СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по бурятскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 4 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по бурятскому языку»

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г. Уландэ

МАОУ «СОШ №37» г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей

бурятского языка,

протокол МО

от «16» 06 2023 г. №4


СОГЛАСОВАНА

протоколом

Педагогического совета

от 20.06.2023г. №12


УТВЕРЖДЕНА

приказом

от «22» 06. 2023 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Бурятский язык»

для обучающихся 4 класса

2023-2024 учебный год.






Составила: Цыренжапова Г.Б.,

учитель бурятского языка
















Улан-Удэ

2023

Пояснительная записка

Настоящая программа по бурятскому языку составлена на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.

2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».

4. Закона Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992 №221-ХII.

5. Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 №240-V.

6. Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия г.Улан-Удэ 2009г;

7. Программы по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов общеобразовательных школ с русским языком обучения под редакцией Содномова С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномова Б.Д. г.Улан-Удэ, 2010г.

8. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2023-2024 учебный год.

9. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).

10. Приказа Министерства просвещения России от 11.12.2020 N 712;

11. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

12. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ.

Адресат

Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку в 4 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения

Программа по бурятскому языку общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ.

Роль и место дисциплины

Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РБ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России о языке, как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык, история России.

Особенности программного материала

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основано на принципах индивидуализации и дифференциации материала.

Учащиеся младшего школьного возраста отличаются природным любопытством и стремлением узнать окружающий мир, что позволяет вовлекать их в различные виды деятельности в процессе обучения. В этот возрастной период ребенок приобретает опыт коллективной жизни, учится выстраивать рабочие и межличностные отношения, как с учителем, так и с одноклассниками, т.е. включается в совместно – распределенную учебную деятельность. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, проектную, групповую и парную работу учащихся, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиа-средств, технических средств и справочной литературы.

Предлагаемая программа построена на основе УМК «Амар мэндэ-э!-3».

Базой данного курса является учебник «Амар мэндэ-э!-3» (Гунжитова Г-Х.Ц., Дугарова А.А., Шожоева Б.Д..), который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Регионального образовательного стандарта в практической деятельности учителя.

С методических позиций основной характеристикой УМК является коммуникативная направленность.

При отборе и организации учебного материала автором учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся младшего школьного возраста, их ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики.

Обучение строится на отработке речевых ситуаций в условиях, приближенных к естественным. Тексты сопровождаются лексико-грамматическими заданиями, активизирующими речевые навыки учащихся. Основные разделы грамматики бурятского языка представлены инструктивно. В учебнике также имеет место страноведческий материал, призванный ознакомить обучающихся с реалиями жизни бурятского народа.

В УМК «Амар мэндэ-э! – 3» входит:

  1. Учебник (книга для учащихся)

  2. Рабочая тетрадь

  3. Книга для учителя

  4. Аудио приложения

Нами изучены материалы Государственного образовательного стандарта и данного УМК, в результате чего пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.

В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

• расширение возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами.

• создание эффективного образовательного пространства;

• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Содержание образования по бурятскому языку в 4 классе, включающее дистанционное обучение, реализуется посредством форм обучения:

• участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет мероприятиях (олимпиады, игры, конкурсы, викторины и т. д.);

Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:

• сделать урок наглядным, красочным;

• использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход

к обучению;

• активизировать познавательную деятельность учащегося;

• повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;

• развивать мышление и творческие способности детей.

Целевая установка

Основное назначение предмета «Бурятский язык как государственный язык РБ» в школьном обучении состоит в дальнейшем развитии способностей детей к общению на бурятском языке, т.е. речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями (говорение, понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием текстов, письмо).

Содержание обучения бурятскому языку в 4 классе включает: речевую деятельность, виды речевой деятельности, языковой материал; социокультурный компонент.

В связи с этим обучение бурятскому языку направлено на достижение следующих задач:

- развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной;

- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка в современных условиях развития нашего общества и потребности пользоваться им как средством общения; стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры

Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. Освоение курса согласно требованиям ФГОС НОО предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.

Формы организации учебного процесса.

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • коллективная;

Структура программы.

  • Пояснительная записка

  • Планируемые результаты обучения бурятскому языку

  • Содержание обучения бурятскому языку

  • Календарно-тематическое планирование

Предполагаемый результат

Формирование культуры общения, умение слушать собеседника, терпимость и вежливость по отношению к партнерам по общению, совершенствование умения планировать речевое поведение, повышение уровня практического владения языком, развитие коммуникативных умений, формирование положительного отношения к языку.



















































Планируемые результаты обучения

бурятскому языку

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 3 классе;

  • роль бурятского языка как национального языка бурятского народа, государственного языка Республики Бурятия и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, моно­лог, диалог, ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, литературного бурятского языка;

  • алфавит, буквы, основные словосочетания, звуки бурятского языка;

  • основные правила чтения и орфографии бурятского языка;

  • особенности интонации основных типов предложений;

  • имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений;

  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию.

  • основные нормы бурятского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы ре­чевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части ис­ходного текста;

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи;

  • давать им фонетиче­скую характеристику;

  • различать краткие, долгие гласные и дифтонги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные, дифтонги и их сочетания в составе слова;

  • правильно произносить специфические звуки бурятского языка: ү, өө, h.

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов;

  • пользоваться двуязычным словарем;

словообразование

  • выделять морфемы (в словах неслож­ной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в со­ответствии с нормами литературного языка;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;

  • составлять словосочетания;

  • составлять простые и сложные предложения из­ученных видов;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы и правильно писать слова с изученными орфограммами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста;

  • составлять простой план текста;

  • писать мини-сочинения повествовательного характера;

Учащиеся должны использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли бурятского языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, значения бурятского языка в жизни человека и обще­ства;

  • развития речевой культуры, уважительного и созна­тельного отношения к бурятского языку;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуа­циях общения;

  • обогащения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств;

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

знать:

  • роль бурятского языка как национального языка бурятского народа, государственного языка Республики Бурятия и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы бурятского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;

  • нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь;

  • определять тему, основную мысль текста;

  • объяснять с помощью словаря значение слов;

аудирование и чтение:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;

  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

  • читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

говорение и письмо:

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приглашение)

  • владеть различными видами диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы бурятского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии;

  • соблюдать нормы бурятского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы Хэды? (Сколько?) Хэдыдэхи? (Который?) Хэн эгээ бэрхэ hурагшаб? (Кто самый лучший ученик?) Хэн юу хэхэ дуратайб? (Кто что любит делать?) Ямар тамирта дуратай? (Какой вид спорта любишь?) Ямар? (какой?) Юундэ? (Почему?) Хэн хаана юу хэнэб? (Кто где работает? Или Чем занимается?) и отвечать на них;

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге;

  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

  • писать краткое поздравление с опорой на образец.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения бурятского языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного, уважительного и сознательного отношения к бурятскому языку;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса;

  • развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Личностными результатами изучения предмета «Бурятский язык» являются следующие умения и качества:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

  • познавательный интерес к чтению, к ведению диалога;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология.

Метапредметными результатами изучения курса «Бурятский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль)

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарям;

  • структурировать свои знания по темам;

  • ориентироваться в системе своих знаний, умение построить речевое высказывание;

  • действовать по образцу – написать слова, сказать предложение.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • уметь вступать в мини-диалог, умение слушать и понимать речь других, строить фразы;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Бурятский язык» является сформированность следующих умений:

по фонетике и графике:

  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;

  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике:

  • пользоваться русско-бурятским, бурятско-русским словарем;

  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря;

  • давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

  • выделять основу слова;

  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов;

по морфологии:

  • различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков;

  • уметь образовывать формы изученных частей речи;

по синтаксису:

  • выделять словосочетание в предложении;

  • образовывать словосочетания с именем существительным;

по орфографии:

  • находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • обосновывать выбор написания;

  • находить и исправлять орфографические ошибки;

по пунктуации:

  • правильно оформлять предложения;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;

  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

  • определять тему, основную мысль в тексте, пересказывать текст подробно и сжато;

  • озаглавливать текст.




























Содержание обучения бурятскому языку


В новом классе.

Давайте знакомится! Эрдэм учится в 4 классе. Кто самый лучший ученик?

О любимом занятии Эрдэма и учащихся. Кто какой вид спорта любит? Кто твой любимый писатель? Урок чтения.

В семье Эрдэма.

Эрдэму 10 лет. О родословной Эрдэма. Профессия родственников Эрдэма. Режим дня Эрдэма. Составление своего режима дня. В продуктовом магазине. В магазине одежды.

С праздником!

С днём рождения! О 12 годах по восточному лунному календарю. С Белым месяцем! Мамин праздник. Сурхарбан. Праздник осени. Составление поздравлений на разные праздники, знание благопожеланий.

Бурятия.

О четырех времени года. Какая погода? Дикие животные. Разучивание песни "Чебурашка и его друзья". Любимая сказка Эрдэма. Сообщения о родной Бурятии. О планах на летние каникулы. Защита проектов.





































Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

кол-во

часов

из них

Дата

Основные направления

воспитательной

деятельности

к/р

р/р

п/р

план.

факт.



В новом классе.

8






Воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку, как к духовной ценности.

1

Давайте знакомится!

1






2

Эрдэм учится в 4 классе

1






3

Контрольный тест.

1

1





4

Кто самый лучший ученик?

1






5

Любимое занятие. Кто какой вид спорта любит?

1






6

Кто твой любимый писатель?

1






7

Урок чтения.

1






8

Контрольный тест.

1

1






В семье Эрдэма

8






Осознание семейных ценностей.

Развитие у детей навыков вежливого общения.

9

Эрдэму 10 лет.

1






10

Родословная Эрдэма.

1






11

Профессия родственников Эрдэма.

1






12

Режим дня Эрдэма.

1

1





13

В продуктовом магазине.

1






14

В магазине одежды.

1






15

Урок чтения.

1






16

Контрольный тест.

1







С праздником!

7






Воспитание интереса к культуре разного народа.

17

С днём рождения!

1






18

12 годов.

1






19

С Белым месяцем!

1






20

Мамин праздник.

1






21

Сурхарбан.

1






22

Праздник осени.

1






23

Урок чтения.

1







Бурятия

11






Формирование экологической культуры и социально-ответственного поведения в ней.

24

Четыре времени года.

1






25

Какая погода?

1






26

Контрольный тест.

1

1





27

Дикие животные.

1






28

Песня "Чебурашка и его друзья"

1






29

Любимая сказка Эрдэма.

1






30

Родная Бурятия!

1






31

Летние каникулы.

1






32

Урок - проект.

1






33

Контрольный тест.

1

1





34

Работа над ошибками

1







Итого:

34

5











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!