СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс на 2017 – 18 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008г. и рабочей программой.ФГОС «Биология» 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2011г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс на 2017 – 18 учебный год»

МБОУ «Кезская СОШ №2»





Рассмотрена на

методсовете Составлена на основе ФГОС ООО

Протокол № 15

от « 24» августа 2017 г.


Принята на педсовете

Протокол № 55

от « 30 » августа 2017 г.


«Утверждено»

Директор школы:________

( Докучаев А.В.)


Приказ №

от «» августа 2017 г.

Рабочая программа


по биологии


5 класс


на 2017 – 18 учебный год



Составитель: Ефремова Татьяна Арефиевна, учитель биологии МБОУ «Кезская СОШ №2» первой квалификационной категории, педстаж 30 лет









п. Кез, 2017



Планируемые результаты освоения биологии в 5 классе


2.1 Предметные результаты

Ученик научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



2.2 Метапредметные результаты


2.2.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального

народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной:

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения

к собственным поступкам

4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

5.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение

к членам своей семьи.

6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции

7.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;


2.2.2. Метапредметные результаты освоения ООП

.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  2. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;





3. Содержание учебного предмета

Живые организмы

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.




«Введение» 5 ч.

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсия:

«Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Раздел I Клеточное строение организмов (9 часов)

Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение : оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки..Понятие « ткань».

Демонстрации:

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы № 1- 6 :

1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы

2. Неорганические и органические вещества клетки

3. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках элодеи , плодов томатов, рябины, шиповника

5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Раздел 2. Многообразие организмов (20 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторная работа №7 -12

7 Особенности строения мукора и дрожжей

8 Строение зеленых водорослей

9 Строение мха ,спороносящего хвоща и папоротника

10 Строение хвои и шишек хвойных растений

11 Внешнее строение цветкового растения

12 Разведение и изучение амеб в лаборатории


4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:


Тема раздела, количество часов

№ урока

Тема урока

Дидактические единицы в соответствии с содержанием учебного предмета


1 Введение. Биология как наука (5 ч.)









.

1.


Биология — наука о живой природе

Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.


2.

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

Стартовая работа

Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.


3.

Разнообразие живой природы.

Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.


4.

Среды обитания организмов.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде

5.

Экскурсия

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

Раздел 1.Клетка как основа строения и жизнедеятельности организмов. (9 ч)




6








Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

« Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы»

Методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.


7.


Химический состав клетки. Неорганические вещества

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

8.

Химический состав клетки.

Органические вещества.

Лабораторная работа №2

« Неорганические и органические вещества клетки»


Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.


9.

Строение клетки.

Лабораторная работа №3

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».


Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. .


10.

Особенности строения клеток. Пластиды.

Лабораторная работа №4

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов.

11.

Процессы жизнедеятельности в клетке

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и жизнедеятельность клетки

12.

Деление и рост клеток.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и жизнедеятельность клетки


13

Понятие «ткань».

Лабораторная работа№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Ткани организмов.


14

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;


Раздел 2. Многообразие организмов

(20 ч)


15.

Классификация организмов.

Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.


16

Строение и многообразие бактерий.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность.

17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера

18

Строение и многообразие грибов

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.


19

Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №7

«Особенности строения мукора и дрожжей»

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов.

20

Грибы-паразиты

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Грибы-паразиты

21

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Проверочная работа № 1

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.


22

Характеристика царства растений

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.


23

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Лабораторная работа №8 «Строение зелёных водорослей»

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.

24

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.

25

Лишайники

Лишайники, их роль в природе и жизни человека.


26

Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

Лабораторная работа №9 «Строение мха, спороносящего хвоща и папоротника»


Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие.


27

Голосеменные растения

Лабораторная работа №10 «Строение хвои и шишек хвойных растений»

Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.

28

Семенные растения.

Лабораторная работа №11

«Внешнее строение цветкового растения»

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности

29

Разнообразие, значение и распространение растений. Проверочная работа №2

Многообразие растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.


30

Общая характеристика царства Животные.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных.

31

Подцарство Одноклеточные.

Лабораторная работа № 12

«Разведение и изучение амеб в лаборатории»

Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.



32

Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика.

33

Итоговая проверочная работа


Сравнение биологических объектов (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности.


34

Итоговый урок – проект «Удивительный мир живой природы».

Работа в группе сверстников при решении познавательных задач ,связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.



5.Контрольно-измерительные материалы с указанием критериев оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля и оценки знаний.



1.Стартовая работа

1 вариант

1.Объектом живой природы является:

а) берёза у дороги в) лужа на лесной тропе

б) крыша дома г) радуга на небе

2. Что не относится к веществам

а) вода б) сахар в) кирпич г) соль

3.С помощью какой системы органов человек получает большинство сведений об окружающем мире:

а) с помощью системы органов пищеварения

б) с помощью системы органов чувств

в) с помощью скелета человека

г) с помощью системы органов кровообращения

4. Какие из перечисленных требований относятся к личной гигиене человека?

а) чистить зубы после еды

б) ежедневно принимайте душ

в) будьте вежливы и внимательны к пожилым людям

г) соблюдай правила дорожного движения

Укажи верный ответ:


1) а, б 2) б, в 3) в, г 4) а, г


5. Прочитай названия животных. Раздели животных на две группы по выбранному тобой признаку:

Сова, божья коровка, пчела, воробей, попугай, стрекоза

Заполни таблицу: запиши в ней общее название животных для каждой группы животных и перечисли животных, которые относятся к этой группе.


Группа

Общее название группы животных

Названия животных, относящихся к данной группе

1




2





6. Укажи полное определение понятия линия горизонта:

а) все, что видно вокруг б) где поверхность Земли, как бы сходится с небом

в) ось Земли г) далёкая даль

7. Укажите явление живой природы, которое характерно для весны в средней полосе России:

а) проливные дожди в) листопад

б) цветение г) северное сияние

8. Какое из перечисленных цветковых растений относится к группе дикорастущих?

а) роза б) кувшинка в) астра г) гладиолус


9. Что изучает астрономия?

а) растения нашей планеты в) небесные тела

б) экологию г) мировые войны

10. Какая отрасль животноводства занимаются разведением фазанов:

а) рыбоводство в) птицеводство

б) пчеловодство г) разведение крупного рогатого скота



11*. Это полезное ископаемое узнать не трудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох-сфагнум. Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадаются и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.


Ответ_______________________________________


Ответы: 1а, 2в, 3б, 4 1), 6 б, 7 а, 8б, 9 в, 10 в

Критерии оценивания: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

10 – 11б –«5»

8 – 9 б – «4»

5 – 7 б - «3» , меньше 5 б – «2»






Стартовая работа

2 вариант

1.Объектом неживой природы является:

а) птица вьющая гнездо на крыше дома

б) огородное пугало для отпугивания птиц

в) бабочка на цветке

г) камень, лежащий у дороги

2.Что относится к веществам?

А) окно б) песок в) одуванчик г) рубашка

3.С помощью какой системы органов человек осуществляет движение?

а) с помощью системы органов чувств

б) с помощью опорно-двигательного аппарата

в) с помощью органов пищеварения

г) с помощью системы органов кровообращения

4.Как нужно охранять зрение?

а) читать и писать только при хорошем освещении

б) часами сидеть за компьютером

в) смотреть телевизор на расстоянии 2-3 метра

г) читать лёжа в кровати

1) а, б 2) а, г 3) в, г 4) а, в


5. Прочитай название животных. Раздели животных на две группы по выбранному тобой признаку.

Карась, соловей, полярная сова, окунь, ёрш, кукушка.

Заполни таблицу: запиши в ней общее название для каждой группы животных и перечисли животных, которые относятся к этой группе.


Группа

Общее название
группы животных

Названия животных,

относящихся к данной группе

1




2





6. Что такое глобус:


а) изображение на плоскости б) уменьшенное изображение земли

в) модель земли г) уменьшенная модель земли

7.Явление природы, характерное в средней полосе России только для зимы:

а) метель б) град в) сумерки г) ледоход

8. К хвойным растениям относят:

а) осину б) клён в) лиственницу г) липу

9. Как называется наука о небесных телах?

а) экология б) астрономия в) зоология г) химия

10. Какая отрасль животноводства занимается разведением сазанов?

а) птицеводство б) рыбоводство в) пчеловодство г) разведение крупного рогатого скота

11*. О каком полезном ископаемом идёт речь?

Это жидкое полезное ископаемое называется «чёрным золотом». Происхождение этого ископаемого не изучено полностью, но известно, что образовалось из останков каких то живых организмов. Обычный способ и добыча этого ископаемого – бурение скважин.


Ответ:


Ответы: 1б, 2б, 3б, 4 4), 6 б, 7 а, 8в , 9 б, 10 б

Критерии оценивания: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

10 – 11б –«5»

8 – 9 б – «4»

5 – 7 б - «3» , меньше 5 б – «2»


2. Проверочная работа № 1 «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека»

1.Из перечисленных ниже грибов выпишите съедобные и ядовитые:

1. Белый гриб. 2. Рыжик. 3. Бледная поганка. 4. Лисич­ка. 5. Подберезовик. 6. Подосиновик. 7. Мухомор. 8. Желчный гриб. 9. Масленок. 10. Ложная лисичка.

11. Ложный опенок. 12. Опенок. 13. Шампиньон.

Съедобные

Ядовитые




2. Выполните тест:

1. Споры нужны грибам для:

а) расселения;
б) питания;
в) размножения;

2.К шляпочным грибам относится:

а) мукор;
б) пеницилл;
в) опёнок;
г) сморчок.

3. Пластинчатый шляпочный гриб – это:

а) сыроежка;
б) белый гриб;
в) подосиновик;
г) трутовик.

4. Трубчатый шляпочный гриб – это:

а) груздь;
б) подберезовик;
в) бледная поганка;
г) навозник.

5. К плесневым грибам относится:

а) мукор;
б) трюфель;
в) трутовик;
г) навозник.

6.На злаках паразитирует:

а) трутовик;
б) головня;
в) фитофтора;
г) пеницилл.

7.Дрожжи размножаются :

а) почкованием;
б) вегетативно;
в) половым путем;
г) спорообразованием.

8.К сапрофитам относится:

а) шампиньон;
б) трутовик;
в) спорынья;
г) головня.

3. Определите значение грибов в жизни человека (Плесневые грибы, Шляпочные грибы, Дрожжи)

1)………..используются в производстве хлеба, пива, вина.

2)…………используются в производстве сыра, антибио­тиков.

3)…………используются в пищу.


Критерии оценивания : за каждый правильный ответ – 1 балл ( максимально 24 балла)

От 23 до 24 балллов – «5»

От 18 до 23 балллов – «4»

От 12 до 17 балллов – «3»

Меньше 12 балллов - «2»


Проверочная работа №2

по теме: «Разнообразие, значение и распространение растений»

Вариант 1.

Часть А Выберите правильный ответ.

1. К одноклеточным растениям относят:

а) амебу;

б) хламидомонаду;

в) инфузорию-туфельку;

г)бактерий.

2. К нецветковым растениям не относится:

а) мак;

б) папоротник;

в) мох;

г) ель.

3. Примером дикорастущего растения не является:

а) пшеница;

б) ландыш;

в) подснежник;

г) подорожник.

Часть В

1.Выберите три правильных ответа.

1. В семенном размножении растений принимают участие:

а) корень;

б) лист;

в) семя;

г) цветок;

д) плод.

2.Допишите предложения:

Растения, за которыми никто не ухаживает и специально их не выращивает, называют______.

В густых хвойных лесах, где______солнечного света, растут

______ растения.

Это грушанка, ель, кислица и______.

Растения, которые человек специально выращивает, чтобы ис­пользовать в своей жизни, называют______.

В сосновом лесу, где______солнечного света, растут_______

растения.

Это брусника, кошачья лапка и______.

3.Установите соответствие между органами растения и их функциями:

Органы растения Функции

1)корень; а) питание;

2) стебель; б) укрепление растения в почве;

3) лист; в) проводит воду с минеральными

4) цветок солями;

г) участвует в семенном размножении

1

2

3

4





Часть С

Перечислите охраняемые растения, произрастающие в вашей местности.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии оценивания: Часть А каждый правильный ответ 1 балл ( 3 б), часть В - 2 б ( 6 б), часть С – 2 б

10 – 11б –«5»

8 – 9 б – «4»

5 – 7 б - «3» , меньше 5 б – «2»


Проверочная работа №2

по теме: «Разнообразие, значение и распространение растений»

Вариант 2

Часть А

Выберите правильный ответ.

1. К цветковым растениям относятся:

а)водоросли;

б)сосна;

в) мхи;

г) шиповник;

2. К культурным растения не относится:

а) мать-и-мачеха;

б)пион;

в) кукуруза;

г) яблоня.

3. В еловом лесу встречается:

а) кислица;

б) одуванчик;

в) земляника;

г) мышиный горошек

Часть В

1.Выберите три правильных ответа.

1. Для фотосинтеза необходимы:

а) атмосфера;

б) углекислый газ и вода;

в) почва;

г) хлорофилл;

д) солнечная энергия.

2. Допишите предложения:

Растения, за которыми никто не ухаживает и специально их не выращивает, называют______.

В густых хвойных лесах, где______солнечного света, растут

______ растения.

Это грушанка, ель, кислица и______.

Растения, которые человек специально выращивает, чтобы ис­пользовать в своей жизни, называют______.

В сосновом лесу, где______солнечного света, растут_______

растения.

Это брусника, кошачья лапка и______.

3.Установите соответствие между органами растения и их функциями:

Органы растения Функции

1)корень; а) питание;

2) стебель; б) укрепление растения в почве;

3) лист; в) проводит воду с минеральными

4) цветок солями;

г) участвует в семенном размножении

1

2

3

4






Часть С

Ответьте на вопрос.

Какие лекарственные растения вам приходи­лось использовать и при каких заболеваниях?

Ответ запишите в таблице.

Название растения

Заболевание








Критерии оценивания: Часть А каждый правильный ответ 1 балл ( 3 б), часть В - 2 б ( 6 б), часть С – 2 б

10 – 11б –«5» 8 – 9 б – «4» 5 – 7 б - «3» , меньше 5 б – «2»


Итоговая проверочная работа

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Биология-это наука

  1. О звёздах

  2. О веществах

  3. О живой природе

  4. О земле, её форме и строении

А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

  1. Н.Коперник 3)Р.Гук

  2. К.Птолемей 4) А.Левенгук

А3. Клеточное строение имеют:

  1. Все природные тела

  2. Только растения

  3. Только животные

  4. Все живые существа

А4. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

  1. Разглядывание

  2. Измерение

  3. Наблюдение

  4. Экспериментирование

А5. Ч.Дарвин

  1. Открыл кровообращение

  2. Создал учение о строении Вселенной

  3. Объяснил происхождение видов растений и животных

  4. Начал изучать наследственность



А6. Учение о биосфере создал

  1. К.Линней

  2. В.Вернадский

  3. Ч.Дарвин

  4. Ж.А.Фабр



А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений?

  1. Жук

  2. Гриб – боровик

  3. Дуб

  4. Окунь



А 8. Какие организмы самостоятельно создают питательные вещества из неорганических?

  1. Животные

  2. Растения

  3. Бактерии

  4. Грибы





А 9. К обитателям почвы относится:

  1. Заяц

  2. Белка

  3. Крот

  4. Лиса



А 10. К естественным природным сообществам относится:

  1. Парк

  2. Луг

  3. Поле

  4. Сад

Какие утверждения верны?

Выберите и выпишите через запятую только правильные утверждения.

  1. Зоология - наука о грибах.

  2. Тело всех живых организмов состоит из клеток.

  3. Яйцеклетка - мужская половая клетка.

  4. Процесс слияния половых клеток называется оплодотворением.

  5. Животные способны, используя энергию солнца, создать из неорганических веществ органические.

  6. Ботаника – наука о наследственности.

  7. Жизнь живого организма не зависит от окружающей среды.

  8. Паразит - организм, поселяющийся в теле другого организма и приносящий ему вред.

  9. Абиотические факторы – это факторы живой природы.

  10. Разрушители – это организмы, потребляющие готовые питательные вещества.



Задания уровня В

В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.

ОРГАНИЗМЫ НАУКИ

А) берёза 1) ботаника

Б) зяблик 2) зоология

В) яблоня

Г) бабочка

Д) корова

Е) дуб

А

Б

В

Г

Д

Е









В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Карась 1) Водная

Б) Белка 2) Почвенная

В) Дождевой червь 3) Наземно- воздушная

Г) Эвглена зеленая

Д) Ласточка

Е) Береза

А

Б

В

Г

Д

Е









Критерии оценивания: Часть А каждый правильный ответ 1 балл ( 15 б), часть В - 2 б ( 4 б),

18 – 19б –«5»

!6-17 б – «4»

9 – 15 б - «3» ,

меньше 9 б – «2»















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!