Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО №______ от ______20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от_______20__ г. И.о. директора школы Кузина О.Р._________ |
Рабочая программа по предмету Мир истории для учащихся 6 классов в адаптивных образовательных учреждениях для обучающихся с нарушением интеллекта.
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель программы: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
2021 г.
I. Пояснительная записка
I.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Приказ №442 от 28.08.2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – обробразовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»);
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»
Положения о рабочих программах КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» Омской области;
Рабочая программа воспитания КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными условиями, в которых живёт и развивается ребенок.Специальные исследования показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой) деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой, вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду - одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом вопросе трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям социокультурного развития личности выступает в ачестве основного источника памяти человеческого общества.
Опора на социокультурный контекст истории представляется наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность, содержат в себе нравственные уроки, создают основу для воспитания патриотических и гражданских чувств развивающейся личности. Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметам материальной культуры, истрическим документам и памятникам)) способствует развитию познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд, созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные ориентиры с примерами дел и свершений на благо Отечества, единство и единение людей, народов в драматические периоды в жизни государства.
Содержаание истории позволяет формировать у обучающихся представления относительно:
самоценности человеческой жизни;
единства человеческого общества против насилия, классовой и национальной исключительности ( формирование понятий равноправия, демократии, свободы личности и др.);
сохранение культурного и духовного опыта для образования и воспитания последующих поколений;
уважение к религиям мира и России;
культуры, традиций страны, её народа, своей нации;
добра и зла, свободы и рабства, войны и мира;
необходимости диалога между государствами и народа.
Последовательность изучения исторических фактов и событий должна строится таким образом, чтобы обучающиеся понимали: каждый факт в истории имеет ряд последствий, и эти последствия являются нравственными историческими уроками для современников и последующих поколений. Поэтому принцип историзма очень важен в системе педагогических действий при обучении умственно отсталых подростков.
В связи с формированием морально-нравственных основ личности у обучающихся особое значение приобретают нравственные позиции и личность самого учителя.Необходимо соблюдать профессиональную и ультурную этику в работе учителя, так как при обучении истории присутствует проблема мировозренческих взглядов , субъективности в толковании исторических сведений. В коррекционной педагогике ососбо выделяются принципы научности и объективности, на основе которых формируются знания учащихся : не допускается подмена научных сведений "житейскими", бытовыми.
Принцип доступности знаний не означает отхода от строго проверенных научных сведений. Педагогу следует не истолковывать, а объяснять, и помогать детям выявлять причины, последствия исторических фатов, избегать субъективных оценок.
Реализация программы предполагает поэтапность: от знакомого - к новому и далее - к обобщению в понятиях. Некоторые пункты программы преобразуются в знания, другие имеют прикладной, иформативный характер и служат для создания образов на пути к усвоению ключевых понятий.
Сведения о программе
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Обоснование выбора
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Определение места и роли учебного предмета.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В настоящей рабочей программе на уроки истории в 6 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю.
Личностные результаты
Минимальный уровень:
уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложнных вариантов (заданий);
уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
использовать помощь учителя ри выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;
усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владеть элементами оценки и самооценки.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
знать исторические события на уровне их понимания;
использовать чать понятий в активной речи.
Достаточный уровень:
удовлетворительно знать основные поняти и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, и пересказах, в ответах на вопросы;
участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
проявлять интерес к изучению истории.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Воспитательными результатами изучения курса являются:
Воспитание своей российской гражданской идентичности в современном обществе;
Воспитание готовности к выполнению обязанностей гражданина России;
Воспитание интереса к познанию истории родного края, других народов России;
Воспитание уважения к боевым подвигам и трудовым достижениям своих земляков, героев и защитников Отечества;
Воспитание уважения к достижениям нашей Родины в науке, искусстве, технологиях;
Воспитание понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан России, умение общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
Воспитывать понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций.