РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла | Заместитель директора по УВР | Директор МАОУ СШ № 19 им.И.П.Мытарева |
_________________И.Г.Кирилова | _____________ Е.С.Волкова | ___________Дегтярева Н.А. |
Протокол № 1от «_____» августа 2018 г. | «___» _________________ 2018 г. | Приказ от _________________№_____ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»
Рабочая программа Наименование учебного предмета биология (углублённый уровень)______________________________________________________________________________ Класс__11 В_____________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень _среднего общего образования ______________________________________________________________________________________________________ Учитель Виноградова Наталья Николаевна___________________________________________________________________________________________________ Срок реализации программы, учебный год__2018-2019 учебный год____ ____________ ____________________________________________________________ Количество часов по учебному плану всего 132 часа в год; в неделю 4 часа _____ ________________________________________________________________ Планирование составлено на основе «Биологии 10-11 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой (Углубленный уровень)» М:Вентана-Граф, 2017г._________________ Учебник _Биология 11 класс: углубленный уровень, автор И.Н. Пономарева и др. (М: Вентана-Граф, 2017 г)____________________________________________ Рабочую программу составил (и)_________________________________________/Виноградова Н.Н. учитель биологии/___________________________________ Димитровград, 2018 |
Содержание тем учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) в 11 классе
1. Организменный уровень жизни.
Живой организм как биологическая система. Организм как открытая биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Свойства многоклеточных организмов. Транспорт веществ в жизни организма. Система органов многоклеточного организма. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Рост и развитие организма.
Основные закономерности наследования признаков. Генетика – наука о наследовании свойств организма. Гибридологический метод исследования наследственности. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. Наследование при взаимодействии генов. Ген и хромосомная теория наследственности. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека.
Основные закономерности изменчивости. Изменчивость – важнейшее свойство организмов. Многообразие форм изменчивости у организмов. Наследственная изменчивость и её типы. Многообразие типов мутаций. Мутагены, их влияние на живую природу и человека. Развитие знания о наследственной изменчивости.
Селекция и биотехнология на службе человечества. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.
Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Неклеточные организмы – вирусы. Строение и свойства вирусов. Вирусные заболевания. Организменный уровень жизни и его роль в природе.
2. Клеточный уровень организации жизни.
Строение живой клетки. Из истории развития науки о клетке. Клеточная теория и её основные достижения. Современные методы цитологических исследований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки. Цитоплазма и её структурные компоненты. Немембранные органоиды клетки. Мембранные органоиды клетки. Двухмембранные органоиды клетки. Ядерная система клетки. Хромосомы, их строение и функции. Особенности клеток эукариот. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли.
Процессы жизнедеятельности клетки. Клеточный цикл. Непрямое деление клетки – митоз. Мейоз – редукционное деление клетки. Образование мужских гамет – сперматогенез. Образование женских половых клеток – оогенез. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.
3. Молекулярный уровень организации жизни.
Основные химические соединения живой материи. Органические соединения клетки – углеводы, липиды, белки. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Компактизация молекул ДНК в ядрах клетки эукариот. Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства. Наследственная информация, её значение и передача. Молекулярные основы гена и генетический код.
Химические процессы в молекулярных системах. Биосинтез белков в живой клетке. Трансляция как этап биосинтеза белков. Молекулярные процессы синтеза у растений. Энергетический этап фотосинтеза у растений. Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. Молекулярные энергетические процессы. Кислородный этап энергетического обмена. Молекулярные основы обмена веществ в живой клетке. Молекулярный уровень организации жизни и его роль в природе.
Время экологической культуры. Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Структурные уровни организации живой материи.
4. Резерв.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов по программе И.Н. Пономаревой (углубленный уровень) | Количество часов по рабочей программе | Количество контрольных работ |
Раздел 1. Организменный уровень жизни | 43 | | 3 |
Глава 1. Живой организм как биологическая система | 8 | | |
Глава 2. Размножение и развитие организмов | 4 | | 1 |
Глава 3. Основные закономерности наследования признаков | 13 | | 1 |
Глава 4. Основные закономерности изменчивости | 7 | | 1 |
Глава 5. Селекция и биотехнология на службе человечества | 5 | | |
Глава 6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение | 6 | | |
Раздел 2. Клеточный уровень организации жизни | 25 | | 2 |
Глава 7. Строение живой клетки | 17 | | 1 |
Глава 8. Процессы жизнедеятельности клетки | 8 | | 1 |
Раздел 3. Молекулярный уровень организации жизни | 30 | | 2 |
Глава 9. Молекулярный состав клетки | 12 | | 1 |
Глава 10.Химические процессы в молекулярных системах | 13 | | 1 |
Глава 11. Время экологической культуры | 5 | | |
Итоговая контрольная работа | | 1 | 1 |
Резерв | 7 | 7 | |
Общее количество часов | 105 | 132 | 8 |
В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ № 19, утверждённым на 2018-2019 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 4 часа в неделю, т.е. на 136 часов в год. Резервное время отведено составляет 7 часов на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 7 часов, могут быть использованы в конце учебного года для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» в 11 классе
В результате изучения биологии обучающийся 11 класса должен
Понимать и знать:
Определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрезка, угла; определение вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикулярных прямых; определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.
Уметь:
Обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла; изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых; доказать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол называется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; строить треугольники по трём элементам.
Должны владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедией и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
К концу изучения курса геометрии в основной школе будет обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию.
Предметные результаты:
характеристика содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционная теория Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
умения выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни
умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из различных источников;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Организменный уровень жизни
Выпускник научится:
характеризовать организм как биосистему и как структурный уровень организации жизни;
раскрывать и объяснять свойства организмов;
называть и оценивать стадии развития зародыша на примере ланцетника;
объяснять значение и типы оплодотворения у растений и животных;
характеризовать основные факторы, формирующие здоровье;
объяснять особенности наследственности и изменчивости;
называть и объяснять законы наследования признаков;
называть причины наследственных заболеваний;
объяснять сущность и значение кроссинговера.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументировать свою точку зрения при обсуждении особенностей организменного уровня жизни;
решать генетические задачи разных уровней сложности;
применять коммуникативные компетентности работы в паре и в группе при выполнении лабораторной работы;
соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Клеточный уровень жизни
Выпускник научится:
характеризовать клетку как биосистему и как структурный уровень организации живого;
называть и раскрывать строение и функции основных частей и органоидов клетки;
сравнивать и различать клетки прокариот и эукариот;
объяснять процессы жизнедеятельности клетки;
называть отличие мейоза от митоза;
объяснять строение и функции хромосом;
называть и характеризовать этапы клеточного цикла;
объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать признаки клеточного уровня организации жизни;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о биосистемной сущности живой клетки;
характеризовать клетку как этап эволюции жизни на Земле;
находить в учебной и научно-популярной, справочной литературе и Интернете информацию о клетке, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
решать цитологические задачи разных уровней сложности;
применять коммуникативные компетентности работы в паре и группе при выполнении лабораторной работы;
соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Молекулярный уровень жизни
Выпускник научится:
характеризовать комплексы молекул в клетке как элементарные биосистемы и как компоненты молекулярного уровня организации жизни;
раскрывать и объяснять признаки молекулярного уровня;
объяснять биологические функции макромолекул;
называть и характеризовать особенности строения и фракции нуклеиновых кислот (ДНК и РНК);
объяснять процессы синтеза в живой клетке;
характеризовать значение световой и темновой фаз фотосинтеза;
называть и объяснять этапы биосинтеза белка;
раскрывать сущность процессов клеточного дыхания;
объяснять сущность жизни как планетарное явление.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументировать свою точку зрения при обсуждении особенностей молекулярного структурного уровня жизни;
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих представлений о современной естественнонаучной картине мира;
решать задачи по энергетике клетки различных уровней сложности;
выдвигать гипотезы о возможных результатах деятельности человека на молекулярном уровне жизни.
Личностные результаты:
сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проективной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
способность выбирать целевые смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
7