Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 115 от 22.03.2021 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Зеленодольская СОШ» с учётом примерных программ.
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям Экологическое воспитание:
- неприятие действий, приносящих ей вред.
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
- узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- различать расходы и доходы бюджета семьи; приводить примеры изученных памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и его столицы;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязях человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;
- безопасно использовать персональные данные в сети Интернет; определять мошеннические действия по их характерным признакам;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе.
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Сроки | ЭОР |
По плану | Факти чески |
1 | Методы изучения природы Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
2 | Тело, вещество, частица Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
3 | Разнообразие веществ Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
4 | Физические и химические явления природы Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
5 | Вода и её состояния Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
6 | Свойства воды Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
7 | Круговорот воды в природе Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
8 | Береги воду Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
9 | Воздух и его свойства Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
10 | Охрана воздуха Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
11 | Что такое почва и из чего она состоит Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
12 | Какие бывают почвы. Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
13 | Охрана почв Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
14 | Царство растений. Разнообразие мира растений Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
15 | Царство растений. Органы растений Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
16 | Царство растений. Дыхание и питание растений Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
17 | Царство растений. Размножение и развитие растений Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
18 | Царство растений. Охрана растений Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
19 | Царство животных. Разнообразие животных Человек и природа. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
20 | Царство животных. Органы животных. Человек и природа. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
21 | Царство животных. Разные способы передвижения животных Человек и природа. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
22 | Царство животных. Дыхание и питание животных Человек и природа. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
23 | Царство животных. Размножение животных Человек и природа. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
24 | Царство животных. Охрана животных Человек и природа. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
25 | Царство грибов Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
26 | Царство бактерий Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
27 | Круговорот жизни Человек и природа. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
28 | Природные сообщества. Лес Человек и природа. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). Природные сообщества родного края (примеры). Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
29 | Природные сообщества. Луг Человек и природа. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). Природные сообщества родного края (примеры). Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
30 | Природные сообщества. Водоём Человек и природа. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). Природные сообщества родного края (примеры). Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
31 | Человек - часть природы Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
32 | Кровеносная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
33 | Как укрепить сердце Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
34 | Дыхательная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
35 | Как беречь органы дыхания Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
36 | Пищеварительная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
37 | Органы чувств Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
38 | Нервная система человека Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
39 | Управляй своими эмоциями Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
40 | Кожа человека Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
41 | Скелет и мышцы человека. Осанка Человек и природа. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
42 | Здорово быть здоровым! Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
43 | Виды транспорта. Наземный, воздушный и водный транспорт Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
44 | Правила безопасного поведения в самолете и на корабле Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
45 | Правила безопасного поведения в автомобиле и поезде Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
46 | Правила твоей безопасностиь в сети Интренет Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
47 | Правила твоей безопасности в жизни Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
48 | Общество Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
49 | Роль экономики в твоей жизни Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
50 | Горные породы и минералы Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
51 | Полезные ископаемые родного края, их охрана. Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
52 | Растениеводство Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
53 | Животноводство Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
54 | Какая бывает промышленность Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
55 | Бюджет семьи. Правила безопасности при покупках Человек и общество. Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
56 | Бюджет государства Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
57 | Наша Родина сегодня Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
58 | Памятники природы России Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
59 | Памятники истории культуры России Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
60 | Мой регион - часть большой страны Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
61 | Наша Родина. Путешествие по городам Золотого кольца России Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
62 | Наша Родина. Продолжаем путешествие по городам Золотого кольца России Человек и общество. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. Города Золотого кольца России. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
63 | Россия и ее ближайшие соседи (на севере Европы) Человек и общество. Страны и народы мира на карте. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
64 | Россия и ее ближайшие соседи (на северо-западе) Человек и общество. Страны и народы мира на карте. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
65 | Россия и ее ближайшие соседи (в центре Европы) Человек и общество. Страны и народы мира на карте. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
66 | Россия и ее ближайшие соседи (на юге Европы) Человек и общество. Страны и народы мира на карте. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
67 | В гостях у народов мира. Путешествие по материкам. Человек и общество. Страны и народы мира на карте. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
68 | В гостях у народов мира. Продолжаем путешествие по материкам. Человек и общество. Страны и народы мира на карте. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся | 1 | | | Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 3 класс |
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.