СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 10 класс разработана к учебнику «География. Введение в географию» Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков ООО "Русское слово-учебник" 2013. -160 с

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «География» для 10 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5», с учётом программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством О. А. Бахчиевой. География 10-11 классы / сост. О. А. Бахчиева .-М.: Вентана-Граф, 2010.

Цель курса: формирование у школьников законченных широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира.

Задачи:

- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно действующему Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «СОШ №5».

На изучение курса отводится 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (по 35 часов в год, по 1 часу в неделю).

Сроки реализации рабочей учебной программы 2019-2020 учебный год.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;



3. Содержание учебного предмета

Введение. Структура и содержание курса «Экономическая и социальная география мира». Особенности работы с учебником и атласом. Предмет изучения экономической и социальной географии. Развитие экономической географии. Методы (общегеографические: традиционные и современные, частные), подходы и концепции экономической и социальной географии. Использование традиционных и современных методов для поиска, обработки и представления географической информации. Примеры моделирования в географии. Геоинформационные системы — их роль в решении теоретических и практических задач.

Раздел I. Общий обзор современного мира 

Политическое устройство мира

Классификация стран мира. Примеры группировки стран (по численности населения, по величине территории, по национальному составу, по особенностям географического положения). Типология стран мира, её отличие от классификации. Формы правления (республика и монархия), формы административнотерриториального устройства (унитарное и федеративное государство).Изменения на политической карте до ХХ века. Этапы формирования современной политической карты мира. Колониальные державы мира Современная политическая карта мира. Государства, территории, колонии и другие несамоуправляющиеся территории. Примеры изменений на политической карте в начале ХХI века.

Практическая работа

1. Составление классификаций стран мира по различным признакам

Природа и человек в современном мире

Географическая среда — место обитания человека. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства. Природные условия, районы с экстремальными природными условиями. Изменения географической среды. Загрязнение окружающей среды. Классификация антропогенных загрязений окружающей среды Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Понятие о природноресурсном потенциале и его экономическая оценка. Сочетание различных видов природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Природопользование рациональное и нерациональное. Минеральные природные ресурсы, их классификация. Перспективы разработки отдельных видов минеральных ресурсов. Размещение отдельных видов минеральных ресурсов: топливные (уголь, нефть, газ); рудные, нерудные. Территориальное сочетание минеральных ресурсов — значение для хозяйственной деятельности человека Земельные ресурсы. Земельный фонд и обеспеченность земельными ресурсами регионов мира. Обеспеченность стран мира пахотными землями. Деградация почвы. Лесные ресурсы. Количественная оценка лесных ресурсов. Показатели: лесопокрытая площадь, лесистость, запасы древесины на корню. Два главных лесных пояса. География лесных ресурсов, рациональное использование лесных ресурсовСтруктура водных запасов Земли. Ресурсы пресной воды. Водообеспеченность и мировое водопотребление. Рациональное использование пресных вод. Варианты решения проблемы нехватки водных ресурсов. Ресурсы Мирового океана: минеральные, биологические. Рациональное природопользование Рекреационные ресурсы, их классификация и география. Климатические ресурсы. Агроклиматические ресурсы и агроклиматическая карта. Агроклиматическое районирование мира Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Понятие «глобальные проблемы человечества». Концепция устойчивого развития. Экологическая ёмкость территории. Отдельные экологические проблемы и варианты их решения. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Возможные пути решения экологических проблем.

Практическая работа

1.Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспече нности одной из стран мира.

2.Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориальног о сочетания.

      1. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами.

      2. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами.

Население мира

Изменение численности населения мира. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, коэффициент естественного прироста. Динамика численности населения мира. Воспроизводство населения: традиционный, современный тип. Депопуляция. Теория демографического перехода Демографическая политика государств мира Возрастной состав населения, соотношение населения разных возрастов в мире и в России. Половой состав, география населения. Социальная структура народонаселения. Отраслевая структура занятости. Экономически активное население. Трудовые ресурсы Расовый состав населения. Этнический состав населения. Этнос. Народы. Крупнейшие языковые семьи и группы. Группировка стран по национальному составу. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Цивилизация. Список ЮНЕСКО. Понятие «мировые религии». Численность верующих. География мировых религий — буддизма, христианства, ислама. Национальные религии. Особенности заселения Земли. Плотность населения отдельных регионов и стран мира. Миграционные процессы. Понятие «миграция населения». Виды миграционных процессов. Городские и сельские поселения. Первые города. Изменения доли городского населения мира. Урбанизация. Субурбанизация и рурурбанизация. Городская агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации с численностью жителей более 10 млн человек. Сельское население мира. Демографическая проблема. Проблема разоружения и сохранения мира. Крупнейшие экспортёры оружия, конверсия и стратегия мирного урегулирования.

Практическая работа

1.Построение схемы-графика «Изменение численности населения».

2.Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору).

3.Составление таблицы «Основные языковые семьи и группы»

4.Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий.

5.1. Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира. 2. Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Мировое хозяйство и география основных отраслей

Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство. Стадии развития мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства: макроструктура, мезоструктура, микроструктура. Международное географическое разделение труда, отрасли международной специализации. Транснациональные корпорации. НИОКР Научно-технический прогресс. Характерные черты научнотехнической революции. Основные направления, характеристики. Следствия НТР. Наноиндустрия. Основные направления развития наноиндустрии Факторы размещения мирового хозяйства: естественные и социальноэкономические. Понятие «региональная политика». Основные модели территориальной структуры мирового хозяйства. Двучленная, трёхчленная и многочленная модель мирового хозяйства. Среднедушевой внутренний продукт стран мира. Главные центры мирового хозяйства Первичные энергоносители. Изменение в мировом потреблении первичных энергоносителей. Энергоресурсы прошлого и будущего. Топливная промышленность: нефтедобывающая, газовая, угольная. География. Страны лидеры. Транспортировка. Электроэнергетика. Разные типы электростанций. Страны с наибольшей долей производства электроэнергии на различных типах электростанций. Альтернативные источники электроэнергии. Энергетическая стратегия мира. Чёрная металлургия. География, страны-лидеры по производству чугуна и стали. Мировые тенденции в размещении предприятий чёрной металлургии. Цветная металлургия. Классификация цветных металлов. Алюминиевая промышленность. Медная промышленность и производство благородных металлов. Характеристика машиностроения, задачи, перспективы развития. Общее машиностроение. Станкостроение. Тяжёлое машиностроение. Транспортное машиностроение: автомобилестроение, судостроение, авиационная промышленность. Электротехника и электроника. География отраслей. Машиностроительные ТНК. Структура и особенности размещения мировой химической промышленности. Состав отраслей. Горнохимическая промышленность. Состав и география отраслей основной химии. Химия органического синтеза. Высокотехнологические отрасли химической промышленности. Основные тенденции развития химической промышленности.Производство строительных материалов, география и закономерности размещения. Лесная промышленность. Лёгкая промышленность: текстильная и швейная отрасли. География отрасли. Пищевая промышленность. Закономерности размещения, ведущие страны, специализирующиеся на выпуске продукции.Современное сельское хозяйство. Классификация отраслей сельского хозяйства. Биотехнологии. Растениеводство, состав и география основных отраслей: зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, плодоводство и виноградарство. Животноводство. Перспективы развития. География производства и потребления животноводческой продукции. Мировая структура потребления основных видов мяса. Сельское хозяйство и окружающая среда.Развитие мирового транспорта. Виды транспорта и их характеристика: железнодорожный, морской, авиационный, трубопроводный, автомобильный. Перспективы развити. Формы международных экономических связей. Мировая торговля. Финансовокредитные отношения. Международная торговля услугами. Международный туризм. Международная специализация и интеграция. Экономические интеграционные группировки

Практическая работа

1.Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными ресурсами.

2.Анализ экономических карт мира. Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа.

3.Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.





 Практическая часть


Четверть

Контрольные работы

Практические работы

Лабораторные работы

I четверть


3


II четверть


7


III четверть


6


IV четверть


4












4. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество

часов


1

Введение

1

2

Раздел 1. Общий обзор современного мира

33

2.1

Политическое устройство мира

3

2.2

Природа и человек в современном мире.

7

2.3

Население мира.

7

2,4

Мировое хозяйство и география основных отраслей

15

2,5

Россия в современном мире

1


Резерв

1














5. УМК


Программа

Учебник, аудиоприложение, тетрадь на печатной основе

Методические рекомендации для учителя (книга для учителя, поурочные разработки и т.д.)

Фонд оценочных средств (сборник упражнений, тестов, диктантов, контрольных/проверочных/лабораторных работ)

1.Программа по географии:10-11 классы общеобразовательных учреждений Бахчиева О. А..--М.: Вентана-Граф, 2010.


1. Бахчиева О. А. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В. П. Дронова.— М.: Вентана-Граф, 2010.

1.География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции\ А.Г.Стадник.-Волгоград: Учитель, 2010.

2.Формирование ключевых компетенций на уроках географии: методическое пособие/ Е.А. Беловолова.-М.: Вентана-граф.2010.







Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Раздел 1. Введение - 1 ч

1


Экономическая и социальная география в системе географических наук


Раздел 2: Общий обзор современного мира - 33 ч


Тема: «Политическое устройство мира» (3 ч)


2


Многообразие стран современного мира Практическая работа №1 по теме Составление классификаций стран мира по различным признакам.


3


Этапы формирования современной политической карты мира


4

Особенности современной политической карты мира.


5




Географическая среда и человек .


6



Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность Практическая работа №2 по теме Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспече нности одной из стран мира


7


География минеральных природных ресурсов Практическая работа №3 по теме Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориальног о сочетания.


8

Земельные и лесные ресурсы мира Практическая работа №4 по теме Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами


9



Мировые водные ресурсы Численность и воспроизводство населения. Практическая работа №5 по теме Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами



10

География неисчерпаемых природных ресурсов



11


Экологическая проблема — глобальная проблема человечества.



Тема: «Население мира» (7 ч)


12

Изменение численности населения мира и воспроизводство населения .Практическая работа №6 по теме Построение схемы-графика «Изменение численности населения»




13


Состав населения Практическая работа № 7 по теме Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору) .



14


Этнический состав населения мира . Практическая работа №8 по теме Составление таблицы «Основные языковые семьи и группы»



15

Религиозный состав населения мира


16

Размещение и миграции населения . Практическая работа №9 по теме Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий.


17


Городское и сельское население. Практическая работа №10 по теме Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира. Практическая работа №11 по теме Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегалополисов.


18

Проблемы населения современного мира.



Тема: «Мировое хозяйство и география основных отраслей» (15 ч)



19


Мировое хозяйство, этапы его развития.


20




Научно-техническая революция (НТР) и мировое хозяйство



21

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства Практическая работа №12 по теме Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными ресурсами .



22

Топливная промышленность Практическая работа №13 по теме Анализ экономических карт мира. Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа .


23

Энергетика мира.


24


Мировая металлургия



25


Машиностроение




26

Мировая химическая промышленность.



27

Производство строительных материалов и лесная промышленность.


28

Лёгкая и пищевая промышленность мира


29

Сельское хозяйство. Растениеводство


30

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.


31

Мировой транспорт Практическая работа №14 по теме Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.


32

Мировая торговля и сфера услуг


33

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира



Россия в современном мире 1ч


34

Россия в современном мире. Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»


35

Повторение по разделу « Общий обзор современного мира» (резерв)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!