Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 7 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре рабочей программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и является логическим продолжением курса биологии в 6 классе.
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе:
Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2014 г).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 19» г. Читы.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекта):
"Биология. Животные. 7 кл.", авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, М.: Дрофа, 2014 г.
Рабочая тетрадь по биологии: 7 класс к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина "Биология. Животные. 7 кл."/Н.В. Преображенская. — М.: Издательство "Экзамен", 2011 г.
Пасечник В. В., Латюшин В. В., Швецов Г. Г. Методическое пособие к линии учебников «Биология. 5-9 классы». — М.: Дрофа., 2012 г.
Программа по биологии в 7 классе посвящена изучению животных - их разнообразию, классификации, месту в природных сообществах, использованию в сельском хозяйстве, медицине.
При составлении рабочей программы соблюдалась преемственность с курсами начального общего образования, курсом биологии в 5-6 классах, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
Формирование у учащихся знаний о живой природе, основных методах ее изучения;
Овладение умениями проводить наблюдения, опыты, описывать их результаты, делать выводы;
Развитие интереса к природе, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, соблюдение принципов здорового образа жизни;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
знание и применение учащимися правил поведения в природе;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;
признание учащимися права каждого на собственное мнение;
формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
осуществлять описание изучаемого объекта;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта;
классифицировать объекты;
проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
различать объем и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
определять аспект классификации;
осуществлять классификацию;
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные результаты:
Учащийся научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащийся получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
проверочные, контрольные работы по предметам;
комплексные работы на межпредметной основе и др.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.
«5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.
«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.
«1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории. Учащиеся должны уметь: определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: давать характеристику методов изучения биологических объектов; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; наблюдать и описывать различных представителей животного мира; использовать знания по зоологии в повседневной жизни; применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 1. Простейшие (2 ч)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы. Демонстрация. Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные (21 ч)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация. Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
-&
Лабораторные и практические работы. Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация. Многообразие моллюсков и их раковин. Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация. Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы. Знакомство с разнообразием ракообразных. Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы. Изучение представителей отрядов насекомых. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия. Изучение многообразия птиц. Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: систематику животного мира; особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды животных. Учащиеся должны уметь: находить отличия простейших от многоклеточных животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; раскрывать значение животных в природе и жизни человека; применять полученные знания в практической жизни; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; наблюдать за поведением животных в природе; прогнозировать поведение животных в различных ситуациях; работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
-&
понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение; отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении; вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания; обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных (6 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода. Продление рода. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Демонстрация. Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы. Изучение особенностей различных покровов тела.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: основные системы органов животных и органы, их образующие; особенности строения каждой системы органов у разных групп животных; эволюцию систем органов животных. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп; описывать строение покровов тела и систем органов животных; показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; выявлять сходства и различия в строении тела животных; различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах — органы и системы органов животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных; выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма; составлять тезисы и конспект текста; осуществлять наблюдения и делать выводы; получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников; обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1 ч). Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: основные способы размножения животных и их разновидности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия; доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме; характеризовать возрастные периоды онтогенеза; показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания; выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного; распознавать стадии развития животных; различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения; устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития; абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления; получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация. Палеонтологические доказательства эволюции. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия; анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы; устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных; доказывать приспособительный характер изменчивости у животных; объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных; различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов; сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития; конкретизировать примерами доказательства эволюции; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников; анализировать, обобщать, высказывать суждения по усвоенному материалу; толерантно относиться к иному мнению; корректно отстаивать свою точку зрения.
Раздел 5. Биоценозы (1 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов; конкретизировать примерами понятия: «продуценты», «консументы», «редуценты»; выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи; самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы; систематизировать биологические объекты разных биоценозов; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; находить в словарях и справочниках значения терминов; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; поддерживать дискуссию.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 ч)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия. Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных; законы охраны природы; причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу; признаки охраняемых территорий; пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики). Учащиеся должны уметь: пользоваться Красной книгой; анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге; выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; находить значения терминов в словарях и справочниках; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения. Знание и применение учащимися правил поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными; признание учащимися права каждого на собственное мнение; формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резервное время — 1 ч.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература для учащихся:
«Биология. Животные. 7 кл., авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, М.: Дрофа, 2014 г.
Рабочая тетрадь по биологии: 7 класс к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина "Биология. Животные. 7 кл."/Н.В. Преображенская. — М.: Издательство "Экзамен", 2011 г.
Дополнительная литература для учащихся:
Нестеров В.В. Зоовикторина-СПб.: Лань, 1997
Резникова В.З. 1000 вопросов и заданий по биологии. Раздел «Животные»/- М.: «Аквариум ЛТД», 2001
А.И. Никишов, А.В. Теремов Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителей и учащихся. М.: «РАУБ» «Цитадель», 1997
Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. – М.: Аквариум, 1997
Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи. – М.: Лист-Нью, 1998
Основная литература для учителя
Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Г.М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2014 г).
Пасечник В. В., Латюшин В. В., Швецов Г. Г. Методическое пособие к линии учебников «Биология. 5-9 классы». — М.: Дрофа., 2012 г.
Дополнительная литература для учителя:
Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Нестеров В.В. Зоовикторина-СПб.: Лань, 1997
Я иду на урок биологии: Зоология: Млекопитающие: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999
Резникова В.З. 1000 вопросов и заданий по биологии. Раздел «Животные»/- М.: «Аквариум ЛТД», 2001
А.И. Никишов, А.В. Теремов Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителей и учащихся. М.: «РАУБ» «Цитадель», 1997
Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. – М.: Аквариум, 1997
Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи. – М.: Лист-Нью, 1998
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.
Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.
Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон
Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
Цифровые образовательные ресурсы
2. http://standart.edu.ru/
ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
3. http://www.lift.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
4. http://www.floranimal.ru/
Портал о растениях и животных
6. http://www.livt.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
7. http://www.floranimal.ru/
Портал о растениях и животных
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Портреты ученых биологов
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Мультимедиа проектор
Экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Лупа ручная
Микроскоп школьный
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Биология. Животные. 7 класс» (68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел кол-во часов | Тема урока | Содержание (п\р, л\р, экскурсии) | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
Введение (2 ч) | Введение. История изучения животных | | Описывают и сравнивают царства органического мира. Дают характеристику методам изучения биологических объектов. Отрабатывают правила работы с учебником. Определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач, применяют двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций | |
Наука зоология и ее структура | | Пользуются биологическими понятиями. Классифицируют объекты по их принадлежности к систематическим группам;определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем, планируют пути достижения познавательных задач; Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль | |
Раздел 1. Простейшие (2 ч) | Простейшие: особенности строения и жизнедеятельности. | Демонстрация Живые инфузории, микропрепараты простейших | Анализируют изучаемые объекты; осуществляют их описание; выделяют существенные признаки изучаемых объектов; работают с терминами параграфа учебника; Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют обобщающую таблицу. | |
Многообразие простейших. | | Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Работа в составе группы. | |
Раздел 2. Многоклеточные животные (33 ч) | Многоклеточные животные. Тип Губки. | | выделять существенные признаки типа Губки. планировать свою работу при выполнении заданий учителя, слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения | |
Тип Кишечнополостные: особенности строения и жизнедеятельности. | Демонстрация Микропрепараты гидры. Образцы кораллов. | работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу определять цель работы, планировать ее выполнение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. | |
Тип Плоские черви. | | выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы организовать выполнение заданий учителя. слушать учителя, извлекать информацию из различных источников. | |
Тип круглые черви. | | работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы слушать одноклассников, высказывать свое мнение | |
Тип Кольчатые черви: особенности строения и жизнедеятельности. | | подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы. Систематизировать кольчатых червей. Давать характеристику типа Кольчатые черви организовано выполнять задания, осуществлять самооценку деятельности. воспринимать разные виды информации, отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других | |
Тип Кольчатые черви, их роль, | Л.р.1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей». | Дают определения понятиям, работать с наглядностью, делать выводы на основе полученной информации организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя; работать с инструктивными карточками, проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результат и выводы. работа в малых группах. | |
Тип Моллюски: особенности строения и жизнедеятельности. | Демонстрация Разнообразные моллюски и их раковины | подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы. Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. В дискуссии выдвинуть контраргументы, формулируют свою мысль | |
Классы Моллюсков. Роль в природе и жизни человека. | | Дают определения о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих и Двустворчатых моллюсков, о значении моллюсков в природе и жизни человека Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами Понимая позицию другого, различают в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции. | |
Тип Членистоногие: особенности строения и жизнедеятельности. | | работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы выслушать одноклассников, высказывать свое мнение | |
Класс Ракообразные. Значение в природе и жизни человека. | Л.р. 2 «Многообразие ракообразных» | выделять характерные признаки в строении в зависимости от среды обитания. Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы. | |
Класс Паукообразные. Значение в природе и жизни человека. | | Называют особенности строения паукообразных, отрабатывают технику выполнения рисунка; работают с терминами параграфа учебника; Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. Строят монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. | |
Класс Насекомые: биологические и экологические особенности. | | выделяют характерные признаки в строении в зависимости от среды обитания. Определяют цель учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач; Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы. | |
Многообразие насекомых. | Л.р.3 «Многообразие насекомых». | Работают с текстом параграфа выделяют в нем главное работа по инструкции к лабораторной работе Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | |
Роль насекомых в природе и жизни человека. | | Работают с текстом параграфа выделяют в нем главное Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | |
Позвоночные животные. Тип хордовые Класс ланцетники. | | Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых, корректируют свои знания высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли | |
Класс рыбы: особенности строения и жизнедеятельности | Л.р. 4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». | Распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами определяют цель работы : корректируют свои знания Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Формулируют вывод. Структурируют свои знания работа в парах, высказывают свою точку зрения, выражают в ответах свои мысли | |
Многообразие рыб. Значение в природе и жизни человека. | | Работают с текстом параграфа выделяют в нем главное Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | |
Класс Земноводные: особенности строения и жизнедеятельности. | | Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Распознают и описывают внешнее строение Земноводных. корректируют свои знания Умеют организовано выполнять задания. Развивают навыки самооценки и взаимооценки, умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения. | |
Многообразие земноводных. Роль в природе и жизни человека. | | Работают с текстом параграфа, выделяют в нем главное Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | |
Класс пресмыкающиеся: особенности строения и жизнедеятельности. | | Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся, распознают распространённых представителей класса оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, самостоятельно контролировать своё время, отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы. | |
Многообразие пресмыкающихся. Роль в природе и жизни человека. | | Работают с текстом параграфа выделяют в нем главное Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | |
Класс птицы: особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р. 5 « Изучение внешнего строения птиц». | Проводят наблюдения за внешним строением птиц. особенностями в строении, связанных с полетом Устанавливают цели лабораторной работы Составляют план и последовательность действий Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | |
многообразие птиц. | | характеризовать представителей различных отрядов птиц Устанавливают цели экскурсии. Составляют план и последовательность действий выделять необходимую информацию | |
Экологические группы птиц | | устанавливать причинно-следственные связи строения птиц с их местами обитания Устанавливают цели экскурсии. Составляют план и последовательность действий выделять необходимую информацию | |
Значение птиц в природе и жизни человека. | | Работают с текстом параграфа выделяют в нем главное Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | |
Класс Млекопитающие: особенности строения и жизнедеятельности. | | Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий работа с дополнительными источниками информации, используют для поиска возможности Интернета. | |
Подклассы Однопроходные и Сумчатые: биологические особенности. | | Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий работа с дополнительными источниками информации, используют для поиска возможности Интернета. | |
Подкласс Плацентарные: биологические особенности. | | Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий работа с дополнительными источниками информации, используют для поиска возможности Интернета. | |
Важнейшие отряды млекопитающих, их биологические особенности. | | Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий работа с дополнительными источниками информации, используют для поиска возможности Интернета | |
Важнейшие отряды млекопитающих, их биологические особенности. | | Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий работа с дополнительными источниками информации, используют для поиска возможности Интернета | |
Значение животных в природе и в жизни человека. | | Работают с текстом параграфа выделяют в нем главное Самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий | |
Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные». | к\р | сравнивать изученные группы животных, выявлять общее и различия. определяют цель учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем планируют пути достижения познавательных задач при проведении лабораторной работы. формируют умения самостоятельно выстраивать свою деятельность в соответствии с целями, поставленными учителем; проводят взаимоконтроль при закреплении знаний | |
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных (16 ч) | Покровы тела. | Л.р.6 «Изучение особенностей различных покровов тела» | осуществляют наблюдения и делают выводы, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определяют цель учебной деятельности. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | |
Опорно-двигательная система | | Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков (моделирование), умеют работать с информацией. организовывать свою деятельность,сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывают поддержку друг другу и эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками | |
Способы передвижения животных. | | осуществляют наблюдения и делают выводы, умеют работать с информацией организовывать учебную деятельность и определяют ее цель. планировать и осуществлять совместную деятельность. | |
Органы дыхания и газообмен. | | Сравнивают способы дыхания у животных и органы, участвующие в дыхании; особенности строения дыхательной системы органов у разных групп животных; эволюцию органов дыхания у животных. сравнивают строение органов дыхания животных разных систематических групп организовывать учебную деятельность и определять ее цель. распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учатся самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах. | |
Органы пищеварения. | | объясняют закономерности строения органов пищеварения и механизмы их функционирования, сравнивают строение пищеварительных органов животных разных систематических групп; организовывать свою деятельность, умеют вносить коррективы в план действий | |
| Обмен веществ и превращение энергии. | | Определяют понятия: «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты». Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | |
Кровеносная система. Кровь. | | Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о кровеносных системах животных. Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Обсуждают результаты работы | |
Органы выделения. | | Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем органов животных Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | |
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | | Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её строения. Работают по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно Получают биологическую информацию из различных источников, в том числе из Интернета | |
| Органы чувств. | | Устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения. Объясняют механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции деятельности животных. Описывают и сравнивают органы чувств животных разных систематических групп Различают на муляжах и таблицах органы чувств Работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно Получают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из различных источников, в том числе из Интернета | |
Органы размножения. | | описывают и сравнивают органы размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению со всеми известными Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета | |
Полости тела. | | описывают и сравнивают полости тела животных разных систематических групп. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета | |
| Регуляция деятельности организма. | | описывают и сравнивают нервную и гуморальную регуляцию. Приводят доказательства преимущества обоих типов регуляции Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета | |
Обобщение темы «Эволюция строения». | | Сравают биологические объекты и процессы, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |
Способы размножения. Оплодотворение. | | Раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывают и сравнивают половое и бесполое размножение. Приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме | |
Развитие с превращением и без превращения. | | Описывают и сравнивают процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывают биологическое значение развития с превращением и без превращения Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | |
Периодизация и продолжительность жизни. | Л.р.7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». | Объясняют причины разной продолжительности жизни животных. Выявляют условия, определяющие количество рождённых детёнышей у животных разных систематических групп. Выявляют факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы Получают из различных источников биологическую информацию о периодизации и продолжительности жизни животных. | |
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч) | Доказательства эволюции. | | Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса Анализируют палеонтологические, сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных, принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | |
Причины эволюции животного мира. | | Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных. развивают навыки самоанализа деятельности Получают из разных источников биологическую информацию о причинах эволюции животного мира, проявлении наследственности и изменчивости организмов в животном мире, умеют воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы учителя. | |
Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. | | Получают из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения. Составляют сложный план текста. Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий | |
Естественные и искусственные биоценозы. | | Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий поддерживают дискуссию | |
Раздел 5. Биоценозы (3 ч) | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | | Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания. Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
Цепи питания. Поток энергии. | | Составляют пастбищные и детритные цепи питания. Знают формулировку правила экологической пирамиды Используют самостоятельные наблюдения для формулировки вывода. поддерживают дискуссию | |
Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». | Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленности к совместному существованию. Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Работают в группах. Выполняют практические задания в ходе экскурсии | |
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч) | Воздействие человека и его деятельности на животных. | | Определяют способы положительного и отрицательного воздействия человека и его деятельности на животных и среду их обитания организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Работают с дополнительными источниками информации | |
Одомашнивание животных. | | Определяют этапы одомашнивания животных, основы разведения, содержания и основные методы селекции сельскохозяйственных животных организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. работа в группах | |
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. | | Составляют схемы мониторинга проводить элементарные исследования, работать с различными источниками. Информации, умеют воспринимать информацию на слух организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. | |
Охраняемые территории. Красная Книга. | | Определяют признаки охраняемых территорий. организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы выделить главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, | |
Рациональное использование животных. | | подтверждать научные факты примерами из жизни организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Работа с дополнительными источниками информации | |
Повторение и обобщение (3 ч) | Повторение основных понятий курса зоологии. | | Сравнивают биологические объекты и процессы, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |
Итоговая контрольная работа. | Итоговая контрольная работа. | применять полученные знания при решении учебно-практических и учебно-познавательных задач развитие навыка самооценки деятельности | |
Обобщающий урок. | | Применяют знания о мерах по из защите и восстановлению животного мира на практике | |
Темы проектной и исследовательской деятельности
Выяснение и освоение методики выращивания одноклеточных (инфузории, амёбы), кишечнополостных (гидры) в школьной лаборатории. Подготовка и проведение ознакомительных лабораторных работ с ними в рамках экскурсий в школьный «живой уголок».
Наблюдение за жизнедеятельностью и описание жизненного цикла паука-крестовика (бабочки, зерновой моли, улитки и т. п.); жизни муравейника, пчелиной семьи.
Информационное исследование «Навигация у животных».
Сравнение принципов полёта у насекомых, птиц и искусственных летательных аппаратов.
Подготовка и проведение экскурсий по школьному «живому уголку» для младших школьников.
Проект «Методы и успехи дрессировки щенка (или другого домашнего питомца)».
Информационно-исследовательский проект «Размах разнообразия в царстве животных».
Исследование «Продолжается ли сейчас процесс одомашнивания животных? Кто на очереди?».
Создание списков животных нашей местности, нуждающихся в охране.
Проект «Наши сельскохозяйственные животные (породы, их продуктивность, история происхождения)».
Бездомные собаки в городской среде (причины появления, организация жизни, иерархия, опасности для человека, возможные пути решения проблемы).
0