СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс (углубленный уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе «Биологии 10-11 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой (Углубленный уровень)» М:Вентана-Граф, 2017г

Учебник _Биология 11 класс: углубленный уровень, автор И.Н. Пономарева и др. (М: Вентана-Граф, 2017 г)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс (углубленный уровень)»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла


Заместитель директора по УВР

Директор МАОУ СШ № 19

им.И.П.Мытарева

_________________И.Г.Кирилова

_____________ Е.С.Волкова

___________Дегтярева Н.А.

Протокол № 1от «_____» августа 2018 г.

«___» _________________ 2018 г.

Приказ от _________________№_____

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»


Рабочая программа

Наименование учебного предмета биология (углублённый уровень)______________________________________________________________________________

Класс__11 В_____________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень _среднего общего образования ______________________________________________________________________________________________________

Учитель Виноградова Наталья Николаевна___________________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год__2018-2019 учебный год____ ____________ ____________________________________________________________

Количество часов по учебному плану всего 132 часа в год; в неделю 4 часа _____ ________________________________________________________________

Планирование составлено на основе «Биологии 10-11 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой (Углубленный уровень)» М:Вентана-Граф, 2017г._________________

Учебник _Биология 11 класс: углубленный уровень, автор И.Н. Пономарева и др. (М: Вентана-Граф, 2017 г)____________________________________________

Рабочую программу составил (и)_________________________________________/Виноградова Н.Н. учитель биологии/___________________________________

Димитровград, 2018


Содержание тем учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) в 11 классе


1. Организменный уровень жизни.

Живой организм как биологическая система. Организм как открытая биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Свойства многоклеточных организмов. Транспорт веществ в жизни организма. Система органов многоклеточного организма. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Рост и развитие организма.

Основные закономерности наследования признаков. Генетика – наука о наследовании свойств организма. Гибридологический метод исследования наследственности. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. Наследование при взаимодействии генов. Ген и хромосомная теория наследственности. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека.

Основные закономерности изменчивости. Изменчивость – важнейшее свойство организмов. Многообразие форм изменчивости у организмов. Наследственная изменчивость и её типы. Многообразие типов мутаций. Мутагены, их влияние на живую природу и человека. Развитие знания о наследственной изменчивости.

Селекция и биотехнология на службе человечества. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Неклеточные организмы – вирусы. Строение и свойства вирусов. Вирусные заболевания. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

2. Клеточный уровень организации жизни.

Строение живой клетки. Из истории развития науки о клетке. Клеточная теория и её основные достижения. Современные методы цитологических исследований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки. Цитоплазма и её структурные компоненты. Немембранные органоиды клетки. Мембранные органоиды клетки. Двухмембранные органоиды клетки. Ядерная система клетки. Хромосомы, их строение и функции. Особенности клеток эукариот. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли.

Процессы жизнедеятельности клетки. Клеточный цикл. Непрямое деление клетки – митоз. Мейоз – редукционное деление клетки. Образование мужских гамет – сперматогенез. Образование женских половых клеток – оогенез. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

3. Молекулярный уровень организации жизни.

Основные химические соединения живой материи. Органические соединения клетки – углеводы, липиды, белки. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Компактизация молекул ДНК в ядрах клетки эукариот. Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства. Наследственная информация, её значение и передача. Молекулярные основы гена и генетический код.

Химические процессы в молекулярных системах. Биосинтез белков в живой клетке. Трансляция как этап биосинтеза белков. Молекулярные процессы синтеза у растений. Энергетический этап фотосинтеза у растений. Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. Молекулярные энергетические процессы. Кислородный этап энергетического обмена. Молекулярные основы обмена веществ в живой клетке. Молекулярный уровень организации жизни и его роль в природе.

Время экологической культуры. Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Структурные уровни организации живой материи.


4. Резерв.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

по программе

И.Н. Пономаревой (углубленный уровень)

Количество часов

по рабочей программе

Количество контрольных работ

Раздел 1. Организменный уровень жизни

43


3

Глава 1. Живой организм как биологическая система

8



Глава 2. Размножение и развитие организмов

4


1

Глава 3. Основные закономерности наследования признаков

13


1

Глава 4. Основные закономерности изменчивости

7


1

Глава 5. Селекция и биотехнология на службе человечества

5



Глава 6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение

6



Раздел 2. Клеточный уровень организации жизни

25


2

Глава 7. Строение живой клетки

17


1

Глава 8. Процессы жизнедеятельности клетки

8


1

Раздел 3. Молекулярный уровень организации жизни

30


2

Глава 9. Молекулярный состав клетки

12


1

Глава 10.Химические процессы в молекулярных системах

13


1

Глава 11. Время экологической культуры

5



Итоговая контрольная работа


1

1

Резерв

7

7


Общее количество часов

105

132

8

В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ № 19, утверждённым на 2018-2019 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 4 часа в неделю, т.е. на 136 часов в год. Резервное время отведено составляет 7 часов на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 7 часов, могут быть использованы в конце учебного года для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» в 11 классе


В результате изучения биологии обучающийся 11 класса должен

Понимать и знать:

Определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрезка, угла; определение вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикулярных прямых; определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.


Уметь:

Обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла; изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых; доказать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол называется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; строить треугольники по трём элементам.


Должны владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.


Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедией и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.


К концу изучения курса геометрии в основной школе будет обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию.

Предметные результаты:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционная теория Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • умения выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни

  • умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из различных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

  • постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Организменный уровень жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать организм как биосистему и как структурный уровень организации жизни;

  • раскрывать и объяснять свойства организмов;

  • называть и оценивать стадии развития зародыша на примере ланцетника;

  • объяснять значение и типы оплодотворения у растений и животных;

  • характеризовать основные факторы, формирующие здоровье;

  • объяснять особенности наследственности и изменчивости;

  • называть и объяснять законы наследования признаков;

  • называть причины наследственных заболеваний;

  • объяснять сущность и значение кроссинговера.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении особенностей организменного уровня жизни;

  • решать генетические задачи разных уровней сложности;

  • применять коммуникативные компетентности работы в паре и в группе при выполнении лабораторной работы;

  • соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Клеточный уровень жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать клетку как биосистему и как структурный уровень организации живого;

  • называть и раскрывать строение и функции основных частей и органоидов клетки;

  • сравнивать и различать клетки прокариот и эукариот;

  • объяснять процессы жизнедеятельности клетки;

  • называть отличие мейоза от митоза;

  • объяснять строение и функции хромосом;

  • называть и характеризовать этапы клеточного цикла;

  • объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать признаки клеточного уровня организации жизни;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о биосистемной сущности живой клетки;

  • характеризовать клетку как этап эволюции жизни на Земле;

  • находить в учебной и научно-популярной, справочной литературе и Интернете информацию о клетке, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

  • решать цитологические задачи разных уровней сложности;

  • применять коммуникативные компетентности работы в паре и группе при выполнении лабораторной работы;

  • соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Молекулярный уровень жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать комплексы молекул в клетке как элементарные биосистемы и как компоненты молекулярного уровня организации жизни;

  • раскрывать и объяснять признаки молекулярного уровня;

  • объяснять биологические функции макромолекул;

  • называть и характеризовать особенности строения и фракции нуклеиновых кислот (ДНК и РНК);

  • объяснять процессы синтеза в живой клетке;

  • характеризовать значение световой и темновой фаз фотосинтеза;

  • называть и объяснять этапы биосинтеза белка;

  • раскрывать сущность процессов клеточного дыхания;

  • объяснять сущность жизни как планетарное явление.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении особенностей молекулярного структурного уровня жизни;

  • использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих представлений о современной естественнонаучной картине мира;

  • решать задачи по энергетике клетки различных уровней сложности;

  • выдвигать гипотезы о возможных результатах деятельности человека на молекулярном уровне жизни.

Личностные результаты:

  • сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

  • сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;

  • признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

  • знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.


Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проективной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • способность выбирать целевые смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!