муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №39
имени Героя Советского Союза А.Н. Колесникова»
Рассмотрено Заседание МО №1 «31» августа 2023 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Лукьянченко Е.В./_____________ «31» августа 2023 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №39 Баукова Е.И./_________ «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Практикум решения задач по математике»
среднего общего образования
для 11 класса
Составитель: Лукьянченко Е.В.
Составлено на основе: примерной программы среднего общего образования по математике.
(программа учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)
2023/2024 учебный год
г. Шахты
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Практикум решения задач по математике» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на два года (68 часов) и предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Может быть рекомендована как рабочая программа для внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов, обучающихся в режиме ФГОС.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Цели:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Программа реализуется в 10-11 классах по 1 часу в неделю на протяжении 4-х полугодий.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс
1. Тригонометрия (7 ч.)
Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.
Основная цель – систематизация полученных знаний по теме и углубление школьного курса.
2. Иррациональные уравнения и неравенства (5 ч.)
Преобразование иррациональных выражений. Решение иррациональных уравнений и неравенств. Комбинированные задания.
Основная цель – рассмотреть с учащимися понятия иррационального выражения, иррационального уравнения и неравенства, изучить основные приёмы преобразований иррациональных выражений, основные способы решения иррациональных уравнений и неравенств.
3. Параметры (7 ч.)
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним Квадратные неравенства. Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами. Задачи с параметрами.
Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения линейных, квадратных уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения(неравенства); познакомить с методами решения уравнений (неравенств) при некоторых начальных условиях, комбинированных заданий.
4. Показательная и логарифмическая функции (6 ч.)
Свойства показательной и логарифмической функций и их применение.
Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Комбинированные задачи.
Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения более сложных по сравнению со школьной программой, нестандартных заданий.
5. Стереометрия (5 ч.)
Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел.
Основная цель – систематизация и применение знаний и способов действий учащихся по школьному курсу стереометрии.
В разделе «Итоговое повторение» (4 ч.) предусмотрено проведение заключительной контрольной работы по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения).
Календарно – тематическое планирование в 11 класс. 1 час в неделю, всего 34 часа
№ урока | Содержание материала | Дата |
План | Факт |
1. Тригонометрия. (7 ч.) |
1 | Тригонометрические функции и их свойства. | 07.09 | |
2 | Преобразование тригонометрических выражений | 14.09 | |
3 | Преобразование тригонометрических выражений. | 21.09 | |
4 | Решение тригонометрических уравнений. | 28.09 | |
5 | Решение тригонометрических уравнений. | 05.10 | |
6 | Решение систем тригонометрических уравнений. | 12.10 | |
7 | Комбинированные задачи. Самостоятельная работа. | 19.10 | |
2. Иррациональные выражения, уравнения, неравенства. (5 ч.) |
8 | Преобразование иррациональных выражений. | 26.10 | |
9 | Преобразование иррациональных выражений. | 09.11 | |
10 | Решение иррациональных уравнений и неравенств. | 16.11 | |
11 | Решение иррациональных уравнений и неравенств. | 23.11 | |
12 | Комбинированные задачи. Самостоятельная работа. | 30.11 | |
3. Параметры. (7 ч.) |
13 | Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. | 07.12 | |
14 | Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. | 14.12 | |
15 | Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Квадратные неравенства. | 21.12 | |
16 | Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Квадратные неравенства. | 28.12 | |
17 | Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях. | 11.01 | |
18 | Применение производной при решении некоторых задач и параметрами. | 18.01 | |
19 | Задачи с параметрами. Домашняя самостоятельная работа. | 25.01 | |
4. Показательная и логарифмическая функции. (6 ч.) |
20 | Свойства показательной и логарифмической функции и их применение. | 01.02 | |
21 | Решение показательных и логарифмических уравнений. | 08.02 | |
22 | Решение показательных и логарифмических уравнений. | 15.02 | |
23 | Решение показательных и логарифмических неравенств. | 22.02 | |
24 | Решение показательных и логарифмических неравенств. | 29.02 | |
25 | Комбинированные задачи. Зачет. | 07.03 | |
5. Стереометрия. (5 ч.) |
26 | Многогранники. | 14.03 | |
27 | Многогранники. | 21.03 | |
28 | Тела вращения. | 04.04 | |
29 | Комбинированные задачи. | 11.04 | |
30 | Комбинированные задачи. Индивидуальная домашняя самостоятельная работа. | 18.04 | |
| Итоговое повторение. (4 ч.) | | |
31 | Контрольная работа по материалам и в форме ЕГЭ. | 25.04 | |
32 | 02.05 | |
33 | 16.05 | |
34 | Итоговый урок. | 23.05 | |