Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР « 30» августа 2018г. _______З.А.Бженикова | «ПРИНЯТО» Заседание педагогического совета Протокол №1от « 30» августа 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже ____________ Махошева Т. К. Приказ № 179 /1от 31.08.2018г. |
Рабочая программа
по обществознанию для 8 класса
ФИО учителя: Озрокова Лариса Хажгериевна, учитель первой категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-35 ч, в неделю-1ч.
Количество контрольных работ- 2
г.п.Залукокоаже
2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Изучение обществознания в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации; об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Для достижения поставленных целей в 8 классе необходимо решение следующих задач:
-формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
-дальнейшее развитие понимания основных принципов жизни общества;
-продолжение приобретения теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
-формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
-освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
-развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
-формирование мотивации использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов авторской познавательной и практической деятельности.
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе рассчитана на 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий:
-контрольные работы;
-самостоятельные работы;
-зачет.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
-демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать
роль природы в жизни человека;
-раскрывать сущность процесса социализации личности;
-распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
-характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
-оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
-различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
-характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
-описывать явления духовной культуры;
-объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
-оценивать роль образования в современном обществе;
-различать уровни общего образования в России;
-объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
-описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
-объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
-характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
-выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
-приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
-описывать основные социальные роли подростка;
-конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
-характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
-объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
-объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
-характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
-характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
-объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
-называть и конкретизировать примерами виды налогов.
Выпускник получит возможность научиться:
-наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
-выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
-описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
-раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
-выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
-выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
-выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
-анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
-решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
-сопоставлять свои потребности и возможности.
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность обучающегося на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
- на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
- на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативные УУД:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Познавательные УУД:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
- адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Содержание учебного предмета
Тема 1. Личность и общество — 6ч.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры — 8ч.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера-5ч.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика -14ч.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговые уроки — 2ч.
Предусматриваются разнообразные формы занятий по обществознанию с использованием современных педагогических технологий ИКТ, дискуссий, проблемного обучения, игр, а также внеурочную деятельность по предмету (проекты, исследования, участие в тематических конкурсах и олимпиадах).
- урок изучения нового материала;
- комбинированный урок;
- урок – лекция;
- урок- практикум
- повторительно-обобщающий урок;
- контрольный урок.
Учебно-методическое обеспечение
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс/ Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. – М.: Просвещение,2017г.
Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь / О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Просвещение, 2017.
Обществознание. 8 класс: Поурочные разработки / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016г.
Электронные ресурсы
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm/— Образовательные ресурсы Интернета —обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social/—Обществознание в школе (дистанционное обучение).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
| Глава 1. Личность и общество 6 ч | | | |
1 | Что делает человека человеком? | 1 | 4.09 | | |
2 | Человек, общество, природа. | 1 | 11.09 | | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | 18.09 | | |
4 | Развитие общества. | 1 | 25.09 | | |
5 | Как стать личностью. | 1 | 2.10 | | |
6 | Практикум по теме «Личность и общество». | 1 | 9.10 | | |
| Глава II. Сфера духовной 8ч | | | |
7 | Сфера духовной культуры. | 1 | 16.10 | | |
8 | Мораль. | 1 | 23.10 | | |
9 | Долг и совесть. | 1 | 6.11 | | |
10 | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | 13.11 | | |
11 | Образование. Самостоятельная работа. | 1 | 20.11 | | |
12 | Наука в современном обществе. | 1 | 27.11 | | |
13 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | 4.12 | | |
14 | Контрольная работа №1 по теме: «Сфера духовной культуры». | 1 | 11.12 | | |
| Глава III. Социальная сфера 5 ч | | | |
15 | Социальная структура общества. | 1 | 18.12 | | |
16 | Урок-практикум: «Учимся писать эссе -сочинение» | 1 | 25.12 | | |
17 | Социальные статусы и роли. | 1 | 15.01 | | |
18 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | 22.01 | | |
19 | Отклоняющееся поведение. | 1 | 29.01 | | |
| Глава IV. Экономика 14 часов | | | |
20 | Экономика и её роль в жизни общества. | 1 | 5.02 | | |
21 | Главные вопросы экономики. | 1 | 12.02 | | |
22 | Собственность. | 1 | 19.02 | | |
23 | Рыночная экономика. | 1 | 26.02 | | |
24 | Производство – основа экономики. | 1 | 5.03 | | |
25 | Предпринимательская деятельность. | 1 | 12.03 | | |
26 | Роль государства в экономике. | 1 | 19.03 | | |
27 | Распределение доходов. | 1 | 2.04 | | |
28 | Потребление. | 1 | 9.04 | | |
29 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | 16.04 | | |
30 | Безработица, её причины и последствия. | 1 | 23.04 | | |
31 | Повторительно-обобщающий урок за весь курс | 1 | 30.04 | | |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | 7.05 | | |
33 | Зачет | 1 | 14.05 | | |
34 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | 22.05.19 | | |
35 | Практикум в формате ОГЭ | 1 | 28.05 | | |