СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс»


Рабочая программа «Окружающий мир» 4 класс

Титова И.А; Бахметьева Н.А; Василькова Т.В; Каркачева Е.П.






Российская Федерация

Московская область


Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов

(МОУ школа № 13 с УИОП)



УТВЕРЖДАЮ



Директор МОУ школа № 13 с УИОП

г. о. Жуковский

___________________/Е.Ф.Тебякина/



Приказ № 300 от 30.06.2022 г.







Приложение к Основной Образовательной Программе

Начального Общего Образования

учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(базовый уровень)


Учителя: Титова И.А., Бахметьева Н.А., Василькова Т.В., Каркачева Е.П



Классы:

4-А, 4-Б, 4-В, 4-Г

Количество часов:

Всего 68ч.

в неделю 2ч.

На основе: авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», издательство «Просвещение», 2021


УМК: «ШКОЛА РОССИИ»









2022-2023 учебный год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    ПО КУРСУ
    «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» К КОНЦУ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- интереса к изучению учебного предмета;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Ученик получит возможность научится:

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

Ученик научится:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Ученик получит возможность научится:

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы.

- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.


Коммуникативные УУД:

Ученик получит возможность научится:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять се­бя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- называть основные свойства воздуха и воды;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой приро­ды (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице,

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике;

- узнают основы семейного бюджета.

Ученик получит возможность научится:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;

- различать наи­более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб­ные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практиче­ские работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Ев­ропы и их столиц.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС»


Земля и человечество (10 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.


Природа России (11 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.


Родной край – часть большой страны (9 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).

Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа- определителя; знакомство с культурными растениями края.


Страницы всемирной истории (5 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.



Страницы истории Отечества (21 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке. Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.



Современная Россия (12ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Земля и человечество


10ч

2

Природа России


11ч

3

Родной край – часть большой страны


4

Страницы всемирной истории


5

Страницы истории России


21ч

6

Современная Россия


12ч


ИТОГО


68 ЧАСОВ





3.Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по

плану

Дата

по

факту


1.Земля и человечество (10 ч)


1

Земля и человечество. Мир глазами астронома


Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения астронома.


01.09-02.09

2.09


2-3

Планеты Солнечной системы


Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные

спутники планет. Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве. Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца.


05.09-09.09


05.09-09.09

5.09


9.09


4

Мир глазами географа


Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ».


12.09-16.09

12.09


5

Мир глазами историка


Понимать, что история - это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог».


12.09-16.09

16.09


6

Когда и где?


Узнать, что такое историческая карта, как ведется счет в истории. Учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту.


19.09-23.09


19.09


7-8

Мир глазами эколога.


Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой. Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации.


19.09-23.09


26.09-30.09



23.09


26.09


9

Международная Красная книга.

Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России.

26.09-30.09





30.09


10

Обобщение по разделу.

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Поиск и выделение необходимой информации: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

03.10-07.10


3.10


2.Природа России (11 ч)




31.10-03.11

11

Природа России. Равнины и горы России

Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки - объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике.


03.10-07.10


7.10


12

Моря, озёра и реки России.


Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское. Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике.

17.10-21.10


17.10


13

Природные зоны России.

Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности.

17.10-21.10


21.10


14

Зона арктических пустынь

Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Называть условия, необходимые для жизни живых организмов. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь. Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля».

24.10-28.10


24.10


15

Тундра

Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры. Рассказывать о Таймырском заповеднике.

24.10-28.10


28.10


16

Леса России

Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах.


31.10-03.11


31.10


17

Лес и человек

Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о правилах поведения в лесу. Называть заповедники и национальные парки лесных зон. Рассказывать о Приокско- Террасном заповеднике.


31.10-03.11



18

Зона степей

Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных.


07.11-11.11


7.11


19

Пустыни

Показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения. Рассказывать о заповеднике «Чёрные Земли».


07.11-11.11


11.11


20

У Чёрного моря

Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть правила безопасности во время отдыха у моря. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа. Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа», «субтропики».


14.11-18.11


14.11


21

Обобщение по разделу.

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по разделу «Природа России»

Оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

14.11-18.11


18.11


3.Родной край – часть большой страны (9 ч)



22

Родной край – часть большой страны. Поверхность нашего края.

Показывать на политико-административной карте России родной край. Знакомиться с картой родного края. Рассказывать о родном крае.


28.11-02.12


28.11


23

Водные богатства нашего края

Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники загрязнения вод в регионе. Называть правила поведения на воде.


28.11-02.12


2.12


24

Наши подземные богатства.

Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств.


05.12-09.12


5.12


25

Наши подземные богатства.

Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств.


05.12-09.12


9.12


26

Земля - кормилица

Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых

типах почв. Различать типы почв родного края. Рассказывать об охране почв.


12.12-16.12


12.12


27

Жизнь леса.

Понимать, что лес - сложное единство живой и неживой природы. Объяснять значение выражения «природное сообщество». Рассказывать о природном сообществе смешанного леса. Определять обитателей леса с помощью атласа- определителя. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.


12.12-16.12


16.12


28

Жизнь луга.

Рассказывать о природном сообществе луга. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.


19.12-23.12

19.12


29

Жизнь в пресных водах.

Рассказывать о природном сообществе пресных вод. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска

дополнительной информации о жизни в пресных водах.


19.12-23.12

23.12


30

Обобщение по разделу.

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по разделу «Родной край-часть большой страны»

Оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

26.12-30.12

26.12


31

Наши проекты.

Мои «Зелёные страницы»

Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других

подготовленных материалов.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися.


26.12-30.12

30.12


4.Страницы всемирной истории (5 ч)



32

Страницы всемирной истории. Мир древности: далёкий и близкий

Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции. Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир»,

«иероглифы», «пирамиды».


09.01-13.01

9.01


33

Средние века: время рыцарей и замков

Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.

Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок».


09.01-13.01

13.01


34

Новое время: встреча Европы и Америки

Рассказывать о Новом времени в истории Европы, понимать значение развития предпринимательства. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Называть выдающихся людей Нового времени. Работать с географической картой.


16.01-20.01

16.01


35

Новейшее время: история продолжается сегодня

Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики. Характеризовать

изменения в политическом устройстве стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения XX - XXI веков. Называть выдающихся людей Новейшего времени. Понимать, что XX столетие - это время двух самых кровопролитных войн.


16.01-20.01

20.01


36

Обобщение по разделу.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверочная работа по разделу «Страницы всемирной истории»

Оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

23.01-27.01

23.01


5.Страницы истории России (21 ч)



37

Страницы истории России.

Государство Русь

Показывать на карте территории расселения древних славян. Рассказывать о жизни древних славян.


23.01-27.01

27.01


38

Страна городов.

Объяснять важность находок археологами берестяных грамот. Объяснять значение летописи об основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси.


30.01-03.02

30.01


39

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова

«летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры.


30.01-03.02

3.02


40

Трудные времена на Русской земле

Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».


06.02-10.02

6.02


41

Русь расправляет крылья

Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь».


06.02-10.02

10.02


42

Куликовская битва.

Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России.


13.02-17.02

13.02


43

Иван Третий

Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики. Понимать значение

освобождения от монгольского ига. Понимать значение освобождения от монгольского ига постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


13.02-17.02

17.02


44

Россия в правлении царя И. В. Грозного.

Мастера печатных дел

Узнать, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири.

Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники».


27.02-03.03

27.02


43

Патриоты России

Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение».


27.02-03.03

3.03


45

Пётр Великий

Рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра.


06.03-10.03

6.03


46

Михаил Васильевич Ломоносов

Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры.


06.03-10.03

10.03


47

Екатерина Великая

Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать, почему Екатерина Вторая

стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.



13.03-17.03

13.03


48

Отечественная война 1812 года

Рассказывать о Бородинском сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения

«Отечественная война».


13.03-17.03

17.03


49

Страницы истории XIX века

Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости. Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года.


20.03-24.03

20.03


50

Россия вступает в XX век

Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях.


20.03-24.03

24.03


51

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

Рассказывать об образовании СССР. Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни.


27.03-31.03

27.03


52

Великая Отечественная война и Великая Победа

Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём

значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война».

27.03-31.03

31.03


53

Страна, открывшая путь в космос

Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в

космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного

времени в СССР. Называть экологические проблемы того времени.


10.04-14.04

10.04


54

Закрепление и обобщение по теме.


Оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

10.04-14.04

14.04


55

Обобщение по разделу.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверочная работа по

разделу «Страницы истории России»

Оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

17.04-21.04

17.04


56

Наши проекты. Наш город в годы Великой Отечественной войны

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

17.04-21.04

21.04


6.Современная Россия (12 ч)



57

Современная Россия. Основной закон России и права человека

Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое

Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.

Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция».


24.04-28.04

24.04


58

Современная Россия. Основной закон России и права человека

Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися.

24.04-28.04

28.04


59

Мы – граждане России

Называть права и обязанности гражданина. Различать права и

обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

02.05-05.05

5.05


60

Славные символы России

Понимать, что такое «символ» и называть символы России. Объяснять значение символов России в жизни государства и общества. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

02.05-05.05



61

Такие разные праздники

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные,

народные, семейные. Приводить примеры праздников. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

10.05-12.05

12.05


62

Путешествие по России

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

10.05-12.05



63

Путешествие по России

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.


15.05-19.05

15.05


64

Путешествие по России

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

15.05-19.05

19.05


65

Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверочная работа по

разделу «Современная Россия»

Оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

22.05-26.05

22.05


66

Наши проекты.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

22.05-26.05

26.05


67

68

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Оценивать свои достижения. Обобщение изученного материала


Оценивать свои достижения.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Обобщать полученные знания.

29.05-31.05

29.05




В соответствии с учебным планом МБОУ школа №13 с УИОП предмет «Окружающий мир» изучается во 4 классе 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 68 часов в год. Данная рабочая программа составлена на 68 часов. С учетом Годового календарного графика МБОУ школа №13 с УИОП и календаря праздничных дат на 2022/2023 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 учебные недели.















«Согласовано»

на заседании ШМО

учителей ­­­­­начальных классов

Рук. ШМО: _____________Афентьева О.А.

Протокол № 5 от 24 июня 2022 г.





«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________________Трубенкова О.А.

«24" июня 2022 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!