СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса. Углубленный уровень изучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса. Углубленное изучение. Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник "Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс. Углубленный уровень", авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса. Углубленный уровень изучения»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«БИОЛОГИЯ»

для 11 класса среднего (полного) общего образования

на 2022-2023 учебный год







Автор-составитель:

Быкова Светлана Семеновна,

учитель биологии высшей квалификационной категории













г. Нижневартовск,

2022 год

Содержание:


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование















































Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО), раздел «Биология»

  3. Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  4. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02. 06.2020 № 2/20)

  5. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

  6. Авторская программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, профильный уровень, автор-составитель А.Е. Андреева, под ред. Д.И.Трайтака, Н.Д. Андреевой.

  7. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2022-2023 уч. год

  8. Программа МБОУ «СШ № 12» по развитию УУД

  9. Положение МБОУ «СШ № 12» о рабочей программе педагога



Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс. Базовый и углубленный уровни», авторы А.В. Теремов, Р.А. Петросова; издательство Владос, Москва, 2019 год

Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника формируется биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи. Курс ориентирован на обучающихся химико-биологической группы естественно-научного профиля.


Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

Цель воспитания при изучении биологии – формирование культуры безопасного типа поведения, здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Формирование потребности в позитивном саморазвитии личностив различных жизненных обстоятельствах

  2. Формирование мотивации на овладение способами, повышающими уровень безопасности личности и улучшающими состояние здоровья

  3. Оценка сформированности здорового образа жизни.








  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностные результаты обучения:

  • формирование познавательной мотивации - готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;

  • развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению;

  • воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.

Метапредметные результаты обучения:


  • формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности, осуществление самостоятельного поиска информации, применение ее в собственных исследованиях; умение сравнивать анализировать и оценивать материал на примере биологических объектов и явлений;

  • овладение коммуникативными учебными действиями: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;

  • формирование регулятивных учебных действий: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.


Предметными результатами являются:


  • знание основных положений биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (В.И.Вернадского о биосфере); имён великих учёных и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира; сущности биологических процессов и явлений (искусственный, движущий и стабилизирующий отбор; географическое и экологическое видообразование; влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы); структуру вида и экосистем; современной биологической терминологии и символики;

  • формирование практических учебных действий: работать с гербарным материалом, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперимент, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;

  • развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (клеток, тканей, органов и систем органов);

  • решение биологических задач разной сложности;

  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах;

  • умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека;

  • формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.


На углублённое изучение предмета «Общая биология» в 11 классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 4 часа в неделю (140 часов в год, 35 учебных недель), из них на лабораторные и практические работы отводится 10 академических часов.



II. Содержание учебного предмета

История эволюционного учения (7ч)

Идеи развития органического мира в трудах философов Античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика К.Линнея. Ж.Бюффон – первая эволюционная концепция. Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка. Значение трудов Ламарка для развития эволюционной идеи и биологии. Эволюционные идеи Э.Ж.Сент-Илера. Борьба с креационизмом. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч.Дарвина. Эволюция культурных форм организмов. Эволюция видов в природе. Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина.

Демонстрации: схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих основные положения эволюционных идей, концепций и теорий; портретов учёных и философов.

Микроэволюция (10ч)

Генетические основы эволюции. Элементарный эволюционный материал. Элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Закон генетического равновесия Дж.Харди, В.Вайнберга. Движущие силы эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Миграция. Изоляция. Естественный отбор как фактор эволюции. Предпосылки и механизм действия. Борьба за существование и её формы. Сфера и объект действия естественного отбора. Реальность естественного отбора в природе. Формы естественного отбора. Творческая роль. Приспособленность организмов и её возникновение. Относительная целесообразность приспособлений. Вид и его критерии. Определение вида. Структура вида в природе. Способы видообразования.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, гербариев растений, коллекций животных, иллюстрирующих действие факторов эволюции, приспособленность организмов.

Лабораторные работы: №1 «Описание приспособленности организмов и её относительного характера».

№2 «Изучение критериев вида».

Макроэволюция (7ч)

Методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды. Сравнение флоры и фауны материков, изучение островной флоры и фауны. Гомология и аналогия, рудименты и атавизмы. Закон зародышевого сходства, биогенетический закон. Изучение аминокислотной последовательности белков, биохимическая гомология. Моделирование эволюции. Направления и пути эволюции. Пути достижения биологического прогресса. Биологический регресс и вымирание. Соотношение и чередование направлений эволюции. Формы направленной эволюции. Общие правила эволюции.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, биогеографических карт, иллюстрирующих методы изучения эволюции; коллекций, гербариев, ископаемых остатков организмов, портретов учёных.

Лабораторная работа №3 «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных».

Возникновение и развитие жизни на Земле (14ч)

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ. Опыт С.Миллера и Г.Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватные капли и микросферы. Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы возникновения эукариот. Возникновение основных царств эукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение. Основные этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Жизнь в воде. Первые растения – водоросли. Выход на сушу. Первые споровые растения. Освоение и завоевание суши папоротникообразными. Усложнение размножения. Семенные растения. Основные черты эволюции растительного мира. Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Первые животные – простейшие. Специализация и полимеризация органелл. Дифференциация клеток. Первые многоклеточные животные. Двуслойные животные – кишечнополостные. Первые трёхслойные животные – плоские черви. Выход и завоевание животными суши. Членистоногие. Первые хордовые животные. Жизнь в воде. Рыбы. Второй выход животных на сушу. Земноводные. Завоевание позвоночными животными суши. Пресмыкающиеся. Птицы, Млекопитающие. Основные черты эволюции животного мира. История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки. Геохронология и её методы. Геохронологическая шкала. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Характеристика климата и геологических процессов. Появление, расцвет и гибель характерных организмов. Современная система органического мира. Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и надцарств. Современное состояние изучения видов.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих основные этапы развития органического мира на Земле; ископаемых остатков растений и животных, форм окаменелостей; гербариев растений, коллекций животных, влажных препаратов основных систематических групп организмов.

Человек - биосоциальная система (19ч)

Антропология – наука о человеке. Разделы, задачи, методы. Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории. Сходства и отличия человека и животных. Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными. Движущие силы антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная деятельность и постоянные жилища. Соотношение биологических и социальных факторов. Основные стадии антропогенеза. Находки ископаемых остатков, время существования, рост, объём мозга, образ жизни, орудия. Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях. Биологическая эволюция индивидов. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны и дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека. Человеческие расы. Понятие о расе. Время и место возникновения рас. Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза. Единство человеческих рас. Критика социального дарвинизма и расизма. Приспособленность человека к разным условиям среды. Адаптивные типы людей. Человек как часть природы и общества. Уровни организации человека. Структуры уровней, происходящие процессы и их взаимосвязь.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих внешний облик и образ жизни предков человека, структурно-функциональную организацию систем органов тела человека; муляжей окаменелостей, предметов материальной культуры предков человека; примеров здорового образа жизни.

Лабораторная работа №4 «Изучение экологических адаптаций человека».

Экология – наука о надорганизменных системах (2ч)

Зарождение и развитие экологии в трудах А.Гумбольдта, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцова, Э.Геккеля, Ф.Клементса, В.Шелфорда, А.Тенсли, В.Н.Сукачёва, Ч.Элтона. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы.

Демонстрации: схем, рисунков, слайдов, показывающих различные методы экологических исследований, приборов, портретов учёных.

Организмы и среда обитания (14ч)

Среды обитания организмов. Их особенности. Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания. Экологические факторы и закономерности их действия. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум и ограничивающий фактор. Правило минимума Ю.Либиха. Экологические спектры организмов. Эврибионьные и стенобионтные организмы. Классификация экологических факторов. Абиотические факторы. Свет и его действие на организмы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Температура и её действие на организмы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Температурные приспособления организмов. Влажность и её действие на организмы. Приспособления организмов к поддержанию водного баланса. Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы. Приспособления организмов к действию абиотических факторов. Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий среды. Жизненные формы организмов. Особенности строения и образа жизни. Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания и в сообществах.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих действие экологических факторов на организмы, биотические взаимоотношения между организмами.

Лабораторные работы №5 «Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания»,

№6 «Методы измерения эдафических факторов среды обитания»,

№7 «Описание жизненных форм у растений и животных».

Экологическая характеристика вида и популяции (5ч)

Экологическая ниша вида. Многомерная модель экологической ниши Дж. Хатчинсона. Размеры экологической ниши и её смена. Экологическая характеристика популяции. Популяция как биологическая система. Основные показатели популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяции и её регуляция. Типы динамики популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяции. Факторы смертности и ёмкость среды.

Демонстрации: схем, рисунков, графиков, иллюстрирующих процессы, происходящие в популяциях; гербариев и коллекций растений и животных, принадлежащих к разным экологическим расам одного вида.

Лабораторные работы №8 «Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных»,

№9 «Рост популяции мучного хрущака при разной её плотности и ограниченности ресурсов среды».

Сообщества и экологические системы (10ч)

Сообщества организмов: структуры и связи. Биогеоценоз. Его структуры, связи между организмами. Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и потоки энергии. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Основные показатели. Экологические пирамиды. Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Циклические изменения. Сукцессии. Природные экосистемы. Экосистемы озера. Смешанного лева. Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Их основные компоненты. Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, показывающих влияние абиотических и биотических факторов на организмы, структуру и связи в экосистемах, способов экологического мониторинга.

Лабораторная работа №10 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах».

Биосфера – глобальная экосистема (3ч)

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах Э.Зюсса, В.И.Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Ритмичность явлений в биосфере. Зональность биосферы. Основные биомы суши. Климат, растительный и животный мир основных биомов суши.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фотографий, показывающих структурные компоненты биосферы, биогеохимические процессы круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, разнообразие основных биомов Земли.

Человек и окружающая среда (10ч)

Человечество в биосфере Земли. Биосферная роль человека. Антропобиосфера. Переход биосферы и ноосферу. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и воздуха. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растительного и животного мира. Проблемы охраны природы. Красные книги. ООПТ. Ботанические сады и зоологические парки. Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов. Концепция устойчивого развития. «Повестка дня на XXI век». Сосуществование человека и природы. Законы Б.Коммонера. Глобалистика. Модели управляемого мира.

Демонстрации: слайдов, фильмов, иллюстрирующих воздействие человека на биосферу, мероприятий по рациональному природопользованию, охране вод, воздуха, почвы, растительного и животного мира, фотографий охраняемых растений и животных Красной книги РФ, портретов учёных.

Заключение

Значение биологических знаний для человечества. Перспективы развития современной биологии.


Профориентация интегрирована с темами:

  1. «Биология – наука о живых организмах» – профессии биолога, эколога, орнитолога, энтомолога, ихтиолога, морфолога, микробиолога.

  2. «Онтогенез»- эмбриолог

  3. «Клеточном строение организмов» - профессия цитолога

  4. «Генетика» - врачебное дело

  5. «Селекция» - агроном, селекционер, микробиолог

  6. «Наследственность человека» - врачи лабораторного дела


III. Тематическое планирование



п/п


Раздел, название темы

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала


Глава 1. История эволюционного учения

10ч





Зарождение эволюционных представлений

1



Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Идеи развития органического мира в трудах философов Античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика К.Линнея

Первые эволюционные концепции

1



определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Ж.Бюффон – первая эволюционная концепция.

Эволюционные идеи Э.Ж.Сент-Илера. Борьба с креационизмом

Предпосылки возникновения дарвинизма

1



определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Предпосылки возникновения дарвинизма. Значение трудов Ламарка для развития эволюционной идеи и биологии.

Эволюция культурных форм (по Дарвину)

1



Работа с таблицей, выступать с сообщениями

Эволюция культурных форм организмов.

Эволюция видов в природе (по Дарвину)

1



Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Эволюция видов в природе

Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина

1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Жизнь и научная деятельность Ч.Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина

Обобщение темы «История эволюционного учения»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Обобщение темы «История эволюционного учения»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Итоговая аттестация (входная контрольная работа)

1



Контрольное тестирование по материалам ГИА

Основные понятия 10 класса

Итоговая аттестация (входная контрольная работа)

1



Контрольное тестирование по материалам ГИА

Основные понятия 10 класса


Глава 2. Микроэволюция


11ч





Генетические основы эволюции

1



вырабатывать общее решение

классифицировать информацию по различным признакам

Элементарный эволюционный материал. Элементарная единица эволюции. Закон генетического равновесия Дж.Харди, В.Вайнберга.

Движущие силы эволюции

1



Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Движущие силы эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Миграция. Изоляция

Естественный отбор

1



Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Естественный отбор как фактор эволюции

Формы естественного отбора

1



вырабатывать общее решение

классифицировать информацию по различным признакам

Формы естественного отбора. Творческая роль ЕО

Приспособленность организмов

1



определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Приспособленность организмов и её возникновение.

Лабораторная работа №1 «Описание приспособленности организмов и её относительного характера»

1



Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Относительная целесообразность приспособлений

Вид, его критерии и структура

1



Фиксировать результаты, делать выводы.


Определение вида. Структура вида в природе

Лабораторная работа №2 «Изучение критериев вида»

1



Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

Критерии вида

Видообразование

1



описывать органические молекулы живого вещества

Способы видообразования: аллопатрическое, симпатрическое

Обобщение темы «Вид. Видообразование»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Обобщение темы «Микроэволюция»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы


Глава 3. Макроэволюция

10ч





Палеонтологические и биогеографические методы изучения эволюции

1



Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды. Сравнение флоры и фауны материков, изучение островной флоры и фауны

Эмбриологические и сравнительно – морфологические методы изучения эволюции


1



Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Гомология и аналогия, рудименты и атавизмы. Закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

Молекулярно – биохимические, генетические и математические методы изучения эволюции


1



Составлять конспект

Фиксировать результаты, делать выводы

Изучение аминокислотной последовательности белков, биохимическая гомология

Обобщение «Доказательства эволюции»

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Термины темы

Направления и пути эволюции

1



Овладение приемами работы с информацией

Моделирование эволюции. Направления и пути эволюции. Пути достижения биологического прогресса. Биологический регресс и вымирание

Лабораторная работа №3 «Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных»

1



Фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

Соотношение и чередование направлений эволюции

Формы направлений эволюции


1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Формы направленной эволюции.

Общие закономерности (правила) эволюции

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Общие правила эволюции

Обобщение темы «Макроэволюция»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Микро- и макроэволюция»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы


Глава 4. Возникновение и развитие жизни на Земле

14ч





Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле

Основные этапы неорганической эволюции


1



Уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Опыт С.Миллера и Г.Юри

Начало органической эволюции

1



Работа с учебным материалом; составление и заполнение таблицы

Образование полимеров из мономеров

Формирование надцарств организмов

1



Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы

Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение. Основные Возникновение основных царств эукариот

Основные этапы эволюции растительного мира


1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации

Основные этапы эволюции животного мира


1



Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы

Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации

Обобщение темы «Этапы эволюции»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

История Земли и методы её изучения


1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Геохронологическая шкала. Характеристика климата и геологических процессов.

Развитие жизни в архее и протерозое


1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Ископаемые органические остатки. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Появление, расцвет и гибель характерных организмов.

Развитие жизни в палеозое


1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое


1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Современная система органического мира

1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и надцарств

Обобщение темы «Развитие жизни на Земле»

1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Современное состояние изучения видов

Обобщение темы «Развитие жизни на Земле»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы


Глава 5. Человек – биосоциальная система

16ч





Антропология – наука о человеке

1



Составлять сложный план, владеть приемами работы с информацией

Разделы, задачи, методы антропологии. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса

Становление представлений о происхождение человека

1



Работать с таблицей, выступать с сообщениями

Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории

Сходство человека с животными

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными

Отличия человека от животных

1



работа с текстом учебника

отличия человека и животных

Движущие силы (факторы) антропогенеза

1



Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы

Находки ископаемых остатков, время существования, рост, объём

Дриопитеки. Основные стадии антропогенеза

1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Основные стадии антропогенеза. Протоапнтроп – предшественник человека. Архантроп – древний человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа

Стадии антропогенеза

1



Владеть приемами работы с информацией

Эволюция современного человека


1



Работать с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза. Единство человеческих рас

Итоговая контрольная работа 1 полугодие

1



Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Основные понятия 11 класс. Тестирование в форме ЕГЭ

Итоговая контрольная работа 1 полугодие

1



Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Основные понятия 11 класс. Тестирование в форме ЕГЭ

Человеческие расы

1



Работать с дополнительным материалом

Человеческие расы: время, место и причины возникновения

Приспособленность человека к разным условиям среды

1



Выполнять тренировочные упражнения.

Единство человеческих рас


Лабораторная работа №4 «Изучение экологических адаптаций человека»

1



Работать с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Экологические адаптации

Человек как часть природы и общества


1



Составлять сложный план


Адаптивные типы людей. Человек как часть природы и общества

Обобщение темы «Антропогенез»

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Уровни организации человека

Обобщение темы «Антропогенез»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы


Глава 6. Экология – наука о надорганизменных системах





Зарождение и развитие экологии

1



Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

Зарождение и развитие экологии в трудах А.Гумбольдта, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцова, Э.Геккеля, Ф.Клементса, В.Шелфорда, А.Тенсли, В.Н.Сукачёва, Ч.Элтона.

Методы экологии

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы экологии


Глава 7. Организмы и среда обитания

15ч





Среда обитания организмов


1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания.

Экологические факторы



1



Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

Классификация экологических факторов. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум и ограничивающий фактор. Правило минимума Ю.Либиха

Свет как экологический фактор


1



Работа с дополнительным материалом; составление и заполнение таблицы

Абиотические факторы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Фотопериодизм. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Приспособления организмов к поддержанию водного баланса

Температура как экологический фактор


1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Влажность как экологический фактор


1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Приспособленность растений к среде обитания. Лабораторная работа №5 «Сравнение анатомических особенностей растений из разных мест обитания»

1



Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Погодные и климатические факторы. Приспособления организмов к действию абиотических факторов

Газовый и ионный состав среды. Почва как экологический фактор

1



Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф

Лабораторная работа №6 «Методы измерения эдафический факторов среды обитания (определение содержания воды, воздуха и гумуса в почвенных образцах)»

1



Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

определение содержания воды, воздуха и гумуса в почвенных образцах

Биологические ритмы

1



Составлять сложный план

Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Приспособление организмов к сезонным изменениям условия среды

Жизненная форма организмов

1



Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

Жизненные формы организмов. Особенности строения и образа жизни

Лабораторная работа №7 «Описание жизненных форм у животных и растений»

1



Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Жизненные формы организмов

Биотические взаимодействия. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм


1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Виды биотических взаимодействий. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания и в сообществах

Биотические взаимодействия – мутуализм, комменсализм, аменсализм. Нейтрализм


1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Обобщение темы «Биотические взаимодействия»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Обобщение темы «Организм и среда обитания»

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Основные понятия темы


Глава 8. Экологические характеристики вида и популяции





Экологическая ниша вида

1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Многомерная модель экологической ниши Дж.Хатчинсона. Размеры экологической ниши и её смена

Лабораторная работа №8 «Изучение экологической ниши у разных видов растений и животных»

1



Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Размеры экологической ниши

Экологические характеристики популяции

1



Работа с текстом учебника

Популяция как биологическая система. Основные показатели популяции

Экологическая структура популяции

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Основные показатели популяции

Динамика популяции и её регуляция. Типы динамики популяции

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Типы динамики популяции. Модель Мальтуса. Кривые выживания: экспоненциальная и логистическая. Регуляция численности популяции. Факторы смертности и ёмкость среды

Лабораторная работа № 9 «Рост популяции мучного хрущака при разной ее плотности и ограниченности ресурсов среды»


1



Лабораторное занятие

Оценка численности популяции. Регуляция численности популяции. Принцип конкурентного исключения Гаузе

Обобщение темы

1



Выполнение тестовых заданий

Основные понятия темы


Глава 9. Сообщества и экологические системы

11ч





Сообщества организмов: структуры и связи


1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Биогеоценоз. Его структуры, связи между организмами. устойчивости сообществ

Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы

1



Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Структурные компоненты экосистемы.

Круговорот веществ и поток энергии

1



Уметь владеть приемами работы с информацией. Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Трофические цепи и сети. Экологические пирамиды

Основные показатели экосистемы

1



Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

Циклические изменения. Сукцессии

Свойства биогеоценозов и динамика сообщества

1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать

Динамика сообществ

Природные экосистемы


1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника

Экосистемы озера, смешанного леса

Антропогенные экосистемы

1



Работать с информационными источниками

Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы

Обобщение темы

1



Выполнять тренировочные упражнения

Основные понятия темы

Структуры и процессы в экосистемах. Лабораторная работа №10 «Моделирование структуры и процессов, происходящих в экосистемах»

1



Фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем

Биоразнообразие – основа устойчивости сообщества

1



владеть приемами работы с информацией

Биоразнообразие – основа устойчивости сообщества

Обобщение темы «Сообщества и экологические системы»

1



Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем

Повторение темы «Сообщества и экологические системы»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы


Глава 10. Биосфера – глобальная экосистема





Биосфера – живая оболочка Земли


1



Работа с таблицей, выступать с сообщениями

Развитие представлений о биосфере в трудах Э.Зюсса, В.И.Вернадского. Области биосферы и её состав

Закономерности существования биосферы


1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать

Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Круговороты веществ и биогеохимические циклы

Основные биомы Земли

1



Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения.

Климат, растительный и животный мир основных биомов суши

Повторение темы «Биосфера»

1



Выполнять тренировочные упражнения

Термины темы


Глава 11. Человек и окружающая среда

12ч





Человечество в биосфере Земли

1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу формулировать проблемные вопросы, владеть приемами работы с информацией

Человечество в биосфере Земли. Биосферная роль человека. Антропобиосфера. Переход биосферы и ноосферу



Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха

1



Соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

систематизировать информацию.

Фиксировать результаты, делать выводы

Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха

Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов


1



Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения.

Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов

Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата


1



формулировать проблемные вопросы, уметь доказывать и опровергать, владеть приемами работы с информацией

Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и воздуха

Антропогенное воздействие на растительный и животный мир


1



Работа с дополнительным материалом; составлять и заполнять таблицу

Антропогенное воздействие на растительный и животный мир

Охрана растительного и животного мира


1



Составлять и заполнять таблицу

Работать с информационными источниками. Выполнять тренировочные упражнения

Охрана растительного и животного мира. Проблемы охраны природы. Красные книги. ООПТ. Ботанические сады и зоологические парки

Итоговая контрольная работа

1



Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Основные понятия биологии 11кл

Итоговая контрольная работа

1



Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ

Основные понятия биологии 11кл

Рациональное природопользование и устойчивое развитие


1



Работа с дополнительным материалом

Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов

Сосуществование человечества и природы


1



Соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

систематизировать информацию

Сосуществование человека и природы. Законы Б.Коммонера. Глобалистика

Охрана природы

1



Систематизировать информацию

Концепция устойчивого развития. «Повестка дня на XXI век»

Обобщение темы «Человек и окружающая среда»

1



Работа с дополнительным материалом; систематизировать информацию

Модели управляемого мира


Заключение





Значение биологических знаний для человечества

1



Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями

Защита проектов «Биология – наука будущего»

Перспективы развития современной биологии

1



Работа с дополнительным материалом, выступать с сообщениями

Защита проектов «Биология – наука будущего»


Повторение






Повторение темы «Эволюция»

1



Работа с дополнительным материалом, таблицей, выступать с сообщениями

Основные понятия темы

Повторение темы «Эволюция»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Эволюция»

1



Контрольное тестирование

Основные понятия темы

Повторение темы «Антропогенез»

1



Работа с дополнительным материалом, таблицей, выступать с сообщениями

Основные понятия темы

Повторение темы «Антропогенез»

1



Контрольное тестирование

Основные понятия темы

Повторение темы «Организм и среда обитания»

1



Выполнение заданий, работа с текстом учебника. Работа с дополнительным материалом

Основные понятия темы

Повторение темы «Организм и среда обитания»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Организм и среда обитания»

1



Контрольное тестирование

Основные понятия темы

Повторение темы «Экологические системы»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Экологические системы»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Экологические системы»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Биосфера»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Биосфера»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Человек и окружающая среда»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Человек и окружающая среда»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Генетика»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Генетика»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Генетика»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Генетика»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Онтогенез»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Онтогенез»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Онтогенез»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Многообразие организмов»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Многообразие организмов»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы

Повторение темы «Многообразие организмов»

1



Выполнение тренировочных упражнений

Основные понятия темы


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!