СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.10 «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа

по учебной дисциплине

ОП.10 «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для специальности

44.02.01 «Дошкольное образование»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.10 «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»












рабочая программа

по учебной дисциплине

ОП.10 «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для специальности

44.02.01 «Дошкольное образование»









г. Добрянка, 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование




Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»




Разработчик: Ушакова Галина Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»








Согласовано методическим советом техникума

Протокол №_______ от «____» _____________________2023 г.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. Структура и Содержание учебного материала учебной программы дисциплины


4

3. Условия реализации рабочей программы учебной программы дисциплины


7

4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

7




1. Паспорт рабочей программы дисциплины


1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «Детская психология» относится к дисциплинам Общепрофессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

  • анализировать педагогические ситуации, применяя знания об общих и индивидуальных особенностях, факторах психического развития, психологических механизмах педагогического процесса;

применять имеющиеся знания для решения педагогических задач.

знать:

  • детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка;

  • основные закономерности психического развития;

  • развитие игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте; сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;

  • развитие деятельности в раннем и дошкольном возрасте (бытовая, трудовая, продуктивная);

  • развитие познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте;

  • развитие личности в раннем и дошкольном возрасте;

  • психологическая готовность к обучению в школе;


Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций ОК 01, ОК 02


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Объем ОП - 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 2 часа


2. Структура и Содержание учебного материала учебной дисциплины


Вид учебной работы

Объем часов

Объем ОП

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

41

Самостоятельная работа студента (всего)

2

  • самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;

  • подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;

  • выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;

  • самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата, доклада.

  • выполнение индивидуальных творческих заданий.


Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы





























2.2. Тематический план и Содержание учебного материала учебной дисциплины

«ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4


РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

4

ОК 01, ОК 02,

Тема 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка

Содержание учебного материала

1

1

Теоретические и практические задачи детской психологии. Исторический анализ понятия детства. Методологические основы детской психологии. Методы детской психологии. Связь детской психологии с другими науками.

1

Тема 2.

Основные

закономерности психического развития

Содержание учебного материала

3

ОК 01, ОК 02,

1

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка: предпосылки, определяющие психическое развитие; условия, определяющие психическое развитие; взаимодействие биологических и социальных факторов. Индивидуальные особенности психического развития детей: темп психического развития, индивидуально-психологические качества, наследственность и среда, способности

1

Практическая работа

2

1

Применение знаний о закономерностях психического развития ребенка при решении педагогических задач

2

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

11


Тема 3.

Развитие

игровой

деятельности в раннем и

дошкольном возрасте

Содержание учебного материала

5

ОК 01, ОК 02,

1

Игровая деятельность. Развитие игровой деятельности в младенчестве и раннем возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка: влияние игры на общее развитие ребенка, влияние игры на развитие функций речи, рефлексия. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Компоненты сюжетно-ролевой игры.

1

Практическая работа

4

2

Роль игрушки в психическом развитии ребенка: игрушка как средство психического развития ребенка, игрушка как средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка

2

3

Составление рекомендаций по подбору игрушек, способствующих психическому развитию ребенка на разных возрастных этапах

2

Тема 4. Развитие деятельности в раннем и

дошкольном возрасте

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02,

1

Развитие бытовой и трудовой деятельности в раннем и дошкольном возрасте. Развитие продуктивных видов деятельности. Развитие изобразительной деятельности. Содержание детского рисунка. Конструктивная деятельность

2

Практическая работа

4

4

Подбор и анализ диагностических методик для определения уровня развития трудовой и продуктивной деятельностей детей дошкольного возраста

2

5

Применение знаний о развитии деятельности в раннем и дошкольном возрасте при решении педагогических задач.

2

РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

18


Тема 5. Сенсорное развитие

Содержание учебного материала

4

ОК 01, ОК 02,

1

Сенсорное развитие в раннем и дошкольном возрасте. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками. Развитие ориентировке в пространстве и времени.

2


Практическая работа

2

6

Применение знаний об особенностях сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте при решении педагогических задач.

2

Тема 6. Развитие речи

Содержание учебного материала

4

ОК 01, ОК 02,

1

Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте: развитие различных сторон речи, развитие функций речи, развитие форм речи.

2

Практическая работа

2

7

Применение знаний о развитии речи в раннем и дошкольном возрасте при решении педагогических задач.

2

Тема 7. Развитие мышления

Содержание учебного материала

4

ОК 01, ОК 02,

1

Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте: проблемные ситуации, установление причинно-следственных связей, развитие мыслительных действий, образное мышление, предпосылки развития логических форм мышления, логическое мышление и умственное развитие

2

Практическая работа

2

8

Применение знаний развития мышления в дошкольном возрасте при решении педагогических задач

2

Тема 8. Развитие внимания, памяти и воображения

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02,

1

Развитие внимания в раннем и дошкольном возрасте. Развитие произвольности, соотношение видов внимания в дошкольном возрасте

1

2

Развитие памяти в раннем и дошкольном возрасте. Развитие непроизвольной памяти, развитие произвольной памяти, соотношение непроизвольного и произвольного запоминания. Развитие воображения. Условия развития воображения, соотношение непроизвольного и произвольного воображения.

1

Практическая работа

4

9

Подбор и анализ диагностических методик для определения уровня развития внимания, памяти и воображения детей дошкольного возраста

2

10

Применение знаний о развитии внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте при решении педагогических задач

2

РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

27


Тема 9. Условия развития личности

Содержание учебного материала

4

ОК 01, ОК 02,

1

Влияние взрослого на развитие личности ребенка. Предпосылки развития личности, притязание на признание, потребность в любви. Зависимость от других и самостоятельность, взаимные оценки. Мальчики и девочки. Роль взрослых и половая идентификация ребенка. Формирование образа тела.

2

Практическая работа

2

11

Подбор и анализ диагностических методик для выявления личностных особенностей воспитанников

2

Тема 10. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02,

1

Содержание мотивов поведения дошкольников. Формирование системы мотивов. Соподчинение мотивов. Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста. Осознание себя во времени

2

Практическая работа

4

12

Применение знаний мотивов поведения воспитанников при решении педагогических задач

2

13

Формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте

2

Тема 11. Нравственное развитие

Содержание учебного материала

4

1

Условия нравственного развития личности ребенка. Происхождение негативных личностных образований. Детская ложь. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе. Роль этических эталонов в развитии личности ребенка. Развитие стремления к нравственному поступку. Условия развития навыка вежливости

2

ОК 01, ОК 02,

Практическая работа

2

14

Применение знаний о нравственном развитии воспитанников при решении педагогических задач

2

Тема 12. Эмоционально-волевое развитие

Содержание учебного материала

5

ОК 01, ОК 02,

1

Развитие эмоций в раннем и дошкольном возрасте. Развитие чувств дошкольника. Динамика развития эмоций и чувств. Развитие воли. Возникновение воли как способности к управлению поведением. Генезис волевых действий. Стремление к цели. Значение мотивов. Планирование

2

Практическая работа

3

15

Применение знаний о эмоционально-волевом развитии воспитанников при решении педагогических задач

3

Тема 13. Индивидуально-типологические особенности

Содержание учебного материала

4

ОК 01, ОК 02,

1

Развитие темперамента в раннем и дошкольном возрасте. Развитие характера дошкольника. Развитие способностей у детей дошкольного возраста

2

Практическая работа

2

16

Подбор и анализ диагностических методик для выявления индивидуально-типологических особенностей воспитанников. Применение знаний об индивидуально-типологических особенностях воспитанников при решении педагогических задач

2

Тема 14. Психологическая готовность к обучению в школе

Содержание учебного материала

4

ОК 01, ОК 02,

1

Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Кризис 7 лет. Характеристика компонентов психологической готовности к школе

2

Практическая работа

2

17

Подбор и анализ диагностических методик для определения психологической готовности дошкольников к школе

2



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

2




КОНСУЛЬТАЦИИ

2


ЭКЗАМЕН

6


ВСЕГО

70



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный соответствии с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.


3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные и электронные издания

1. Белкина, В. Н.  Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08012-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491309 (дата обращения: 21.06.2022).

2. Веракса, Н. Е.  Детская психология : учебник для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15251-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489412 (дата обращения: 21.06.2022).

3. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 222 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10206-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498966 (дата обращения: 21.06.2022).

4. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10203-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498967 (дата обращения: 21.06.2022).

      1. Дополнительные источники

1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикумдля СПО [Текст] / Е. Е. Алексеева. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 195 с.

2. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО [Текст] / В. Н. Белкина. – 2–е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 170 с.

3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452935

4. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / О. О. Гонина. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 425 с.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и творческих заданий.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения


анализировать педагогические ситуации, применяя знания об общих и индивидуальных особенностях, факторах психического развития, психологических механизмах педагогического процесса;

Практическая работа № 4,9,11,16,17

применять имеющиеся знания для решения педагогических задач.

Практическая работа № 1,2,6,8,10,12,14,15

усвоенные знания


детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка;

Практическая работа № 1

основные закономерности психического развития;

Практическая работа № 1

развитие игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте; сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;

Практическая работа № 2,3

развитие деятельности в раннем и дошкольном возрасте (бытовая, трудовая, продуктивная);

Практическая работа № 4,5

развитие познавательных процессов в раннем и дошкольном возрасте;

Практическая работа № 6,7,8,9,10

развитие личности в раннем и дошкольном возрасте;

Практическая работа № 11,12,13,14,15,16,

психологическая готовность к обучению в школе;

Практическая работа № 17

5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!