Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстника-ми на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики,
построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,
о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если
на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо» за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб,
гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать
экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье,
в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета, курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего села, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города. Строительство в селе.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.)
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.Знакомство с другими городами нашей страны.Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Название раздела, тема уроков | Коли- чество часов | |
по плану | фактически |
| | | Где мы живем? | 4 часа |
1(1) | | | Родная страна. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Уч. ч.1 –с. 3-7 | 1 |
2(2) | | | Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей, типы жилых построек в городе и селе. Уч. ч.1 –с. 8-11 | |
3(3) | | | Проект «Родной поселок». Уч. ч.1 –с. 8-13 | 1 |
4(4) | | | Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Уч. ч.1 –с. 14-17Проверка знаний (тест) Уч. ч.1 –с. 18-22 | 1 |
| | | Природа | 20 часов |
5 (1) | | | Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Уч. ч.1 –с. 23-27 | 1 |
6 (2) | | | Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Пр. р. по теме «Измерение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра». Уч. ч.1 –с. 28,29 | 1 | | |
7(3) | | | Что такое погода. Погода и погодные явления. Условные знаки. Народные и научные предсказания погоды. Уч. ч.1 –с. 32-35 | 1 | | |
8 (4) | | | В гости к осени. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. « В гости к осени» Уч. ч.1 –с. 36,37 | 1 | | |
9 (5) | | | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Уч. ч.1 –с. 38,39 | 1 | | |
10 (6) | | | Звездное небо. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Путешествие по Зодиаку. Уч. ч.1 –с. 40-43 | 1 | | |
11 (7) | | | Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Пр. р. по теме «Знакомство с горными породами и минералами, исследование состава гранита». Уч. ч.1 –с. 44-47 | 1 | | |
12 (8) | | | Про воздух и про воду. Воздух. Значение воздуха и воды. Загрязнение, охрана чистоты воздуха и воды. Эстетическое воздействие на человека. Уч. ч.1 –с. 48-51 | 1 | | |
13 (9) | | | Вода. Значение воды. Загрязнение, охрана чистоты воды. Уч. ч.1 –с. 52-55 | 1 | | |
1 10 4 (10) | | | Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. Уч. ч.1 –с. 56-59 | 1 | | |
15 (11) | | | Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Уч. ч.1 –с. 60-63 | 1 | | |
16 (12) | | | Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Уч. ч.1 –с. 64-67 | 1 | | |
17 (13) | | | Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Уч. ч.1 –с. 68-71 | 1 | | |
18 (14) | | 8.11 | Дикие и домашние животные, их сходство и различие, значение для человека. Разнообразие домашних животных. Уч. ч.1 –с. 72-75 | 1 | | |
19 (15) | | 12 | Комнатные растения, их происхождение, роль в жизни человека. Пр. р. по теме «Уход за комнатными растениями». Уч. ч.1 –с. 76-79 | 1 | | |
20 (16) | | 15 | Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка. Уч. ч.1 –с. 80-83 | 1 | | |
21 (17) | | 19 | Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека, их роль, уход за ними, ответственное отношение к содержанию. Породы кошек и собак. Уч. ч.1 –с. 84-87 | 1 | | |
22 (18) | | 22 | Красная книга. Меры по сохранению и увеличению численности растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уч. ч.1 –с. 88-91 | 1 | | |
23 (19) | | 26 | Будь природе другом. Проект «Красная книга» Уч. ч.1 –с. 92-97 | 1 | | |
24 (20) | | 29 | Проверка знаний по разделу «Природа» (тест) Уч. ч.1 –с. 98-102 | 1 | | |
| | | Жизнь города и села | 10 часов | |
25 (1) | | 3 | Что такое экономика. Экономика и ее составные части. Связи между составными частями экономики. Деньги. Уч. ч.1 –с. 103-107 | 1 | |
26 (2) | | 6 | Из чего что сделано. Использование природных материалов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. Уч. ч.1 –с. 108-111 | 1 | |
27 (3) | | 10 | Как построить дом. Представление о технологии строительства дома. Строительные машины и материалы. Уч. ч.1 –с. 112-115 | 1 | |
28 (4) | | 13 | Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. Уч. ч.1 –с. 116-119 | 1 | | |
29 5) | | 17 | Культура и образование. Учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Уч. ч.1 –с. 120-123 | 1 | | |
30 (6) | | 20 | Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Проект «Профессии». Уч. ч.1 – с. 124-129 | 1 | | |
31 (7) | | 23 | В гости к зиме. Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия. Уч. ч.1 –с. 130,131 | 1 | | |
32 (8) | | 10.01 | Зимние явления в неживой и живой природе. их взаимосвязь. Уч. ч.1 –с. 132,133 | 1 | | |
33(9) | | 10.01 | Проверка знаний по разделу «Жизнь города и села» (тест) Уч. ч.1 –с. 134-139 | 1 | | |
34 (10) | | 14 | Презентация проектов «Родной поселок», «Красная книга», «Профессии». | 1 | | |
| | | Здоровье и безопасность | 9 часов | | |
35(1) | | 17 | Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Уч. ч.2 –с. 3-7 | 1 | | |
36 (2) | | 21 | Если хочешь быть здоров. Режим дня. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Уч. ч.2–с. 8-11 | 1 | | |
37 (3) | | 24 | Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Уч. ч.2 –с. 12,13 | 1 | | |
38 (4) | | 28 | Школа пешехода. Правила безопасности пешехода. Уч. ч.2 –с. 14-17 Пр.р. по теме «Отработка правил перехода улиц». | 1 | | |
39 (5) | | 31.01 | Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. Уч. ч.2–с. 18-21 | 1 | | |
40 (6) | | 4.02 | Пожар!. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. Уч. ч.2 –с. 22-25 | 1 | | |
41 (7) | | 7 | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Уч. ч.2–с. 26-29 | 1 | | |
42(8) | | 11 | Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Уч. ч.2–с. 30-35 | 1 | | |
43 (9) | | 14 | Проверка знаний по разделу «Здоровье и безопасность» (тест) Уч. ч.2–с. 36-40 | 1 | | |
| | | Общение | 7 часов | | |
44 (1) | | 18 | Наша дружная семья. Семья. Культура общения в семье. Уч. ч.2 –с. 41-45 | 1 | | |
45 (2) | | 21 | Проект «Родословная» Уч. ч.2 –с. 46,47 | 1 | | |
46 (3) | | 25 | В школе. Классный и школьный коллектив. Этика общения в школе. Уч. ч.2–с. 48-51 | 1 | | |
47(4) | | 28 | Правила вежливости. Правила этикета в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Уч. ч.2–с. 52-55 | 1 | | |
48 (5) | | 3.03 | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. Уч. ч.2–с. 56-59 | 1 | | |
49 (6) | | 6.03 | Мы зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах. Уч. ч.2–с. 60-63 | 1 | | |
50 (7) | | | Проверка знаний разделу «Общение» (тест) Уч. ч.2–с. 64-68 | 1 | | |
| | | Путешествия | 18 часов | | |
51 (1) | | | Посмотри вокруг. Горизонт. Стороны горизонта. Форма Земли. Уч .ч.2 –с. 69-73 | 1 | | |
52 (2) | | | Ориентирование на местности. Пр. р. по теме «Ориентирование по компасу». (Определение сторон горизонта по компасу). Уч. ч.2–с. 74,75 Уч. ч.2–с. 76, 77 | 1 | | |
53(3) | | | Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Уч. ч.2 –с. 78-81 | 1 | | |
54 (4) | | 3/04 | Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Уч. ч.2–с. 82-85 | 1 | | |
55 (5) | | | В гости к весне. Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия. Уч. ч.2–с. 86,87 | 1 | | |
56 (6) | | | Весенние явления в неживой и живой природе. Уч. ч.2 –с. 88,89 | 1 | | |
57 (7) | | | Россия на карте. Что такое карта. Физическая карта. Условные знаки. Россия на карте. Пр. р. по теме «Основные приёмы чтения карты» Уч.ч.2 с.90-95 | 1 | | |
58 (8) | | | Проект «Города России». Уч. ч.2–с. 96,97 | 1 | | |
59 (9) | | | Путешествие по Москве. Москва – столица нашей Родины. История основания города. Герб, основные достопримечательности Москвы. Уч. ч.2–с. 98-101 | 1 | | |
60 (10) | | | Московский Кремль и Красная площадь. Архитектурные памятники. Уч. ч.2 –с. 102-107 | 1 | | |
61(11 | | | Город на Неве. Санкт-Петербург – «северная столица» России. Герб, архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Уч. ч.2–с. 108-113 | 1 | | |
62 (12) | | | Путешествие по планете. Карта мира. Материки и океаны. Уч. ч.2–с. 114-117 | 1 | | |
63 (13) | | | Путешествие по материкам. Материки: Евразия, Северная и Южная Америка. Их особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир. | 1 | | |
64(14 | | | Итоговая комплексная работа. Материки: Африка, Австралия, Антарктида. Их особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир. Уч. ч.2–с. 118-123 | 1 | | |
65 (15) | | | Страны мира. Проект «Страны мира» Уч. ч.2–с. 124-129 | 1 | | |
66 (16) | | | Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе. Уч. ч.2–с. 130-133 | 1 | | |
67 (17) | | | Итоговая контрольная работа. Уч. ч.2–с. 134-139 | 1 | | |
68(18 | | | Анализ контрольной работы. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | | |