СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа окружающий мир»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе программы под редакцией А.А. Плешакова (Концепция и программы для начальных классов УМК

« ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014)

Общая характеристика учебного предмета


Данный учебный предмет имеет экологическую направленность, которая определена актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

  • Формирование ценностно -окрашенного образа окружающего мира;

  • Формирование личностных качеств культурного человека;

  • Развитие чувство сопричастности к жизни природы и общества;

  • Воспитание любви к своей Родине, малой Родине;

  • Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

  • Развитие интереса к познанию самого себя.


В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, — как часть человечества. Курс от­крывается темой «Земля и человечество», при изучении ко­торой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отме­тить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в сис­тематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаи­моотношений человечества и природы, получая представле­ние об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Ро­дины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются фор­мы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы — «Страницы всемирной исто­рии» — формирует у учащихся представления об основных пе­риодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, напол­няющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с ис­торией родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Програм­ма ориентирована на развитие у ребенка интереса к прош­лому страны, формирование потребности в получении и рас­ширении исторических знаний. Отбор фактического матери­ала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причаст­ность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образ­цами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечест­ва является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной сим­воликой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регио­нами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы уроки окружающего мира в 4 классе рассчитаны на 2 учебных часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 68ч.

Основное содержание

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Правила и безопасность дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) (9 ч)

Знакомство учащихся с улицами села. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Опасности. Подстерегающие на улицах и дорогах. Светофор и его сигналы. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Виды дорог: с односторонним и двусторонним движением, загородная дорога. Перекрёсток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

Современная Россия (9ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в

4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

Ученик научится

- определять органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;

- пользоваться правилами охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах

- объяснять что такое эволюция;

- объяснять что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;

- объяснять основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

- определять состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;

- объяснять значение бережного отношения к воде и живой природе;

- историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);

- различать государственную символику России; государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);

- историю возникновения и развития дорожных знаков;

- дорожную разметку и её предназначение;

- общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;

- правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;


Ученик получит возможность научиться

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

- пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;

- различать предупредительные сигналы транспортных средств;


































Тематическое планирование



№ п/п

Темы разделов

Максимальная нагрузка

Из них

Теоретическое

обучение

Тесты

Контрольные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Земля и человечество.

10


4




1







3



1

2

Природа России

11


9





1





1



1

3

Родной край - часть большой страны.

14


5




1







6




1

4

Страницы всемирной истории.

5

4


1







5

Страницы истории России.

20


18


1


1


6

Современная России.

9

8


1



Итого:

68 часов

48





5





3




9

3










Календарно-тематическое планирование уроков курса "Окружающий мир",

4 класс (68 часов)


Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

К/Р – урок контроля, оценки и коррекции знаний

УП - урок повторения, закрепления знаний и выработки умений

УО– урок обобщения и систематизации знаний

У-И - урок-исследование


Часть 1. "Обитатели Земли"- 34 часа.

п/п

Тема уроков

Кол. часов

Вид урока

Дата проведения

план

факт

1 четверть(16 ч)

1

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

1

ОНЗ

5.09


2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

У-И

7.09


3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

У-И

12.09


4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

КУ

14.09


5

Мир глазами историка

1

КУ

19.09


6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1

УО

21.09


7

Мир глазами эколога

1

КУ

26.09


8

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

1

Урок-экскурсия

28.09


9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

1

КУ

3.10


10

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

Тест № 1

1

КУ

К/Р

5.10


Раздел 2. Природа России - 11 часов.

11

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

КУ

10.10


12

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

УО

12.10


13

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

У-И

17.10


14

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

У-И

19.10


15

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

У-И

24.10


16

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

У-И

26.10


2 четверть (16ч)

17

Растения и животные леса. Экскурсия № 2

1

Урок-экскурсия

7.11


18

Лес и человек.

Проверочная работа №1

1

КУ

К/Р

9.11


19

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»

1

У-И

14.11


20

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

У-И

16.11


21

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест № 2

1

У-И

К/Р

21.11


Раздел 3. Родной край - часть большой страны - 14 часов.


22

Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3

1

Урок-экскурсия

23.11


23

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

1

КУ

28.11


24

Поверхность нашего края

1

КУ

30.11


25

Водные богатства нашего края

1

У-И

5.12


26

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

Урок-практика

7.12


27

Земля - кормилица

1

ОНЗ

12.12


28

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1

У-И

14.12


29

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

1

КУ

19.12


30

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

У-И

21.12


31

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1

У-И

26.12


32

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

1

К/Р

28.12


3 четверть (21ч)

34

Животноводство в нашем крае.

1

ОНЗ

9.01


35

Презентация проектов.

Тест № 3

1

Урок-проект

11.01


Раздел 4. Страницы всемирной истории - 5 часов.

36

Начало истории человечества.

1

ОНЗ

16.01


37

Мир древности: далёкий и близкий

1

ОНЗ

18.01


38

Средние века: время рыцарей и замков.

1

ОНЗ

23.01


39

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

ОНЗ

25.01


40

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

1

КУ

30.01


Раздел 5. Страницы истории России - 20 часов.

41

Жизнь древних славян

1

ОНЗ

1.02


42

Во времена Древней Руси

1

У-И

6.02


43

Страна городов

1

ОНЗ

8.02


44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

У-И

13.02


45

Трудные времена на Русской земле

1

КУ

15.02


46

Русь расправляет крылья

1

КУ

20.02


47

Куликовская битва

1

ОНЗ

22.02


48

Иван Третий

1

ОНЗ

27.02


49

Мастера печатных дел

1

УО

1.03


50

Патриоты России

1

ОНЗ

6.03


51

Пётр Великий

1

ОНЗ

13.03


52

Михаил Васильевич Ломоносов

1

ОУ

15.03


53

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

1

КУ

20.03


54

Отечественная война 1812 года.

1

КУ

22.03


4 четверть(14ч)

55

Страницы истории XIX века.

1

КУ

3.04


56

Россия вступает в XX век.

1

КУ

5.04


57

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

КУ

10.04


58

Великая война и великая Победа.

1

ОНЗ


12.04


59

Великая война и великая Победа.

1

Урок-исследование

17.04


60

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

1

КУ


19.04


Раздел 6. Современная Россия - 8 часов.

61

Основной закон России и права человека



24.04


62

Мы – граждане России



26.04


63

Славные символы России



3.05


64

Такие разные праздники



10.05


65

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Итоговая проверочная

работа № 3.



15.05


66

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)



17.05


67

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России).



22.05


68

Путешествие по России

(по Волге, по югу России). Презентация проектов.



24.05

















Материально-техническое обеспечение по окружающему миру

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин.

Компьютер


Д

Д


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


К

Д

Д


Д

Наглядно-учебные пособия



1. Гербарий важнейших культурных растений.

2.Школьная коллекция - полезные ископаемые.

3. Коллекция «Почва и её состав»

4. Глобус

5. Компас.

6. Карты



Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д























Учебно-методическое обеспечение



Комплект для учителя



1. Окружающий мир. Поурочные разработки. 4 класс./Максимова Т.Н.- М,: «Вако», 2014

2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2014

4. Окружающий мир. Тесты. 4 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014.


Комплект для обучающегося


1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2014.

3. Окружающий мир. Тесты. 4 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014.

4.От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!