СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа средний уровень обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, требованиям к уровню подготовки выпускников в условиях введения профильного обучения, а также времени, отведённому федеральным базисным учебным планом для разных направлений дифференциации образования в старшей школе – профильный уровень изучения биологии (4 часа в неделю). В содержание авторской программы  внесены изменения,  , что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на профильном уровне. Изменения сделаны с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта среднего (полного) общего  образования по биологии. Резервные часы были распределены на изучение разделов: «Основы цитологии»    , «Основы генетики»  . Так как 2020-2021 учебный год составляет 35 недель, рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на 140 часов. Рабочая программа «Биология» для 10 класса на 2020-2021 уч.г. основной школы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.    авторами программамы  В.В.Пасечник, А.А. Каменскоий, А.М. Рубцов, Г.Г.Швецов, Л.А.Абонян, З.Г.Гапотнян, (5-11 классы), Москва, «Просвещение»,  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа средний уровень обучения»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»



Рассмотрена Согласована: Утверждена:

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Коротаева Н.В. /

Протокол № .2023г. ____________ /Щеглова О.А / Приказ № . 2023 г.



Рабочая программа

средний уровень обучения

по биологии в 10Б классах

количество недель 35, количество часов в неделю 4 часа, количество часов в год - 140 часов,

лабораторных работ – 10 часов,

учитель: Шаяхметова Нажия Джиганшевна

2023-2024 учебный год







Нефтеюганск 2023



Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, требованиям к уровню подготовки выпускников в условиях введения профильного обучения, а также времени, отведённому федеральным базисным учебным планом для разных направлений дифференциации образования в старшей школе – профильный уровень изучения биологии (4 часа в неделю). В содержание авторской программы  внесены изменения, , что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на профильном уровне. Изменения сделаны с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта среднего (полного) общего  образования по биологии. Резервные часы были распределены на изучение разделов: «Основы цитологии» , «Основы генетики» . Так как 2020-2021 учебный год составляет 35 недель, рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на 140 часов. Рабочая программа «Биология» для 10 класса на 2020-2021 уч.г. основной школы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. авторами программамы В.В.Пасечник, А.А. Каменскоий, А.М. Рубцов, Г.Г.Швецов, Л.А.Абонян, З.Г.Гапотнян, (5-11 классы), Москва, «Просвещение»,

Пояснительная записка

Цели и задачи

формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся по биологии 10 класс (углубленный уровень)

Учащиеся должны знать/понимать:

Основные положения биологических теорий.(клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза)..

Учений о путях и направлениях эволюции, Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И. Вернадского о биосфере).

Сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана), гомологический ряд в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического).

Закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования; наследования сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);

Правил (доминирование Г. Менделя; экологической пирамиды); Гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

Строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение), генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот;

Вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистемы (структуры);

Сущность биологических процессов и явлений: обмен вещест в и превращение энергии, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет, у цветовых растений позвоночных животных, размножение , оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного . движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

Современную биологическую терминологию и символику.

Учащиеся должны уметь:

1.Самостоятельно:

- Работать с учебником, составлять конспекты, схемы, таблицы, сообщения, презентации, создавать ментальные карты.

- осуществлять поиск биологической информации из разных источников (учебных текстов, справочников, научно-популярных изданий, интернета, др.);

-решать задачи разной сложности по биологии; - пользоваться лабораторным оборудованием, готовить микропрепараты, проводить цитологические опыты, соблюдать технику безопасности, грамотно оформлять результаты биологических исследований;

- изучать и описывать биологические модели;

- сравнивать биологические объекты, процессы и явления, свои наблюдения;



- устанавливать взаимосвязи строения и функции;

- выявлять приспособления живых организмов к среде обитания;

анализировать и оценивать разные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, человека, последствий глобальных антропогенных изменений в биосфере итд;

- правильно и осознано излагать содержание , полноту раскрытия понятий;

- владеть биологической терминологией;

- объяснять роль биологических теорий, идей, принципов в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.

2. Обладать речевой грамотностью и логической последовательностью ответа, формулировки выводов, выполнения письменных работ.

3. Определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и этическим аспектам некоторых исследования в области биотехнологии (клонировании, искусственном оплодотворении).

4. Соблюдать правила поведения в природной среде.

5. Оказывать первую помощь пострадавшим в результате несчастного случая. 6. Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни









Планируемые результаты.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета и выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных

для сообществ живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к

определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и

жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения

и функционирования;

объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения,

выявляя отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом МинобрнаукиРоссии от 17 декабря 2010 г. № 1897)

I. Общие  положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичностиобучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

доступности получения  качественного основного общего образования;

преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

развития государственно-общественного управления в образовании; 

формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен  в основу деятельности:

работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования  с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;

руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;

сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;

разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;

сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;

авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего  образования;

руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов  исполнительной  власти, обеспечивающих разработку  порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой  аттестации выпускников основной школы;

руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об  аттестации  педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

II. Требования к результатам освоения   
основной образовательной программы основного общего образования

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Биология:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Отличительные признаки живых организмов.Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,

митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида.



Календарно-тематическое планирование

Биология 10 Б класс





Тема урока

КЭС

КПУ

Часов

1

Биология в системе наук

 

 

1

2

Практическое значение биологических знаний

 

 

1

3

Методы научного познания

 

 

2

4

Объект изучения биологии

 

 

2

5

Биологические системы и их свойства. Лабораторная работа № 1 " Механизмы саморегуляции.

 

 

1

6

Биологические системы и их свойства

 

 

1

7

Обобщающий урок по теме биосистемы и их свойства

 

 

2

8

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

9

Молекулярный уровень, общая характеристика

 

 

1

10

Неорганические вещества. Вода и соли

 

 

1

11

Липиды, их строение и функции

 

 

2

12

Углеводы, их строение и функции

 

 

2

13

Белки. Состав и структура.

 

 

2

14

Белки.Функции белков

 

 

1

15

Ферменты -биологические катализаторы

 

 

2

16

Обобщающий урок по теме органические и неорганические вещества

 

 

2

17

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

18

Нуклеиновые кислоты. ДНК

 

 

1

19

Нуклеиновые кислоты. РНК

 

 

1

20

Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК (сравнительная характеристика)

 

 

2

21

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины.

 

 

1

22

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

23

Вирусы – неклеточная форма жизни

 

 

2

24

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

25

Ретровирусы и методы борьбы со СПИДом

 

 

1

26

Обобщающий урок по теме вирусы

 

 

1

27

Обобщающий урокпо теме вирусы

 

 

1

28

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

29

Обобщающий урок -конференция

 

 

2

30

Организация подготовки к ЕГЭ

 

 

2

31

Клеточный уровень. Общая характеристика. Методы изучения клетки

 

 

1

32

Клеточная теория .

 

 

1

33

Техника микроскопирования

 

 

1

34

Строение клетки. Клеточная мембрана.

 

 

1

35

Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр. Органоиды движения

 

 

1

36

Строение клетки. Проводим исследование

 

 

1

37

Рибосомы, эндоплазматическая сеть.

 

 

1

38

Ядро. Ядрышки

 

 

1

39

Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли

 

 

1

40

Митохондрии. Пластиды.Клеточные включения.

 

 

1

41

Особенности строения клеток прокариот и эукариот

 

 

2

42

Обобщающий урок по теме строение клетки

 

 

2

43

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

44

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

 

 

1

45

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

46

Энергетический обмен. Бескислородный этап

 

 

1

47

Энергетический обмен. Кислородный этап

 

 

1

48

Типы клеточного питания. Хемосинтез

 

 

1

49

Типы клеточного питания. Фотосинтез

 

 

1

50

Обобщающий урок по теме обмен веществ

 

 

1

51

Обобщающий урокпо теме обмен веществ

 

 

1

52

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

53

Биосинтез белка. Транскрипция

 

 

1

54

Биосинтез белка. Трансляция.

 

 

1

55

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и в организме

 

 

1

56

Обобщающий урок по теме биосинтез белка

 

 

2

57

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

58

Клеточный цикл. Репликация ДНК

 

 

1

59

Деление клетки. Митоз Решение задач на хромосомный набор.

 

 

2

60

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

61

Деление клетки. Мейоз.

 

 

1

62

Половые клетки. Гаметогенез

 

 

1

63

Обобщающий урок по теме мейоз

 

 

1

64

Обобщающий урок по теме половые клетки., гаметогенез.

 

 

1

65

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

66

Обобщающий урок -конференция

 

 

2

67

Организация подготовки к ЕГЭ

 

 

2

68

Организменный уровень. Общая характеристика.

 

 

1

69

Размножение организмов

 

 

1

70

Развитие половых клеток. Оплодотворение

 

 

1

71

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

72

Индивидуальное развитие организма. Биогенетический закон

 

 

1

73

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

74

Закономерности наследования признаков

 

 

1

75

Моногибридное скрещивание

 

 

1

76

Решение генетических эадач на моногибридное скрещивание.

 

 

1

77

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Решение задач

 

 

2

78

Решение генетических эадач на анализирующее скрещивание, неполное доминирование.

 

 

1

79

Урок «Шаги в медицину»

 

 

1

80

Урок «Шаги в медицину»работа по терминам

 

 

1

81

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

 

 

2

82

Неаллельное взаимодействие генов

 

 

2

83

Неаллельное взаимодействие генов. Решение задач.

 

 

1

84

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

85

Хромосомная теория наследственности

 

 

1

86

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

 

 

1

87

Хромосомная теория наследственности

 

 

1

88

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

 

 

1

89

Обобщающий урок по теме наследственности организмов

 

 

1

90

Закономерности изменчивости.

 

 

1

91

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

92

Основные методы селекции растений. Центры происхождения культурных растений

 

 

1

93

Современные достижения биотехнологии

 

 

1

94

Урок «Шаги в медицину»

 

 

2

95

Обобщающий урок по теме селекция

 

 

2

96

Обобщающий урок -конференция

 

 

2

97

Организация подготовки к ЕГЭ

 

 

5

 

 

 

Всего:

140




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!