Багаевский район, хутор Елкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ от 01 сентября 2020 г. № 7
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ___________алгебре________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень общего образования (класс) основное общее образование ( 9класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов по плану- 101час
Учитель Прилукина Наталья Викторовна1
Программа разработана в соответствии с УМК для изучения курса алгебры в 9 классе, выпускаемом издательством Вентана-Граф, А.Г. Мерзляк . Алгебра – 9. Учебник.
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
В процессе изучения алгебры формируется логическое мышление и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Обучение алгебре дает возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать ее, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе. Приобретают навыки четкого и грамотного выполнения математических записей. При этом использование математического языка позволяет развить использование математического языка позволяет развить у обучающихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у обучающихся представление об алгебре как части общечеловеческой культуры.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры:
- овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
- успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Личностные результаты:
Изучение алгебры в 9 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в личностном направлении:
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении со всеми участниками образовательных отношений, в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Повторение | 5 | | | |
2 | Неравенства. | 20 | Умение ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку; сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки | Умеют заменять термины определениями; выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; выделяют формальную структуру задач, объекты и процессы с точки зрения целого и частей; умение находить информацию в учебнике по заданной теме; вырабатывают понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом | Умение вести диалог, умение слушать, аргументировано высказывать свои суждения; умение взаимодействовать с товарищами по классу. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планируют общие способы работы; учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
3 | Квадратичная функция. | 33 | Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; | Осознанное владение логическими действиями и определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления связей | Развитие умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; планируют общие способы работы |
4 | Элементы прикладной математики. | 13 | Умение выполнять действия по формуле, правилу, образцу. Умение моделировать с помощью уравнений реальные ситуации; умение проводить доказательство утверждений, осуществлять мини проектную деятельность; умение осуществлять самоконтроль и самооценку | Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; планируют общие способы работы |
5 | Числовые последовательности. | 17 | Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы | Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решении задач исследовательского характера | Умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 13 | | | |
| Итого | 101 | | | |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Повторение курса 8 класса | 5 | | |
2 | Неравенства. | 20 | - понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств; - решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления; - применять аппарат неравенства для решения задач из различных разделов курса. | - освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики; - применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты |
3 | Квадратичная функция. | 33 | - понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения); - строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; - понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами; - понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения); - применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни. | - проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.); - использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса; - решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств; - понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом. |
4 | Элементы прикладной математики. | 13 | - использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин; - использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; - находить относительную частоту и вероятность случайного события; - решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций. | - понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения - понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных; - приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы; - приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов; - научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач. |
5 | Числовые последовательности. | 17 | приводить примеры: последовательностей; числовых последовательностей, в частности арифметической и геометрической прогрессий; -вычислять члены последовательности, заданной формулой п-го члена или рекуррентно; -задавать арифметическую и геометрическую прогрессии рекуррентно; -записывать и пояснять формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий; формулы суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессий; формулы, выражающие свойства членов арифметической и геометрической прогрессий; -вычислять сумму бесконечной геометрической прогрессии, у которой │q│ 1; представлять бесконечные периодические дроби в виде обыкновенных | решать комбинированные задачи с применением формул п-го члена и суммы первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств; -понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом. |
6 | Повторение и систематизация учебного материала. | 13 | | |
| Итого | 101 | | |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Неравенства
Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. Системы линейных неравенств с одной переменной. Системы рациональных неравенств с модулями. Иррациональные неравенства. Рассуждения от противного. Метод использования очевидны неравенств. Метод применения ранее доказанного неравенства. Метод геометрической интерпретации.
Квадратичная функция
Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Решение рациональных неравенств. Метод интервалов. Системы уравнений с двумя переменными. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Как построить график функции , если известен график функции .
Элементы прикладной математики
Математическое моделирование. Процентные расчёты. Абсолютная и относительная погрешности. Приближённые вычисления. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.
Числовые последовательности
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q |
Повторение и систематизация учебного материала
№ п/п | Наименование разделов. | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Повторение | 5 | Вводный контроль |
2. | Неравенства. | 20 | Контрольная работа №1 «Неравенства |
3. | Квадратичная функция. | 33 | Контрольная работа№2 «Квадратичная функция. Еѐ график и свойства» Контрольная работа №3 «Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными» |
4. | Элементы прикладной математики. | 13 | Контрольная работа №4 «Элементы прикладной математики». |
5. | Числовые последовательности. | 17 | Контрольная работа №5 «Числовые последовательности». |
6. | Повторение и систематизация учебного материала. | 13 | Итоговая контрольная работа за курс 9класса |
| Итого | 101 | |
Место предмета в учебном плане:
Согласно ФГОС на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2020-2021 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году (23.02.2021г) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по алгебре в 2020-2021 учебном году в 9 классе будет реализована в объёме 101 часа.
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по алгебре (3 часа в неделю, всего 101 час)
№п\п | Дата проведения | Тема урока | |
План | Факт. |
| | | Повторение (5 часов) | |
| 01.09 | | Повторение" Рациональные выражения. Степень". | 1 |
| 03.09 | | Повторение : «Квадратные корни. Квадратные уравнения» | 1 |
| 04.09 | | Повторение : "Решение рациональных уравнений, которые сводятся к квадратным ". | 1 |
| 08.09 | | Повторение :"Решение задач, которые сводятся к квадратным уравнениям ". | 1 |
| 10.09 | | Вводный контроль | 1 |
Неравенства.(20часов) |
| 11.09 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе .Числовые неравенства | 1 |
| 15.09 | | Сравнение значений выражений | 1 |
| 17.09 | | Доказательство неравенств | 1 |
| 18.09 | | Основные свойства числовых неравенств. | |
| 22.09 | | Применение основных свойств числовых неравенств | 1 |
| 24.09 | | Сложение и умножение числовых неравенств | 1 |
| 25.09 | | Отработка навыков сложения и умножения числовых неравенств. | 1 |
| 29.09 | | Оценивание значений выражений | 1 |
| 01.10 | | Неравенства с одной переменной | 1 |
| 02.10 | | Числовые промежутки | 1 |
| 06.10 | | Неравенства с одной переменной Числовые промежутки. | 1 |
| 08.10 | | Наибольшее и наименьшее целое значение неравенств | 1 |
| 09.10 | | Задания с параметрами | 1 |
| 13.10 | | Отработка навыков решения неравенств с одной переменной | 1 |
| 15.10 | | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 |
| 16.10 | | Решение систем неравенств с одной переменной | 1 |
| 20.10 | | Решение двойных неравенств | 1 |
| 22.10 | | Решение неравенств с модулем. | 1 |
| 23.10 | | Отработка навыков решения систем неравенств с одной переменной. | 1 |
| 03.11 | | Контрольная работа №1«Неравенства" | 1 |
Квадратичная функция.(33 часа) |
| 05.11 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе Повторение и расширение сведений о функции | 1 |
| 06.11 | | Область определения функции и множество значений функции | 1 |
| 10.11 | | Способы задания функции. | 1 |
| 12.11 | | Свойства функции | 1 |
| 13.11 | | Исследование функции на монотонность | 1 |
| 17.11 | | Графики кусочных функций. | 1 |
| 19.11 | | Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x) | 1 |
| 20.11 | | Построение графика функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x) | 1 |
| 24.11 | | Как построить график функции y = f(x) + b, известен график функции y = f(x) | 1 |
| 26.11 | | Отработка навыков построения графиков функций y = f(x) + b, известен график функции y = f(x) | 1 |
| 27.11 | | Как построить график функции y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | 1 |
| 01.12 | | Отработка навыков построения графиков функций y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | 1 |
| 03.12 | | Квадратичная функция. | 1 |
| 04.12 | | График квадратичной функции. | 1 |
| 08.12 | | Свойства квадратичной функции. | 1 |
| 10.12 | | Отработка навыков построения графиков квадратичной функции. | 1 |
| 11.12 | | Графическое решение уравнений. | 1 |
| 15.12 | | Применение графиков квадратичной функции при решении заданий с параметрами. | 1 |
| 17.12 | | Контрольная работа № 2«Квадратичная функция. Еѐ график и свойства» | 1 |
| 18.12 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе Квадратные неравенства. | 1 |
| 22.12 | | Решение квадратных неравенств. | 1 |
| 24.12 | | Нахождение множества решений неравенства | 1 |
| 25.12 | | Метод интервалов | 1 |
| 12.01 | | Нахождение области определения выражения и функции | 1 |
| 14.01 | | Отработка навыков решения квадратных неравенств. | 1 |
| 15.01 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 |
| 19.01 | | Графический метод решения систем с двумя переменными | 1 |
| 21.01 | | Метод подстановки решения систем с двумя переменными | 1 |
| 22.01 | | Метод сложения решения систем с двумя переменными | 1 |
| 26.01 | | Метод замены переменных решения систем с двумя переменными | 1 |
| 28.01 | | Решения систем с двумя переменными различными способами. | 1 |
| 29.01 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 |
| 02.02 | | Контрольная работа № 3«Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными» | 1 |
Элементы прикладной математики.(13 часов) | |
| 04.02 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе .Математическое моделирование | 1 |
| 05.02 | | Задачи на движение. Задачи на работу. | 1 |
| 09.02 | | Процентные расчёты. Три основные задачи на проценты. | 1 |
| 11.02 | | Простые и сложные проценты | 1 |
| 12.02 | | Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешность | 1 |
| 16.02 | | Основные правила комбинаторики | 1 |
| 18.02 | | Правило суммы и произведения. Отработка навыков применения правил суммы и произведения | 1 |
| 19.02 | | Случайные достоверные и невозможные события. Частота и вероятность случайного события. | 1 |
| 25.02 | | Классическое определение вероятности. Решение вероятностных задач. | 1 |
| 26.02 | | Начальные сведения о статистике | 1 |
| 02.03 | | Способы представления данных | 1 |
| 04.03 | | Основные статистические характеристики | 1 |
| 05.03 | | Контрольная работа № 4«Элементы прикладной математики». | 1 |
Числовые последовательности.(17 часов) | |
| 09.03 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе .Числовая последовательность. Аналитический способ задания последовательности | 1 |
| 11.03 | | Словесный и рекуррентный способы задания функции. | 1 |
| 12.03 | | Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена. | 1 |
| 16.03 | | Решение задач на применение формулы n-го члена арифметической прогрессии. | 1 |
| 18.03 | | Характеристическое свойство. | 1 |
| 19.03 | | Решение задач по теме: «Арифметическая прогрессия». | 1 |
| 30.03 | | Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии. | 1 |
| 01.04 | | Решение задач на нахождение суммы членов конечной арифметической прогрессии | 1 |
| 02.04 | | Решение задач по теме: «Арифметическая прогрессия» | 1 |
| 06.04 | | Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена. | 1 |
| 08.04 | | Решение задач на применение формулы n-го члена геометрической прогрессии | 1 |
| 09.04 | | Решение задач на применение формулы n-го члена геометрической прогрессии. | 1 |
| 13.04 | | Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии | 1 |
| 15.04 | | Решение задач на нахождение суммы членов конечной геометрической прогрессии. Характеристическое свойство. | 1 |
| 16.04 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | 1 |
| 20.04 | | Решение задач на нахождение суммы бесконечной геометрической прогрессии | 1 |
| 22.04 | | Контрольная работа № 5 " Числовые последовательности" | 1 |
Повторение (12часов) | |
| 23.04 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе Повторение .Преобразование целых выражений. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 27.04 | | Повторение .Преобразование целых выражений. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 29.04 | | Повторение .Степень и еѐ свойства. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 30.04 | | Повторение .Квадратные уравнения и их корни.. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 04.05 | | Повторение .Решение линейных и квадратных неравенств. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 06.05 | | Повторение .Функции и их графики. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 07.05 | | Повторение .Решение текстовых задач. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 11.05 | | Повторение .Числовые последовательности. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 13.05 | | Повторение .Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Выполнение заданий ОГЭ | 1 |
| 14.05 | | Итоговая диагностическая контрольная работа в форме ОГЭ - 9 | 1 |
| 18.05 | | Итоговая диагностическая контрольная работа в форме ОГЭ - 9 | 1 |
| 20.05 | | Итоги контрольной работы в форме ОГЭ - 9 | 1 |
| 21.05 | | Итоговое занятие | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей математики и информатики ______________(подпись)
МБОУ Елкинской СОШ Мыскина Л.А.
от 29 августа 2020года № 1 « 31 » августа 2020 года
_________________________
(подпись рук. МО)
Прилукина Н.В. (ФИО)