Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по живому миру для обучения учащихся 4 класса с ОВЗ создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Окружающий мир, 1–4 класс» А.А.Плешаков.
Адаптированная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цели обучения:
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения:
- воспитание любви к своей малой Родине и к России в целом.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории -Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у учащихся патриотических. гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семы; связь времен и поколений, познакомить учащихся образами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России. Её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
На изучение окружающего мира в IV классе отводится 1 час в неделю. Общее число часов – 34.
Экскурсий – 4
Практических работ - 19
Контрольных работ – 4
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир. Средние века, Новое время. Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга. пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Н Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения ПЛАН | ФАКТ |
Земля и человечество (5ч) |
1 | Звёздное небо – великая книга природы. Пр. р.: знакомство с картой звёздного неба. | 1 | | |
-
| Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и геогр. карты. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. | 1 | | |
-
| Счёт лет в истории. Историческая карта. Пр. р.: знакомство с историческими картами. | 1 | | |
-
| Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международная красная книга | 1 | | |
-
| Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Земля и человечество» | 1 | | |
Природа России (5ч) |
-
| Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы. Моря, озёра и реки нашей страны. Пр. р.: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; | 1 | | |
-
| Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. Зона тундры. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; | 1 | | |
-
| Контрольная работа №1 за 1четверть. | 1 | | |
-
| Зона лесов. Зона степей. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. | 1 | | |
-
| Зона пустынь. Пр. р.: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | 1 | | |
Родной край – часть большой страны (8ч) |
-
| Наш край на карте Родины. Карта родного края. Пр. р.: Знакомство с картой края. | 1 | | |
-
| Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. карты. Охрана водоёмов края. Экскурсия. | 1 | | |
-
| Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Пр.р. Рассматривание полезных ископаемых своего края, определение их свойств. | 1 | | |
-
| Лес – природное сообщество. Разнообразие растений и животных леса. Экологические связи и сообщества. Охрана леса. Пр.р. Рассматривание гербарных экземпляров растений леса. Заочная экскурсия. | 1 | | |
-
| Природное сообщество – луг. Разнообразие растений и животных луга. Экологические связи и сообщества. Охрана луга. Пр. р. Рассматривание гербарных экземпляров растений луга. Заочная экскурсия. | 1 | | |
-
| Жизнь пресного водоёма. Экологические связи и сообщества. Охрана. | 1 | | |
|
-
| Контрольная работа №2 за четверть. | 1 | | |
-
| Обобщающий урок по теме «Наш край – часть большой страны» | 1 | | |
Страницы всемирной истории (3 ч) |
-
| Представление о периодизации истории. Счёт лет в истории. Начало истории человечества: первобытное общество. | 1 | | |
-
| Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. | 1 | | |
-
| Новейшее время. Представление о скорости перемен в XXв. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | 1 | | |
Страницы истории Отечества (10ч) | |
-
| Русь – страна городов. Киев, Великий Новгород, Москва. Культура, быт и нравы древней Руси. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте. | 1 | | |
-
| Куликовская битва. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте | 1 | | |
-
| Наше Отечество в 16 – 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы России в 16 – 17 в | 1 | | |
-
| Россия в 18 в. Пётр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. | 1 | | |
-
| Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Выдающиеся люди: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в 18 в. | 1 | | |
-
| Контрольная работа №3 за 3четверть. | 1 | | |
-
| Россия в 19 - начале 20 в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Пр. р. Найти и показать объекты на исторической карте | 1 | | |
|
-
| Россия в 20 в. Участие России в первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. | 1 | | |
-
| Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы- всенародный праздник. | 1 | | |
-
| Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Знакомство с историческими достопримечательностями родного села. | 1 | | |
Современная Россия (3 ч) | |
-
| Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права ребёнка. | 1 | | |
-
| Мы – граждане России. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (герб, флаг, гимн). | 1 | | |
-
| Итоговая контрольная работа №4. | 1 | | |
Содержание программы учебного предмета
IV КЛАСС (34 ч)
Земля и человечество (5 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (5 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (8 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результа1те деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связянные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (3ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (10 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХП1—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХН1—XV вв.
Наше Отечество в XVI—XVН вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVП вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции . 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (3ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Формы и средства контроля.
Тесты.
Самостоятельные работы.
Контрольные работы.
Итоговый тест за I четверть
Вариант 1
А1. Какая планета самая большая?
1) Юпитер
2) Плутон
3) Марс
4) Сатурн
1) во вращении Солнца вокруг Вселенной
2) во вращении Земли вокруг Солнца
3) во вращении Земли вокруг своей оси
4)в охлаждении и нагреве Земли
1) Сириус
2) Солнце
3) Полярная
4) Альдебаран
1) экология
2) география
3) биология
4) астрономия
1) астрономы
2) химики
3) историки
4) географы
1) в X веке
2) в XI веке
3)в XII веке
4) в XIII веке
1) на Урале
2) на Камчатке
3) на Кавказе
4) на Алтае
1) смешанных лесов
2) арктических пустынь
3) тундры
4) степей
1) разрушение почвы
2) загрязнение воды
3) вырубка лесов
4) исчезновение моржей
1) морж
2) северный олень
3) лемминг
4) песец
1) Земля
2) комета
3) туча
4) Венера
1) Земля
2) Марс
3) Юпитер
4) Плутон
1) Земля вращается вокруг Солнца
2) Солнце вращается вокруг Земли
3)Земля вращается вокруг оси
4) Солнце и Луна сменяют друг друга
1) Полярная
2) Альдебаран
3) Сириус
4) Альтаир
1) историки
2) астрономы
3) географы
4) биологи
1) история
2) география
3) экология
4) астрономия
1) в XIII веке
2) в XIV веке
3) в XV веке
4) в XVI веке
1) безработица
2) разрушение почвы
3) суровый климат
4) плохие дороги
1) Онтарио
2) Байкал
3) Ладожское
4) Онежское
1) «Остров Врангеля»
2) Таймырский
3) Ильменский
4) Дальневосточный
1) северный олень
2) морж
3) белый медведь
4) тюлень
1) Плеяда
2) Сатурн
3) Уран
4) Нептун
1) берёза, осина
2) дуб, клён
3) сосна, пихта
4) ясень, вяз
1) в лесной зоне
2) в пустыне
3) в степи
4) в тундре
1) сайгак
2) суслик
3) верблюд
4) тушканчик
1) холмы
2) балки
3) овраги
4) терриконы
1) пластичностью
2) твёрдостью
3) горючестью
4) текучестью
1) деревьев
2) кустарников
3) трав
4) мхов
1) дрозд
2) перепел
3) трясогузка
4) коростель
1) коневодство
2) свиноводство
3) птицеводство
4) плодоводство
В1 Как правильно скашивать траву на лугу?
1) сначала скашивать там, где трава выше
2) сначала скашивать там, где трава ниже
3) начинать от центра и двигаться по кругу к краям
4) начинать от края и по кругу двигаться к центру
В2. Из какой полевой культуры получают крахмал?
1) из кукурузы
2) из ячменя
3) из картофеля
4) из гороха
1) колорадский жук
2) божья коровка
3) жужелица
4) златоглазка
С1. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?
1) ушастый ёж
2) амурский тигр
3) зубр
4) утка-мандаринка
С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?
1) нефть
2) известняк
3) каменный уголь
4) природный газ
Итоговый тест за II четверть
Вариант 2
-
-
А1. Какие деревья растут в зоне широколиственных лесов?
1) ель, лиственница
2) пихта, сосна
3) дуб, клён
4) берёза, осина
1) в тайге
2) в тундре
3) в пустыне
4) в степи
1) овраги
2) балки
3) холмы
4) терриконы
1) исток
2) устье
3) берег
4) приток
1) пластичностью
2) текучестью
3) горючестью
4) плавкостью
2) луговые
3) подзолистые
4) чернозёмы
1) орешник
2) брусника
3) берёза
4) мох
1) бобр
2) ондатра
3) полёвка
4) выдра
4) жука-оленя
В2 Выбери верное утверждение.
1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая насекомых.
2) Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать.
3) Неумеренный выпас скота опасен для луга.
4) Гусеницы приносят вред человеку, и их надо уничтожать.
В3 Какое насекомое здесь лишнее?
1) колорадский жук
2) жужелица
3) тля
4) яблонная плодожорка
1) степной орёл
2) дрофа
3) хомяк
4) степная дыбка
1) томат
2) капусту
3) клубнику
4) кукурузу
1) Самой длительной эпохой в истории развития человечества является первобытная история.
2) К концу первобытной истории люди научились строить дома, изготавливать посуду и одежду.
3) Первобытные люди умели разговаривать и писали иероглифами.
4) В первобытную эпоху уже существовало искусство.
1) первобытную эпоху
2) эпоху Древнего мира
3) Средние века
4) Новое время
1) Ф. Магеллан
2) М.П. Лазарев
3) X. Колумб
4) Ф.Ф. Беллинсгаузен
1) Киев
2) Новгород
3) Москва
4) Константинополь
1) князь Владимир
2) Ярослав Мудрый
3) Александр Невский
4) Пётр Великий
1) Олег
2) Владимир
3) Ярослав
4) Александр
1) Кузьма Минин
2) Иван Фёдоров
3) Александр Невский
4) Дмитрий Пожарский
1) Москва
2) Афины
3) Санкт-Петербург
4) Рим
1) при Дмитрии Донском
2) при Иване Третьем
3) при Иване Калите
4) при Ярославе Мудром
1) Луксор
2) Парфенон
3) египетские пирами
4) Софийский собор
1) книгопечатание
2) паровоз
3) пароход
4) телеграф
1) Париж
2) Афины
3) Москва
4) Берлин
1) Древний мир
2) Средневековье
3) Новое время
4) Новейшее время
АЗ. Какое достижение принадлежит Руалу Амундсену?
1) открыл Америку
2) открыл Антарктиду
3) совершил первую кругосветную экспедицию
4) покорил Южный полюс
А4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?
1) книгопечатание
2) радио
3) паровоз
4) аспирин
А5. Почему в Москве поставили памятник византийским монахам Кирилу и Мефодию?
1) они создали славянскую азбуку
2) они первыми на Руси приняли крещение
3) они написали «Повесть временных лет»
4) они построили первый храм на Руси
А6. Каким русским городом управляли посадники?
1) Москвой
2) Киевом
3) Рязанью
4) Великим Новгородом
1) Петру Первому
2) Екатерине Второй
3) Александру Второму
4) Николаю Второму
1) Иване Третьем
2) Иване Калите
3) Ярославе Мудром
4) Дмитрии Донском
1) к Древнему миру
2) к Средневековью
3) к Новому времени
4) к Новейшему времени
1) Рыцарский Орде
2) Монголия
3) Золотая Орда
4) Византия
1) Ярослава Мудрого
2) Ивана Калиты
3) Ивана Третьего
4) Ивана Грозного
1) рыцарские замки
2) мусульманские мечети
3) египетские пирамиды
4) христианские соборы
1) Вокруг Земли вращаются восемь планет.
2) Вокруг Солнца вращаются девять планет.
3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.
4) Солнце вращается вокруг Земли.
1) в полярных поясах
2) на Северном полюсе
3) в умеренных поясах
4) в тропиках
1) учебник по истории
2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
4) исторические книги
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
1)тундра
2) тайга
3) пустыня
4)арктическая пустыня
1) Ладожское
2) Байкал
3) Каспийское
4) Онежское
1) не купаться в реках
2) поливать огороды водой из рек и озёр
3) уничтожать обитателей водоёмов
4) расчищать берега водоёмов от мусора
1) прочность
2) твёрдость
3) пластичность
4) горючесть
1) цветоводство
2) металлургия
3) свиноводство
4) полеводство
1) тысячелистник
2) мятлик
3) тимофеевка
4) тростник
1) колорадский жук
2) жужелица
3) божья коровка
4) тля
1) Пётр Первый
2) М.В. Ломоносов
3) Екатерина Вторая
4) Иван Третий
1) Куликовская битва
2) Бородинская битва
3) Ледовое побоище
4) Ордынское сражение
1) водопад Виктория
2) Большой барьерный риф
3) Алтай
4) озеро Байкал
1) нефть
2) известняк
3) каменный уголь
4) природный газ
1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.
2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.
1) археология
2) история
3) астрономия
4) география
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.
1) арктическая пустыня
2) тундра
3) степь
4) тайга
1) Уральские горы
2) Кавказские горы
3) Алтай
4) Русскую равнину
1) Ладожское
2) Онежское
3) Каспийское
4) Байкал
А7. Какое утверждение неверно?
1) Лес — защитник почвы.
2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.
3) Лес очищает воздух.
4) Лес защищает почву от разрушения.
А8. Какие почвы распространены в нашей стране?
1) чернозёмы
2) луговые
3) болотные
4) подзолистые
1) глину
2) торф
3) известняк
4) гранит
-
А10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?
1) в первобытную эпоху
2) в эпоху Древнего мира
3) в эпоху Средних веков
4) в эпоху Нового времени
-
В1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?
1) сова
2) скворец
3) канюк
4) пустельга
-
В2. Из чего получают перловую крупу?
1) из ячменя
2) из кукурузы
3) из ржи
4) из гречихи
1) Ивана Грозного
2) Екатерину Вторую
3) Александра Второго
4) Николая Второго
1) красная, белая, синяя
2) синяя, красная, белая
3) белая, синяя, красная
4) белая, красная, синяя
1) фотография
2) телевидение
3) электричество
4) холодильник
8. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
-
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
-
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
-
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
-
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
10