СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс 34 часа.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 34 часа 1 раз в неднлю по учебнику

Биология : 6 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,

В.С.Кучменко; под ред. Проф.-И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с .

Биология : 6 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,

В.С.Кучменко; под ред. Проф.-И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс 34 часа.»



Управление образования Администрации города Димитровграда

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»

Рабочая программа


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПК

заместитель директора по УВР

Директор МБОУ МПЛ

Протокол №




Н.А. Печёрина


Д.А. Дырдин

от

«


»


20

18

г.

«


»


20

18

г.

«


»


20

18

г.


Руководитель ПК


Приказ №

286-од

от

«

31

»

августа

20

18

г.






(подпись)


(расшифровка)




Рабочая программа


Наименование учебного предмета

Биология

Класс

6 класс

Уровень образования

основное общее образование (ФГОС)

Учитель

Данина Елена Николаевна

Учебный год

2018-2019

Количество часов по учебному плану

всего

34

часа в год; в неделю

1

час


Федерального государственного образовательного стандарта ООО Учебного плана МБОУ МПЛ


примерной Программы основного общего образования по биологии, авторской


программы по биологии под редакцией И.Н.Пономорева (М.: Вентана-Граф, 2012 год)

Учебник

Биология : 6 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,


В.С.Кучменко; под ред. Проф.-И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с .


рекомендовано Министерством образования и науки РФ


(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а) учитель
(должность) (инициалы имени и фамилия) (подпись) (дата)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

I. Учащиеся должны знать определения основных терминов и понятий, изучаемых в 6 классе в курсе ботаники, особенности строения растений и зависимости растительного организма от среды обитания, основные процессы жизнедеятельности растительного организма. Иметь представление об эволюции растений, их разнообразии: от самых древних, примитивных (водорослей, мхов), до наиболее развитых – цветковых растений. Знать о приспособленности растений к жизни в природных сообществах, об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• Распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Растения, их органы, ткани, растительную клетку.

• Разъяснять значения биологических терминов и правильно их употреблять; пользоваться энциклопедиями, биологическими справочниками и словарями.

• Работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности растительных организмов и процессы, происходящие в них.

• Находить и объяснять взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности растений и средой их обитания.

• Приводить примеры различных представителей царства Растения.

• Освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ.

• Освоить приёмы работы с определителями растений.

• Знать правила обращения с биологическими приборами, правила поведения в кабинете биологии.

• Уметь проводить простейшие биологические эксперименты, делать обобщения и выводы.

• Работать с текстом учебника и дополнительной литературой, определять основную мысль, формулировать вопросы к тексту, структу-рировать информацию, грамотно излагать её с помощью устной и письменной речи.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ

по темам рабочей программы

Биология: 6 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

(34 ч, из них 2 ч – резервное время)

Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;

  • основные признаки царства Растения;

  • основные органоиды клетки;

  • особенности растительных тканей;

  • жизненные формы растений.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;

  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;

  • узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;

  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Органы растений (8 ч)

Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».

Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Демонстрация

  • Стадии прорастания семени фасоли.

  • Геотропизм корней.

  • Развитие побега из почки.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

  • формирование основ экологической культуры;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;

  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

  • особенности строения цветка как генеративного органа;

  • строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;

  • видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;

  • использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать функции органов растений;

  • описывать стадии развития органов растений и всего растения;

  • называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

  • различать и определять типы корневых систем;

  • определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;

  • сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;

  • устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;

  • изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;

  • объяснять особенности роста органов растения;

  • устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;

  • систематизировать знания по теме;

  • оценивать свои результаты и достижения.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».

Демонстрация

  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  • Нормальные и этиолированные проростки.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

  • формирование основ экологической культуры;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;

  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • особенности минерального и воздушного питания растений;

  • отличие дыхания от фотосинтеза;

  • роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;

  • особенности разных типов размножения;

  • особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;

  • роль биологических знаний в практической деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;

  • сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;

  • характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;

  • обосновывать космическую роль зелёных растений;

  • устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;

  • характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;

  • объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;

  • сравнивать разные виды размножения;

  • сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;

  • применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;

  • проводить черенкование комнатных растений;

  • характеризовать этапы индивидуального развития растения;

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

  • формирование основ экологической культуры;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

  • осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;

  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;

  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • значение систематики в изучении растений;

  • классификацию растений;

  • общую характеристику водорослей как низших споровых растений;

  • особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;

  • характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;

  • общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;

  • значение образования семени;

  • отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;

  • историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;

  • заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.

Учащиеся должны уметь:

  • систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;

  • осваивать приёмы работы с определителями растений;

  • выделять и описывать существенные признаки водорослей;

  • сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;

  • сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;

  • распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;

  • характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;

  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;

  • проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;

  • прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;

  • применять приёмы работы с определителями растений;

  • выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;

  • объяснять сущность понятия эволюции растений;

  • называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;

  • характеризовать значение растений в жизни человека;

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Тема 5. Природные сообщества (3 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

  • формирование основ экологической культуры;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;

  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;

  • о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;

  • о роли зелёных растений в природных сообществах;

  • о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;

  • о смене природных сообществ и её причинах;

  • особенности культурных и природных сообществ;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять сущность понятия природное сообщество;

  • устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;

  • характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;

  • наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;

  • систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;

  • называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;

  • объяснять целесообразность ярусности;

  • называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;

  • приводить примеры смены природных сообществ;

  • объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;

  • аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.


Календарно-тематическое планирование


Дата


урока

Тема урока


план



факт




Глава 1. Наука о растениях – ботаника /4 часа/



1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.



2

Многообразие жизненных форм растений.



3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.



4

Ткани растений.




Глава 2. Органы растений /8 часов/



5

Семя, его строение и значение.



6

Условия прорастания семян.



7

Корень, его строение и значение.



8

Побег, его строение и развитие.



9

Лист, его строение и значение.



10

Стебель, его строение и значение.



11

Цветок, его строение и значение.



12

Плод, разнообразие и значение плодов.




Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений /6 часов/



13

Минеральное питание растений и значение воды.



14

Воздушное питание растений – фотосинтез.



15

Промежуточный контроль



16

Дыхание и обмен веществ у растений.



17

Размножение и оплодотворение у растений.



18

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.



19

Рост и развитие растений.




Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира /11 часов/



20

Систематика растений, её значение для ботаники.



21

Водоросли, их разнообразие и значение в природе.



22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение в природе.



23

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.



24

Отдел Голосемянные. Общая характеристика и значение.



25

Отдел Покрытосемянные. Общая характеристика и значение.



26

Семейства класса Двудольные



27

Семейства класса Однодольные.



28

Историческое развитие растительного мира.



29

Разнообразие и происхождение культурных растений.




Глава 5. Природные сообщества /3 часа/



30

Дары Нового и Старого света.



31

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.



32

Итоговый контроль



33

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.



34.

Смена природных сообществ и её причины.






12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!