1. Общая характеристика.
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 9 гуманитарного класса разработана в соответствии с: ФГОС среднего общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Гимназия №2», Учебно-методическим комплексом авторов: Ю.Н.Макарычев и др. «Алгебра» 9 класса. - М.: Просвещение, 2019.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №2» на уровне основного общего образования объем часов по учебному предмету «Алгебра» в 9 гуманитарном классе составляет 136 часов в год (4часа в неделю, всего 35 недель).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Раздел | Блок «Выпускник научится» | Блок «Выпускник получит возможность научиться» |
Функции использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.); использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам; использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов | Функции находить значение функции по заданному значению аргумента; находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях; определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости; по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции; строить график линейной функции; проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности); определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций; оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчётом без применения формул. | Функции Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции; строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , , , ; на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ; составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой; исследовать функцию по её графику; находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции; оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия; решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию. |
Статистика и теория вероятностей оценивать количество возможных вариантов методом перебора; иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий; сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления; оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений; определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи; оценивать вероятность реальных событий и явлений. | Статистика и теория вероятностей Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах; решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков; читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика; определять основные статистические характеристики числовых наборов; оценивать вероятность события в простейших случаях; иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях. | Статистика и теория вероятностей Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных; оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля; применять правило произведения при решении комбинаторных задач; оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями; представлять информацию с помощью кругов Эйлера; решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом количества вариантов с помощью комбинаторики. |
Текстовые задачи выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета | Текстовые задачи Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки; решать задачи на нахождение части числа и числа по его части; решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними; находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины; решать несложные логические задачи методом рассуждений. | Текстовые задачи Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности; использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач; различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи; знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию); моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно; анализировать затруднения при решении задач; выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях; исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта; решать разнообразные задачи «на части», решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби; осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов; владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации; решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы; решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц; решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение; решать несложные задачи по математической статистике; овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях. |
Тождественные преобразования понимать смысл записи числа в стандартном виде; оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа» выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде; выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов | Тождественные преобразования Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем; выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые; использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений; выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями . | Тождественные преобразования Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем; выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение); выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения; выделять квадрат суммы и разности одночленов; раскладывать на множители квадратный трёхчлен; выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби; выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни; выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни; выполнять преобразования выражений, содержащих модуль. |
2. Содержание рабочей программы
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Функция у=хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней –й степени.
Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность.
№ урока | Тема урока |
1 | Повторение. |
2 | Повторение. Квадратные корни |
3 | Повторение. Квадратные уравнения |
4 | Повторение. Решения задач |
5 | Повторение. Неравенства с одной переменной |
6 | Повторение. Элементарные функции. |
7 | Диагностическая контрольная работа (входной мониторинг) |
8 | Анализ диагностической контрольной работы |
9 | Функции. Область определения и область значений функции. |
10 | Функции. Область определения и область значений функции. |
11 | Функции и их свойства |
12 | Функции и их свойства.Решение упражнений. |
13 | Квадратный трёхчлен и его корни |
14 | Нахождение корней квадратного трехчлена. |
15 | Разложение квадратного трехчлена на множители. |
16 | Сокращение дробей |
17 | контрольная работа № 1 по теме: «Квадратный трехчлен и его корни» |
18 | Анализ контрольной работы |
19 | Функция у = ах2, ее график и свойства |
20 | Функция у = ах2, ее график и свойства.Решение упражнений на построение графиков. |
21 | Графики функций у = ах2 + n |
22 | Графики функций у = ах2 + n и у = а(х — m)2 |
23 | Построение графика квадратичной функции |
24 | Построение графика квадратичной функции. Примеры построения. |
25 | Построение графика квадратичной функции. План построения. |
26 | Дробно-линейная функция и её график |
27 | Степенная функция, её свойства |
28 | Корень n-ой степени |
29 | Степенная функция. Корень n-ой степени. Решение упражнений. |
30 | Контрольная работа № 2 по теме: «Степенная функция. Корень n-ой степени» |
31 | Анализ контрольной работы |
32 | Целое уравнение и его корни |
33 | Методы решения целых уравнений Решение целых уравнений методом разложения на множители. Дистанционное обучение. |
34 | Решение целых уравнений методом введения новой переменной |
35 | Решение биквадратных уравнений |
36 | Решение уравнений высших степеней |
37 | Решение целых уравнений, содержащих модуль |
38 | Решение целых уравнений, содержащих параметр |
39 | Решение целых уравнений, содержащих модуль и параметр. Самостоятельная работа по теме "Решение целых уравнений" |
40 | Дробные рациональные уравнения |
41 | Алгоритм решения дробных рациональных уравнений |
42 | Решение дробных рациональных уравнений методом введения новой переменной |
43 | Дробные рациональные уравнения высших степеней. |
44 | Неравенства второй степени с одной переменной |
45 | Решение неравенств второй степени с одной переменной |
46 | Метод интервалов. Решение неравенств методом интервалов |
47 | Решение рациональных неравенств методом интервалов. |
48 | Решение рациональных неравенств методом интервалов. |
49 | Подготовка к контрольной работе по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной |
50 | Контрольная работа №3по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной |
51 | Анализ контрольной работы, коррекция знаний по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» |
52 | Уравнение с двумя переменными и его график |
53 | Построение графика уравнения. |
54 | Уравнение окружности |
55 | Графический способ решения систем уравнений |
56 | Решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом. |
57 | Графический способ решения систем уравнений, содержащих модуль. |
58 | Графический способ решения систем уравнения, содержащих параметр |
59 | Графический способ решения систем уравнения, содержащих модуль и параметр |
60 | Графический способ решения систем уравнения, содержащих модуль и параметр |
61 | Решение систем уравнений второй степени методом сложения |
62 | Решение систем уравнений второй степени с однородными уравнениями |
63 | Решение задач с помощью систем уравнений. |
64 | Решение геометрических задач с помощью систем уравнений |
65 | Решение задач на работу с помощью систем уравнений |
66 | Решение задач на движение с помощью систем уравнений |
67 | Решение задач с помощью систем уравнений на смеси и сплавы |
68 | Неравенства с двумя переменными |
69 | График неравенства с двумя переменными |
70 | Метод интервалов на координатной плоскости |
71 | Системы неравенств с двумя переменными |
72 | Решение систем неравенств с двумя переменными графическим способом |
73 | Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными |
74 | Подготовка к контрольной работе по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» |
75 | Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными |
76 | Анализ контрольной работы. Последовательности. |
77 | Определение арифметической прогрессии. |
78 | Формула n-го члена арифметической прогрессии |
79 | Решение задач по теме «Формула n-го члена арифметической прогрессии" |
80 | Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии |
81 | Решение задач по теме «Формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии» |
82 | Подготовка к контрольной работе по теме «Арифметическая прогрессия» |
83 | Контрольная работа по теме «Арифметическая прогрессия» |
84 | Анализ контрольной работы по теме" Арифметическая прогрессия" |
85 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии |
86 | Формула n-го члена геометрической прогрессии |
87 | Решение задач по теме " Формула n-го члена геометрической прогрессии" |
88 | Решение задач по теме " Формула n-го члена геометрической прогрессии" |
89 | Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии |
90 | Решение задач по теме «Геометрическая прогрессия» |
91 | Подготовка к контрольной работе по теме «Геометрическая прогрессия» |
92 | Контрольная работа по теме «Геометрическая прогрессия» |
93 | Анализ контрольной работы. Коррекция знаний по теме"Геометрическая прогрессия" |
94 | Элементы комбинаторики Правило умножения |
95 | Решение задач по теме «Комбинаторное умножение» |
96 | Перестановки |
97 | Решение задач по теме "Перестановки" |
98 | Размещения |
99 | Решение задач по теме "Размещения" |
100 | Сочетания |
101 | Решение задач по теме "Сочетания" |
102 | Решение задач по теме «Элементы комбинаторики» |
103 | Решение прикладных задач по теме"Элементы комбинаторики" |
104 | Решение задач повышенной сложности по теме "Элементы комбинаторики" |
105 | Повторение. Числовые выражения. вычисление значений числовых выражений"й |
106 | Повтореие. Рациональные выражения. |
107 | Повторение. Преобразование рациональных выражений" |
108 | Повторение. Квадратный корень.Преобразование выражений. содержащих квадратные корни." |
109 | Контрольное тестирование по теме "Алгебраические выражения" |
110 | Повторение."Функции и их свойства" |
111 | Повтоение."Линейная функция, её свойства и график" |
112 | Повторения. Квадратичная функция, её свойства и график. |
113 | Повторение. Степенная функция и её график. |
114 | Повторение. Дробго-линейная функция и её свойства |
115 | Повторение. Кусочно-монотонная функция. |
116 | Контрольное тестирование по теме" Функции и их графики" |
117 | Повторение. Решение дробных и рациональных уравнений. |
118 | Повторение . Решение квадратных и кубических уравнений., уравнений высших степеней. |
119 | Повторение. Основные способы решения систем уравнений. |
120 | Повторение. Решение ураdнений, содержащих модуль |
121 | Контрольное тестирование по теме" Уравнения, системы уравнений" |
122 | Повторение. Задачи на проценты. |
123 | Повторение. Задачи на смеси и сплавы. |
124 | Повторение. Задачи на "сухопутное движение" |
125 | Повторение. Задачи на движение "по реке" |
126 | Повторение. Задачи на конкретную и абстрактную работу. |
127 | Контрольное тестирование по теме "Текстовые задачи" |
128 | Повторение. Решение линейных неравенств и систем линейных неравенств. |
129 | Повторение. Квадратные неравенства и системы квадратных неравенств. |
130 | Повторение. Основные приемы решения систем неравенств. |
131 | Повторение. Метод интервалов. |
132 | Контрольное тестирование по теме "Неравенства и их системы" |
133 | Итоговая контрольная работа. |
134 | Итоговая контрольная работа. |
135 | Повторительно-обобщающий урок |
136 | Повторительно-обобщающий урок |