Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 2»
________________ Е.А.Тонеева
«______»___________________2020 г.
приказ №____ от _____________2020 г.
Рабочая программа по экономика
(базовый уровень)
для 10 класса
Составитель: Косьмина Ольга Альбертовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2020 год.
Данная рабочая программа по экономике для 10 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и разработана на основе:
основной образовательной программы основного среднего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Приказа министра образования Московской области от 01.09.2015 г. №4665 "О внесении изменений в приказ Министра образования Московской области от 26.02.2014 № 780"
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов» №08-1786
Приказа Управления образования Сергиево-Посадского муниципального района от 20.08.2015 №606 «Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ с применением дистанционных образовательных технологий»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и наук РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году.
Гигиенических требований к условиям обучения в образовательных учреждениях СанПиН
Разработана на основе рабочей программы кандидата экономических наук Т.Л. Дихтяр, к учебнику «Экономика. 10 - 11 классы» Р. И. Хасбулатова.
Программа по экономике для 10 класса рассчитана на 35 уч.ч. в год, 1 учебный час в неделю.
УМК:
1. «Экономика» Р.И. Хасбулатов Москва. Дрофа.2019
2. Р.И.Хасбулатов Рабочая тетрадь Москва.Дрофа.2019
Планируемые результаты освоения курса:
• личностные:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве;
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
• метапредметные:
− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
• предметные:
− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; − понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
− умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
В результате изучения права ученик научится./получит возможность научиться:
- Раскрывать смысл основных теоретических положений экономической науки;
- Характеризовать основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
- Приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
- Описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- Сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Содержание курса.
№ п/п | Наименование раздела/тема | Количество часов, отведенных на изучение раздела/темы |
1. | Экономическая наука. Экономическая теория. | 2 |
2. | Факторы производства. Экономические и общественные блага. | 2 |
3. | Понятия «цена» и « стоимость» | 1 |
4. | Экономические системы и их характеристика | 6 |
5. | Банковская система | 4 |
6. | Экономические услуги на рынке | 2 |
7. | Субъекты экономической деятельности | 6 |
8. | Рынки факторов производства | 8 |
9. | Налоговая система и ее механизм. | 2 |
10. | Повторительно-обобщающие уроки. | 2 |
Итого: 35 | |
Формы организации учебного процесса.
- индивидуальные;
- парные;
- фронтальные;
- групповые, а также нетрадиционные формы( практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии; викторины; проектная деятельность).
Основные виды учебной деятельности:
Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.
Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.
Работа с понятийным аппаратом.
Написание мини-сочинений (эссе).
Участие в дискуссиях.
Создание мини-проектов.
Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей_______________________ Протокол № _____ от ___________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________________________ __________ Воронина С.В. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Сергиев Посад
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе по экономике
(базовый уровень)
для 10 «А» класса
Составитель: Косьмина О.А.
учитель истории и обществоведения
высшей квалификационной категории
2020 г.
Календарно-тематическое планирование.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения материала | Фактические сроки ( и/или коррекция) |
Тема 1. Экономическая наука. Экономическая теория. (2 ч.) |
1 | Экономика- наука и хозяйство | 4.09 | |
2 | Предмет и методы экономической теории. | 11.09 | |
Тема 2. Факторы производства. Экономические и общественные блага. (2ч) |
3 | Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. | 18.09 | |
4 | Рациональное поведение потребителя. Защита прав потребителя. | 25.09 | |
Тема 3. Понятия «цена» и « стоимость» (1ч) |
5 | Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. | 2.10 | |
Экономические системы и их характеристика (6ч) |
6 | Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. | 9.10 | |
7 | Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной экономики. | 16.10 | |
8 | Прямые и косвенные формы и методы регулирования. | 23.10 | |
9 | Рынок. Рыночный механизм. | 30.10 | |
10 | Конкуренция. Типы конкуренции. | 13.11 | |
11 | Доходы и расходы | 20.11 | |
Тема 5. Банковская система (4ч) |
12 | Банки. Банковская система | 27.11 | |
13 | Кредиты. | 4.12 | |
14 | Депозиты. | 11.12 | |
15 | Деньги. Финансы. | 18.12 | |
Тема 6. Экономические услуги на рынке (2ч) |
16 | Фондовая биржа. | 25.12 | |
17 | Страхование. Страховые услуги. | 15.01 | |
Тема 7. Субъекты экономической деятельности ( 6ч) |
18 | Фирмы и их задачи. | 22.01 | |
19 | Акционерное предприятие. | 29.01 | |
20 | Формы товарищества. | 5.02 | |
21 | Унитарные предприятия. | 12.02 | |
22 | ООО. ОДО | 19.02 | |
23 | Экономика ИП. | 26.02 | |
Тема 8. Рынки факторов производства (8 ч.) |
24 | Факторный доход. Издержки. | 5.03 | |
25 | Прибыль, виды прибыли. | 12.03 | |
26 | Инвестиции. | 19.03 | |
27 | Рентабельность экономической деятельности. | 2.04 | |
28 | Менеджмент. Исторические этапы становления менеджмента. | 9.04 | |
29 | Маркетинг. | 16.04 | |
30 | Банкротство фирмы. | 23.04 | |
31 | Рынок труда. Безработица. | 30.04 | |
Тема 9. Налоговая система и ее механизм. (2ч) |
32-33 | Налоги. Налоговая система в РФ. | 7.05-14.05 | |
Повторительно-обобщающие уроки. (2) |
34 | Работа с понятиями. | 21.05 | |
35 | Обобщающий урок. | 28.05 | |
Итого – 35ч.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей_______________________ Протокол № _____ от ___________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________________________ __________ Воронина С.В. |