СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Биология 10 класс (углубленный уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 10 класс (углубленный уровень) составлено на основе «Биологии 10-11 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой (Углубленный уровень)» М:Вентана-Граф, 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Биология 10 класс (углубленный уровень)»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО учителей


естественнонаучного цикла

Заместитель директора по УВР

Директор МАОУ СШ № 19

им.И.П.Мытарева

_________________И.Г.Кирилова

_____________ Е.С.Волкова

___________Дегтярева Н.А.

Протокол № 1от «_____» августа 2018 г.

«___» _________________ 2018 г.

Приказ от _________________№_____

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»


Рабочая программа

Наименование учебного предмета биология (углубленный уровень)___________________________________________________________________________

Класс__10Б___________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень _среднего общего образования __________________________________________________________________________________________________

Учитель Виноградова Наталья Николаевна_______________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год__2018-2019 учебный год____ ____________ ________________________________________________________

Количество часов по учебному плану всего 136 часов в год; в неделю 4 часа _____ ___________________________________________________________

Планирование составлено на основе «Биологии 10-11 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой (Углубленный уровень)» М:Вентана-Граф, 2017г._________________

Учебник _Биология 10 класс: углубленный уровень, автор И.Н. Пономарева и др. (М: Вентана-Граф, 2017 г)____________________________________

Рабочую программу составил (и)_________________________________________/Виноградова Н.Н. учитель биологии/_____

Димитровград, 2018


Содержание тем учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) в 10 классе


1. Введение в курс общей биологии. Биология как наука и ее прикладное значение. Биология и ее связи с другим науками. Биологическое разнообразие как проблема науки биологии. Осознание ценности изучения биологических видов. Общие биологические явления и методы их исследования. Практическая биология и ее значение. Основные свойства жизни. Определение понятия «жизнь». Общие свойства живых систем – биосистем. Структурные уровни организации жизни. Методы биологических исследований. Определение видов растений и животных.

2. Биосферный уровень жизни. Учение о биосфере. Функциональная структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Происхождение живого вещества. Гипотезы о происхождении живого вещества н Земле. Современные гипотезы о возникновении жизни. Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция планеты Земля. Этапы возникновения жизни на Земле. Биологическая эволюция в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Биосфера как глобальная экосистема. Круговорот веществ в биосфере. Примеры круговорота веществ в биосфере. Механизм устойчивости биосферы. Условия жизни в биосфере. Экологические факторы и их значение. Человек как житель биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Взаимоотношение человека и природы как фактора развития биосферы.

3. Биогеоценотический уровень жизни. Биогеоценоз как биосистема и экосистема. Концепция экосистемы. Природное сообщество и концепция биогеоценоза. Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы). Экологические пирамиды чисел. Строение экосистемы. Экологические ниши в биогеоценозе. Совместная жизнь видов в биогеоценозах. Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Условия устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Многообразие биогеоценозов суши. Искусственные биогеоценозы – агробиоценозы. Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования.

4. Популяционно-видовой уровень жизни. Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. Популяция – структурная единица вида. Популяция как структурный компонент биогеоценоза. Популяция как основная единица эволюции. Микроэволюция и факторы эволюции. Движущий и направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Происхождение человека. История становления вида Homo sapiens. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Расы и гипотезы их происхождения. Палеолитические находки на территории России. История развития эволюционных идей. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение. Современное учение об эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Основные направления эволюции. Основные закономерности и результаты эволюции. Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня жизни. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества. Значение изучения популяций и видов. Генофонд и охрана видов. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия охраны природных видов.

5. Резерв.

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

по программе

И.Н. Пономаревой (углубленный уровень)

Количество часов

по рабочей программе

Количество контрольных работ

Раздел 1. Введение в курс общей биологии

14


1

Глава 1. Биология как наука и ее прикладное значение

4



Глава 2. Общие биологические явления и методы их исследования

10



Раздел 2. Биосферный уровень жизни

23


1

Глава 3. Учение о биосфере

3



Глава 4. Происхождение живого вещества

8



Глава 5. Биосфера как глобальная биосистема

4



Глава 6. Условия жизни в биосфере

8



Раздел 3. Биогеоценотический уровень жизни

25


1

Глава 7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

17



Глава 8. Многообразие биогеоценозов и их значение

8



Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни

31


1

Глава 9. Вид и видообразование

13



Глава 10. Происхождение и этапы эволюции человека

7



Глава 11. Учение об эволюции и его значение

11



Глава 12. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

6



Итоговая контрольная работа


1

1

Резерв

6

6


Общее количество часов

105

136

5

В соответствии с Учебным планом МБОУ СШ № 19, утверждённым на 2018-2019 учебный год, рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных недель, 4 часа в неделю, т.е. на 136 часов в год. Резервное время отведено составляет 6 часов на случай возникновения неблагоприятных климатических условий и карантинных мероприятий. При отсутствии необходимости резервного времени 6 часов, могут быть использованы в конце учебного года для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) в 10 классе


Предметные результаты:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционная теория Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • умения выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни

  • умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из различных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

  • постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Введение в курс общей биологии

Выпускник научится:

  • выявлять и объяснять основные свойства живого;

  • характеризовать многообразие структурных уровней организации жизни;

  • рассматривать и объяснять общие признаки биосистемы;

  • анализировать и оценивать практическое значение биологии;

  • называть и объяснять роль методов исследования в биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению особенностей структурных уровней организации жизни;

  • развивать представления о современной естественнонаучной картине мира;

  • применять коммуникативные компетентности при работе в паре или в группе при обсуждении проблемных вопросов курса.

Биосферный уровень жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;

  • объяснять роль живого вещества в существовании биосферы;

  • объяснять сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

  • характеризовать и сравнивать гипотезы о происхождения жизни на Земле;

  • раскрывать сущность эволюции и называть её этапы;

  • называть и характеризовать среды жизни на Земле;

  • определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать этапы становления и развития биосферы Земли;

  • раскрывать условия устойчивости и неустойчивости биосферы;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о возможных последствиях деятельности человека в биосфере.

Биогеоценотический уровень жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать биогеоценоз как биосистему и экосистему;

  • раскрывать особенности и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи;

  • характеризовать структуру и строение биогеоценоза;

  • объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценозов;

  • сравнивать устойчивость естественных культурных экосистем;

  • объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;

  • раскрывать процессы смены биогеоценозов и называть её причины;

  • характеризовать периодические изменения биогеоценозов;

  • классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • применять знания об экологической нише и жизненной форме организмов в суждениях о коадаптации и коэволюции организмов;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению сопряжённого развития приспособительных признаков у организмов.

Популяционно-видовой уровень жизни

Выпускник научится:

  • характеризовать популяцию и вид как биосистему;

  • раскрывать особенности и значение популяционно-видового структурного уровня организации живой материи;

  • определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции;

  • объяснять процесс появления новых видов (видообразование);

  • раскрывать движущие силы эволюции;

  • объяснять сущность современной теории эволюции;

  • доказывать место человека в системе живого мира;

  • характеризовать особенности и этапы становления вида Человек разумный;

  • анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить биологическую информацию в учебной, научно-популярной, справочной литературе и Интернете о популяции, эволюции, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов;

  • соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Личностные результаты:

  • сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

  • сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;

  • признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

  • знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.


Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проективной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • способность выбирать целевые смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!