| Управление образования Администрации города Димитровграда |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области» |
Рабочая программа |
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ПК | заместитель директора по УВР | Директор МБОУ МПЛ |
Протокол № | | | | Н.А. Печёрина | | Д.А. Дырдин |
от | « | | » | | 20 | 18 | г. | « | | » | | 20 | 18 | г. | « | | » | | 20 | 18 | г. |
Руководитель ПК | | Приказ № | 286-од | от | « | 31 | » | августа | 20 | 18 | г. |
| | | | |
(подпись) | | (расшифровка) | | |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета | Биология |
Класс | 6 класс |
Уровень образования | основное общее образование (ФГОС) |
Учитель | Данина Елена Николаевна |
Учебный год | 2018-2019 |
Количество часов по учебному плану | всего | 34 | часа в год; в неделю | 1 | час |
| Федерального государственного образовательного стандарта ООО Учебного плана МБОУ МПЛ |
| примерной Программы основного общего образования по биологии, авторской |
| программы по биологии под редакцией И.Н.Пономорева (М.: Вентана-Граф, 2012 год) |
Учебник | Биология : 6 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, |
| В.С.Кучменко; под ред. Проф.-И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с . |
| рекомендовано Министерством образования и науки РФ |
| (название, автор, год издания, кем рекомендовано) |
Рабочую программу составил (а) | учитель | | | | | | |
| (должность) | | (инициалы имени и фамилия) | | (подпись) | | (дата) |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
I. Учащиеся должны знать определения основных терминов и понятий, изучаемых в 6 классе в курсе ботаники, особенности строения растений и зависимости растительного организма от среды обитания, основные процессы жизнедеятельности растительного организма. Иметь представление об эволюции растений, их разнообразии: от самых древних, примитивных (водорослей, мхов), до наиболее развитых – цветковых растений. Знать о приспособленности растений к жизни в природных сообществах, об изменении природных сообществ и их разнообразии на Земле.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• Распознавать на рисунках и таблицах различных представителей царства Растения, их органы, ткани, растительную клетку.
• Разъяснять значения биологических терминов и правильно их употреблять; пользоваться энциклопедиями, биологическими справочниками и словарями.
• Работать со схемами и таблицами, иллюстрирующими особенности растительных организмов и процессы, происходящие в них.
• Находить и объяснять взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности растений и средой их обитания.
• Приводить примеры различных представителей царства Растения.
• Освоить приёмы работы со световым микроскопом, знать правила оформления лабораторных работ.
• Освоить приёмы работы с определителями растений.
• Знать правила обращения с биологическими приборами, правила поведения в кабинете биологии.
• Уметь проводить простейшие биологические эксперименты, делать обобщения и выводы.
• Работать с текстом учебника и дополнительной литературой, определять основную мысль, формулировать вопросы к тексту, структу-рировать информацию, грамотно излагать её с помощью устной и письменной речи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
по темам рабочей программы
Биология: 6 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
(34 ч, из них 2 ч – резервное время)
Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.
Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
основные признаки царства Растения;
основные органоиды клетки;
особенности растительных тканей;
жизненные формы растений.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».
Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
Демонстрация
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
особенности строения цветка как генеративного органа;
строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать функции органов растений;
описывать стадии развития органов растений и всего растения;
называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
различать и определять типы корневых систем;
определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
объяснять особенности роста органов растения;
устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
систематизировать знания по теме;
оценивать свои результаты и достижения.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.
Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».
Демонстрация
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
особенности минерального и воздушного питания растений;
отличие дыхания от фотосинтеза;
роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
особенности разных типов размножения;
особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
роль биологических знаний в практической деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
обосновывать космическую роль зелёных растений;
устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
сравнивать разные виды размножения;
сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
проводить черенкование комнатных растений;
характеризовать этапы индивидуального развития растения;
соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.
Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.
Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
значение систематики в изучении растений;
классификацию растений;
общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;
характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;
значение образования семени;
отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;
историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;
заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
осваивать приёмы работы с определителями растений;
выделять и описывать существенные признаки водорослей;
сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
применять приёмы работы с определителями растений;
выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
объяснять сущность понятия эволюции растений;
называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
характеризовать значение растений в жизни человека;
соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Тема 5. Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.
Экскурсия № 1. «Весенние явления в жизни экосистемы».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
формирование основ экологической культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;
о роли зелёных растений в природных сообществах;
о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
о смене природных сообществ и её причинах;
особенности культурных и природных сообществ;
Учащиеся должны уметь:
объяснять сущность понятия природное сообщество;
устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
объяснять целесообразность ярусности;
называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
приводить примеры смены природных сообществ;
объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока |
план | факт |
| | | Глава 1. Наука о растениях – ботаника /4 часа/ |
| | 1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. |
| | 2 | Многообразие жизненных форм растений. |
| | 3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. |
| | 4 | Ткани растений. |
| | | Глава 2. Органы растений /8 часов/ |
| | 5 | Семя, его строение и значение. |
| | 6 | Условия прорастания семян. |
| | 7 | Корень, его строение и значение. |
| | 8 | Побег, его строение и развитие. |
| | 9 | Лист, его строение и значение. |
| | 10 | Стебель, его строение и значение. |
| | 11 | Цветок, его строение и значение. |
| | 12 | Плод, разнообразие и значение плодов. |
| | | Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений /6 часов/ |
| | 13 | Минеральное питание растений и значение воды. |
| | 14 | Воздушное питание растений – фотосинтез. |
| | 15 | Промежуточный контроль |
| | 16 | Дыхание и обмен веществ у растений. |
| | 17 | Размножение и оплодотворение у растений. |
| | 18 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. |
| | 19 | Рост и развитие растений. |
| | | Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира /11 часов/ |
| | 20 | Систематика растений, её значение для ботаники. |
| | 21 | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. |
| | 22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение в природе. |
| | 23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. |
| | 24 | Отдел Голосемянные. Общая характеристика и значение. |
| | 25 | Отдел Покрытосемянные. Общая характеристика и значение. |
| | 26 | Семейства класса Двудольные |
| | 27 | Семейства класса Однодольные. |
| | 28 | Историческое развитие растительного мира. |
| | 29 | Разнообразие и происхождение культурных растений. |
| | | Глава 5. Природные сообщества /3 часа/ |
| | 30 | Дары Нового и Старого света. |
| | 31 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. |
| | 32 | Итоговый контроль |
| | 33 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. |
| | 34. | Смена природных сообществ и её причины. |
12