СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий мир" ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета " Окружающий мир" для обучающихся глубокой, тяжелой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 2 Вариант

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир" ОВЗ»




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



















учебного предмета

«Окружающий мир»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

2 класс (2 Вариант)

на 2022-2023 учебный год











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"


Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Так как дети затрудняются, а чаще и вовсе не отождествляют изображения с реальной действительностью, занятия проводятся поэтапно: от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций до их изображений.

Занятия проводятся в форме игры, беседы, наблюдения, экскурсии.

Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребёнка. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.


Место предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часов, 1час в неделю, 33 учебные недели.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"


Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;

  • формирование временных представлений;

  • формирование представлений о растительном и животном мире.


Наряду с вышеуказанными задачами решаются и специальные - коррекционные задачи:

  • развивать наблюдательность и любознательность;

  • формировать нравственное поведение детей в природе;

  • воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы;

  • учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы;

  • развивать ощущения, восприятия, представления;

  • создать у детей предпосылки к развитию речи;

  • формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;

  • формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;

  • побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств;

  • учить пониманию речи и жестов;

  • развивать мышление и память в процессе общения с взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.







































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА_____________________________________


Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).

Знание значения растений в природе и жизни человека.Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) грибов (мухомор, подберёзовик, лисичка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, пятачок, уши). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).

Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Узнавание (различение) зимующих птиц ( ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). Знание значения птиц в жизни человека, в природе.

Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности.

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.








ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты включают:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- избегает конфликтных ситуаций;

-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Предметные результаты включают:

узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета задач подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел учебного курса

Количество часов на изучение раздела

Сезонные изменения в природе

12

Живая природа

16

Неживая природа

5

Всего

33









ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ___________________________________________


№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Виды деятельности

дата

1

1

«Осень, в гости просим!». Рассмотрение картин.

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени. Понимать словесную (жестовую) инструкцию.


2

2

Что нам осень принесла?» Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Формирование представлений и знаний о фруктах, ягодах, овощах.


3

3

А кто такие птички?

Формирование знаний и представлений о птицах, развитие речи


4

4

Какие бывают растения? Части дерева (лист)

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Сформировать представления о деревьях и кустарниках.


5

5

Одежда и обувь человека осенью.

Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.


6

6

Занятия и труд людей осенью

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета).


7

7

Явления природы: дождь, листопад.

Развитие фонематического восприятия, словесно-логического мышления.


8

8

В мире животных

Сформировать умение описывать действия животных по картинкам.


9

9

«Строение животных, птиц».

Формирование знаний и представлений о животных, птицах;


10

10

«Сравнение зверей и птиц».

Развитие словесно-логического мышления,


11

11

"В гости к осени".

действия с опорой на картинный план с помощью педагога.


12

12

Одежда и обувь человека зимой».

развитие крупной и мелкой моторики. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.


13

13

«Зимние явления природы». (снег, метель, лед)

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе (снег, лед, метель),


14

14

«Сутки».

представлений о частях суток, развитие крупной и мелкой моторики, развитие памяти.


15

15

Что делают растения зимой?

(ель, сосна)

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка).


16

16

Новый год!».

Изготовление украшений на елку.

развитие крупной и мелкой моторики, развитие памяти.


17

17

«Животные и птицы зимой».

Представление о животных и птицах в зимнее время года. Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке",


18

18

«Дикие животные». (Заяц, волк).

Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности


19

19

«Домашние животные. Кошка и собака. Уход».

называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними


20

20

«Комнатные растения. Уход».

Научатся распознавать комнатные растения


21

21

«Воздух и вода. Значение для человека и животных».

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия. Узнавать и называть явления окружающей природы


22

22

«Явления природы: солнце, ветер».

Уметь различать время суток


23

23

«Растения весной. Части растений». (лист, ветки)

; учить находить и показывать части растений (лист, ветки).


24

24

«Одежда и обувь весной».

Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.


25

25

«Жизнь птиц весной».

Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной, различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах.


26

26

«Животные весной».

Представления о животных, их образе жизни и повадках весной, различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах


27

27

«В гостях у Мухи- Цокотухи». (насекомые)

выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия.


28

28

«В мире рыб».

развитие памяти, умения находить предмет по картинкам, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


29

29

«Звезды».

Уметь показывать звезды.


30

30

Закрепление по теме "Животные".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.


31

31

Закрепление по теме "Птицы".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.


32

32

Закрепление по теме "Растения".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.


33

33

Закрепление по теме "Явления природы".

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение.



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Карточки: "Мир животных": домашние животные, дикие животные России, животные

жарких стран, животные холодных широт.

- "Мир человека": продукты питания, посуда, мебель, одежда и обувь, игрушки, транспорт,

музыкальные инструменты, электроприборы;

- «Мир природы»: "Цветы", "Фрукты", «Ягоды», «Грибы»,"Зима", "Весна", "Лето, "Осень".

Наборы сказок: «Теремок», «Репка», «3 поросенка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Наборы кукол для пальчикового театра: «Заюшкина избушка».

-Разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков.



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 . Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)..

- Живой мир. 1 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Б.

Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

5. Окружающий мир: учеб. для 1,2, кл. специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида / С.В. Кудрина. – М.: Гуманитатор. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

6. Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих

адапт. основные общеобразоват. программы. в 2 ч./[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.

Попова]. – М.: Просвещение, 2018.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). _

2. Активное участие.

действие выполняется ребѐнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

- по подражанию или по образцу

- самостоятельно с ошибками

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!