СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 - 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 - 11 класс»




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы


_____________Н.В.Кочина


Приказ № ___ от «___»_________2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Завуч

-----------------------------Подолько Н.П.


РАССМОТРЕНО на методическом объединении

Протокол № ___ от «____»____________2018 г.


Руководитель МО

_____________________.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

Кочиной Нины Викторовны,

высшая квалификационная категория


по учебному курсу «География 10-11 класс»,

А. П. Кузнецов, Э. В. Ким


+










Пояснительная записка

Программа составлена на основании нормативных документов:

.Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «О образовании в РФ»


  • Приказ Министерства образования РФ от 05.марта 2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного)общего образования

  • Учебный план МБОУ Пацынская СОШ на 2018-2019 учебный год (приказ №38 от 29августа 2018г)

  • Годовой календарный график МБОУ Пацынская СОШ на 2017-2018 учебный год (приказ№39 от 29августа2018г)

  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей) в МБОУ Пацынская СОШ на 2015-2016 учебный год.(Приказ№54 от13.09.2011г



+-Общая характеристика учебного предмета

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Программа ориентирована на учебник География 10-11 класс. Базовый уровень.

УчебникГеография. Базовый уровень. 10-11 класс.
Кузнецов А.П., Ким Э.В., Москва, Дрофа 2012

Программа по географии для общеобразовательных учреждений.

Кузнецов А.П. «География мира», 10-11 класс. Москва, Дрофа, 2010



Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план образовательного учреждения отводит 68 часов в соответствии с федеральным компонентом для изучения учебного предмета «География», из расчета 2 часа в неделю, в 10кл.-1ч и в 11кл.-1ч Программа по географии для среднего общего образования базовый уровень автор Кузнецов А.П.. рассчитана на 68 ч, но распределение часов по темам не определено, в рабочей программе тематическое планирование составлено на 68ч


























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Учебно- тематический план

Раздел. Тема.

Рабочая программа. Количество часов.

1

Раздел I

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

24

2

Введение.


1

3

Тема 1: Природа и человек в современном мире.

3

4

Тема 2. Население мира. 

6

5

Тема 3. География мирового хозяйства.

9

6

Тема 4. Международные экономические отношения

5

7

Раздел II

МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА

39

8

Тема 4. Географический облик регионов и стран мира.

2

9

Тема 5. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона.

9

10

Тема 6. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира.

11

11

Тема 7. Америка. – Новый свет.

8

12

Тема 8. Африка – регион развивающегося мира.

4

13

Тема 9. Австралия и Океания – регион на окраине мира.

2

14

Тема 10. Россия в мире.

2

15

Раздел III

НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


3

16


Резерв времени

1

2




















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. 68 ЧАСОВ

 

Раздел I

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА . 24 часа

Введение.

Основные понятия и представления:

 Система научных знаний (учение, теория, закон, концепция, гипотеза), методы географических исследований, источники географической информации.

Основные требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • Отбирать необходимые источники географической информации: карты, статистику, текстовые источники, материалы периодической печати и т.д.

  • читать и анализировать тематические карты и картосхемы, статистические и графические материалы;

  • объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и географии хозяйства отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.

  • делать выводы, давать сравнительные характеристики, составлять тезисы, резюме, писать краткие эссе


Урок 1. География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.


Тема 1: Природа и человек в современном мире. 3 часа.


Основные понятия и представления:

Природные условия и природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, географическое пространство, географическая среда, ноосфера, природопользование, методы рационального природопользования.


Урок 2. Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития.

Практическая работа. Анализ ресурсообеспеченности стран мира с точки зрения перспектив экономического развития на основе работы с картографическими и статистическими материалами.

Практическая работа (вар. 2). Территория как ресурс .Сравнительная характеристика двух стран на основе работы с картографическими источниками информации.

Урок 3. Взаимодействие общества и природной среды.

Урок 4. География природопользования.


Тема 2. Население мира. 6 часов.

Основные понятия и представления:

Воспроизводство населения, демографический переход, демографическая политика, расселение и размещение населения, виды и направления миграций, урбанизация (темпы, уровни формы), состав населения, этнические процессы, традиционные, мировые, этнические религии, уровень и качество жизни населения, индекс человеческого развития.


Урок 5. Численность, воспроизводство населения. Половой и возрастной состав населения планеты.

Урок 6. Географический рисунок мирового расселения.

Урок 7. Человечество – мозаика рас и народов.

Практическая работа. Демографический переход и его региональные аспекты. Работа с картографическими и статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения. 

Практическая работа. Географические аспекты современной урбанизации.

Урок 8. Современная география религий.

Урок 9. Уровень и качество жизни населения.

Урок 10. Урок обобщения по теме « Население мира»


Тема 3. География мирового хозяйства. 14 часов.

Основные понятия и представления:

Мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, НТР и НТП, глобализация, транснационализация, факторы размещения хозяйства, государственная региональная политика, ВВП и ВНП, постиндустриальная эпоха, информационная экономика, МГРТ, конкурентоспособность, экономическая интеграция


Урок 11. Особенности развития современного мирового хозяйства.

Урок 12. Факторы размещения хозяйства.

Урок 13. «Кто есть кто» в мировой экономике.

Урок 14. Мировое аграрное производство: ведущая роль в обеспечении продовольствием.

Урок 15. Горнодобывающая промышленность мира – старейшая отрасль.

Урок 16. Обрабатывающая промышленность мира. Сдвиги в структуре. Сдвиги в размещении промышленности.

Практическая работа. Анализ географических сдвигов в размещении промышленности мира.

Урок 17. Непроизводственная сфера - главная сфера современного мирового хозяйства.

Урок 18. Мировая транспортная система – основа МГРТ.

Практическая работа.Анализ картографических источников информации и составление географических характеристик.

Объяснение с позиций, известных учащимся, географических и исторических знаний.

Урок 19. Информационная экономика – основа современной экономической деятельности.

Урок 20. Современные мирохозяйственные связи.

Урок 21. Внешняя торговля товарами – самая старая форма МЭО.

Практическая работа. География современной внешней торговли (работа со статистическими материалами)

Урок 22. Международные финансовые отношения – основа межгосударственных отношений.

Урок 23. Международный туризм – динамичный сектор мировой экономики.

Урок 24. Обобщение и коррекция знаний, итоговый контроль по I разделу.


Раздел II

МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА

40 часов


Тема 4. Географический облик регионов и стран мира. 2 часа.

Основные понятия и представления:

регион, историко-географические регионы мира, цивилизация, страна, государство, государственное устройство, республика, монархия, унитарное государство, федеративное государство.

Геополитика, политическая география, политико-географическое положение.

Основные требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь (метапредметные и предметные умения):

  • отбирать различные источники географической информации, структурировать информацию

  • читать и анализировать тематические и комплексные карты;

  • использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;

  • составлять реферативные работы, делать компьютерные презентации.

  • составлять комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;

  • находить и приводить примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.

  • выявлять географические особенности и закономерности явлений и процессов.

  • находить и показывать по карте основные географические объекты, указанные в программе.


Урок 25. Общая характеристика стран и регионов мира.

Урок 26. Геополитический образ мира.

Практическая работа. Анализ геополитического положения стран мира.


Тема 5. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона. 9 часов

Основные понятия и представления:

Европейское экономическое ядро, главная экономическая ось, интеграция, континентальная экономика, шельфовая экономика, промышленно-городская агломерация.

Урок 27. Зарубежная Европа в современном мире.

Урок 28. Внутренние различия в Европе.

Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека.

Урок 29. Средняя Европа. Германия – экономический локомотив Европы.

Урок 30. Средняя Европа. Многоликая Франция.

Урок 31. Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности.

Урок 32. Южная Европа. Италия на мировых рынках.

Урок 33. Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрестке Европы.

Урок 34. Обобщение знаний по теме: Европа один из ведущих центров мирового

хозяйства. Интеграционные процессы – залог усиления территориального

единства Европы.


Практические работы к урокам по теме:

1. Территориальная структура хозяйства Европы.

2. Специфика географического пространства европейских стран.

3. Географический образ европейской территории (подготовка реферата или презентации).

Работа с контурной картой – нанести условными знаками 10 объектов, которые с точки зрения учащегося, определяют географический образ какого-либо из субрегионов Европы.


Урок 35 Тематический контроль и коррекция знаний.

 

Тема 6. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира. 12 часов

Основные понятия и представления:

цивилизация, тип хозяйства, территориальная концентрация, «азиатский тип» населения, модель социально-экономического развития, автаркическая модель, модель зависимого развития, новая индустриальная страна, потребительское и товарное сельское хозяйство, экспортные товары, специальная экономическая зона, «экономическое чудо», Содружество независимых государств.

Урок 36. Географическое наследие Азии.

Урок 37. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его

использования.

Урок 38. «Азиатский тип» населения.

Урок 39. Зарубежная Азия в современном мире.

Урок 40. Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-

экономическое развитие.

Урок 41. Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира. 

Урок 42. Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна – архипелаг.

Урок 43. Восточная Азия. Китай: особенности социально-экономического развития.

Урок 44. Восточная Азия. Япония: экономическое чудо.

Урок 45. Восточная Азия. Республика Корея – новая индустриальная страна.

Урок 46. Страны Центральной Азии и Закавказья.

Практические работы:

1.Пространственный рисунок размещения населения в Зарубежной Азии.

2. Составление сравнительной характеристики одной из азиатских стран.

и объяснение различий на основе использования картографических источников информации.


Урок 47. Обобщение знаний по теме «Зарубежная Азия». Тематический контроль

1. Работа с контурной картой – нанести условными знаками по 10 объектов, которые с точки зрения учащегося, определяют специфику какого-либо из субрегионов Азии.

2.Реферативная работа или подготовка компьютерной презентации по одной из тем предложенных учителем.

Итоговая работа в форме реферата или презентации, которые защищаются на обобщающем уроке.


Тема 7. Америка. – Новый свет. 8 часов

 Основные понятия и представления:

мегалополис, зона свободной торговли, плантационное хозяйство, латифундия, внутренняя колонизация, фермерский тип сельского хозяйства, креолы, метисы, мулаты, самбо, импортозамещающая модель, экспортоориентированная модель, зона нового освоения, «банановая» республика, «налоговая» гавань, транзитная экономика, удобный флаг.

Урок 48. Америка в современном мире.

Урок 49. Географическое наследие Америки.

Урок 50. Население и география культур Америки.

Урок 51. Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США.


Практическая работа.Работа с различными источниками информации. На основе анализа, объяснить, какие факторы повлияли на внутренние территориальные различия страны.

Урок 52. Индустриализация в Латинской Америке.

Урок 53. Бразилия – латиноамериканский гигант.


Урок 54. Мезоамерика – территория на стыке двух Америк.

Урок 55. Коррекция и обобщение знаний по теме Америка. Тематическийконтроль

Практическаяработы:

  1. Географические особенности населенияАнгло-Америки (Северной Америки) на основе изучения и составления списка карт, характеризующих население. Отбор нескольких карт, которые в наибольшей степени отражают специфику населения Англо-Америки.

  2. Пространственный рисунок размещения хозяйства США.

3. Отраслевая структура хозяйства стран Латинской Америки на основе анализа источников географической информации.

 

Тема 8. Африка – регион развивающегося мира. 4 часа

 Основные понятия и представления:

социально-экономическая отсталость, потребительские культуры, товарные культуры, лесное земледелие, опустынивание, сахель, апартеид, официальное многоязычие.


Урок 56. Африка в современном мире.

Урок 57. Географическое наследие Африки.

Урок 58. Географическая специфика Африки. 

Урок 59. Географические субрегионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая

держава континента.

Практическая работа. Географическая специфика субрегионов Африки

на основе работы с различными источниками информации и составления картосхемы.


Тема 9. Австралия и Океания – регион на окраине мира. 2 часа

 Основные понятия и представления:

Абориген, островной тип хозяйства, страна переселенческого капитализма, автралийско-новозеландский город.

Урок 60. Австралия и Океания в современном мире.

Урок 61. Географическая специфика Австралии и Океании.

Практическая работа: География внешнеэкономических связей Австралии. 


Тема 10. Россия в мире. 2 часа

Урок 62. Геополитическое положение России.

Урок 63. Россия в мировой экономике.

Практическая работа: Россия в современном мире.

Урок 64. Обобщение и коррекция знаний по разделу “Многоликая планета”. Современный мир сквозь призму слагающих его регионов. Региональные контрасты современного мира. Факторы, влияющие на степень различия и единства регионов.


Раздел III

НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

6 часа

 Основные понятия и представления:

глобальная проблема, устойчивое развитие, конверсия.


Урок 65. Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе

современного мирового развития.

Урок 66. Проблема демилитаризации и сохранения мира.

Урок 67. Глобальная продовольственная проблема.

Практическая работа: Региональные особенности глобальных проблем человечества. 


Резерв времени — 1 час.


















Учебный план образовательного учреждения отводит 70 часов в соответствии с федеральным компонентом для изучения учебного предмета «География», из расчета 1 час в неделю. Программа по географии для среднего общего образования базовый уровень автор Кузнецов А.П.. рассчитана на 70 часов.

















Учебно-методический комплект.

1. Учебник. А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. «География. Базовый уровень». 10-11 класс

2.Атлас. Экономическая и социальная география мира с комплектом контурных карт.

3. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература

1. Программно-методические материалы. География. 10—11 кл./Сост. В. И. Сиротин, М.: Дрофа, 2001.

2. Пятунин В. Б.Контрольные и проверочные работы по географии.6—10 классы: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 1997.

3.Кузнецов А. П. Школьный практикум. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 64 с.: ил., карт.

4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по географии / Авт.-сост.В. И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2001. — 160 с.

5. ГЕОГРАФИЯ.тематическое планирование с методическими указаниями 9-10 класс Издательство «Учитель-АСТ» 2001 г. Составитель: Т.Н.Воробцова

6. Шатных А.В. Современный урок географии. Ч. 3: Методические разработки уроков географии в 10 классе / Под ред. И.И.Бариновой. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 128 с. (Библиотека журнала «География в школе».Вып. 6).

7. Сиротин Владимир ИвановичЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 класс Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. М.: Дрофа, 2005

8. Контурные карты. 10 класс. География. М: Дрофа, 2005

9.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение»














Календарно-тематическое планирование



урока

дата

Тем аурока

Основное содержание

Основные понятия

Специфика предмета
(практические работы)

Характеристика
основных видов
учебной деятельности

Раздел 1. Географическая картина мира – 24 часа.
Введение – 1 час.

1.


География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Уникальная роль географии в системе наук – формирование образа конкретной территории. История развития географической науки.

Система научных знаний (учение, теория, закон, концепция, гипотеза), методы географических исследований, источники географической информации.


Знают основные методы и средства получения и фиксации географической информации

Тема 1. Природа и человек в современном мире – 3 часа.

2


Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития.

Классификация природных ресурсов по характеру их использования. Понятие о природно-ресурсном потенциале.

Природные условия и природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, географическое пространство, географическая среда, ноосфера, природопользование, методы рационального природопользования.


Знают основные виды ПР, мировые центры и районы месторождений ПИ, меры по охране, понятие ресурсообеспеченности

3


Взаимодействие общества и природной среды.

Географическое пространство, его основные виды и особенности.


Знают и характеризуют географическую оболочку и ее границы, составные части и свойства, этапы ее формирования, обмен вещества и энергии в географической оболочке, закон географической зональности.

4


География природопользования.

Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании.

№ 1*Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов (оценка ресурсообеспеченности)

Называют изменения показателей во времени, последствия антропогенного загрязнения окружающей среды

Тема 2. Население мира – 6 часов.

5


Численность, воспроизводство населения. Половой и возрастной состав населения планеты.

Динамика численности населения мира в 20-21 веке. Типы воспроизводства населения. Особенности естественного движения населения в странах трех типов воспроизводства населения. Демографическая политика, её виды.

Воспроизводство населения, демографический переход, демографическая политика, расселение и размещение населения, виды и направления миграций, урбанизация(темпы, уровни и формы), состав населения, этнические процессы, традиционные, мировые, этнические религии, уровни и качество жизни населения, индекс человеческого развития.

№ 2 * Сравнение возростно-половых пирамид стран разных по типу воспроизводства

Называют крупные по численности населения страны мира;
- средние показатели изменения во времени, различия в приросте населения, темпы роста численности;
- тенденции изменения возрастного состава населения

6


Географический рисунок мирового расселения.

Географическая история расселения человека по планете. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения и отличия. Типы размещения населения.

№ 3 определение степени обеспеченности трудовыми ресурсами

Называют и показывают регионы высокой плотности населения, различия в степени заселенности территории;
- крупные агломерации, их функции

7


Человечество – мозаика рас и народов.

Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Понятие об этносе. Этнические процессы в современном мире.

№ 4 Составление схемы «Основные языковые семьи мира»

Называют крупные народы, религии, языки, показывают по карте районы распространения

8


Современная география религий.

Религия, её географические виды. Очаги возникновения и современная география распространения основных религий.


Называют крупные народы, религии, языки, показывают по карте районы распространения

9


Уровень и качество жизни населения.

Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения. Богатые и бедные страны мира.


Называют различия в уровне и качестве жизни населения в разных регионах, объясняют причины различий.

10


Урок обобщения по теме «Население мира».





Тема 3. География мирового хозяйства - 9 часов.


11





12


Научно-техническая революция


Особенности

развития современного мирового хозяйства.


НТР и научно-технический прогресс



Понятие о мировом

хозяйстве, основные этапы его развития. Человек в современном мировом хозяйстве.


НТР и НПТ,



международное географическое разделение труда,


НТР и НПТ,


глобализация,


транснационализация,


факторы размещения хозяйства,


государственная региональная политика,


ВВП и ВНП,


постиндустриальная эпоха,


информационная экономика,


конкурентоспособность


экономическая интеграция


Знают этапы формирования мирового хозяйства, объясняют причины возникновения группировок.

13


Факторы размещения хозяйства.

Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства.


Характеризуют изменения в территориальной структуре, знают и объясняют факторы размещения производительных сил.

14


«Кто есть кто» в мировой экономике.

Страны мира во всемирном хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны. Показатели размеров экономики.


Приводят примеры районов нового освоения, специализации районов

15


Мировое аграрное производство: ведущая роль в обеспечении продовольствием.

Значение аграрного производства. Страны лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. География мирового сельского хозяйства.

№ 5* Определение международной специализации с.х. растительности мира

Объясняют понятие АПК, зеленой революции;
называют и показывают родину культурных растений,
регионы распространения отраслей животноводства, ведущие отрасли

16


Горнодобывающая промышленность мира – старейшая отрасль.

Структура добычи минерального сырья. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности.


Называют и показывают мировые районы и центры месторождений ПИ

17


Обрабатывающая промышленность мира. Сдвиги в структуре. Сдвиги в размещении промышленности.

Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности: ведущая роль стран Азии, страны-лидеры.

№ 6 Установление взаимосвязи между добычей железной руды и выплавкой стали.

Называют и показывают районы с развитой топливной промышленностью, причины возникновения отдельных группировок в разных отраслях

18


Непроизводственная сфера – главная сфера современного мирового хозяйства.

Место непроизводственной сферы во всемирном хозяйстве. Структура непроизводственной сферы. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы.


Называют и объясняют изменения, пропорции между производственной и непроизводственной сферами
называют и показывают города науки, расположение курортных зон.

19


Мировая транспортная система – основа МГРТ.

География транспортной системы, влияние НТР, роль отдельных видов транспорта.

№ 7 Изменение в мировой транспортной системе под влиянием НТР (конспект)

Объясняют понятия : мировая транспортная система. контейнеризация

20


Информационная экономика – основа современной экономической деятельности.

Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг.


Объясняют развитие информационной экономики и информационной индустрии;

Понимают значение информации в современном мире;

Тема 4. Международные экономические отношения – 5 часов



21


Современные мирохозяйственные связи.

Основа развития МЭО. Труды Н.Н. Баранского. Международная специализация производства


Объясняют ведущую роль стран- лидеров в мировой экономике;
определяют факторы международной конкурентноспособности;
называют основные формы МЭО

22


Внешняя торговля товарами – самая старая форма МЭО.


№ 8 Проанализировать структуру внешней торговли (экспорт, импорт) на основе анализа статистических данных.

Объясняют ведущую роль Европы и Азии и стран-лидеров;
прогнозируют изменения внешней торговли

23


Международные финансовые отношения – основа межгосударственных отношений.



Объясняют понятия: оборот, товарная структура, кредитно-финансовые отношения, СКВ

24


Международный туризм – динамичный сектор мировой экономики.



Объясняют расположение курортных зон
определяют роль международного туризма

25


Обобщение и коррекция знаний, итоговый контроль по 1 разделу.




Раздел II МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА- 40 часов

Тема 4. Географический облик регионов и стран мира. 2 часа.

26


Общая характеристика стран и регионов мира.


Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира: их географическое наследие и географическая специфика. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире.



- отбирают различные источники географической информации, структурируют информацию

- читают и анализируют тематические и комплексные карты;

- используют карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;

- составляют реферативные работы, делают компьютерные презентации.

- составляют комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;

- находят и приводят примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.

- выявляют географические особенности и закономерности явлений и процессов.

- находят и показывают по карте основные географические объекты, указанные в программе.

26


Геополитический образ мира.

Составляющие геополитики: определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Современнаягеополитическаяситуация в мире.



Тема 5. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона. 9 часов

27


Зарубежная Европа в современном мире.

Место Зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес.

Европейское экономическое ядро, главная экономическая ось, интеграция, континентальная экономика, шельфовая экономика, промышленно-городская агломерация.


№ 9 * составление характеристики особенности ГП страны на примере стран Европы.

- отбирают различные источники географической информации,


-структурируют информацию


- читают и анализируют тематические и комплексные карты;


- используют карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;


- составляют реферативные работы, делают компьютерные презентации.


- составляют комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;


- находят и приводят примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.


- выявляют географические особенности и закономерности явлений и процессов.


- находят и показывают по карте основные географические объекты, указанные в программе.



28


Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека.

Природные, политические и социально-экономические различия внутри Зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика. Северная Европа: приморское положение, морские. Лесные, гидроэнергетические ресурсы. Малая численность населения и высокие стандарты жизни.

Старение нации,
массовая иммиграция,
зрелая урбанизация


29


Средняя Европа. Германия – экономический локомотив Европы.

Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Раскол и объединение Германии во второй половине 20 века. Хозяйство Германии: ведущая роль крупнейших промышленно-городских агломераций.

«ключевое» положение,

«нулевой» прирост населения ,

«полицентрический» пространственный рисунок немецкого хозяйства


30


Средняя Европа. Многоликая Франция.


Особенности географического положения и природных условий Франции. Особая роль Парижа и столичной агломерации. Значительные масштабы и высокий уровень развития французского хозяйства. Регионыстраны и ихгеографическийоблик.

Иммигранты и национальные меньшинства


31


Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности.

Великобритания как одна из великих держав; её место в современном мире. Население. Внутренниегеографическиеразличия

Политические традиции,
региональное географическое разделение труды


32


Южная Европа. Италия на мировых рынках.

Факторы формирования специализации хозяйства. Приморское положение в Средиземноморском бассейне. Природные и трудовые ресурсы. Особое место Италии на международных рынках потребительских товаров и туризма.

Европейская экономическая интеграция,
международная специализация итальянского хозяйства


33


Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрестке Европы.

Центральное положение Венгрии на Европейском континенте. Современное геополитическое положение страны. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства страны.

Интеграция в Западную Европу,
«транзитный» международный туризм,

«Гипертрофированое» положениеБудапешта


34


Обобщение знаний по теме: Европа один из ведущих центров мирового хозяйства. Интеграционные процессы – залог усиления территориального

единстваЕвропы.




35


Тематический контроль и коррекция знаний.




Тема 6. Зарубежная Азия – крупнейший регион мира. (11 ч.)

1.(36)


ГеографическоенаследиеАзии.

Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы. Географическое наследие и традиционные виды аграрного хозяйства: великие речные цивилизации, поливное и террасное земледелие, хозяйство в оазисах, отгонно-пастбищное животноводство.

«Культурные миры» зарубежной Азии – индийский, арабско-исламский, китайский и др.


- отбирают различные источники географической информации,


-структурируют информацию


- читают и анализируют тематические и комплексные карты;


- используют карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;


- составляют реферативные работы, делают компьютерные презентации.


- составляют комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;


- находят и приводят примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.


- выявляют географические особенности и закономерности явлений и процессов.


- находят и показывают по карте основные географические объекты, указанные в программе.



2.(37)


Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии и проблемы его использования.

Природно-ресурсный потенциал и его главные особенности. Ресурсы региона и особенности их размещения

Высокая степень территориальной концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран.


3.(38)


«Азиатскийтип» населения.

Главные особенности населения Зарубежной Азии: максимальная численность , резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития урбанизации, «пестрый» состав населения. Преобладаниемужскогонаселения и егопричины.

Высокая степень концентрации населения в нескольких ареалах. Крупнейшиепомасштабаммиграции.


4.(39)


Зарубежная Азия в современном мире.

Факторы, определяющие положение Зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Особенностиструктурыхозяйства.

Контрасты в уровне экономического развития отдельных стран региона.


5.(40)


Юго-западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие.

«Узловое» географическое положение, богатейшие ресурсы нефти и природного газа, острый и многолетний ближневосточный конфликт. Турциякакноваяиндустриальнаястрана.

Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства, исторически сложившаяся ведущая роль западных районов и Стамбула.


6.(41)


Южная Азия. Индия- самая многонациональная страна мира.

Место Индии в современном мире. Многообразие государственных языков и его причины. Религия в жизнииндийцев.

Главные религии Индии: индуизм, ислам и сикхизм.


7.(42)


Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна – архипелаг.

«Буферное» географическое положение между Восточной и Южной Азией и их социокультурное и экономическое влияние. Влияние островного положения на особенности заселения и освоения территории страны. Крайняянеравномерностьразмещениянаселения и хозяйства.

Традиционные виды хозяйства на островах Индонезии. Индустриализацияхозяйства.


8.(43)


Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие.

Крупнейший субрегион, самый мощный ресурсный и экономический потенциал, большой геополитический вес. ФакторыдинамичногоразвитияКитая. Рольспециальныхэкономическихзон.

Динамичное социально-экономическое развитие Китая.


9.(44)


Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо».

Развитие хозяйства Японии в первые послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда»: высокие темпы экономического развития, прогрессивные сдвиги в структуре хозяйства, развитие наукоемких производств и т.д.

Смена моделей экономического развития станы. Доминирующее положение Центра и его трех экономических районов (Канто, Кинки и Токай)

№ 10 Составление характеристики особенностей развития хозяйства страны Зарубежной Азии (на примере Японии)

10(45)


Восточная Азия. Республика Корея – новая индустриальная страна.

Раскол Кореи на два государства после Второй мировой войны. Современная Республика Корея – передовая новая индустриальная страна; современная структура хозяйства и экспорта.

Различные пути социально-экономического развития КНДР и Республики Кореи.


11(46)


Страны Центральной Азии и Закавказья. Казахстан- «ключевая» страна Центральной Азии

Азиатские страны СНГ: становление национальной экономики после распада СССР, проблемы и перспективы развития. Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики. Спецификаприродно-ресурсногопотенциала и хозяйствосовременногоКазахстана.

Экономические регионы Казахстана: их природно-ресурсный потенциал и специализация хозяйства (Запад, Центр, Север, Восток и Юг)


Тема 7 Америка- Новый Свет (8ч.)

1.(47)


Америка в современном мире.

Место Америки в современном мире: крупный ресурсный и экономический потенциал, наличие двух частей (Англо-Америка и Латинская Америка), особая роль США в регионе и мире.

Особенности формирования и специфика современной политической карты Америки.


- отбирают различные источники географической информации,


-структурируют информацию


- читают и анализируют тематические и комплексные карты;


- используют карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач;


- составляют реферативные работы, делают компьютерные презентации.


- составляют комплексные, сравнительные характеристики стран и регионов мира;


- находят и приводят примеры, характеризующие отличительные особенности территории, определяющие ее географический образ.


- выявляют географические особенности и закономерности явлений и процессов.


- находят и показывают по карте основные географические объекты, указанные в программе.



2.(48)


Географическое наследие Америки.

Культурно- географический облик современной Америки и его особенности.

Культурно- географические субрегионы современной Америки: Север, Горный (Андский) пояс, Вест-Индия, «Гвианский треугольник», Юго-Восток, Гренландия.


3.(49)


Население и география культур Америки.

Трудные судьбы индейских народов в эпоху колонизации. География работорговли. Массовая европейская иммиграция в 18-19 вв.

Формирование специфических расовых групп населения – креолов, метисов, мулатов и самбо.

№ 11 Составление туристического путеводителя по территории одной страны (на примере страны Северной Америки)

4.(50)


Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США.

Историко-географические особенности заселения и освоения территории США. Современнаяструктурахозяйства США.

«Соотношение сил» трех районов США: Севера, Юга и Запада; ведущая роль Севера и увеличение роли в хозяйстве Юга и Запада.


5.(51)


Индустриализация в Латинской Америке.

Причины смены моделей развития; преимущества экспортной ориентации. Структура и размещение хозяйства стран Латинской Америки в условиях индустриализации.

Модели индустриализации – импортозамещающая и экспортноориентированная; их главные особенности.


6.(52)


Бразилия – латиноамериканский гигант.

Большая величина и разнообразие природно-ресурсного потенциала Бразилии. Природныересурсыстраны. Спецификанаселения.

Бразилия – крупнейшая католитическая держава мира и крупнейшая португалоговорящая страна.


7.(53)


Мезоамерика – территория на стыке двух Америк.

Географическое положение и состав Мезоамерики (Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия). Природные и исторические факторы формирования населения и хозяйства. Европейская колонизация и коренное изменение населения.

Флот «удобного флага». Узкая экономическая специализация малых островных стран. Развитие «транзитной» экономики.


8.(54)


Коррекция и обобщение знаний по теме Америка. Тематический контроль





Тема 8. Африка – регион развивающегося мира. 5 часа

1.(55)


Африка в современном мире.


социально-экономическая отсталость, потребительские культуры, товарные культуры, лесное земледелие, опустынивание, сахель



2.(56)


Географическое наследие Африки.


апартеид, официальное многоязычие.



3.(57)


Географическая специфика Африки. 





4.(58)


Географическиесубрегионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая

держава континента.



Географическая специфика субрегионов Африки

на основе работы с различными источниками информации и составления картосхемы.


5.(59)


Тематический контроль и коррекция знаний.





Тема 9. Австралия и Океания – регион на окраине мира. 2 часа

1.(60)


Австралия и Океания в современном мире.





2.(61)


Географическая специфика Австралии и Океании.



География внешнеэкономических связей Австралии. 


Тема 10. Россия в мире. 2 часа

1.(62)


Геополитическое положение России.





2.(63)


Россия в мировой экономике.



Россия в современном мире.


3.(64)


Обобщение и коррекция знаний по разделу “Многоликая планета”.

Современный мир сквозь призму слагающих его регионов. Региональные контрасты современного мира. Факторы, влияющие на степень различия и единства регионов.




Раздел III. НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 6 часа

1.(65)


Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития.





2.(66)


Проблема демилитаризации и сохранения мира.

глобальная проблема, устойчивое развитие, конверсия.



Региональные особенности глобальных проблем человечества. 


3.(67)


Глобальная продовольственная проблема.





4.(68)







5.(68)


Итоговый зачёт по курсу.



















 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!