СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе:

авторской программы А.И. Алексеев, М.А. Бахир, С. В. Ильинский, К. Н. Вавилова, В. В. Николина. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Полярная звезда» 5 – 11 классы. В. П. Максаковского 10 – 11 классы. Базовый уровень», М., «Просвещение» 2020 г. и Положения о рабочей программе МКОУ Октябрьская СОШ (пр. № 35 от 30.05.2016 г).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

  1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;

  2. сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  3. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

  4. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

  5. сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  6. сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  7. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

  8. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  9. сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  10. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

  11. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  7. умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;

  8. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:

  1. владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

  2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

    1. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

    2. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

    3. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

    4. владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;

    5. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

    6. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

  1. Содержание учебного предмета

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.

Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно-ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические работы

  1. Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.

  2. Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

  3. Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

  4. Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».

  5. Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).

Тема 2. Политическая карта мира

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.

Государство — главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика.

Практические работы

  1. Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.

  2. Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.

Тема 3. География населения

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.

Практические работы

  1. Прогнозирование изменения численности населения мира.

  2. Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира.

  3. Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран.

  4. Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.

  5. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Практические работы

  1. Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

  2. Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.

Тема 5. География мировой экономики

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

Практические работы

  1. Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран.

  2. Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

  3. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

  4. Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.

  5. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося).

  7. Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).

  8. Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.

Тема 6. География в современном мире

География как наука. География — система наук. Естественная география. Общественная география. Методы, используемые географической наукой: статистический, описательный, экспедиционный (полевой), сравнительно-географический, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Пространство. Территория. Акватория. Аэротория.

Практическая работа

Описание основных характеристик одной из географических наук.

Тема 7. География природная и география общественная

Широтная зональность, долготная секторность, высотная поясность. Природные комплексы. Природно-антропогенные комплексы. Физико- географическое районирование.

Эволюция общественной географии. Теория «диффузии нововведений». Концепция полюсов и центров роста. Теория осей развития. Теория территориально-производственных комплексов. Кластерная теория.

Практическая работа

Написание эссе на тему «Изменения в новейшей общественной географии».












  1. Календарно- тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

1

От древности до наших дней.

1


2

Современное освоение планеты.

1


3

Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа №1 «Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов».

1


4

Минеральные ресурсы. Практическая работа №2 «Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии».

1


5

Земельные ресурсы.

1


6

Водные ресурсы.

1


7

Лесные ресурсы. Практическая работа №3 «Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

1


8

Ресурсы Мирового океана. Практическая работа №4 «Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».

1


9

Другие виды ресурсов. Практическая работа №5 «Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).

1


10

Учимся с «Полярной звездой» (1).

1


Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)

11

Формирование политической карты мира.

1


12

Государство – главный объект политической карты. Практическая работа №6 «Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира».

1


13

Типы государств. Практическая работа №7 «Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства».

1


14

Политическая география и геополитика.

1


15

Учимся с «Полярной звездой» (2).

1


Тема 3. География населения (5 ч)

16

Рост численности населения Земли. Практическая работа №8 «Прогнозирование изменения численности населения мира».

1


17

Этническая и языковая мозаика. Практическая работа №9 «Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира». Практическая работа №10 «Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран». Практическая работа №11 «Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле».

1


18

Возрастно-половой состав и занятость. Практическая работа №12 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран».

1


19

Расселение: жители городов и деревень.

1


20

Учимся с «Полярной звездой» (3).

1


Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)

21

Что изучает география культуры. Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя)».

1


22

География религий. Практическая работа №14 «Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира».

1


23

Цивилизации Востока.

1


24

Цивилизации Запада.

1


25

Учимся с «Полярной звездой» (4).

1


Тема 5. География мировой экономики (8 ч)

26

Мировая экономика: состав, динамика, глобализация. Практическая работа №15 «Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран». Практическая работа №16 «Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран». Практическая работа №17 «Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России».

1


27

Международное разделение труда: кто что производит? Практическая работа №18 «Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда». Практическая работа №19 «Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира».

1


28

Добывающая промышленность. Энергетика.

1


29

Обрабатывающая промышленность. Практическая работа №20 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося)».

1


30

Сельское хозяйство. Практическая работа №21 «Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося)».

1


31

Транспорт и сфера услуг. Практическая работа №22 «Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира».

1


32

Мирохозяйственные связи и интеграция.

1


33

Учимся с «Полярной звездой» (5).



Тема 6. География в современном мире (1 ч)

34

География в современном мире. Практическая работа №23 «Описание основных характеристик одной из географических наук».

1


Тема 7. География природная и география общественная (1 ч)

35

География природная и география общественная. Практическая работа №24 «Написание эссе на тему «Изменения в новейшей общественной географии».

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!