СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса составлена также в соответствии с Примерной программой основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы Ю. Н. Макарычева.

В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.

Из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры приоритетной в программе является функционально-графическая линия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7 класс»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Приреченская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Согласовано Утверждено

на заседании ШМО приказом директора МКОУ «Приреченская ООШ»

Протокол № _____ от _____________ _________________ Гридина Е.М.

Руководитель ШМО -___________А.Н. Широбоков от ________________ № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛЕГБРЕ

составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования

Класс- 7

Всего часов на учебный год – 105

Количество часов в неделю – 5

Учебник – / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013.

Учитель математики – Е.М. Гридина

Категория - высшая

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от  27.12.2009г.) «Об образовании»;

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;

  • Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

  • Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении ФГОС ООО» п.18.2.2;

  • Положения МБОУ СОШ №16 г. Ижевска о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №16 г. Ижевска, протокол от 23.03.2012 №3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №16 г. Ижевска от 21.05.2012 №108/1-ОД);

  • Учебного плана 7-х классов МБОУ СОШ №16 г. Ижевска на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом по МБОУ СОШ №16 г. Ижевска.

  • Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, тематического планирования учебного материала, с учетом преемственности.

  • В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса составлена также в соответствии с Примерной программой основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы Ю. Н. Макарычева.

В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.

Из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры приоритетной в программе является функционально-графическая линия.

  Данная рабочая программа рассчитана на 1 год, преимущественно на алгоритмический уровень. Программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса в соответствии с методическими рекомендациями авторов учебно-методического комплекта для изучения предметной области «Математика и информатика» для учащихся 7 классов общеобразовательного учреждения, в состав которого входят:

Для учащихся:

1. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013.

2. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.

3. Алгебра: Дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б»     Суворова.-  М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

1. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013.

2. Изучение алгебры в 7—9 классах: пособие для учителей / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2011.

3. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006.

4. Алгебра: Дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б»     Суворова.-  М.: Просвещение, 2013.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.

6. Элементы статистики и теории вероятностей авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под редакцией С.А. Теляковского. М., Просвещение 2009 г.

Учебник соответствует требованиям стандарта по курсу алгебры. Отличительными особенностями учебника являются рациональное сочетание четкости и доступности изложения, приоритетность функционально-графической линии, наличие большого числа примеров с подробными решениями.


Цель изучения курса алгебры в 7 классе


Целью изучения курса алгебры в 7 классе является:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

В основе обучения математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета математика.

Предметная компетенция. Здесь под предметной компетенцией понимается осведомленность школьников о системе основных математических представлений и овладение ими основными предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.

Коммуникативная компетенция. Здесь под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).

Организационная компетенция. Здесь под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция. Здесь под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, ее месте в системе других наук, а также ее роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких значимых черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.


В рамках указанных линий решаются следующие задачи:


• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

 • формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

 • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

 • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.


Основные формы, технологии, методы обучения, типы уроков



Формы организации учебного процесса:


Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:


  • индивидуальные,

  •  групповые,

  • индивидуально-групповые,

  • фронтальные,

  • классные и внеклассные.


  • повторение и контроль теоретического материала;

  • разбор и  анализ домашнего задания;

  • устный счет;

  • математический диктант;

  • самостоятельная работа;

  • контрольные срезы.


Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

        создание оптимальных условий обучения;

        исключение психотравмирующих факторов;

        сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

        развитие положительной мотивации к освоению программы;

        развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.










Основная форма организации образовательного процесса

Виды

  предусматривает применение следующих технологий обучения

  •  традиционная классно-урочная;

  •  игровые технологии;

  •  Технология проблемно обучения;

  •  технологии уровневой дифференциации;

  •  здоровьесберегающие технологии;

  •  ИКТ;

  •  технология развития критического мышления;

  •  исследовательская деятельность.

  Среди методов обучения преобладают

  •  репродуктивно-продуктивные;

  •  объяснительно-иллюстративные.

  Занятия представляют собой преимущественно

  •  комбинированный тип урока.

 

Проблемно-поисковая технология

Исследовательская технология

Технология развития критического мышления

Среднее арифметическое, размах и мода, п.9

Медиана как статистическая характеристика, п.10.

Задание функции несколькими формулами, п.17

Сложение и вычитание многочленов, п.26

Возведение в квадрат  и в куб суммы и разности двух выражений, п.32

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности, п.33.

Умножение разности двух выражений на их сумму, п.34

Разложение разности квадратов на множители, п.35

Разложение на множители суммы и разности кубов, п.36

Способ подстановки, п.43

Способ сложения, п.44.

График функции, п.14

Прямая пропорциональность и ее график, п.15

Линейная функция и ее график, п.16.

Разложение многочлена на множители способом группировки, п.30.

График линейного уравнения с двумя переменными, п.41

Определение степени с натуральным показателем, п.18

Одночлен и его стандартный вид, п.21

Многочлен и его стандартный вид, п.25.


Виды и формы контроля:


  Виды и формы контроля

  • промежуточный;

  • предупредительный;

  • контрольные работы.

  Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи

  • отметок (5-ти балльная шкала);

  • Портфолио достижений.


УС

Устный счёт

         -предупредительный

ФР

Фронтальная работа

-предупредительный

СР

Проверочная самостоятельная работа

- промежуточный

ОСР

Обучающая самостоятельная работа

-предупредительный

ИР

Индивидуальная работа

- промежуточный

МД

Математический диктант

- промежуточный

Т

Тест

- промежуточный

КР

Контрольная работа

- промежуточный (в конце темы);

- итоговый ( в конце года)

Уровни подготовки учащихся и критерии успешности обучения


            Уровни

Оценка

       Теория

   Практика

  1  Узнавание

Алгоритмическая   деятельность с  подсказкой

«3»

Распознавать объект, находить нужную формулу, признак, свойство и т.д.

Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул, правил, инструкций и т.д.

 2. Воспроизведение

Алгоритмическая деятельность без подсказки

«4»

Знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы.

Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания

Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала

 3  Понимание

Деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма

«5»

Делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций

Уметь применять полученные знания в различных ситуациях. Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий.

Овладение умственной самостоятельностью

Творческая исследовательская деятельность

«5»

В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нем. Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления. Составлять модель любой ситуации.

Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации. Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания. Выполнять функции консультанта.

 


Особенности контроля и оценки  учебных достижений


Текущий контроль можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить в форме самостоятельной работы, теста или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать числа, умения находить значение функции и др.).

        Тематический контроль проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приемы вычислений, действия с числами, измерение величин и др.

Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы. На выполнение такой работы отводится  15-20 минут урока.

        Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ комбинированного характера. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

В основе оценивания письменных работ лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.


Оценка письменных контрольных работ учащихся.


Отметка «5»  ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.

  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:  допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.


Оценка устных ответов учащихся.


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  •  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3»  ставится в следующих случаях:

  •  неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился  с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2»  ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования на изучение алгебры в 7 классе отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю (35учебных недели). В том числе контрольных работ - 9 (включая итоговую контрольную работу)

  • потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования различных технических устройств в повседневной жизни.

Формируемые универсальные учебные действия


Личностные УУД

1) осознают необходимость изучения;

2) формирование адекватного положительного отношения к школе и к процессу учебной деятельности

Регулятивные УУД

1) сличают свой способ действия с эталоном;

2) сличают способ  и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

3) вносят коррективы и дополнения в составленные планы;

4) вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

5) выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

6) осознают качество и уровень усвоения

7) оценивают достигнутый результат

8) определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

9) составляют план и последовательность действий

10) предвосхищают временные характеристики результата (когда будет результат?)

11) предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

12) ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

13) принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

14) самостоятельно формируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Познавательные УУД

1) умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

2) создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста

3) выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами

4) восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

5) выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

6) умеют заменять термины определениями

7) умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

8) выделяют формальную структуру задачи

9) выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

10) анализируют условия и требования задачи

11) выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

12) выбирают знаково-символические средства для построения модели

13) выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

14) выражают структуру задачи разными средствами

15) выполняют операции со знаками и символами

16) выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

17) проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

18) умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

19) выделяют и формулируют познавательную цель

20) осуществляют поиск и выделение необходимой информации

21) применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные УУД

1) общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информации

а) умеют слушать и слышать друг друга

б) с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

в) адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

г) умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

д) интересуются чужим мнением и высказывают свое

е) вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

2) учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

а)понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

б) проявляют готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

в) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

г) учатся аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать позицию невраждебным для оппонентов образом

3) учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

а) определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

б) планируют общие способы работы

в) обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

г) умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

д) умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

е) учатся разрешать конфликты – выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

ж) учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать и оценивать его действия

4) работают в группе

а) устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

б) развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

в) учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

5) придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

а) проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

б) демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения

в) проявляю готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

6) регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

а) используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

б) описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности


Содержание учебного предмета


Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.


Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Элементы содержания

Фаза запуска




Повторение

3



Фаза постановки и решения системы учебных задач




Глава 1.

Выражения. Тождества. Уравнения.

22

1

Числовые выражения, выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры.  Следует  выяснить,  насколько  прочно  овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В        связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки неравенств,  дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а иb. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых  задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

Глава 2.

Функции

12

1

Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.

Основная цель — ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.

Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где и k ≠ 0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у = kх + b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

Глава 3.

Степень с натуральным показателем

12

1

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики б класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением   значений   степени   в   7   классе   дается   представление нахождении  значений  степени  с  помощью  калькулятора.   Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере   доказательства   свойств  степени учащиеся впервые знакомятся с доказательствами,  проводимыми на алгебраическом материале. Свойства степени с натуральным показателем находят   применение   при   умножении   одночленов   и  возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у = х2 и у = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.

Глава 4.

Многочлены

18

2

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель — выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

Глава 5.

Формулы сокращенного умножения

18

2

Формулы (а + b)2 = а2 ± 2аb + b2,  (а ± b)3 = а3 ± За2b + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2 + аb + b2) = а3 ±b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель — выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2аb + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».

Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3± За2b + Заb2 ± b3, а3 ± b3 = (а ± b) (а2 + аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

Глава 6.

Системы линейных уравнений

14

1

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель — ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения а + bу = с, где а ≠ 0 или ≠ 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.

Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

Рефлексивная фаза (итоговое повторение, демонстрация личных достижений)




Итоговое повторение

7

1


Общее кол-во часов

105

9




РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ**


из расчёта 3 часа в неделю по учебнику: Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение


Развёрнутое тематическое планирование представляет собой  основное содержание всех разделов программы и тем занятий, изучаемых в данном классе (параллели), с указанием количества часов и домашним заданием.


№ урока

Наименование темы

Кол-во часов

Форма контроля

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Домашнее задание


Фаза запуска

3





1

Повторение. Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями


1

ФР,Т

Урок обобщающего повторения


стр.240-241

2

Повторение. Действия с десятичными дробями. Положительные и отрицательные числа.

1

ФР,Т

Урок обобщающего повторения


стр.242-243, №1, 4, 6 оставшиеся буквы, 16

3

Повторение. Пропорции. Решение уравнений.

1

ФР,Т

Урок обобщающего повторения


стр.243-244, №237, 240,241 оставшиеся буквы, 15


Фаза постановки и решения системы учебных задач







Глава 1.

Выражения. Тождества. Уравнения.

22



Выполнять элементарные знаково-символические действия: применять буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или чертежом; преобразовывать алгебраические суммы и произведения (выполнять приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок, упрощение произведений).

Вычислять числовое значение буквенного выражения; находить область допустимых значений переменных в выражении.

Распознавать линейные уравнения.

Решать линейные уравнения.

Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат.

Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным. Определять по диаграммам наибольшие и наименьшие данные, сравнивать величины.

Представлять информацию в виде таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ.

Приводить примеры числовых данных (цена, рост, время на дорогу и т. д.), находить среднее арифметическое, размах числовых наборов.

Приводить содержательные примеры использования средних для описания данных (уровень воды в водоеме, спортивные показатели, определение границ климатических зон).




§ 1. Выражения


5






4

п.1. Числовые выражения

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.1 №3, 5в,е,и, 10, 13

5

п.2. Выражения с переменными

1

УС ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.2 №21,24а,б, 25,30

6

п.2. Выражения с переменными

1

ОСР

Урок закрепления знаний


п.2 №28, 42, 44, 46

7

п.3. Сравнение значений выражений

1

МД

Урок ознакомления с новым материалом



8

п.3. Сравнение значений выражений

1

ПСР

Урок коррекции знаний




п.3 №48, 53, 58, 214



§ 2.Преобразование выражений


5





9

п.4. Свойства действий над числами

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.4 № 72, 73

10

п.4. Свойства действий над числами

1

ОСР

Урок закрепления знаний


п.4 № 78, 80

11

п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.5 №90, 93, 97, 102б,в

12

п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

ИР

Урок закрепления знаний


п.5 №79, 102а,г,

13

п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений

1

СР

Урок обобщения и систематизации знаний


п.5 , 107б, 231



§ 3. Уравнения с одной переменной


7





14

п.6. Уравнение и его корни

1

ФР

Урок открытия нового знания


п.6 № 113, 118, 122, 125

15

п.7. Линейное уравнение  с одной переменной

1

УС

Урок освоения новых знаний


п.7 №129з,к,м, 130а-г,132а,г, 142

16

п.7. Линейное уравнение  с одной переменной


1

МД

Комбинированный урок


п.7 №132б,в, 133а,в, 137, 244

17

п.8. Решение задач с помощью уравнений

1

ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.8 №148, 150, 153, 156

18

п.8. Решение задач с помощью уравнений

1

ИР

Урок формирования и применения знаний умений и навыков


п.8 №145, 151, 158, 165

19

п.8. Решение задач с помощью уравнений

1

ОСР

Комбинированный урок


п.8 №159-160,

20

п.8. Решение задач с помощью уравнений

1

СР

Комбинированный урок


п.8 №161, 163



§ 4. Статистические характеристики


6





21

п.9. Среднее арифметическое, размах, мода.

1

УС

Урок открытия нового знания


п.9 №169, 172, 174, 175

22

п.9. Среднее арифметическое, размах, мода.

1

МТ

Урок закрепления знаний


п.9 №177, 179, 182, 183

23

п.10. Медиана как статистическая характеристика

1

ИР

Урок освоения новых знаний


п.10 №187, 191, 193, 195

24

Обобщающий урок по теме:"Выражения, тождества, уравнения"

1

Т

Урок обобщения и систематизации знаний


п.8 - 10 №189, 190, 194, 248

25

Контрольная работа № 1 по теме: Выражения, тождества, уравнения"


1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.35, 46


Глава 2.

Функции

12



Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функций.

Строить по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе ее графического представления.

Моделировать реальные зависимости формулами и графиками. Читать графики реальных зависимостей.

Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий. Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии.

Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулу.

Распознавать виды изучаемых функций. Показыватьсхематически положение на координатной плоскости графиков фун




§ 5. Функции и их графики


6




.


26

п.12. Что такое функция

1

УС

Урок ознакомления с новым материалом


п.12 №259, 262, 264,265

27

п.13. Вычисление значений функции по формуле

1

ИР

Урок открытия нового знания


п.13 №268, 277, 279, 281

28

п.13. Вычисление значений функции по формуле

1

ОСР

Урок закрепления знаний


п.13 №270, 274, 275, 282

29

п.14. График функции

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.14 №286, 289, 292, 294а,б

30

п.14. График функции

1

МД

Комбинированный урок


п.14 №287, 291

31

п.14. График функции

1

МД

Комбинированный урок


п.14 №, 294в,г, 351


§ 6. Линейная функция

6






32

п.15. Прямая пропорциональность и ее график

1

УС

Урок ознакомления с новым материалом


п.15 № 300а,в,д, 302, 304, 307

33

п.15. Прямая пропорциональность и ее график

1

МД

Комбинированный урок


п.15 №308, 309, 312, 367

34

п.16. Линейная функция и ее график


1

ФР

Урок открытия нового знания


п.16 №318, 319б,ж, 326, 359

35

п.16. Линейная функция и ее график

1

ОСР

Урок обобщения и систематизации знаний


п.16 №320,327, 332, 336

36

Обобщающий урок по теме : " Функция"

1

Т

Урок обобщения и систематизации знаний



37

Контрольная работа № 2 по теме "Функции"

1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.69, 83


Глава 3.

Степень с натуральным показателем

12



Описывать множество целых чисел, множество рациональных чисел, соотношение между этими множествами.

Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, вычислять значения степеней с целым показателем.

Формулировать определение квадратного корня из числа. Использовать график функции

 у = х2 для нахождения квадратных корней. Вычислять точные и приближенные значения корней, используя при необходимости калькулятор; проводить оценку квадратных корней.

Формулировать определение корня третьей степени; находить значения кубических корней




§ 7. Степень и ее свойства


4






38

п.18. Определение степени с натуральным показателем

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.18 № 377, 382, 387, 391а

39

п.19. Умножение и деление степеней

1

ИР

Урок формирования и применения знаний умений и навыков


п.19 №406, 409, 411, 415, 422

40

п.20. Возведение в степень произведения и степени

1

МД

Урок ознакомления с новым материалом


п.20 №426, 429, 433, 439

41

п.20. Возведение в степень произведения и степени


1

СР

Комбинированный урок


п.20 №441, 443, 449,453



§ 8. Одночлены


7





42

п.21. Одночлен и его стандартный вид


1

УС

Урок открытия нового знания


п.21 № 457, 460, 462, 454

43

п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень


1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.22 №466,469, 474, 477

44

п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень


1

МД

Комбинированный урок


п.22 №472, 475, 478, 483

45

п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики

1

УС

Урок ознакомления с новым материалом


п.23 №486, 491, 494б, 497

46

п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики

1

ИР

Урок обобщения и систематизации знаний


п.23 №489, 492, 496а, 499

47

Обобщающий урок по теме: "Степень с натуральным показателем"


1

Т

Урок коррекции знаний  


П 18-23 №504б, 505б, 508, 513

48

Контрольная работа № 3 по теме "Степень с натуральным показателем"


1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.108, 118



Глава 4.

Многочлены

18



Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем; применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений.

Выполнять действия с многочленами.

Выполнять разложение многочленов на множители.

Распознавать квадратный трехчлен, выяснять возможность разложения на множители, представлять квадратный трехчлен в виде произведения линейных множителей.

Применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований.




§ 9. Сумма и разность многочленов


3







49

п.25. Многочлен и его стандартный вид

1

УС

Урок открытия нового знания


п.25 №569, 571, 572, 583

50

п.26. Сложение и вычитание многочленов

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.26 №586, 588, 589, 592

51

п.26. Сложение и вычитание многочленов

1

МД

Комбинированный урок


п.26 №596, 598, 603, 605а,б,д,е



§ 10. Произведение одночлена и многочлена


7





52

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.27 № 617, 619, 623, 624

53

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

ИР

Урок формирования и применения знаний умений и навыков


п.27 №628, 632, 634, 642

54

п.27. Умножение одночлена на многочлен

1

МД

Комбинированный урок


п.27 №631,635, 636, 643

55

п.28. Вынесение общего множителя за скобки

1

ФР

Урок открытия нового знания


п.28 №656, 658, 660, 662

56

п.28. Вынесение общего множителя

за скобки

1

ОСР

Урок обобщения и систематизации знаний


п.28 №667, 669,

57

Обобщающий урок по теме: "Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены"

1

Т

Урок коррекции знаний


П25-28

58

Контрольная работа № 4 по теме: "Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены"


1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.134, 145



§ 11. Произведение многочленов


8





59

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.29 № 678, 681, 684, 706

60

п.29. Умножение многочлена на многочлен

1

ИР

Урок закрепления знаний


п.29 №679, 687, 695, 705

61

п.29. Умножение многочлена на многочлен


1

МД

Комбинированный урок


п.29 №691, 698, 701, 703

62

п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки

1

ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.30 №710, 712, 714, 715

63

п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки


1

ОСР

Урок обобщения и систематизации знаний


п.30 №717, 720,

64

п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки

1

СР

Комбинированный урок


п.30 № 786, 793

65

Обобщающий урок по теме: " Произведение многочленов"


1

Т

Урок коррекции знаний


П 29-30

66

Контрольная работа № 5 по теме:" Произведение многочленов"

1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.152, квадраты и кубы чисел


Глава 5.

Формулы сокращенного умножения

18



Выполнять действия с многочленами.

Выводить формулы сокращенного умножения, применять их в преобразованиях выражений и вычислениях.

Выполнять разложение многочленов на множители.

Распознавать квадратный трехчлен, выяснять возможность разложения на множители, представлять квадратный трехчлен в виде произведения линейных множителей.

Применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований




§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности


5






67

п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

ФР

Урок открытия нового знания


п.32 №800, 804, 806, 832

68

п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

1

ИР

Урок формирования и применения знаний умений и навыков


п.32 №809, 812, 816, 820

69

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

УС

Урок освоения новых знаний


п.33 №834, 836, 838, 852

70

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

ОСР

Урок закрепления знаний


п.33 №839, 840б,в, 843, 845

71

п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

1

СР

Комбинированный урок


п.33 №846, 847, 851, 968



§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов


7





72

п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму

1

ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.34 №855, 857, 861, 863

73

п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму

1

ИР

Урок формирования и применения знаний умений и навыков


п.34 №865, 869а,б,ж,з, 873а,б,ж,з, 876

74

п.35. Разложение разности квадратов на множители

1

УС

Урок открытия нового знания


п.35 №881б,г,е, 884, 886, 888

75

п.35. Разложение разности квадратов на множители

1

МД

Комбинированный урок


п.35 №891, 893, 895, 897

76

п.36. Разложение на множители суммы и разности кубов

1

ОСР

Урок освоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний


п.36 №906, 908, 911, 914

77

Обобщающий урок по теме:"Формулы сокращенного умножения"

1

Т

Урок коррекции знаний


§12-13 №917, 971, 981, 986

78

Контрольная работа № 6 по теме:"Формулы сокращенного умножения"

1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.172, 182



14. Преобразование целых выражений


6





79

п.37. Преобразование целого выражения в многочлен

1

ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.37 №921-923, 931

80

п.37. Преобразование целого выражения в многочлен

1

ИР

Урок формирования и применения знаний умений и навыков


п.37 №926, 928, 930, 932

81

п.38. Применение различных способов для разложения на множители

1

ФР

Урок открытия нового знания


п.38 №936, 938, 939, 942

82

п.38. Применение различных способов для разложения на множители

1

ОСР

Урок обобщения и систематизации знаний


п.38 №945, 947, 950, 954

83

Обобщающий урок по теме:"Преобразование целых выражений"

1

Т

Урок коррекции знаний  


§14, п.39 №959, 961, 963, 1017

84

Контрольная работа № 7 по теме:"Преобразование целых выражений"

1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.190, №1024


Глава 6.

Системы линейных уравнений

14



Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводить примеры решения уравнений с двумя переменными.

Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находить целые решения путем перебора.

Решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании.

Решать текстовые задачи алгебраическим способом:

переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат.

Строить графики уравнений с двумя переменными.Конструировать эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков.

Решать и исследовать уравнения и системы уравнений на основе функционально-графических представлений уравнений




§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы


5





85

п.40. Линейное уравнение с двумя переменными

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.40 №1028, 1031, 1033, 1038

86

п.41. График линейного уравнения с двумя переменными

1

ИР

Урок ознакомления с новым материалом


п.41 №1043, 1044. 1046, 1052

87

п.41. График линейного уравнения с двумя переменными

1

СР

Комбинированный урок


п.41 №1049, 1054, 1055, 1067

88

п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

ФР

Урок открытия нового знания


п.42 №1057, 1060а,б, 1062а,в,д, 1066

89

п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными

1

МД

Комбинированный урок


п.42 №1061, 1062б,г,е, 1065, 1080



§ 16. Решение систем линейных уравнений


9





90

п.43. Способ подстановки

1

ФР

Урок освоения новых знаний


п.43 № 1068, 1070, 1072, 1074

91

п.43. Способ подстановки

1

ОСР

Урок закрепления знаний


п.43 №1076, 1077в,г, 1079, 1168а,б

92

п.44. Способ сложения

1

ФР

Урок ознакомления с новым материалом


п.44 №1082, 1084а-в, 1088, 1092

93

п.44. Способ сложения

1

ОСР

Комбинированный урок


п.44 №1089, 1094а-в, 1095а,б, 1097

94

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

ФР

Урок открытия нового знания


п.45 №1099,1101, 1103, 1125

95

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

ИР

Урок формирования и применения знаний умений и навыков



п.45 №1108, 1112, 1118, 1124

96

п.45. Решение задач с помощью систем уравнения

1

СР

Урок обобщения и систематизации знаний



п.45 №1107,1171, 1172в,г, 1173б

97

Обобщающий урок по теме: "Системы линейных уравнений и их решения"


1

Т

Урок коррекции знаний  


§15-16, п.46 №1130, 1132

98

Контрольная работа № 8 по теме

"Системы линейных уравнений и их решения"


1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Контрольные вопросы с.211, 223


Рефлексивная фаза (итоговое повторение, демонстрация личных достижений)








Повторение курса алгебры 7 класса


6



Знать материал, изученный в курсе математики за 7 класс

Уметь применять полученные знания на практике.

Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде.


99

Функции

1

ФР

Урок обобщающего повторения


§5-6 №360, 367, 372а,в, 566

100

Одночлены. Многочлены

1

ФР

Урок обобщающего повторения


§7-11 №560, 751, 753, 765

101

Формулы сокращенного умножения

1

ФР

Урок обобщающего повторения


§12-14 №980, 982, 989, 1098

102

Системы линейных уравнений

1

ФР

Урок обобщающего повторения


§15-16 №1168в-е. 1170, 1175, 1180

103

Контрольная работа № 9 (итоговая)

1

КР

Урок проверки и  оценки знаний


Не задано

104

Анализ контрольной работы. Решение задач

1


Урок коррекции знаний


Презентации

105

Урок занимательной математики

1


Урок обобщающего повторения


Не задано


Итого часов

105





**В течение года возможны коррективы тематического планирования, связанные с объективными причинами.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учащихся

1. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион,2007

2. Алтынов П.И. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: Учебно-метод. пособие. П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 1997

3. Алтынов П.И. Контрольные и зачётные работы по алгебре. 7 кл.: К учебнику «Алгебра. Учебник для 7 кл. Под ред. С.А.Теляковского». – М.: Издательство «Экзамен», 2004

4. Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 7 класс. – Саратов: «Лицей», 2001

Литература для учителя

Основная

1. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион,2007

2. Алтынов П.И. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: Учебно-метод. пособие. П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 1997

3. Алтынов П.И. Контрольные и зачётные работы по алгебре. 7 кл.: К учебнику «Алгебра. Учебник для 7 кл. Под ред. С.А.Теляковского». – М.: Издательство «Экзамен», 2004

4. Альхова З.Н. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре. 7 класс. – Саратов: «Лицей», 2001

20. Арутюнян Е.Б., Волович М.Б., Глазков Ю.А., Левитас Г.Г. Математические диктанты для 5-9 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»

http://school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://mat-game.narod.ru/  математическая гимнастика

http://mathc.chat.ru/  математический калейдоскоп

http://www.rakurs230.ru/kangaroo/  Кенгуру Краснодар

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики

http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии

http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики

http://idppo.kubannet.ru/  ККИДППО

http://www.matematika-na.ru - Решение математических задач 5-6 классы.

http://4-8class-math-forum.ru - Детский Математический Форум для школьников 4 - 8 классов.

http://eidos.ru/ - Дистанционное образование: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-журнал "Эйдос". http://umnojenie.narod.ru/ - Способ умножения "треугольником".

Рекомендуемые темы рефератов, проектов


1. Абсолютная и относительная погрешности

2. Стандартный вид числа

3. Магические квадраты

4. Сопряженные числа

5. Определители

6. Решение систем методом Гаусса

7. Решение систем методом Крамера

8. Математика и экономика

9. Рисунки на координатной плоскости

10. Решение уравнений и неравенств с модулем.

11. Математика в химии.


Контрольно-измерительные материалы


 

Контрольная работа №1

по теме «Уравнения  с одной переменной»


Вариант 1

• 1. Решите уравнение:

а) x = 12;

б) 6x - 10,2 = 0;

в) 5x - 4,5 = 3x + 2,5;

г) 2x - (6x - 5) = 45.

• 2. Таня в школу сначала едет на автобусе, а потом идет пешком. Вся дорога у нее занимает 26 мин. Идет она на 6 мин дольше, чем едет на автобусе. Сколько минут она едет на автобусе?

3. В двух сараях сложено сено, причем в первом сарае сена в 3 раза больше, чем во втором. После того как из первого сарая увезли 20 т сена, а во второй привезли 10 т, в обоих сараях сена стало поровну. Сколько всего тонн сена было в двух сараях первоначально?

4. Решите уравнение 7х - (х 3) = 3 (2х - 1).




Вариант 2

• 1. Решите уравнение:

а) х = 18;

б) 7+ 11,9 = 0;

в) 6х - 0,8 = 3х + 2,2;

г) 5х - (7х + 7) = 9.

• 2. Часть пути в 600 км турист пролетел на самолете, а часть проехал на автобусе. На самолете он проделал путь, в 9 раз больший, чем на автобусе. Сколько километров турист проехал на автобусе?

3. На одном участке было в 5 раз больше саженцев смородины, чем на другом. После того как с первого участка увезли 50 саженцев, а на второй посадили еще 90, на обоих участках саженцев стало поровну. Сколько всего саженцев было на двух участках первоначально?

4. Решите уравнение 6х - (2х - 5) = 2 (2х + 4)


Контрольная работа №2 по теме «Линейная функция»


Вариант 1

• 1. Функция задана формулой у = 6х + 19. Определите:

а) значение у, если х = 0,5;

б) значение х, при котором у = 1;

в) проходит ли график функции через точку А (-2; 7).

• 2. а) Постройте график функции у = 2х - 4.

б) Укажите с помощью графика, чему равно значение у, при х = 1,5.

• 3. В одной и той же системе координат постройте графики функций: а) у = -2х; б) у = 3.

4. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у= 47х - 37 и у = -13х + 23.

5. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = 3х - 7 и проходит через начало координат.

Вариант 2

• 1. Функция задана формулой у = 4х - 30. Определите:

а) значение у, если х = -2,5;

б) значение х, при котором у = -6;

в) проходит ли график функции через точку В (7; -3).

• 2. а) Постройте график функции у = -3х + 3.

б) Укажите с помощью графика, при каком значении х значение у равно 6.

• 3. В одной и той же системе координат постройте графики функций: а) у = 0,5х; б) у = -4.

4. Найдите координаты точки пересечения графиков функций у= -38х + 15 и у = -21х - 36.

5. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = -5х + 8 и проходит через начало координат.

 

Контрольная работа №3 по теме «Степень с натуральным показателем»


Вариант 1

• 1. Найдите значение выражения 1 - 5х2, при х = -4.

• 2. Выполните действия:

а) y7 • y12; б) y20 : y5; в) (y2)8; г) (2у)4.

• 3. Упростите выражение: а) -2аb3 • 3а2 • b4; б) (- 2а5b2)3.

• 4. Постройте график функции у х2. С помощью графика определите значение у при х = 1,5; х = -1,5.

5. Вычислите: .

6. Упростите выражение: a) 2; б) x– 2 • x3 – n  x.

Вариант 2

• 1. Найдите значение выражения -9р3, при р = - .

• 2. Выполните действия: а) с3  с22; б) с18 : с6; в) (с4)6; г) (3с)5.

• 3. Упростите выражение: а) -4х5у2  Зху4б) (Зх2y3)2.

• 4. Постройте график функции у х2. С помощью графика функции определите, при каких значенияхх значение равно 4.

5. Вычислите: .

6. Упростите выражение: a) 3; б) (a+ 1 )2 : a 2n.


Контрольная работа №4 по теме «Сумма, разность многочленов»


Вариант 1

• 1. Выполните действия:

а) (За - 4ах + 2) - (11а - 14ах);           б) 3у2 (у3 + 1).

• 2. Вынесите общий множитель за скобки:

а) 10аb - 15b2;          б) 18а3 + 6а2.

• 3. Решите уравнение 9х - 6 (х - 1) = 5 (х + 2).

• 4. Пассажирский поезд за 4 ч прошел такое же расстояние, какое товарный за 6 ч. Найдите скорость пассажирского поезда, если известно, что скорость товарного на 20 км/ч меньше.

5. Решите уравнение .

6. Упростите выражение 2а (а + с) – 2(а - b - с) + 2с (а - b + с).


Вариант 2

• 1. Выполните действия:

а) (2а2 - За + 1) - (7а2 - 5а);         б) 3х (4х2 х).

• 2. Вынесите общий множитель за скобки:

а) 2ху - 3ху2;            б) 8b4 + 2b3.

• 3. Решите уравнение 7 - 4 (3х - 1) = 5 (1 - 2х).

• 4. В трех шестых классах 91 ученик. В 6 «А» на 2 ученика меньше, чем в 6 «Б», а в 6 «В» на 3 ученика больше, чем в 6 «Б». Сколько учащихся в каждом классе?

5. Решите уравнение .

6. Упростите выражение 3х (х + у + с) - 3у (х у - с) - 3с (х + у - с).


Контрольная работа №5 по теме «Произведение многочленов»


Вариант 1

• 1. Выполните умножение:

а) (с + 2) (с - 3);          б) (2а - 1) (За + 4);             в) (5х - 2у) (4х - у);             г) (а - 2) (а2 - 3а + 6).

• 2. Разложите на множители:

а) а (а + 3) - 2 (а + 3);          б) ах ау + 5х - 5у.

3. Упростите выражение -0,1x (2х2 + 6) (5 - 4х2).

4. Представьте многочлен в виде произведения:

а) х2 - ху - 4х + 4у;               б) ab - ас - bх сх + с - 6.

5. Из прямоугольного листа фанеры вырезали квадратную пластинку, для чего с одной стороны листа фанеры отрезали полосу шириной 2 см, а с другой, соседней, - 3 см. Найдите сторону получившегося квадрата, если известно, что его площадь на 51 см2 меньше площади прямоугольника.

Вариант 2

• 1. Выполните умножение:  

а) (а - 5) (а - 3);                б) (5х + 4) (2х - 1);              в) (3р + 2с) (2р + 4с);             г) (6 - 2) (b2 2b - 3).

• 2. Разложите на множители:

а) х (х - у) + а (х - у);               б) 2а - 2b + са - сb.

3. Упростите выражение 0,5х (4х2 - 1) (5х2 + 2).

4. Представьте многочлен в виде произведения:

а) 2а - ас - 2с + с2;             6) bx + by - х - у - ах - ау.

5. Бассейн имеет прямоугольную форму. Одна из его сторон на 6 м больше другой. Он окружен дорожкой, ширина которой 0,5 м. Найдите стороны бассейна, если площадь окружающей его дорожки 15 м2.


Контрольная работа №6 по теме «Формулы сокращенного умножения»


Вариант 1

• 1. Преобразуйте в многочлен:

а) (у - 4)2;              б) (7х + а)2;              в) (5с - 1) (5с + 1);             г) (3а + 2b) (3а - 2b).

• 2. Упростите выражение (а - 9)2 - (81 + 2а).

• 3. Разложите на множители: а) х2 - 49;              б) 25х2 - 10ху + у2.

4. Решите уравнение (2 - х)2 - х (х + 1,5) = 4.

5. Выполните действия: а) 2 - 2а) (2а + у2);              б) (3х2 + х)2;              в) (2 + т)2 (2 т)2.

6. Разложите на множители: а) 4х2y- 9а4;            б) 25а2 - (а + 3)2;             в) 27т3 + п3.


Вариант 2

• 1. Преобразуйте в многочлен:

а) (3а + 4)2;               б) (2х b)2;          в) (b + 3) (b - 3);             г) (5у - 2х) (5у + 2х).

• 2. Упростите выражение (с + b) (с - b) - (5с2 - b2).

• 3. Разложите на множители: а) 25у2 - а2;            б) с2 + 4 + 4b2.

4. Решите уравнение 12 - (4 - х)2 = х (3 - х).

5. Выполните действия: а) (3х + у2) (3х - у2);               б) (а3 - 6а)2;              в) (а - х)2 (х + а)2.

6. Разложите на множители: а) 100а4 - b2 ;           б) 9х2 - (х - 1)2;              в) х3 + у6.


Контрольная работа №7 по теме «Преобразование целых выражений»


Вариант 1

• 1Упростите выражение:

а) (х - 3) (х - 7) - 2х (3х - 5);

б) 4а (а - 2) - (а - 4)2;

в) 2 (т + 1)2 - 4m.

• 2. Разложите на множители:

а) х3 - 9х;              б) -5а2 - 10аb - 5b2.

3. Упростите выражение (у2 - 2у)2 - у2(у + 3) (у - 3) + 2у (2у2 + 5).

4. Разложите на множители:

а) 16х4 - 81;              б) х2 - х - у2 - у.

5. Докажите, что выражение х2 - 4х + 9, при любых значениях х принимает положительные значения.


Вариант 2

• 1. Упростите выражение:

а) 2х (х - 3) - 3х (х + 5);

б) (а + 7) (а - 1) + (а - 3)2;

в) 3 (у + 5)2 - 3у2.

• 2. Разложите на множители:

а) с2 - 16с;             б) 3а2 - 6аb + 3b2.

3. Упростите выражение (За - а2)2 - а2 (а - 2) (а + 2) + 2а (7 + 3а2).

4. Разложите на множители:

а) 81а4 - 1;             б) у2 - х2 - 6х - 9.

5. Докажите, что выражение 2 + 4а - 9 может принимать лишь отрицательные значения.


Контрольная работа №8  по теме «Системы линейных уравнений»


Вариант 1

• 1. Решите систему уравнений

4х + у = 3, 

6х 2у = 1.

•2. Банк продал предпринимателю г-ну Разину 8 облигаций по 2000 р. и 3000 р. Сколько облигаций каждого номинала купил г-н Разин, если за все облигации было заплачено 19000 р.?

3. Решите систему уравнений

2 (3х + 2у) + 9 = 4х + 21, 

2х + 10 = 3 - (6х + 5у).


4. Прямая у = кх + b проходит через  точки А (3; 8) и В (-4; 1). Напишите уравнение этой прямой.

5. Выясните, имеет ли решение система

3x - 2y = 7, 

6х - 4y = 1.


Вариант 2

• 1. Решите систему уравнений

3х - у = 7, 

2х + 3у = 1.

• 2. Велосипедист ехал 2 ч по лесной дороге и 1 ч по шоссе, всего он проехал 40 км. Скорость его на шоссе была на 4 км/ч больше, чем скорость на лесной дороге. С какой скоростью велосипедист ехал по шоссе, и с какой по лесной дороге?

3. Решите систему уравнений

2(3х - у) - 5 = 2х - 3у, 

5 - (х - 2у) = 4у + 16.

4. Прямая у kx + b проходит через точки А (5; 0) и В (-2; 21). Напишите уравнение этой прямой.

5. Выясните, имеет ли решения система и сколько:

5х - у = 11,

-10х + 2у = -22.


Итоговая контрольная работа по алгебре в 7 классе

Вариант 1

• 1. Упростите выражение:

а) 3а2b • (-5а3b);                б) (2х2у)3.

• 2. Решите уравнение 3х - 5 (2х + 1) = 3 (3 - 2х).

• 3. Разложите на множители:

а) 2ху - 6y2;           б) а3 - 4а.

• 4. Периметр треугольника ABC равен 50 см. Сторона АВ на 2 см больше стороны ВС, а сторона АС в 2 раза больше стороны ВС. Найдите стороны треугольника.

5. Докажите, что верно равенство

(а + с) (а с) (2а - b) - (а - b + с) (а - b с) = 0.

6. На графике функции у = 5х - 8 найдите точку, абсцисс которой противоположна ее ординате.


Вариант 2

• 1. Упростите выражение:

а) -2ху2 • Зх3у5;              б) (-4аb3)2.

• 2. Решите уравнение 4 (1 - 5х) = 9 - 3 (6x - 5).

• 3. Разложите на множители:

а) а2b - аb2;               б) 9х - х3.

• 4. Турист прошел 50 км за 3 дня. Во второй день он прошел на 10 км меньше, чем в первый день, и на 5 км больше, чем в третий. Сколько километров проходил турист каждый день?

5. Докажите, что при любых значениях переменных верно равенство

(х - у) (х + у) - (а - х + у) (а - х - у) - а (2х - а) = 0.

6. На графике функции у = 3х + 8 найдите точку, абсцисса которой равна ее ординате.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!