итоговая контрольная работа.

1


35



Итоговое обобщение.

1






7 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

По плану

Фактич.

1



Введение. География в современном мире.

1


2



Материки, части света и страны.

1

Пр.р.№1 Работа с контурными картами и атласами.

3



Разнообразие стран современного мира.

1


4-5



Урок- практикум. Источники страноведческой информации. Карта - один из источников страноведческой информации.

2


6



Раздел 1. Земля – планета людей.

Тема 1. Население мира. Расселение людей по земному шару.


1


7



Численность и размещение населения мира.

НРК. Численность населения РБ, Белебееевского района


1


8



Человеческие расы.

1


9



Народы мира. НРК. Народы Башкортостана

1

Пр.р. №2 Изучение карты в атласах

10



Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.

1


11



Тема 2. Хозяйственная деятельность людей. Возникновение и развитие хозяйства.

1


12



Обобщающий урок по разделу «Земля – планета людей».

1


13



Раздел 2. Океаны, материки и страны мира.

Тема 3. Океаны. Мировой океан и его значение для человечества.


1

Пр.р. №3 Обозначение  на карте  крупнейших  море,  заливов,  проливов,  островов,  полуостровов  мира  и  обозначение  шельфовой  зоны

14



Атлантический океан – самый молодой и освоенный.

1


15



Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана.


1


16



Тихий океан – самый большой и глубокий.

1


17



Северный Ледовитый океан – самый маленький и холодный.


1


18



Обобщающий урок по теме «Океаны».



19



Тема 4. Евразия.

Евразия. Географическое положение.


1


20



Рельеф Евразии.

1


21



Климат Евразии.

1


22-23



Внутренние воды и природные зоны Евразии.

НРК. Воды Башкортостана.

2

Пр.р.№4Обозначение на карте крупных рек,озер, природных зон.

24



Обобщающий урок по теме «Евразия».

1


25



Тема 5. Европа. Северная Европа.


1

Пр.р. №5 Изучение карты в атласах

26



Средняя Европа. Британские острова.

1

Пр.р. №6 Изучение карты в атласах

27



Франция и страны Бенилюкса.

1


28



Германия и Альпийские страны.

1


29



Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии.

1


30



Белоруссия, Украина и Молдавия.

1


31



Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове.

1

Пр.р. №7 Изучение карты в атласах

32



Страны на Апеннинском полуострове.

1


33



Дунайские и Балканские страны.

1


34



Россия – самая большая по площади страна мира.

1

Пр.р. № 8 Обозначение на контурной карте береговой линии материка. Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек

35



Природа, население и хозяйство России.

1


36



Обобщающий урок по теме «Европа».

1


37



Тема 6. Азия. Закавказье.

1


38



Юго- Западная Азия.

1


39



Центральная Азия.

1


40



Китай и Монголия.

1


41



Япония и страны на Корейском полуострове.

1


42



Южная Азия.

1


43



Юго- Восточная Азия.

1


44



Обобщающий урок по теме «Азия».

1


45



Тема 7. Африка. Общая характеристика Африки.

1


46



Северная Африка.

1


47



Западная и Центральная Африка.

1


48



Восточная Африка.

1


49



Южная Африка.

1


50



Обобщающий урок по теме «Африка».

1


51



Тема 8. Америка- новый свет. Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика.

1

Пр.р. № 9 Обозначение на контурной карте береговой линии материка. Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек

52



Канада.

1


53



Особенности географического положения, государственного устройства и природы США

1


54



Население и хозяйство США.

1


55



Центральная Америка и Вест- Индия.

1


56



Бразилия.

1


57



Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили.

1


58



Лаплатские страны.

1


59



Обобщающий урок по теме «Америка».

1


60



Тема 9. Австралия и Океания. Географическое положение и природа Австралии.

1

Пр.р. № 10 Обозначение на контурной карте береговой линии материка. Обозначение  на  контурных  картах  названий  изучаемых  объектов  и  определение  географических  координат  крайних  точек

61



Австралийский Союз.

1


62



Океания.

1


63



Тема 10. Полярные области Земли.

Полярные области Земли.

1


64



Антарктика.

1


65



Раздел 3. Человек и планета: история взаимоотношений. История изменения природы Земли человеком.



1


66



Изменение человеком природы материков.

1


67



Итоговая контрольная работа по изученному курсу.

1


68-69



Обобщающее повторение.

2


70



Современный облик планеты Земля

1












8 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

По плану

Фактически

1



Введение.

Введение в курс «География России»

1


2



Географическое положение и его виды.

1


3



Размеры территории и природно- географическое положение России

1


4



Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России

1


5



Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

1


6



Государственная территория России. Типы российских границ.

1


7



Сухопутные и морские границы России

1


8



Различия во времени на территории России.

НРК Местное время.

1

Практическая работа №1 «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»

9



Административно-территориальное устройство РФ.

НРК Административно-территориальное устройство РБ

1

Практическая работа №2 «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»

10



Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»

1


11



Заселение и освоение территории России в IV – XVII вв.

1


12



Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII - XIX вв.

НРК Освоение территории Башкортостана.

1


13



Географическое исследование территории России в XVIII - XIX вв.

1


14



Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

1

Практическая работа №3 «Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России»

15



Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследование территории России»

1





Раздел II Природа России



16



Геологическая история.

1


17



Развитие земной коры

1


18



Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.

НРК Рельеф и полезные ископаемые республики

1

Практическая работа №4 «Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий»

19



Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов.

1

Практическая работа №5 «Изучение закономерностей формирование рельефа и его современного развития на примере своей местности» НРК

20



Литосфера. Рельеф. Человек

1


21



Повторение и обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

1


22



Условия формирования климата. НРК Климатические особенности Башкортостана

1


23



Движение воздушных масс

1


24



Закономерности распределения тепла и влаги.

1

Практическая работа №6 «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»

25



Климатические пояса и типы климатов.

1

Практическая работа №7 «Определение особенностей погоды для разных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды»

26



Климат и человек.

1

Практическая работа №8 «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности» НРК

27



Повторение и обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы»

1


28



Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

1

Практическая работа №9 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования» НРК

29



Зависимость речной сети от климата

1

Практическая работа№10 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

30



Другие виды внутренних вод- озера,болота, ледники,подземные воды.

1


31



Многолетняя мерзлота

1


32



Воды и человек. Водные ресурсы

1

Практическая работа №11 «Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности» НРК

33



Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы»

1


34



Почва как особое природное образование

1


35



Главные типы почв и их размещение по территории России.

1

Практическая работа №12 «Выявление особенностей почв своей местности» НРК

36-37



Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

2

Практическая работа №13 «Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования.

38



Растительный и животный мир

1

Практическая работа №14 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы»

39



Биологические ресурсы.

1

Практическая работа №15 «Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности» НРК

40



Повторение и обобщение тем: «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

1


41



Природные комплексы

1


42



Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

1


43



Северные безлесные природные зоны

1


44



Лесные зоны. Тайга

1


45



Смешанные и широколиственные леса

1


46



Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

1


47



Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне

1

Практическая работа №16

48



Высотная поясность.

1

Практическая работа №17 «Составление сравнительной характеристики двух горных районов России»

49



Моря как крупные природные комплексы.

1


50



Природно-хозяйственные различия российских морей.

1

Практическая работа №18 «Составление характеристики одного из морей России»

51



Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России»

1





Раздел III Население России



52



Численность и воспроизводство населения России.

1

Практическая работа № 19 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России»

53



Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

1


54



Этнический и языковой состав населения России.

1

Практическая работа №20 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ» НРК

55



Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий. НРК Народы своего края.




1


56



Особенности урбанизации в России. Городское население.

1


57



Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

1


58



Миграции населения в России.

1


59



Размещение населения России.

1

Практическая работа №21 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России»

60



Занятость населения.

1

Практическая работа №22 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства»

61



Повторение и обобщение раздела «Население России»

1





Раздел IV Природный фактор в развитии России



62



Влияние природы на развитие общества

1


63



Природные ресурсы

1


64



Природно-ресурсный потенциал России

1


65



НРК Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

1

Практическая работа №23

66



Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»

1


67



Повторение изученного в 8 классе

1


68



Итоговый урок

1


69-70



Резервный час

2


















9 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

По плану

Фактически

1



Введение. Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе 8 класса

1


2



Раздел. Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) НРК. ТЭК Башкортостана

1


3



Нефтяная промышленность.


1

Практическая работа № 1. Характеристика одного из нефтяных бассейнов России

4



Газовая промышленность

1


5



Угольная промышленность

1


6



Электроэнергетика (часть 1)

1


7



Электроэнергетика (часть 2) НРК. Электроэнергетика республики.

1


8



Металлургия. География черной металлургии.

1


9



География цветной металлургии

1


10



Химическая промышленность

1


11



География химической промышленности. НРК. Химические предприятия республики

1


12



Лесная промышленность

1


13



Машиностроение. НРК . Машиностроительный комплекс Башкортостана.

1

Пр. р№2.Определение по картам главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

14



Пищевая и легкая промышленность (часть 1)

1


15



Пищевая и легкая промышленность (часть 2) НРК. Предприятия Белебеевского района

1


16



Итоговый урок по разделу «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье».

1

Пр.р. №3. Итоговый тест по теме «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье»

17



Состав и значение сферы услуг

1


18



Роль и значение транспорта

1


19



Сухопутный транспорт

1


20



Водный транспорт.

1


21



Авиационный и трубопроводный транспорт НРК. Трубопроводы в Башкортостане

1


22



Наука. НРК. Научные центры республики.

1


23



Жилищное и рекреационное хозяйство. НРК. Развитие туризма в республике.

1


24



Итоговый урок по разделу «Третичный сектор экономики - сфера услуг».

1

Пр. р. №4. Итоговый тест по теме «Третичный сектор экономики – сфера услуг».

25



Раздел. География крупных районов России.

Зачем районировать территорию страны (часть 1)

1


26



Зачем районировать территорию страны (часть 2)

1


27



Общая характеристика Европейской России.

1


28



Европейский Север. Географическое положение.

1

Практическая работа № 5. Работа с контурной картой.

29



Природа Европейского Севера. (часть 1)

1


30



Природа Европейского Севера. (часть 2)

1


31



Население и хозяйственное освоение Европейского Се­вера.

1


32



Хозяйство Европейского Севера.

1

Практическая работа № 6. Тест по теме «Европейский Север».

33



Северо-Западный район. Географическое положение.

1


34



Природа Северо-Запада.

1

Практическая работа № 7. Работа с контурной картой.

35



Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

1


36



Хозяйство Северо-Запада.

1

Практическая работа № 8. Тест по теме «Северо-Западный район».

37



Центральная Россия. Географическое положение.

1


38



Природа Центральной России.

1

Практическая работа № 9. Работа с контурной картой.

39



Население и хозяйственное освоение Центральной Рос­сии.

1


40



Хозяйство Центральной России.

1

Практическая работа № 10. Тест по теме «Центральная Россия».

41



Европейский Юг. Географическое положение.

1


42



Природа Европейского Юга. (часть 1)


1

Практическая работа № 11. Работа с контурной картой.

43



Природа Европейского Юга. (часть 2)

1


44



Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

1


45



Хозяйство Европейского Юга.


1

Практическая работа № 12. Тест по теме «Европейский Юг».

46



Поволжье. Географическое положение.

1


47



Природа Поволжья.

1

Практическая работа № 13. Работа с контурной картой.

48



Население и хозяйственное освоение Поволжья.

1


49



Хозяйство Поволжья.

1

Практическая работа № 14. Тест по теме «Поволжье».

50



Урал. Географическое положение. НРК

1


51



Природа Урала. НРК


1

Практическая работа № 15. Работа с контурной картой.

52



Население и хозяйственное освоение Урала. НРК

1


53



Хозяйство Урала. НРК

1

Практическая работа № 16. Тест по теме «Урал».

54



Итоговый урок по разделу «Европейская часть России (Западный макрорегион)».

1


55



Азиатская Россия. Географическое положение.

1


56



Западная Сибирь. Географическое положение.

1

Практическая работа № 17. Работа с контурной картой.

57



Природа Западной Сибири.

1


58



Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

1


59



Хозяйство Западной Сибири.

1

Практическая работа № 18. Тест по теме «Западная Сибирь».

60



Восточная Сибирь. Географическое положение.


1


61



Природа Восточной Сибири.

1

Практическая работа № 19. Работа с контурной картой.

62



Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.

1


63



Хозяйство Восточной Сибири.

1

Практическая работа № 20. Тест по теме «Восточная Сибирь».

64



Дальний Восток. Географическое положение.

1


65



Природа Дальнего Востока.

1

Практическая работа № 21. Работа с контурной картой.

66



Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

1


67



Хозяйство Дальнего Востока.


1

Практическая работа № 22. Тест по теме «Дальний Восток».

68



Итоговый урок по разделу «Азиатская Россия (Восточный макрорегион)».

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!