СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий мир", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. УМК "Школа России", к учебнику Плешакова А.А.. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир", 2 класс»

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстника-ми на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики,

построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные


Обучающийся научится:

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,

о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если

на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо» за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

• составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

• различать государственные символы России — флаг, герб,

гимн;

• приводить примеры народов России;

• сравнивать город и село, городской и сельский дома;

• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

• оценивать отношение людей к окружающему миру;

• различать объекты и явления неживой и живой природы;

• находить связи в природе, между природой и человеком;

• проводить наблюдения и ставить опыты;

• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

• сравнивать объекты природы, делить их на группы;

• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать

экологические знаки;

• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

• различать виды транспорта;

• приводить примеры учреждений культуры и образования;

• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

• оценивать характер взаимоотношений людей в семье,

в школе, в кругу сверстников;

• приводить примеры семейных традиций;

• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

• ориентироваться на местности разными способами;

• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

• различать водные объекты, узнавать их по описанию;

• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Содержание учебного предмета, курса

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего села, что мы на­зываем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия своего города. Строительство в селе.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села.

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.)

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.Знакомство с другими городами нашей страны.Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.


Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



п/п


Дата



Название раздела, тема уроков



Коли-

чество

часов


по плану

фактически





Где мы живем?


4 часа

1(1)



Родная страна.

Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна.

Уч. ч.1 –с. 3-7


1

2(2)



Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей, типы жилых построек в городе и селе.

Уч. ч.1 –с. 8-11



3(3)



Проект «Родной поселок».

Уч. ч.1 –с. 8-13

1

4(4)



Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Уч. ч.1 –с. 14-17Проверка знаний (тест)

Уч. ч.1 –с. 18-22

1




Природа

20 часов

5 (1)



Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой.

Уч. ч.1 –с. 23-27

1

6 (2)



Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Пр. р. по теме «Измерение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра».

Уч. ч.1 –с. 28,29

1



7(3)



Что такое погода. Погода и погодные явления. Условные знаки. Народные и научные предсказания погоды.

Уч. ч.1 –с. 32-35

1



8 (4)



В гости к осени. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Экскурсия. « В гости к осени»

Уч. ч.1 –с. 36,37

1



9 (5)



Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

Уч. ч.1 –с. 38,39

1



10 (6)



Звездное небо. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Путешествие по Зодиаку.

Уч. ч.1 –с. 40-43

1



11 (7)



Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Пр. р. по теме «Знакомство с горными породами и минералами, исследование состава гранита».

Уч. ч.1 –с. 44-47

1



12 (8)



Про воздух и про воду. Воздух. Значение воздуха и воды. Загрязнение, охрана чистоты воздуха и воды. Эстетическое воздействие на человека.

Уч. ч.1 –с. 48-51


1



13 (9)



Вода. Значение воды. Загрязнение, охрана чистоты воды.

Уч. ч.1 –с. 52-55

1



1

10

4 (10)



Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

Уч. ч.1 –с. 56-59

1



15 (11)



Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Уч. ч.1 –с. 60-63

1



16 (12)



Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Уч. ч.1 –с. 64-67

1



17 (13)



Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Уч. ч.1 –с. 68-71


1



18 (14)


8.11

Дикие и домашние животные, их сходство и различие, значение для человека. Разнообразие домашних животных. Уч. ч.1 –с. 72-75

1



19 (15)


12

Комнатные растения, их происхождение, роль в жизни человека.

Пр. р. по теме «Уход за комнатными растениями».

Уч. ч.1 –с. 76-79

1



20 (16)


15

Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка.

Уч. ч.1 –с. 80-83

1



21 (17)


19

Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека, их роль, уход за ними, ответственное отношение к содержанию. Породы кошек и собак.

Уч. ч.1 –с. 84-87

1



22 (18)


22

Красная книга.

Меры по сохранению и увеличению численности растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Уч. ч.1 –с. 88-91

1



23 (19)


26

Будь природе другом.

Проект «Красная книга»

Уч. ч.1 –с. 92-97

1



24 (20)


29

Проверка знаний по разделу «Природа» (тест)

Уч. ч.1 –с. 98-102

1






Жизнь города и села


10 часов


25 (1)


3

Что такое экономика. Экономика и ее составные части. Связи между составными частями экономики. Деньги.

Уч. ч.1 –с. 103-107

1


26 (2)


6

Из чего что сделано. Использование природных материалов. Простейшие производственные цепочки.

Уважение к труду людей.

Уч. ч.1 –с. 108-111

1


27 (3)


10

Как построить дом. Представление о технологии строительства дома. Строительные машины и материалы.

Уч. ч.1 –с. 112-115


1


28 (4)


13

Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Уч. ч.1 –с. 116-119

1



29 5)


17

Культура и образование. Учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев.

Уч. ч.1 –с. 120-123

1



30

(6)


20

Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Проект «Профессии». Уч. ч.1 – с. 124-129


1



31 (7)


23

В гости к зиме. Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Уч. ч.1 –с. 130,131

1



32 (8)


10.01

Зимние явления в неживой и живой природе.

их взаимосвязь.

Уч. ч.1 –с. 132,133

1



33(9)


10.01

Проверка знаний по разделу «Жизнь города и села» (тест)

Уч. ч.1 –с. 134-139


1



34 (10)


14

Презентация проектов «Родной поселок», «Красная книга», «Профессии».

1






Здоровье и безопасность


9 часов



35(1)


17

Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека.

Уч. ч.2 –с. 3-7

1



36 (2)


21

Если хочешь быть здоров. Режим дня. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Уч. ч.2–с. 8-11

1



37 (3)


24

Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Уч. ч.2 –с. 12,13

1



38 (4)


28

Школа пешехода. Правила безопасности пешехода.

Уч. ч.2 –с. 14-17

Пр.р. по теме «Отработка правил перехода улиц».

1



39 (5)


31.01

Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.

Уч. ч.2–с. 18-21

1



40 (6)


4.02

Пожар!. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Уч. ч.2 –с. 22-25

1



41 (7)


7

На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Уч. ч.2–с. 26-29

1



42(8)


11

Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Уч. ч.2–с. 30-35

1



43 (9)


14

Проверка знаний по разделу «Здоровье и безопасность» (тест)

Уч. ч.2–с. 36-40

1






Общение

7 часов



44 (1)


18

Наша дружная семья. Семья. Культура общения в семье.

Уч. ч.2 –с. 41-45

1



45 (2)


21

Проект «Родословная»

Уч. ч.2 –с. 46,47

1



46 (3)


25

В школе. Классный и школьный коллектив. Этика общения в школе.

Уч. ч.2–с. 48-51

1



47(4)


28

Правила вежливости. Правила этикета в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

Уч. ч.2–с. 52-55

1



48 (5)


3.03

Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях.

Уч. ч.2–с. 56-59

1



49 (6)


6.03

Мы зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах.

Уч. ч.2–с. 60-63

1



50 (7)



Проверка знаний разделу «Общение» (тест)

Уч. ч.2–с. 64-68


1






Путешествия

18 часов



51 (1)



Посмотри вокруг. Горизонт. Стороны горизонта. Форма Земли.

Уч .ч.2 –с. 69-73

1



52 (2)



Ориентирование на местности. Пр. р. по теме «Ориентирование по компасу».

(Определение сторон горизонта по компасу).

Уч. ч.2–с. 74,75

Уч. ч.2–с. 76, 77

1



53(3)



Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги.

Уч. ч.2 –с. 78-81

1



54 (4)


3/04

Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края.

Уч. ч.2–с. 82-85

1



55 (5)



В гости к весне. Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия. Уч. ч.2–с. 86,87

1



56 (6)



Весенние явления в неживой и живой природе.

Уч. ч.2 –с. 88,89

1



57 (7)



Россия на карте. Что такое карта. Физическая карта. Условные знаки. Россия на карте.

Пр. р. по теме «Основные приёмы чтения карты»

Уч.ч.2 с.90-95

1



58 (8)



Проект «Города России».

Уч. ч.2–с. 96,97

1



59 (9)



Путешествие по Москве. Москва – столица нашей Родины. История основания города. Герб, основные достопримечательности Москвы.

Уч. ч.2–с. 98-101

1



60 (10)



Московский Кремль и Красная площадь. Архитектурные памятники.

Уч. ч.2 –с. 102-107

1



61(11



Город на Неве. Санкт-Петербург – «северная столица» России. Герб, архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Уч. ч.2–с. 108-113

1



62 (12)



Путешествие по планете. Карта мира. Материки и океаны.

Уч. ч.2–с. 114-117

1



63 (13)



Путешествие по материкам. Материки: Евразия, Северная и Южная Америка. Их особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир.

1



64(14



Итоговая комплексная работа.

Материки: Африка, Австралия, Антарктида. Их особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир.


Уч. ч.2–с. 118-123

1



65 (15)



Страны мира.

Проект «Страны мира»

Уч. ч.2–с. 124-129

1



66 (16)



Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе.

Уч. ч.2–с. 130-133

1



67 (17)



Итоговая контрольная работа.

Уч. ч.2–с. 134-139

1



68(18



Анализ контрольной работы. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!