Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4»
____________Лощинина Н.Н.
«______» ____________________ 2018
Приказ №___ от «__»_______2018
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
11 А,Б классы
Составитель: Абрамова Светлана Петровна
учитель географии высшей категории
2018г.
Данная рабочая программа по географии для 11 класса соответствует требованиям федерального базисного учебного плана 2004 года среднего общего образования и разработана на основе:
основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сергиев Посад
учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
авторской рабочей программы по географии для 6-10 классов. Авторы-составитель Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А., – М.:«Вентана-Граф», 2016 г.
ИспользуемыйУМК:
1) Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География. Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2017
2) Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира – М.: Вентана-Граф, 2017.
3) Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2018.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения; основные направления миграций; проблемы современной урбанизации
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов мира, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества
-особенности современного геополитичесого и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь:
-определять и сравнивать по разным источникам географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
-оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
-применятьразнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов
-составлятькомплексную географическую характеристику регионов и стран мира таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия
-сопоставлятьгеографические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические метериалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкологической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их дальнейшего развития
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства;готовность к служению Отчизне, его защите;сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общегообразованиядолжныотражать: умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлениях.
Содержание учебного предмета
Введение (2 час)
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время
Раздел 2.Региональная характеристика мира (20ч)
Зарубежная Европа (6ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Зарубежная Азия, Австралия и Океания (6ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Африка (4ч)
Африка «Визитная карточка» региона. Деление Африки на субрегионы. ЮАР. Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Северная Америка (6ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Латинская Америка (6ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Основные виды учебной деятельности: выполнять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежных стран; определять региональные различия внутри стран; определять обенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира; сравнивать хозяйство стран, составлять ЭГХ страны, проводить сравнение природных ресурсов, населения, хозяйства, устанавливать черты сходства и различий; определять состав территории стран; составлять демографический прогноз; выявлять межнациональные конфликты; определять типы городов..
Россия и мир (3ч)
Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире.
Основные виды учебной дятельности:анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России, тенденций их возможного развития; Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции; выявление основных форм внешних экономических связей.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. Используются ИКТ, ресурсы КМ-школы, мультимедийные программы, различные источники географической информации (дополнительная литература, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
Регионы и страны мира -2 ч; 1час в неделю |
1 | Страноведение и регионы мира. Международные отношения и геополитика | | |
2 | Международные отношения и геополи- тика | | |
Зарубежная Европа- 6 ч; 1час в неделю |
3 | Особенности территории и населения Зарубежной Европы | | |
4 | Географические особенности хозяйства Зарубежной Европы | | |
5 | Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы | | |
6 | Характеристика отдельных стран Европы. Практическая работа №1 «Составление экономико-географической характеристики стран Западной Европы по типовому плану» (по вариантам). | | |
7 | Обобщение по теме «Зарубежная Европа» | | |
Зарубежная Азия — 6 ч; 1час в неделю |
8 | Населения и природные ресурсы – основа развития зарубежной Азии | | |
9 | Многоликое экономическое пространство зарубежной Азии | | |
10 | Япония – лидер азиатской экономики | | |
11 | Китай-экономическое чудо зарубежной Aзии | | |
12 | Индия-страна традиций. Практическая работа №2..«Определение по картам отраслей специализации азиатских стран». Определение по картам отраслей специализации страны. | | |
13 | Урок-обобщение | | |
Северная Америка- 6 ч; 1час в неделю |
14 | Территория и население Северной Америки | | |
15 | Природно-ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США | | |
16 | Обрабатывающая промышленность США и Канады | | |
17 | Фермерское сельское хозяйство и его специализация. Практическая работа №3 «Сравнительная экономико-географическая характеристика районов США». | | |
18 | Транспорт и внешние экономические связи США И Канады | | |
19 | Урок-обобщение. | | |
Латинская Америка — 6 ч; 1час в неделю |
20 | Состав региона Латинская Америка. Вест-Индия | | |
21 | Континентальная часть Мезоамерики | | |
22 | Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки | | |
23 | Экономическое пространство Южной Америки | | |
24 | Бразилия | | |
25 | Обобщение по теме «Латинская Америка» | | |
Австралия и Океания — 2 ч; 1час в неделю |
26 | Географические особенности развития Австралии и Океании как единого региона | | |
27 | Динамика развития хозяйства Австралии и Океании | | |
Африка — 4 ч; 1час в неделю |
28 | Особенности территории, населения и хозяйства Африки. | | |
29 | Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки. Практическая работа №4. «Выявление особенностей хозяйства стран Африки и их участие в МГРТ». | | |
30 | Специализация субрегионов Африки. Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика субрегионов Африки». | | |
31 | Обобщение по теме «Африка» | | |
Россия в современном мире — 3 ч; 1час в неделю |
32 | Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира | | |
33 | Россия в современном мире | | |
34 | Современный мир и глобальные проблемы человечества. Обобщение по курсу | | |
Итого: 34 часа; практических работ - 5 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно-научного цикла
от _______2018 г №___
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Лебакова Т.Г.
«_____» _________ 2018 г.