РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла | Заместитель директора по УВР | Директор МАОУ СШ № 19 им.И.П.Мытарева |
_________________И.Г.Кирилова | _____________ Е.С.Волкова | ___________Дегтярева Н.А. |
Протокол № 1от «_____» августа 2018 г. | «___» _________________ 2018 г. | Приказ от _________________№_____ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»
Рабочая программа Наименование учебного предмета биология (углубленный уровень)___________________________________________________________________________ Класс__10Б___________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень _среднего общего образования __________________________________________________________________________________________________ Учитель Виноградова Наталья Николаевна_______________________________________________________________________________________________ Срок реализации программы, учебный год__2018-2019 учебный год____ ____________ ________________________________________________________ Количество часов по учебному плану всего 136 часов в год; в неделю 4 часа _____ ___________________________________________________________ Планирование составлено на основе «Биологии 10-11 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой (Углубленный уровень)» М:Вентана-Граф, 2017г._________________ Учебник _Биология 10 класс: углубленный уровень, автор И.Н. Пономарева и др. (М: Вентана-Граф, 2017 г)____________________________________ Рабочую программу составил (и)_________________________________________/Виноградова Н.Н. учитель биологии/_____ Димитровград, 2018 |
Содержание тем учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) в 10 классе
1. Введение в курс общей биологии. Биология как наука и ее прикладное значение. Биология и ее связи с другим науками. Биологическое разнообразие как проблема науки биологии. Осознание ценности изучения биологических видов. Общие биологические явления и методы их исследования. Практическая биология и ее значение. Основные свойства жизни. Определение понятия «жизнь». Общие свойства живых систем – биосистем. Структурные уровни организации жизни. Методы биологических исследований. Определение видов растений и животных.
2. Биосферный уровень жизни. Учение о биосфере. Функциональная структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Происхождение живого вещества. Гипотезы о происхождении живого вещества н Земле. Современные гипотезы о возникновении жизни. Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция планеты Земля. Этапы возникновения жизни на Земле. Биологическая эволюция в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Биосфера как глобальная экосистема. Круговорот веществ в биосфере. Примеры круговорота веществ в биосфере. Механизм устойчивости биосферы. Условия жизни в биосфере. Экологические факторы и их значение. Человек как житель биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Взаимоотношение человека и природы как фактора развития биосферы.
3. Биогеоценотический уровень жизни. Биогеоценоз как биосистема и экосистема. Концепция экосистемы. Природное сообщество и концепция биогеоценоза. Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы). Экологические пирамиды чисел. Строение экосистемы. Экологические ниши в биогеоценозе. Совместная жизнь видов в биогеоценозах. Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Условия устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Многообразие биогеоценозов суши. Искусственные биогеоценозы – агробиоценозы. Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования.
4. Популяционно-видовой уровень жизни. Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. Популяция – структурная единица вида. Популяция как структурный компонент биогеоценоза. Популяция как основная единица эволюции. Микроэволюция и факторы эволюции. Движущий и направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Происхождение человека. История становления вида Homo sapiens. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Расы и гипотезы их происхождения. Палеолитические находки на территории России. История развития эволюционных идей. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение. Современное учение об эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Основные направления эволюции. Основные закономерности и результаты эволюции. Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня жизни. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества. Значение изучения популяций и видов. Генофонд и охрана видов. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия охраны природных видов.
5. Резерв.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов по программе И.Н. Пономаревой (углубленный уровень) | Количество часов по рабочей программе | Количество контрольных работ |
Раздел 1. Введение в курс общей биологии | 14 | | 1 |
Глава 1. Биология как наука и ее прикладное значение | 4 | | |
Глава 2. Общие биологические явления и методы их исследования | 10 | | |
Раздел 2. Биосферный уровень жизни | 23 | | 1 |
Глава 3. Учение о биосфере | 3 | | |
Глава 4. Происхождение живого вещества | 8 | | |
Глава 5. Биосфера как глобальная биосистема | 4 | | |
Глава 6. Условия жизни в биосфере | 8 | | |
Раздел 3. Биогеоценотический уровень жизни | 25 | | 1 |
Глава 7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема | 17 | | |
Глава 8. Многообразие биогеоценозов и их значение | 8 | | |
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни | 31 | | 1 |
Глава 9. Вид и видообразование | 13 | | |
Глава 10. Происхождение и этапы эволюции человека | 7 | | |
Глава 11. Учение об эволюции и его значение | 11 | | |
Глава 12. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества | 6 | | |
Итоговая контрольная работа | | 1 | 1 |
Резерв | 6 | 6 | |
Общее количество часов | 105 | 136 | 5 |
В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ № 19, утверждённым на 2018-2019 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 4 часа в неделю, т.е. на 136 часов в год. Резервное время отведено составляет 6 часов на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 6 часов, могут быть использованы в конце учебного года для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) в 10 классе
Предметные результаты:
характеристика содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционная теория Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
умения выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни
умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из различных источников;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Введение в курс общей биологии
Выпускник научится:
выявлять и объяснять основные свойства живого;
характеризовать многообразие структурных уровней организации жизни;
рассматривать и объяснять общие признаки биосистемы;
анализировать и оценивать практическое значение биологии;
называть и объяснять роль методов исследования в биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению особенностей структурных уровней организации жизни;
развивать представления о современной естественнонаучной картине мира;
применять коммуникативные компетентности при работе в паре или в группе при обсуждении проблемных вопросов курса.
Биосферный уровень жизни
Выпускник научится:
характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;
объяснять роль живого вещества в существовании биосферы;
объяснять сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
характеризовать и сравнивать гипотезы о происхождения жизни на Земле;
раскрывать сущность эволюции и называть её этапы;
называть и характеризовать среды жизни на Земле;
определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать этапы становления и развития биосферы Земли;
раскрывать условия устойчивости и неустойчивости биосферы;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о возможных последствиях деятельности человека в биосфере.
Биогеоценотический уровень жизни
Выпускник научится:
характеризовать биогеоценоз как биосистему и экосистему;
раскрывать особенности и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи;
характеризовать структуру и строение биогеоценоза;
объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценозов;
сравнивать устойчивость естественных культурных экосистем;
объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;
раскрывать процессы смены биогеоценозов и называть её причины;
характеризовать периодические изменения биогеоценозов;
классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
применять знания об экологической нише и жизненной форме организмов в суждениях о коадаптации и коэволюции организмов;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению сопряжённого развития приспособительных признаков у организмов.
Популяционно-видовой уровень жизни
Выпускник научится:
характеризовать популяцию и вид как биосистему;
раскрывать особенности и значение популяционно-видового структурного уровня организации живой материи;
определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции;
объяснять процесс появления новых видов (видообразование);
раскрывать движущие силы эволюции;
объяснять сущность современной теории эволюции;
доказывать место человека в системе живого мира;
характеризовать особенности и этапы становления вида Человек разумный;
анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида.
Выпускник получит возможность научиться:
находить биологическую информацию в учебной, научно-популярной, справочной литературе и Интернете о популяции, эволюции, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов;
соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Личностные результаты:
сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проективной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
способность выбирать целевые смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
7