Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования науки России от 05.03.2004 г. № 1089.
2.Письмо Минобразования науки РФ от 07.07. 2005 г. № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана».
3. Образовательная программа МБОУ Озерная СШ № 9 приказ № 73 от 30.08. 2018 г.
4.Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Озерная СШ № 9 приказ № 96 от 16.06. 2015 г.
Предмет «Алгебра и начала анализа» является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 2 недельных часа.
За счет часов компонента образовательного учреждения число часов увеличено еще на 1 недельный час с целью качественной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Цели:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Общая характеристика учебного материала.
В курсе алгебры 11-го класса формируется понятие первообразной и интеграла. Особое внимание уделяется выполнению построение графика показательной и логарифмической функций, решению показательных уравнений и неравенств, логарифмических уравнений и неравенств. Учащиеся дополняют знания о неравенствах и системах. Даются систематизированные сведения о статистике, об элементах комбинаторики. Особое место занимает решение задач на применение формул. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Алгебра имеет большое и все возрастающее число меж предметных и внутри предметных связей, так алгебра тесно связана с геометрией, то при изучении тем математического анализа рассматриваются не только геометрические задачи, но и физические, а при изучении функций и прогрессий наблюдается связь с биологией.
Учебник «Алгебра и начала анализа» 11 класс, в двух частях, авторы А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, изд. Мнемозина, 2013-2014 год издания, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018 – 2019 учебный год (приказ № 273 от 31.03.2014 г.).
Содержание учебного предмета (курса)
№ | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов |
1 | Вводное повторение | Производная. Уравнение касательной. Исследование функций. | 5 |
2 | Первообразная и интеграл | Первообразная. Правила отыскания первообразной. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Вычисление площадей. | 8 |
3 | Степени и корни. Степенные функции | Понятие корня n-й степени из действительного числа. Функции , их свойства и графики. Свойства корня п-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики. | 18 |
4 | Показательная и логарифмическая функции | Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения и неравенства. Понятие логарифма. Функция , ее свойства и график. Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций. | 26 |
5 | Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. | Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений. Решение неравенств с одной переменной. Равносильность неравенств, системы и совокупности неравенств, иррациональные неравенства, неравенства с модулями. | 20 |
6 | Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей часов. | Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами. Табличные и графические преставления данных. Числовые характеристики рядов данных. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Треугольник Паскаля. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 13 |
7 | Обобщающее повторение | Повторение курса алгебра и начала анализа 10-11 классов по основным темам: «Тригонометрия»; «Производная и ее применение в заданиях ЕГЭ», «Степени», «Степенные функции», «Логарифмы», «Интегралы», «Комбинаторные задачи». Задачи реальной математики в ЕГЭ. | 12 |
|
Итого 102 ч. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития числа, создание математического анализа, возникновение и развитие геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
-проводить по известным формулам и правилам преобразование буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые постановки и преобразования.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- расчётов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и применяя простейшие вычислительные устройства.
Графики и функции.
Учащиеся должны знать и уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле свойства функции;
- находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения функции;
- решать уравнения и системы , используя свойства функций и их графики;
- исследовать функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, преставления их графически, интерпретации графиков
Начала математического анализа.
Учащиеся должны знать и уметь:
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решение прикладных задач, в том числе социально- экономических и физических, на вычисление наибольших и наименьших значений, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства.
Учащиеся должны знать и уметь:
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения и их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать графический метод для приближённого решения уравнений и неравенств;
- изображать на координатной плоскости множество решений уравнений и их систем.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-построения и исследования математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Учащиеся должны знать и уметь:
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчёта числа исходов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка устных ответов учащихся:
ответ оценивается оценкой «5», если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя;
ответ оценивается оценкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя;
оценка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
оценка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
При выполнении контрольной, проверочной и самостоятельной работы:
исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется оценка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда оценка выставляется следующим образом:
95% и более - отлично
80-94%% - хорошо
66-79%% - удовлетворительно
менее 66% - неудовлетворительно
5.Источники информации
для учителя:
Денищева Л.О., Корешкова Т.А. «Тематические тесты и зачеты» 10-11кл. Москва, «Мнемозина», 2007 г.
Мордкович А.Г. «Алгебра и начало анализа 10-11 кл.» часть 1 , учебник – М.: Мнемозина, год издания 2014 г .
2.Мордкович А.Г. «Алгебра и начало анализа 10-11 кл.» часть 2, задачник – М.: Мнемозина, год издания 2014 г.
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. «Контрольные работы» 10-11 кл. Москва, «Мнемозина», 2004 г.
5.Ященко И.В. Математика. Типовые тестовые задания - 50 вариантов. Изд. «Экзамен», Москва, 2018.(ЕГЭ).
для ученика:
1.Мордкович А.Г. «Алгебра и начало анализа 10-11 кл.» часть 1 , учебник – М.: Мнемозина, год издания 2014 .
2.Мордкович А.Г. «Алгебра и начало анализа 10-11 кл.» часть 2, задачник – М.: Мнемозина, год издания 2014..
3.Ященко И.В. Математика. Типовые тестовые задания - 50 вариантов. Изд. «Экзамен», Москва, 2018.(ЕГЭ).
Средства обучения
Медиапроектор - 1
Магнитная доска - 1
Интерактивная доска – 1
Видеокамера-1
Демонстрационные плакаты по алгебре:
квадратные уравнения, дробно-линейная функция, задачи на проценты, квадратные неравенства, арифметический квадратный корень, степени, простые числа, квадраты нат. чисел, V,S,t, масса, пропорции.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание темы (раздела) | Вид практического занятия, контроля | Дата проведения |
по плану | фактически |
| Повторение-5 ч. |
1 | Производная. | | 03.09 | |
2 | Уравнение касательной. | | 04.09 | |
3 | Исследование функций. | | 05.09 | |
4 | Тригонометрические преобразования | | 10.09 | |
5 | Входная К/Р | к/р | 11.09 | |
| Первообразная и интеграл -8 ч. |
6 | Первообразная. | | 12.09 | |
7 | Правила отыскания первообразной. | | 17.09 | |
8 | Неопределенный интеграл. | | 18.09 | |
9 | Определенный интеграл. | | 19.09 | |
10 | Формула Ньютона-Лейбница. | | 24.09 | |
11 | Вычисление площадей. | ср | 25.09 | |
12 | Первообразная и интеграл. | | 26.09 | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме «Первообразная и интеграл» | к/р | 01.10 | |
| Степени и корни. Степенные функции – 18 ч. |
14 | Понятие корня n-й степени из действительного числа. | | 02.10 | |
15 | Понятие корня n-й степени из действительного числа. | пр | 03.10 | |
16 | Функции , их свойства и графики. | | 08.10 | |
17 | Функции , их свойства и графики. | | 09.10 | |
18 | Свойства функций. | | 10.10 | |
19 | Свойства корня п-й степени. | | 15.10 | |
20 | Свойства корня п-й степени. | | 16.10 | |
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Свойства корня п-й степени». | | 17.10 | |
22 | Преобразование выражений. | | 22.10 | |
23 | Преобразование выражений. | | 23.10 | |
24 | Преобразование выражений. | пр | 24.10 | |
25 | Обобщение понятия о показателе степени. | | 06.11 | |
26 | Обобщение понятия о показателе степени. | | 07.11 | |
27 | Преобразование выражений. | | 12.11 | |
28 | Степенные функции, их свойства и графики. | | 13.11 | |
29 | Степенные функции, их свойства и графики. | | 14.11 | |
30 | Производная степени. | т | 19.11 | |
31 | Контрольная работа № 3 по теме «Степенные функции, степени и корни». | к/р | 20.11 | |
| Показательная и логарифмическая функции-26 ч. |
32 | Показательная функция, ее свойства и график. | | 21.11 | |
33 | Показательная функция, ее свойства и график. | | 26.11 | |
34 | Показательные уравнения. | | 27.11 | |
35 | Показательные уравнения и неравенства. | | 28.11 | |
36 | Показательные уравнения и неравенства. | | 03.12 | |
37 | Контрольная работа № 4 по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства». | к/р | 04.12 | |
38 | Понятие логарифма. | | 05.12 | |
39 | Понятие логарифма. | ср | 10.12 | |
40 | Функция , ее свойства и график. | | 11.12 | |
41 | Функция , ее свойства и график. | | 12.12 | |
42 | Функция , ее свойства и график. | | 17.12 | |
43 | Промежуточная КР за 1 полугодие. | ПКР | 18.12 | |
44 | Свойства логарифмов. | | 19.12 | |
45 | Логарифмические уравнения | | 24.12 | |
46 | Логарифмические уравнения | | 25.12 | |
47 | Контрольная работа № 5 по теме «Логарифмическая функция и уравнения» | к/р | 26.12 | |
48 | Логарифмические уравнения | | 09.01 | |
49 | Логарифмические уравнения и неравенства | | 14.01 | |
50 | Логарифмические уравнения и неравенства. | | 15.01 | |
51 | Переход к новому основанию. | | 16.01 | |
52 | Переход к новому основанию. Вычисление log. | пр | 21.01 | |
53 | Переход к новому основанию. Решение уравнений. | | 22.01 | |
54 | Дифференцирование показ. и логарифм. ф-ций | | 23.01 | |
55 | ДиффеДифференцирование показ. и логарифм. ф-ций | | 28.01 | |
56 | ДиффеУравнения, неравенства, дифференцирование показ. и логарилогарифм. ф-ций. | | 29.01 | |
57 | Контрольная работа № 6 по теме «Неравенства, переход, диф-ние». | к/р | 30.01 | |
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств -20ч. |
58 | Равносильность уравнений. | | 04.02 | |
59 | Равносильность уравнений. | | 05.02 | |
60 | Общие методы решения уравнений. Иррац. ур-я. | ср | 06.02 | |
61 | Общие методы решения уравнений. Триг. ур-я. | ср | 11.02 | |
62 | Общие методы решения уравнений. | | 12.02 | |
63 | Решение неравенств с одной переменной. | | 13.02 | |
64 | Решение неравенств с одной переменной. | | 18.02 | |
65 | Решение неравенств с двумя переменными. | | 19.02 | |
66 | Решение неравенств с двумя переменными. | | 20.02 | |
67 | Уравнения и неравенства с двумя переменными. | | 25.02 | |
68 | Уравнения и неравенства с двумя переменными. | пр | 26.02 | |
69 | Системы уравнений. Метод подстановки | | 27.02 | |
70 | Системы уравнений. Метод сложения | | 04.03 | |
71 72 | Системы уравнений. Метод введения новой Системы уравнений. переменной | пр | 05.03 06.03 | |
73 | Уравнения и неравенства с параметрами. | | 11.03 | |
74 | Уравнения и неравенства с параметрами. | | 12.03 | |
75 | Уравнения и неравенства с параметрами. | | 18.03 | |
76 77 | Контрольная работа № 7 по теме «Уравнения, неравенства, системы». | | 19.03 | |
| Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей-13ч. |
78 | Статистическая обработка данных. | | 20.03 | |
79 | Статистическая обработка данных. | | 01.04 | |
80 | Простейшие вероятностные задачи. | | 02.04 | |
81 | Простейшие вероятностные задачи. ЕГЭ | | 03.04 | |
82 | Простейшие вероятностные задачи. ЕГЭ | ср | 08.04 | |
83 | Сочетания и размещения. | | 09.04 | |
84 | Сочетания и размещения. | | 10.04 | |
85 | Сочетания и размещения. | | 15.04 | |
86 | Формула бинома Ньютона. | | 16.04 | |
87 | Случайные события и их вероятности. | | 17.04 | |
88 | Случайные события и их вероятности. ЕГЭ | | 22.04 | |
89 | Случайные события и их вероятности. ЕГЭ | | 23.04 | |
90 | Контрольная работа № 8 по теме «Вероятность» | к/р | 24.04 | |
Повторение курса алгебра и начала анализа 10-11 классов по основным темам -12 ч. |
91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 | «Тригонометрия в ЕГЭ»; «Производная и ее применение в заданиях ЕГЭ «Степени», «Степенные функции», «Показательные уравнения и неравенства» «Логарифмы», «Интегралы», «Комбинаторные задачи». Задачи реальной математики в ЕГЭ. ИТОГОВАЯ К/Р (2ч) Работа над ошибками | ср
т
кр | 29.04 30.04 06.05 07.05 08.05 13.05 14.05 15.05 20.05 21.05 22.05 | |