СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа 7 класс биология (2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс биология»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №104 им.М.Шаймуратова

Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан


«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

________ Абдрахманова А.Ю.


Протокол № ___ от

«____»____________20 г.


«Согласовано»

Зам.директора по НМР

_____________ Шафикова И.Р.


«____»____________20 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №104

_____________Павлова Е.В.


от «__»_____20 г.





Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

7 г, 7д класс

уровень базовый





Разработана

Марковой Еленой Леонидовной

учителем химии и биологии


















Уфа- 2015

СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка……………………………………………………...…3

2. Содержание тем учебного курса ……………………………………………...5

3. Календарно-тематическое планирование ……………………………………11

4. Требования к уровню подготовки обучающихся………………..…………..19

5.Перечень учебно-методического обеспечения ……………………...……….20

6.Контрольно-измерительные материалы…….…………………………...........23








































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

3. ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) – Мин.обр.науки.рф/документы/938;

4. Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 кл. — М., Просвещение, 2011.

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (приказ Мин.образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253);

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы». - М.: «Вентана – Граф», 2009).


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов ,В.Г.Бабанко,В.С.Кучменко «Биология.Животные .7класс.» - М.:Вента-Граф,2010.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 7 классе отводится 68ч., 2 часа в неделю в течении учебного года.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих

целей:


  • знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,

  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;




Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,

  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;




Межпредметные связи:

  • химия,

  • история,

  • география,

  • изобразительное искусство,

  • информационно-коммуникативные технологии.



Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • устные ответы,

  • тематические сообщения,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы,

  • тесты,

  • зачётно-обобщающие уроки.


































2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

1. Общие сведения о мире животных

4


2. Строение тела животных

2


3. Подцарство Простейшие

4


4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

3


5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

5


6. Тип Моллюски

4

Лаб.р.№1 «Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков»

7. Тип Членистоногие

7

Лаб.р.№2 «Внешнее строение комнатной мухи»

8. Тип Хордовые

32

Лаб.р.№3 «Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыбы»

Лаб.р.№4 «Изучение отделов скелета лягушки»

Лаб.р.№5 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лаб.р. №6 «Строение скелета птицы»

Лаб.р №7 «Изучение скелета млекопитающих»

9. Развитие животного мира на Земле

4


Итого

68





Лабораторные работы - 7


Плановых тестовых работ - 10



Тема 1. Общие сведения о мире животных (4 часов)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных Башкортостана. Красная книга Башкортостана.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животные.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.



Тема 2. Строение тела животных (2 часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»


Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Значение простейших в природе и жизни человека

4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (3 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»


Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов) Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Обобщение знаний по теме «Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»



Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.

Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»


Тема 7. Тип Членистоногие (8часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения комнатной мухи

Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»






Тема 8. Тип Хордовые (32 часа)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.


Тема 8.1 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (7 часов)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Башкортостана. Акклиматизация рыб и ее обоснование. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.

Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»


Тема 8.2 Класс Земноводные (5 часов)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы Изучение отделов скелета лягушки

Тема 8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся»


Тема 8.4. Класс Птицы (8часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.


Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения птицы.

Изучение перьевого покрова и различных типов перьев .Строение скелета птицы.

Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»


Тема 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Лабораторные работы . Строение скелета млекопитающих

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»



Тема 9. Развитие животного мира на Земле (5 часа)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Башкортостана.

Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса.

















3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 г, 7 д класс


Название темы урока

Дом.

Задание §

Элементы содержания

Форма работы на уроке

Дата

По плану

Факт 7г

Факт 7д

1

Зоология – наука о животных

1

Зоология – наука о царстве Животные. Их отличие от растений. Распространение. Дикие и домашние животные.

Рассказ с использованием презентации

3.09



2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи в природе.

2

Пять сред обитания и их особенности

Работа с текстом

5.09



3

Классификация и основные систематические единицы животных.

3,4

Понятие систематики, категории животных

Работа с текстом

10.09



4

Роль и место животных в сообществе. Влияние человека на животных

5

Понятие гетеротрофы, первого и второго понятия

Сообщения уч-ся

12.09



5

Клетка. Ткани.

6,7

Органоиды клетки, ткань, виды тканей, особенности тканей

Табл. в тетради

17.09



6

Органы и системы органов.

8

Орган, Основные органы и системы

Определения в тетради.

19.09



7

Подтип Саркодовые

9

Признаки типа, строение и процессы жизнедеятельности амебы

Табл. в тетради .Прил.№1

26.09



8

Подтип Жгутиконосцы


10

Строение и процессы жизнедеятельности

эвглены

Продолжение таблицы

01.10.



9

Подтип Инфузории

11

Строение и процессы жизнедеятельности инфузории

Продолжение таблицы

03.10



10

Многообразие Простейших

12

Болезни, вызванные простейшими, и их признаки

Сообщение учащихся

08.10



11

Общая характеристика типа. Кишечнополостные.

13

Общие черты, связь со средой обитания

Просмотр в/фильм с комментариями учителя, работа с печатной таблицей

10.10



12

Пресноводная гидра

13

Строение и процессы жизнедеятельности гидры, связь со средой обитания

Табл. Строение гидры

15.10



13

Морские кишечнополостные. Значение в природе и жизни человека

14

Особенности строения морских представителей, значение

Презентации с сообщен. уч-ся

17.10



14

Тип Плоские черви. Белая планария

15

Внешнее строение, усложнение

Прил.№2

22.10



15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

16

Цикл развития, приспособления к пара-зитизму, профилактика

Таблица.Сравнительная характеристика червей

24.10




16



Тип Круглые черви. Класс Нематоды



17


Цикл развития, приспособления к паразитизму, меры профилактики

Рисунки с циклами развития червей

29.10



17

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые

18

Особенности типа, связи со средой обитания

Работа с текстом

05.11



18

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые

19

Строение и связи со средой обитания

Сообщения учащихся

07.11



19

Общая характеристика червей. Их значение и место в эволюции животного мира

15-19

Черты усложнения, общие черты, особенности в связи со средой обитания

Прил.№3

12.11



20

Общая характеристика типа моллюски

20

Признаки типа

Общая хар-ка в тетр.

14.11



21

Класс брюхоногие моллюски

21

Строение тела и раковины, внутреннего строения

Таблица брюхоногие мол-ки

19.11



22

Класс Двустворчатые моллюски

22

Строение тела и раковины, внутреннего строения

Лаб.р.№1 «Изучение строения раковин моллюсков»

21.11



23

Класс Головоногие моллюски

23

Строение внешнее и внутреннее

Сравнительная хар-ка головоногих мол-ов

26.11



24

Класс Ракообразные

24

Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения

Прил.№4 Табл.

28.11



25

Класс Паукообразные


25

Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения

Таблица

03.12



26

Класс Насекомые

26

Органы внешнего строения, черты усложнения

Лаб.р.№2 «Внешнее строение насекомого»

05.12



27

Типы развития насекомых. Отряды насекомых.

27

Стадии двух типов развития и их биологическое и экологическое значение

Работа с текстом или презентацией

10.12



28

Типы развития насекомых. Отряды насекомых.

27

Признаки основных классов

Работа с текстом уч-ка

12.12



29

Полезные общественные насекомые

28

Особенности поведения и жизнедеятельности общественных насекомых

Прил.№5,сообщения уч-ся

17.12



30

Насекомые - вредители и переносчики заболеваний

29

Вред, наносимый насекомыми, и меры борьбы с ними

Работа с текстом по заданию

19.12



31

Общая характеристика типа Хордовые

30


Выписать общую хар-ку

24.12



32

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания

31

Роль ланцетника как научного объекта, Строение тела, роль плавников и чешуи

Лаб.р.№3 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

26.12



33

Внутреннее строение костной рыбы: скелет

31

Строение различных отделов и позвонков

Таблица по строению

14.01



34

Внутреннее строение костной рыбы

32

Строение отдельных систем

Таблица по строению

16.01



35

Особенности размножения рыб

33

Особенности размножения, стадии развития

Стадии развития рыб

21.01



36

Основные систематические группы рыб

34

Признаки отрядов

Выписать отряды рыб

23.01



37

Основные систематические группы рыб

34

Признаки отрядов

Сообщения уч-ся

28.01



38

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана

35

Меры сохранения их разнообразия, редкие виды Башкортостана

Прил.№6

30.01



39

Особенности внешнего строения Земноводных

36

Черты строения и их значение для организма

Общая хар-ка земноводных

04.02



40

Строение скелета земноводных

36

Отделы и их строение

Лаб.раб.№4 «Изучение отделов скелета лягушки»

06.02



41

Строение и деятельность внутренних органов.

37

Общее строение систем и черты усложнения

Таблица по строению

11.02



42

Годовой жизненный цикл и происхож-дение земноводных

38

Стадии развития

Рис.жизненный цикл земноводных

13.02



43

Многообразие и значение Земноводных

39

Роль в природе, в деятель-ности человека, редкие виды Башкортостана

Сообщения уч-ся

18.02



44

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся

40

Черты усложнения, особенности в связи с наземной средой

Особенности строения пресмыкающихся-выписать

20.02



45

Особенности внутреннего строения

41

Черты усложнения

Таблица

25.02



46

Многообразие пресмыкающихся

42

Представителей отрядов и признаки отрядов

Сообщения уч-ся

27.02



47

Значение пресмыкающихся, их охрана. Древние пресмык.

43

Меры охраны, редкие виды Башкортостана

Прил.№7

03.03



48

Среда обитания и внешнее строение птиц.

44

Отделы тела, строение пера

Лаб.р.№5 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

05.03



49

Скелет и мышцы птиц.


45

Отделы скелета и его изменение в связи с полетом

Лаб.раб.№6 «Строение скелета птицы»

10.03



50

Внутреннее строение птиц.

46

Строение отделов и приспособления к полету

Таблица

12.03



51

Размножение и развитие птиц.

47

Строение яйца, типы развития,

Наблюдение «Строение яйца»

17.03



52

Сезонные явления в жизни птиц.

48

Годовой цикл

Рис.год. цикл

19.03



53

Многообразие птиц. Систематические группы птиц.

49

Признаки отрядов, представителей,

Сообщение уч-ся

24.03



54

Экологические группы птиц.

49

Признаки групп

Табл. в тетради

07.04



55

Значение и охрана птиц.

50

Значение птиц и меры охраны

Сообщение уч-ся

09.04





56

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

51

Строение кожи, отделы тела, органы чувств

Общая хар-ка млек-х

14.04



57

Скелет и мускулатура мл-х

51

Отделы скелета, название костей

Лаб.раб.№9 «Изучение скелета млекопитающих»

16.04



58

Внутреннее строение млекопитающих.

52

Строение систем и некоторых органов их место

Таблица

21.04



59

Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

53-54

Оплодотворение, матка, роды,

Преимущества внутриутробного размножения

Особенности размножения млекопит-х

23.04



60

Отряды плацентарных млекопитающих.

55

Признаки отрядов и семейств, представители

Сообщения уч-ся

28.04



61

Отряды плацентарных млекопитающих.

56

Признаки отрядов и семейств, представители

Сообщения уч-ся

30.04



62

Отряды плацентарных млекопитающих.

57

Признаки отрядов и семейств, представители

Работа с текстом

05.05



63

Экологические группы млекоп-х.

58

Признаки экологических групп, представителей

Сообщение уч-ся

07.04



64

Значение млекопитающих

59

Место животных в природе, редкие виды Башкортостана

Прил.№9

12.05



65

Доказательства эволюции животного мира. Учение Дарвина об эволюции.

60

Понятие и доказательства

Основные док-ва эволюции

14.05



66

Основные этапы эволюции беспозвоночных животных

61

Основные этапы

Работа с текстом/ подготовка презент.

19.05



67

Основные этапы эволюции позвоночных животных

50-61

Основные этапы



Работа с текстом/ подготовка презент.

21.05



68

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Животные»


Роль и место животных как потребителей органического вещества

Прил№10

26.05



69

Резерв




28.05



70

Резерв











4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов: животных, животных своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при укусах животных;

выращивания домашних животных, ухода за н




5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

- для учителя:


    1. Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.

    2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

    3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

    4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

    5. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

    6. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

    7. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

    8. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

    9. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.

    10. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.

    11. Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.

    12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.

    13. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

    14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.

    15. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

    16. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

    17. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.


- для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;





Интернет-ресурсы по курсу «Животные»


  1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

  2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.

  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..

  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

  10. http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.

  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.

  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.

  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.

  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.

  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.

  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.

  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.

  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.

  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.

  20. http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных .


Электронные издания:


  1. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)

  2. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  6. 5. Электронный атлас для школьника. Зоология. – «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы – д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов

  7. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов. YDP. Interactive Publishing, 2005. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО «Новый Диск», 2005.

  8. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Жизнедеятельность животных. . YDP. Interactive Publishing, 2005. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО «Новый Диск», 20

6.Контрольно-измерительные материалы ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Строение тела животных.Клетка

С1. Опишите роль аппарата Гольджи.



А1. Какие живые организмы состоят из одной клетки?

1) рыбы

2) раки

3) растения

4) амеба, эвглена зеленая

А2. Какую функцию выполняют хромосомы?

1) сохраняют запас питательных веществ

2) расщепляют вредные продукты жизнедеятельности

3) обеспечивают передачу наследственной инфор­

мации

4) отделяют содержимое клетки от наружной среды АЗ. Какие округлые тельца участвуют в расщеплении бел­ков, жиров, углеводов?

1) аппарат Гольджи

2) канальцы

3) лизосомы

4) рибосомы

А4. В какую сеть объединены клеточные канальцы?

1) в лизосомную

2) в эндоплазматическую

3) в цитоплазматическую

4) в хромосомную

В1. Какой органоид состоит из двух цилиндрических те­лец, участвующих в делении клетки?

В2. Чем отличаются животные клетки от растительных?


А1. Какие живые организмы состоят более чем из одной клетки?

1) бактерии

2) вирусы

3)гидра, черви

4) простейшие

А2. Какую функцию выполняют вакуоли?

1) пищеварительную

2) защитную

3) регуляторную

4) ядрышкообразующую

АЗ. Какие органоиды участвуют в синтезе белка?

1) аппарат Гольджи

2) канальцы

3) лизосомы

4) рибосомы

А4. Как называются энергетические станции клеток?

1) рибосомы

2) лизосомы

3) аппарат Гольджи

4) митохондрии

В1. Назовите органоид, которого нет в клетках растений.


В2. Какой органоид клеток отвечает за размножение и пе­редачу наследственных признаков?


С1. Опишите работу лизосом.


Приложение№2

Подцарство многоклеточные
животные. Тип кишечнополостные

Вариант 1

А1. Как называется нижний конец гидры?

1) подошва

2) ложноножка

3) жгутик

4) щупальце

А2. Какие клетки входят в состав эктодермы?

1) пищеварительно-мускульные

2) железистые

3) промежуточные

4) желудочные

АЗ. Какие клетки выделяют пищеварительный сок?

1) железистые

2) пищеварительные

3) эпителиально-мускульные

4) нервные

А4. Чем дышит гидра?

1) легкими

2) жабрами

3) дыхательной трубкой

4) всем телом

В1. Как называется прослойка между эктодермой и эн­тодермой?


;

В2. Какой рефлекс характерен для гидры как ответ на раз­дражение?

С1. Какие животные называются гермафродитами?


Вариант 2


А1. С помощью чего гидра прикрепляется к растениям и камням?

1) с помощью подошвы

2) с помощью ложноножки

3) с помощью жгутика

4) с помощью мезоглеи


А2. Какие клетки входят в состав энтодермы?

1) стрекательные
2) нервные

3) промежуточные

4) железистые

АЗ. Какие клетки способны образовывать ложноножки?

1) железистые

2) пищеварительно-мускульные

3) эпителиально-мускульные

4) нервные

А4. Какой процесс характерен для гидры?

1) акклиматизация

2)спячка

3) регенерация

4)оцепенение


В1. Какие клетки, характерные для эктодермы, содержат­ся в теле гидры в наибольшем количестве?



В2. Какие клетки у гидры служат средством нападения или защиты?


С1. Что такое почкование гидры?


Приложение № 3

.Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые черви

Вариант 1

А1. От каких червей произошли малощетинковые черви?

1) от плоских

2) от круглых

3)от свайников

4) от многощетинковых

А2. Какого отдела нет в пищеварительной системе дож­девого червя?

1)зоба

2) печени

3) пищевода

4) мускульного желудка

АЗ. Как дышат малощетинковые черви?

1) с помощью трахеи

2) с помощью жабр


3) всей поверхностью тела

4) с помощью дыхательной трубочки

А4. Что образуется с помощью слизи, вырабатываемой

железистыми клетками пояска дождевого червя?

1) муфта

2)зигота

3) кокон

4) личинка


В1. С помощью чего передвигаются малощетинковые черви?


В2. Назовите особенность половой системы малощетин- ковых червей.


С1. Чем полезны дождевые черви?


Вариант 2

А1. Какие отростки находятся на спинной и брюшной частях малощетинковых червей?

1) щетинки

2)усики

3) полипы

4) щупальца

А2. Какие железы в пищеводе малощетинковых червей нейтрализуют кислотность почвы?

1) сальные

2) потовые

3) известковые

4) пахучие

АЗ. Какое оплодотворение характерно для малощетин­ковых червей?

1) перекрестное

2) внутреннее

3) внешнее

4) прямое

А4. Где происходит развитие яиц малощетинковых червей?

1) в матке

2) в зиготе

3) в коконе

4) в сумке

В1. Из каких мышц состоит мускулатура малощетинковых червей?


В2. Какова среда обитания большинства малощетинковых червей?


С1. Чем полезны водные малощетинковые черви?




Приложение № 4. Тип моллюски.
Класс двустворчатые моллюски


Вариант 1


Вариант 2

А1. Кто не относится к двустворчатым моллюскам?

1) перловица

2) гребешок

3) беззубка

4) ципрея

А2. Какой орган пищеварительной системы есть у дву­створчатых моллюсков?

1)глотка

2) челюсти

3) пищевод

4) слюнные железы

АЗ. Что служит двустворчатым моллюскам в качестве ор­ганов осязания?

1) ротовые полости

2) щупальца

3) реснички

4)хоботок

А4. Каких представителей двустворчатых не употребляют в пищу люди?

1) беззубок

2) мидий

3)сердцевидок

4) гребешков

В1. Как называются трубки, которые образуются при сра­щении мантии?




А1. Кто не относится к двустворчатым моллюскам?

1) беззубка

2) мидия

3) устрица

4) митра

А2. Во что превращаются инородные частицы внутри ра­ковины моллюсков?

1) в песчинки

2) в жемчуг •

3)в кораллы

4) в камешек

АЗ. Чем дышат двустворчатые моллюски?

1) жабрами

2) ЛеГКИМИ

3) трахеями

4) поверхностью тела

А4. Беззубка и мидии:

1) гермафродиты

2) раздельнополые

3) бесполые

4) однополые

В1.С помощью чего моллюски прикрепляются к камням?



В2. С помощью чего замыкаются створки моллюсков?


С1. Из чего состоит нервная система двустворчатых мол­люсков?


В2. Что усиливает скрепление створок?


С1. Из чего состоит сердце двустворчатых моллюсков?


Приложение № 5.Тип членистоногие.

Класс насекомые. Типы развития
насекомых





Вариант 1

А1. Кто не относится к насекомым?

1) кузнечик

2) медведка

3) дафния

4) богомол

А2. Чем дышат большинство насекомых?

1) трахеей, дыхальцами

2) легкими

3) дыхательной трубкой

4) всей поверхностью тела

АЗ. Что течет по сосудам и полостям тела таракана?

1) кровь

2) плазма

3) гемолимфа

4) сыворотка

А4. Какие стадии проходят в своем развитии насекомые с полным превращением?

1) яйцо - личинка — взрослое насекомое

2)яйцо — личинка - куколка — взрослое насекомое

3) яйцо — личинка — сифон — взрослое насекомое

4) яйцо — куколка — взрослое насекомое

В1. Какие органы насекомых улавливают изменения тем­пературы?


Вариант 2

А1. Кто не относится к насекомым?

1) жук-плавунец

2) медведка

3) веснянка

4) бокоплав

А2. Чего нет у всех насекомых?

1) крыльев

2) коготков
3)усиков
4) глаз

АЗ. Какие стадии проходят в своем развитии насекомые
с неполным превращением?

1) яйцо — личинка - взрослое насекомое

2) яйцо - личинка — куколка — взрослое насекомое

3) яйцо - личинка — сифон - взрослое насекомое

4) яйцо — куколка — взрослое насекомое
А4. Чего нет в нервной системе таракана?

1) окологлоточного нервного кольца
2) брюшной нервной цепочки

3) головного мозга

4) мозжечка
В1. Где находятся органы вкуса у таракана?

.

В2. Как называется оболочка, в которую запакованы яйца
тараканов?




В2. Чем покрыто тело черного таракана?


С1. Какие типы ротовых аппаратов характерны для на­секомых?


С1. Опишите органы зрения таракана.




Приложение № 6. Тип хордовые.
Внутреннее строение костистых рыб


Вариант 2

А1. Какие элементы опорно-двигательного аппарата рыбы защищают головной мозг?

1) верхние и нижние челюсти

2) черепная коробка

3) жаберные дуги

4) парные коракоиды

А2. Какой орган позволяет рыбе не утонуть в воде?

1) жаберные крышки

2) плавники

3)черепная коробка

4) плавательный пузырь

А3.Где кровь рыбы становится артериальной?

1) в жаберных артериях

2) в сердце

3) в брюшной аорте

4) в спинной аорте .

А4.Какого отдела головного мозга нет у рыб?

  1. мозжечка

  2. гипофиза

  3. промежуточного

  4. среднего

В1. Какие нервы у рыб отходят от спинного мозга?




Вариант 1

А1. Какие элементы позвоночника рыбы служат опорой для туловищной мускулатуры?

1) черепная коробка

2) остистые отростки

3) ребра

4) лопатки

А2. Что располагается на жаберных дугах?

1) жаберные крышки

2) жабры

3) жаберные подушки у

4)плавники

АЗ. Какое у рыбы сердце?

1) двухкамерное

2) однокамерное

3) трехкамерное

4) отсутствует

А4. Какой орган выделения у рыб отсутствует?

1) почки '

2) мочеточники

3) мочевой пузырь

4) парные трубочки

В1. Какие нервы отходят от головного мозга рыбы?




В2. Закончите предложение.

Грудной пояс рыбы состоит из парных лопаток и.

С1. Назовите последовательно органы пищеварения рыбы.


В2. Закончите предложение.

Сердце рыбы состоит из предсердия и_


С1. Перечислите отделы головного мозга рыбы.




Вариант 2


Приложение № 7. Класс пресмыкающиеся,
или рептилии. Внешнее строение
и скелет пресмыкающихся.
Внутреннее строение и деятельность
внутренних органов

Вариант 1

А1. Какое из перечисленных животных не относится
к пресмыкающимся?

1) ящерица 3) крокодил

2) жаба 4) черепаха

А2. В состав какого отдела позвоночника ящерицы входят
ребра?

1) шейного 3) туловищного

2) хвостового 4) крестцового

АЗ. Какие сосуды не входят в состав кровеносной системы
пресмыкающихся?

1) левая дуга аорты

2) легочная артерия

3) правая дуга аорты

4) боковая артерия

А4. Что является конечным продуктом обмена веществ пресмыкающих?




А1. Чего нет у ящериц?

1) чешуи

2) ноздрей

3) перепонок между пальцами

4) хвоста

А2. Какие органы змеи способны воспринимать тепло?

1) мыщелок

2) термолокаторы

3) чешуя

4) роговые щитки

АЗ. Какова роль почечных канальцев у пресмыкающихся?

1) выделяют воду

2) всасывают воду

3) проводят воздух

4) выводят шлаки

А4. Куда откладывают яйца пресмыкающиеся?

1)в воду

2) в гнезда

3) в дупла

4) на землю

В1. Как называется процесс восстановления хвоста у яще­рицы?





1)мочевая кислота

2) моча

3)вода

3)аммиак


В2. Как называются особи, которые вынашивают детены­шей в собственном теле?


С1. Как отразился на строении пресмыкающихся назем­ный образ жизни?




В1. Как называется смена рогового покрова у ящериц?


В2. Как называется способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш развивается в теле ма­тери, но освобождается от яйцевых оболочек только после откладки яиц?


С1. Каковы особенности кожи пресмыкающихся?




Приложение № 8. Класс птицы.

Среда обитания и внешнее строение
птиц. Опорно-двигательная система.
Внутреннее строение

Вариант 1


А1. Чего нет у птиц?

1) костных челюстей

2)зубов

3) барабанных перепонок

4) роговых щитков

А2. Какие перья обеспечивают полет птицы?

1) контурные

2) пуховые

3)волосовидные

4) рулевые

АЗ. Что находится в мускульном желудке птицы?

1) камешки

2) вода

3) желудочный сок

4) косточки

А4. Какая кровь у птиц течет по артериям большого круга кровообращения?

1) венозная

2) артериальная

3) смешанная

4) несвертываемая

В1. Как называется способность птиц предвидеть наступ­ление событий?


Вариант 2

А1. Какие железы есть у птиц?

1) потовые

2) сальные

3) копчиковые

4) отсутствуют

А2. Что характерно для птиц?

1) оцепенение

2) линька
3) нерест

4) регенерация
АЗ. Какое у птиц сердце?

1) четырехкамерное

2) трехкамерное

3) двухкамерное

4) однокамерное


А4. Что у птиц развито лучше, чем у других позвоночных?

1) слух

2)сердце

3)зрение
4) конечности


В2. Какая часть дыхательной системы птиц выполняет роль голосового аппарата?


С1. В чем причина интенсивного обмена веществ у птиц?



В2. Какая часть дыхательной системы птиц выполняет роль голосового аппарата?




Приложение № 9. Высшие, или плацентарные,
звери: приматы. Экологические
группы млекопитающих




3)человек

4) бурозубка

А2. В каком отделе головного мозга у приматов находятся извилины и борозды?

1) в продолговатом

2) в промежуточном

3) в переднем

4) в среднем

АЗ. Какое животное не относится к семейству мартышко­образные обезьяны?

1) макака

2) мартышка

3) павиан

4)горилла

А4. Как называются группы, в которые объединяются мартышкообразные обезьяны?

1)стаи


А1. Кто не является представителем отряда приматы?

1) павиан


2) макака


Вариант 1


2) прайды

3) табуны

4) семейства


В1. В чем особенность строения конечностей приматов?


В2. Какой образ жизни объединяет млекопитающих ку­ницу, белку и бурундука?


С1. В чем сходство человека и человекообразных обезьян?


Вариант 2

А1. Кто не является представителем отряда приматы?

1) мартышка

2)гиббон

3) тапир

4)человек

Л2. Какое семейство не входит в отряд приматы?

1) мартышкообразные

2) лемуровые

3) люди

4) ложноногие

АЗ. Какое животное не относится к семейству человеко­образные обезьяны?

1) шимпанзе

2) павиан

3) орангутан

4)горилла

А4. Какое из семейств устраивает на ночь гнезда?

1) мартышкообразные

2) человекообразные

3) люди

4) ложноногие

В1. Сколькими видами представлено семейство люди?


В2. В какую экологическую группу объединяют млекопи­


тающих утконоса, выхухоля и выдру?


С1. В чем различия человека и человекообразных обезьян?



Приложение № 10. Итоговый тест за II полугодие

Вариант 2

А1. Какой тип оплодотворения характерен для ланцет­ника?

1) внутреннее

2) наружное

3) перекрестное

4) почкование

А2. Как называется легочный круг кровообращения у зем­новодных?

1) малый

2) большой

3) замкнутый

4) кольцевой

АЗ. Как называется конечный продукт обмена веществ у пресмыкающихся?

1) моча

2) мочевая кислота

3) аммиак

4) соляная кислота

А4. Какой отдел мозга способствует координации движе­ния птиц в полете?

1) передний

2) мозжечок

3) промежуточный

4) средний

А5. Какая птица в северной части гнездового ареала явля­ется кочующей, а на юге - оседлой?

1) грач

2)сорока

3)ворон

4)голубь

А6. Кто принадлежит к отряду приматы?

1)человек, кит

2) слон, волк

3) шимпанзе, мартышка

4) лемур, зубр








Вариант 1

А1. Как называется передний отдел пищеварительной трубки хордовых?

1) глотка 3) желудок

2) трахея 4) кишечник

А2. Какого отдела позвоночника нет у лягушки?

1) шейного

2) туловищного

3) крестцового

4) поясничного

АЗ. Какие сосуды не отходят непосредственно от сердца у пресмыкающихся?

1) легочная артерия

2)спинная аорта

3) левая дуга аорты

4) правая дуга аорты

А4. У какого животного прозрачные сросшиеся веки?

1) у черепахи

2) у игуаны

3) у хамелеона

4)у змеи


А5. Чем покрыты цевка и пальцы птиц?

1) роговыми щитками

2) перьями

3) чешуйками

4) хитиновыми образованиями

А6. Какие птицы являются обитателями открытых про­странств?

1) дрофа, голубь

2) журавль, клест

3) дрофа, журавль

4)голубь, клест

В1. Что помогает определить возраст рыбы?


С1, Назовите два класса наземных позвоночных животных

с непостоянной температурой тела.


С2. Кто предложил теорию об эволюционном развитии органического мира?


С1. Что такое регенерация?


С2. Из каких отделов состоит желудок жвачных парно­копытных?


В2. Какие мышцы участвуют в движении крыла птицы?


В2. Что представляют собой легкие птиц?


В1. Назовите одного из примитивных яйцекладущих пер- возверей.

























































Лабораторный практикум


Лабораторная работа №1 «Строение раковин различных моллюсков»

Цель: изучить особенности строения раковин моллюсков различных классов, выявить черты сходства и различия.

Материалы: коллекция раковин моллюсков (беззубка, катушка роговая, прудовик, садовая, виноградная улитки);

Ход работы:

  1. Распределите по классам (класс брюхоногие и класс пластинчатожаберные) моллюсков из предложенной коллекции. Раковины представителей разных классов различаются по внешнему виду. Сравните строение раковины прудовика и беззубки.

  2. Перечислите слои, образующие раковину.

  3. Изучите раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки сходства и различия, сравните расположение оборотов раковин. Зарисуйте раковины прудовика и катушки, подпишите вершину (завиток) и устье.

  4. Сделайте вывод о:

- строении раковин представителей разных классов;

- значении раковины;

- образовании раковины.



Лабораторная работа №2

Тема: Изучение внешнего строения речного рака.

Цель: на примере речного рака ознакомиться с особенностями внешнего строения ракообразных.

Материалы: коллекционная коробка с расчленённым раком, инструктивные карты.

Ход работы:

1). Рассмотрите тело речного рака. Какие отделы тела выделяют у ракообразных?

2). Чем покрыто тело речного рака снаружи? Каково значение этого покрова?

3). Рассмотрите конечности, расположенные на разных отделах туловища речного рака. Какие это конечности, какие функции они выполняют? Данные занесите в таблицу:

Отдел тела

Виды конечностей

количество

Выполняемые функции

4). Рассмотрите рисунок «Внешнее строение речного рака». Подпишите обозначенные участки.

Вывод: сделайте вывод о том, по каким признакам рака относят к типу членистоногих, а по каким его выделяют в класс ракообразных.

Дополнительное задание: черты приспособленности членистоногих к наземно-воздушной среде обитания.


Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение насекомого»

Цель. Изучение характерных особенностей внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Оборудование и материалы: препаровальная игла, пин цет, лупа, линейка, коллекции «Майский жук», фиксированные жуки, коллекция бабочек.

Ход работы:

I уровень

  1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску. Запишите результаты наблюдений измерения в тетрадь.

  2. Выделите отделы тела насекомого, назовите их. Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено цифрами 1-11.












II уровень

  1. Рассмотрите голову насекомого. Где расположен рот? Что окружает ротовое отверстие?

  2. С помощью лупы рассмотрите глаза и усики. Пользуясь рисунком 93 учебного пособия, определите тип усиков майского жука.

III уровень

  1. Найдите грудной отдел тела насекомого. Из какого числа сегментов он состоит?

  2. Сколько конечностей у майского жука?

  3. Пользуясь рисунком 95 учебного пособия, определите тип конечностей и из каких члеников они состоят.

  4. Изучите крылья. На каких сегментах груди они расположены? Чем передние крылья отличаются от задних?

IV уровень

9. Рассмотрите брюшко жука. Из какого числа сегментов оно состоит? С помощью лупы найдите расположенные по бокам брюшка дыхальца.

10. По форме концевого участка брюшка (пигидия) определите вид майского жука: постепенно сужающийся концевой участок — у западного майского жука; расширенный
па конце в виде гвоздика — у восточного.

V уровень

11. Охарактеризуйте черты приспособленности насекомых к наземно-воздушной среде обитания.

Вывод: сделайте вывод о чертах строения насекомых, по которым насекомых относят к типу членистоногие, к классу насекомые.




Лабораторная работа № 3

Тема: Изучение внешнего строения и передвижения рыб

Цель: изучить особенности строения и передвижения рыб в связи с их жизнью в водной среде.

Ход работы:

I уровень:

1). Рассмотрите тело рыбы. Какие отделы тела можно выделить?

2). Назовите непарные и парные плавники.

IIуровень:

3). Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника §30:

Плавники

Выполняемая функция


4). Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами 1-11.

IIIуровень:

5) Сравните окраску спинной и брюшной сторон тела рыбы. Какое значение это имеет?

IV уровень:

6) Рассмотрите органы чувств рыбы. Предположите, что бы наблюдалось, если бы у рыб отсутствовал орган боковой линии.

V уровень:

7) Тело рыб очень разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное. В связи с чем могли возникнуть такие особенности строения?

8) Несколько щук жили в большом и ярко освещенном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна — совершенно черная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!» — восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная?

Вывод: В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1_____________________________________________;

2_____________________________________________;

3_____________________________________________;

4_____________________________________________ …




Лабораторная работа № 4

Тема: «Строение скелета земноводных»

Цель:

Материалы и оборудование: скелет лягушки ( 4 экз.) , таблица, раздаточный материал

« строение скелета земноводных», ручная лупа.

Рекомендация по подготовке к занятию

При работе используется раздаточный материал фабричного производства. Отсутствие скелетов лягушки можно компенсировать качественными рисунками без надписей.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите скелет лягушки. Какие особенности его строения свидетельствуют о наземном образе жизни животного? Перечислите основные отделы скелета.

  2. Обратите внимание на скелет головы – череп. Чем отличается строение черепа лягушки от строения черепа окуня?

  3. Рассмотрите строение позвоночника. Найдите самый верхний позвонок, лишенный поперечных отростков. Это шейный позвонок. Какова его функция? Рассмотрите строение туловищных позвонков. Чем они отличаются от туловищных позвонков рыб? Найдите крестцовый позвонок. Какова его функция? Рассмотрите хвостовой отдел позвоночника лягушки, состоящий из одной косточки – уростиля. Чем обусловлены различия в строение позвонков разных отделов?

  4. Изучите строение скелета передних конечностей. Найдите плечевой пояс состоящий из лопатки, ключицы и вороньей кости. Каково значение плечевого пояса? Рассмотрите скелет свободной передней конечности. Найдите плечевую кость, предплечевую кость, кости кисти. Каково значение передней конечности?

  5. Обратите внимание на строение задней конечности. Найдите скелет тазового пояса и скелет свободной задней конечности – бедренную кость, кости голени и стопы. Почему скелет задней конечности отличается большей мощностью по сравнению со скелетом передних конечностей?

Отчетное задание: Заполните таблицу



Части скелета


отделы


функции










Лабораторная работа № 5

Тема: Изучение внешнего строения птиц, строения перьев.

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с приспособлением к полету; рассмотреть разновидности перьев, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями.

Материалы: инструктивные карты, набор различных перьев, учебники.

Ход работы:

1. Рассмотрите особенности внешнего строения птицы. Каково значение обтекаемой формы тела? Какие отделы тела можно выделить у птиц?

2. Заполните таблицу, пользуясь материалами § 41 (стр 158-160).

Отдел тела

Органы

Особенности строения

Выполняемые функции

1 Голова





2 Шея

3 Туловище

4 Хвост


5 Передние конечности

6 Задние конечности

Клюв

Глаза

Ноздри

Ушные отверстия




Копчиковая железа




3. Изучите строение пера. Заполните схему: Виды перьев

….

… …

… ….

Зарисуйте строение контурного пера, сделайте соответствующие обозначения.

4. Какие функции выполняют: а) контурные маховые перья; б) контурные покровные перья; в) пуховые перья и пух?

5. Каковы особенности перьевого покрова летающих и нелетающих птиц?

Вывод: в связи с полетом у птиц в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1

2

3

4….





Лабораторная работа № 6

Строение скелета и органов полости тела птицы


Цель работы: выяснить особенности строения скелета и органов полости тела птиц, связанные с приспособлением к полету.

Объекты и оборудование: скелет голубя и скелет курицы, смонтированные на подставке; набор отдельных частей скелета птицы; влажный препарат «Вну­треннее строение птицы».

Ход работы:

1. Используя рис. 1, найдите на скелете птицы его основные отделы: череп, позво­ночник, грудную клетку, скелеты конечностей и их поясов.

2. Рассмотрите строение черепа. Найдите крупные глазницы и челюстные кости. Определите, имеются ли зубы на челюстных костях. С чем связано их отсут­ствие? Обратите внимание на легкость костей черепа.

3. Изучите строение позвоночника. Найдите шейный, туловищный и хвостовой от­делы. Обратите внимание на сросшиеся грудные, поясничные и крестцовые по­звонки. Используя рис. 1, найдите в скелете сложный крестец. Какое значение для птицы имеет срастание костей?

4. Рассмотрите грудную клетку. Обратите внимание на ее прочность, связанную с крючковидными отростками ребер и сросшимися грудными позвонками. Най­дите грудную кость и ее вырост — киль. Используя рис. 2, выясните значение киля. Сравните размеры киля в скелете голубя и курицы. Чем вызваны различия в размерах?

5. Изучите строение пояса передней конечности и скелета крыла. Используя рис. 1, выясните, из каких отделов состоит скелет передней конечности. В чем сходство и различия строения скелета передних конечностей птицы и пресмы­кающегося? Чем вызваны различия в стрении?

6. Изучите строение пояса и скелета задних конечностей. Используя рис. 1, вы­ясните, из каких отделов состоит скелет задней конечности. Обратите внимание на срастание тазовых костей со сложным крестцом. Какое значение для птицы имеет срастание тазовых костей с позвоночником?

7. Рассмотрите влажный препарат «Внутреннее строение птицы». Найдите на нем органы полости тела: трахею, бронхи, легкие, воздушные мешки, пищевод, же­лудок, тонкий и толстый кишечник, печень, клоаку, сердце, почки, мочеточник, семенники (или один яичник). Сравните увиденное с рис. 3 и рис. 4. Чем об­разованы системы органов птицы? Обратите внимание на воздушные мешки, двухкамерный желудок и непарный яичник. С чем связано отсутствие мочевого пузыря у птиц?

8. Сделайте вывод о чертах строения скелета и органов полости тела птицы, свя­занных с приспособлением к полету.





Лабораторная работа № 7

Тема : « Строение скелета млекопитающего»

Цель

Материалы и оборудование: скелет крысы, скелет кролика, скелет кошки, раздаточный материал « Строение скелета млекопитающего», лупа.

Рекомендации к подготовке к занятию

При работе используют раздаточный материал фабричного производства. В случае отсутствия скелетов млекопитающих их можно заменить качественными ксерокопиями.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Изображенный на крышке раздаточного материала. Перечислите основные отделы скелета.

  2. Обратите внимание на череп. Из каких отделов он состоит? Найдите костное небо, рассмотрите зубы. Почему зубы у млекопитающих различаются по форме?

  3. Изучите позвоночник и его отделы.: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Каково значение позвоночника для организма? Чем отличаются друг от друга отделы позвоночника?

  4. Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образована? Каково значение грудной клетки для организма?

  5. Осмотрите пояс передних конечностей: лопатку. Ключицу. Скелет передней конечности: плечевую кость, кости предплечья, кости кисти. Рассмотрите пояс задних конечностей. Найдите:тазовую и бедренные кости, кости голени и стопы. Сравните строение передней и задней конечности. В чем сходство отделов? Почему возникли различия?

Отчетное задание:

Заполните таблицу


Части скелета


отделы


функции










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!