Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы, рекомендуемой Департаментом образовательных программ Министерства РФ, авт.-сост. А.Г.Мордкович – М.: Мнемозина, 2019г.
Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник. Ч.2: Задачник (А.Г.Мордкович – М.: Мнемозина, 2019). Выбор учебника осуществлён в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»).
На изучение алгебры в 8 классе отводится 4 часа в неделю. Всего 140 часов.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе является:
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика),
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач,
Основные задачи:
выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке;
выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию;
навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах;
выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями;
выработать умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач;
выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.
Планируемый уровень подготовки выпускников 8 класса на конец учебного года (ступени):
Знать/понимать:
понятие алгебраической дроби, основное свойство алгебраической дроби, правила действий с алгебраическими дробями;
рациональное выражение, рациональное уравнение; свойство степени с отрицательным показателем;
понятие корня из неотрицательного числа, понятие действительного числа;
свойства функции у=√х, свойства квадратных корней, правила извлечения квадратного корня, алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби; свойства функции у=|х|
вид квадратичной функции и функции обратной пропорциональности, правила построения графиков функций у=f(x-l), l=f(x)-m, y=f(x-l)-m, y=-f(x)по известному графику функцииy=f(x).
алгоритм решения квадратного уравнения;
алгоритм решения рационального уравнения, биквадратного уравнения, формулы корней квадратного уравнения;
свойства числовых неравенств, алгоритм решения квадратного неравенства;
Уметь:
выполнять действия с алгебраическими дробями (сокращение, сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень с целым показателем);
упрощать рациональные выражения; решать рациональные уравнения;
извлекать квадратный корень из неотрицательного числа, выполнять действия с действительными числами, преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни;
строить графики функций у=√х, у=|х|;
освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби, находить модуль действительного числа;
строить графики функций вида: у=ах2,y=kx+m, y=k/x, y=ax2+bx+c, y=√x, y=|x| и графики функций видау=f(x-l), l=f(x)-m, y=f(x-l)-m, y=-f(x)по известному графику функцииy=f(x);
исследовать функции на четность, монотонность, ограниченность; строить и читать графики кусочных функций;
решать квадратные уравнения различными способами;
решать рациональные уравнения, биквадратные уравнения методом введения новой переменной;
Выполнять разложение квадратного трехчлена на линейные множители различными способами;
Решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат; Решать линейные и квадратные неравенства;
Находить приближенные значения действительного числа по недостатку и избытку, записывать действительное число в стандартном виде.
Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, работ по карточкам. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание алгебраических дробей»
Контрольная работа № 2 «Алгебраические дроби»
Контрольная работа № 3 «Функция . Свойства квадратного корня»
Контрольная работа № 4 «Квадратичная функция»
Контрольная работа № 5 «Функция »
Контрольная работа № 6 «Квадратные уравнения»
Контрольная работа № 7 «Квадратные уравнения. Теорема Виета»
Контрольная работа № 8 «Неравенства»
Итоговая контрольная работа
учебно-тематическОЕ планИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов по рабочей программе |
1. | Повторение курса 7 класса | 4 |
2. | Алгебраические дроби | 29 |
3. | Функция . Свойства квадратного корня | 25 |
4. | Квадратичная функция. Функция . | 24 |
5. | Квадратные уравнения | 24 |
7. | Неравенства | 19 |
8. | Обобщающее повторение курса алгебры за 8 класс | 15 |
| Итого | 140 |
В процессе обучения осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности,
Познавательная деятельность | самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); |
| использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; |
| исследования несложных реальных связей и зависимостей; |
| участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; |
| самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. |
Информационно-коммуникативная деятельность | извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); |
| использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; |
| владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). |
Рефлексивная деятельность | объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; |
| умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; |
| владения навыками организации и участия в коллективной деятельности. |
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Учебно-методический комплект
Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. –М.: Мнемозина, 2019. – 223 с.: ил.
Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинчкая. -3-е изд.,испр. –М.: Мнемозина, 2019. – 239 с.: ил
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2019. – 127 с.:ил.
Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ.-М.: Мнемозина, 2019.-144 с.
Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.Алгебра. 8 кл.: Контрольные работы/Под ред. А.Г. Мордковича.- 5-е изд.-М.: Мнемозина, 2019.- 48 с.
Ким Е.А. Алгебра. 8 класс. Поурочные планы (по учебнику А.Г.Мордковича)/Авт.- сост.Е.А. Ким.- Волгоград: Учитель
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.
Дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников
Сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки
Таблицы по математике, содержащие правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики).
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30˙, 60˙), угольник (45˙, 45˙), циркуль.
Карточки индивидуального, дифференцированного опроса
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела и тем | Контроль знаний | Дата | Коррекция | Примечание |
| Повторение 4ч | | | | |
1 | Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения | | | | |
2 | Линейные уравнения и их системы | | | | |
3 | Разложение многочленов на множители | | | | |
4 | Входной контроль | к/р | | | |
| Глава 1. Алгебраические дроби. 29ч | | | | |
| Основные понятия. 2ч | |
5 | Алгебраическая дробь | | | | |
6 | Допустимые значения переменных | | | | |
| Основное свойство алгебраической дроби. 4ч | |
7 | Основное свойство алгебраической дроби. | | | | |
8 | Сокращение алгебраической дроби | | | | |
9 | Преобразование алгебраической дроби с помощью основного свойства | | | | |
10 | Преобразование алгебраических дробей | | | | |
| Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. 3ч | |
11 | Сложение алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | | | | |
12 | Вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. | | | | |
13 | Алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей | | | | |
| Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. 5ч | |
14 | Сложение алгебраических дробей с разными знаменателями. | | | | |
15 | Вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. | | | | |
16 | Упрощение выражений | | | | |
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание алгебраических дробей». | | | | |
18 | Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание алгебраических дробей» | к/р | | | |
| Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. 4ч | |
19 | Анализ контрольной работы. Умножение алгебраических дробей. | | | | |
20 | Умножение алгебраических дробей | | | | |
21 | Деление алгебраических дробей | | | | |
22 | Умножение и деление алгебраических дробей | | | | |
23 | Возведение алгебраической дроби в степень | | | | |
| Преобразование рациональных выражений. 3ч | |
24 | Преобразование целых выражений | | | | |
25 | Преобразование дробных выражений | | | | |
26 | Преобразование рациональных выражений | | | | |
| Первые представления о рациональных уравнениях. 3ч | |
27 | Рациональные уравнения | | | | |
28 | Решение рациональных уравнений | | | | |
29 | Рациональные уравнения. Решение задач | | | | |
| Степень с отрицательным целым показателем 3ч | |
30 | Степень с отрицательным целым показателем | | | | |
31 | Степень с отрицательным целым показателем. Упрощение выражений | | | | |
32 | Контрольная работа № 2 «Алгебраические дроби» | к/р | | | |
33 | Работа над ошибками | | | | |
| Глава 2. Функция .Свойства квадратного корня 25ч | | | | |
| Рациональные числа 2ч | |
34 | Рациональные числа | | | | |
35 | Рациональные числа как бесконечные десятичные периодические дроби | | | | |
| Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. 3ч | |
36 | Квадратный корень | | | | |
37 | Извлечение квадратного корня | | | | |
38 | Кубический корень | | | | |
| Иррациональные числа. 2ч | |
39 | Иррациональные числа | | | | |
40 | Иррациональное выражение | | | | |
| Множество действительных чисел 2ч | |
41 | Множество действительных чисел | | | | |
42 | Числовая прямая | | | | |
| Функция , ее свойства и график. 3ч | |
43 | Функция | | | | |
44 | Функция , ее свойства | | | | |
45 | График функции | | | | |
| Свойства квадратных корней. 3ч | |
46 | Свойства квадратных корней | | | | |
47 | Извлечение квадратного корня | | | | |
48 | Упрощение выражений | | | | |
| Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. 5ч | |
49 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня | | | | |
50 | Упрощение выражений | | | | |
51 | Разложение на множители | | | | |
52 | Подготовка к контрольной работе | | | | |
53 | Контрольная работа № 3 «Функция . Свойства квадратного корня» | к/р | | | |
54 | Работа над ошибками | | | | |
| Модуль действительного числа. 4ч | |
55 | Модуль действительного числа, его свойства | | | | |
56 | Геометрический смысл модуля | | | | |
57 | Функция y=ǀxǀ | | | | |
58 | Тождество | | | | |
| Глава 3. Квадратичная функция. Функция 24ч | | | | |
| Функция , ее свойства и график. 4ч | |
59 | Функция | | | | |
60 | Функция , ее свойства | | | | |
61 | График функции | | | | |
62 | Ограниченность функции | | | | |
| Функция , ее свойства и график. 4ч | |
63 | Функция , ее свойства | | | | |
64 | График функции | | | | |
65 | Подготовка к контрольной работе | | | | |
66 | Контрольная работа № 4 «Квадратичная функция» | к/р | | | |
67 | Работа над ошибками | | | | |
| Как построить график функции , если известен график функции .3ч | |
68 | Как построить график функции , если известен график функции | | | | |
69 | Алгоритм построения графика функции | | | | |
70 | Построение графика функции | | | | |
| Как построить график функции , если известен график функции .2ч | |
71 | Как построить график функции , если известен график функции | | | | |
72 | Алгоритм построения графика функции | | | | |
| Как построить график функции , если известен график функции .3ч | |
73 | Как построить график функции , если известен график функции .2ч | | | | |
74 | Алгоритм построения графика функции | | | | |
75 | Построение графика функции | | | | |
| Функция , ее свойства и график. 4ч | |
76 | Функция , ее свойства и график | | | | |
77 | Функция , ее свойства | | | | |
78 | График функции | | | | |
79 | Построение графика функции | | | | |
| Графическое решение квадратных уравнений. 2ч | |
80 | Графическое решение квадратных уравнений | | | | |
81 | Контрольная работа № 5 «Функция » | к/р | | | |
82 | Работа над ошибками | | | | |
| Глава 4. Квадратные уравнения. 24ч | | | | |
| Основные понятия. 2ч | |
83 | Квадратное уравнение | | | | |
84 | Корень квадратного уравнения | | | | |
| Формула корней квадратных уравнений. 3ч | |
85 | Формула корней квадратных уравнений | | | | |
86 | Дискриминант. Алгоритм решения уравнения | | | | |
87 | Уравнения с параметром | | | | |
| Рациональные уравнения. 4ч | |
88 | Рациональные уравнения | | | | |
89 | Алгоритм решения рационального уравнения | | | | |
90 | Подготовка к контрольной работе | | | | |
91 | Контрольная работа № 6 «Квадратные уравнения» | к/р | | | |
92 | Работа над ошибками | | | | |
| Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. 4ч | |
93 | Рациональные уравнения | | | | |
94 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | | | | |
95 | Рациональные уравнения. Решение задач | | | | |
96 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | | | | |
| Еще одна формула корней квадратного уравнения. 2ч | |
97 | Еще одна формула корней квадратного уравнения | | | | |
98 | Преобразование квадратных уравнений | | | | |
| Теорема Виета. 3ч | | | | |
99 | Теорема Виета | | | | |
100 | Решение уравнений с помощью теоремы Виеты | | | | |
101 | Разложение на множители | | | | |
| Иррациональные уравнения. 4ч | |
102 | Иррациональные уравнения | | | | |
103 | Равносильные уравнения | | | | |
104 | Подготовка к контрольной работе | | | | |
105 | Контрольная работа № 7 «Квадратные уравнения. Теорема Виета» | к/р | | | |
106 | Работа над ошибками | | | | |
| Глава 5. Неравенства. 19ч | | | | |
| Свойства числовых неравенств. 4ч | |
107 | Свойства числовых неравенств | | | | |
108 | Неравенство одинакового и противоположного смысла | | | | |
109 | Среднее арифметическое и среднее геометрическое | | | | |
110 | Неравенство Коши | | | | |
| Исследование функций на монотонность. 3ч | |
111 | Исследование функций на монотонность | | | | |
112 | Возрастающая и убывающая функция | | | | |
113 | Монотонная функция | | | | |
| Решение линейных неравенств. 3ч | |
114 | Решение линейных неравенств | | | | |
115 | Неравенство с переменной | | | | |
116 | Равносильные неравенства | | | | |
| Решение квадратных неравенств. 4ч | |
117 | Квадратные неравенства | | | | |
118 | Алгоритм решения квадратных неравенств | | | | |
119 | Подготовка к контрольной работе | | | | |
120 | Контрольная работа № 8 «Неравенства» | к/р | | | |
121 | Работа над ошибками | | | | |
| Приближенные значения действительных чисел. 2ч | |
122 | Приближенные значения действительных чисел | | | | |
123 | Погрешность | | | | |
| Стандартный вид положительного числа. 1ч | |
124 | Стандартный вид положительного числа | | | | |
| Обобщающее повторение 15 ч | | | | |
125 | Повторение. Алгебраические дроби | | | | |
126 | Повторение. Преобразование рациональных выражений | | | | |
127 | Повторение. Степень с отрицательным целым показателем | | | | |
128 | Повторение. Рациональные числа | | | | |
129 | Повторение. Иррациональные числа | | | | |
130 | Повторение. Свойства квадратного корня | | | | |
131 | Повторение. Квадратичная функция | | | | |
132 | Повторение. Графическое решение квадратных уравнений | | | | |
133 | Повторение. Квадратные уравнения | | | | |
134 | Повторение. Теорема Виета | | | | |
135 | Повторение. Линейные неравенства | | | | |
136 | Повторение. Квадратные неравенства | | | | |
137 | Подготовка к контрольной работе | к/р | | | |
138 | Итоговая контрольная работа | | | | |
139 | Работа над ошибками | | | | |
140 | Обобщение пройденного за курс 8 класса | | | | |