СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 5 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 5-го класса по истории Древнего мира на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основ ной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, при мерной рабочей программы, которая согласно своему назначению является ориентиром для составления рабочих авторских программ, а также с учетом примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание в 5-ом классе, предусматривает структурирование его по разделам и темам курса.

Рабочая программа 5-го класса по истории Древнего мира на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основ ной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, при мерной рабочей программы, которая согласно своему назначению является ориентиром для составления рабочих авторских программ, а также с учетом примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание в 5-ом классе, предусматривает структурирование его по разделам и темам курса.

Рабочая программа 5-го класса по истории Древнего мира на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основ ной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, при мерной рабочей программы, которая согласно своему назначению является ориентиром для составления рабочих авторских программ, а также с учетом примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание в 5-ом классе, предусматривает структурирование его по разделам и темам курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 5 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснорогская СОШ им. А.К. Толстого»



«Рассмотрено» Протокол N 1 от 30.08.22 «Согласовано» 30.08.22 «Утверждено» приказом N 127 от 01.09.22

Руководитель ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

/Белоус Н.М../ /.Дурманова Т.В./ /Галицкий Г.Н./








Рабочая программа

по истории 5 класс
















Программу разработала

Шкоркина Лариса Ивановна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Краснорогская СОШ им. А.К.Толстого»

на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа 5-го класса по истории Древнего мира на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основ ной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, при мерной рабочей программы, которая согласно своему назначению является ориентиром для составления рабочих авторских программ, а также с учетом примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание в 5-ом классе, предусматривает структурирование его по разделам и темам курса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески

применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории в 5-ом классе определены Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В 5-ом классе ключевыми задачами являются:

—формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

—овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласияи мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

—развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе1.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом:

в 5—ком классе: 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.

5 КЛАСС

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)

Введение (2 ч). Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч). Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятель ность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торгов ли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР (62 ч). Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток (20 ч). Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет (7 ч). Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с сосед ними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии (4 ч). Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности (2 ч). Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава (2 ч). Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия (2 ч). Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай (3 ч). Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)

Древнейшая Греция (4 ч). Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы (10 ч). Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции (3 ч). Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч). Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александ рия Египетская.

Древний Рим (20 ч)

Возникновение Римского государства (3 ч). Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч). Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская республика.

Гражданские войны (5 ч). Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь:путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи (6 ч). Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима (3 ч). Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» в 5-ом классе НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

—в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

—в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

—в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

—в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

—в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

—в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном

мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

—в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

—в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

—в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

-В сфере универсальных учебных познавательных действий:

—владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

—владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор истори ческого материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

—работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

—общение: представлять особенности правила взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

—осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на

региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

—владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

—владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

—выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

—ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

—регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 КЛАСС

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

—объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);

—называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;

—определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

—указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

—группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

3. Работа с исторической картой:

—находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

—устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

4. Работа с историческими источниками:

—называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

—различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;

—извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных

памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

5. Историческое описание (реконструкция):

—характеризовать условия жизни людей в древности;

—рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

—рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

—давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: верований людей в древности;

—сравнивать исторические явления, определять их общие черты;

—иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;

—объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

—излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;

—высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

8. Применение исторических знаний:

—раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

—выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.

Тематическое планирование

Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

История Древнего мира (68 ч)

Введение (2 ч)


Что изучает история.Источники историче- ских знаний.Специальные (вспо- могательные) истори- ческие дисциплины.Историческая хроно- логия (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).Историческая карта

Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом.Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников.Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика.Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра).Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру.Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах

Первобытность (4 ч)

Первобыт- ность (4 ч)

Происхождение и расселение древ- нейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей.Овладение огнем.Появление человека разумного. Охота и собирательство.Представления об окружающем мире, верования первобыт- ных людей

Показывать на карте места расселения древнейших людей, извест- ные историкам.Рассказывать о занятиях первобытных людей. Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей.Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладе- ние огнем, как его добывали и поддерживали.Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков.Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди.Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, языче- ство, миф.


Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей.Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладе- ние огнем, как его добывали и поддерживали.Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков.Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди.Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, языче- ство, миф.

Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей.Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладе- ние огнем, как его добывали и поддерживали.Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков.Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди.Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, языче- ство, миф.


Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей.Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладе- ние огнем, как его добывали и поддерживали.Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков.Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди.Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, языче- ство, миф. к соседской общине.Появление знати.Возникновение древнейших цивили- заций

Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело.Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе.Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать. Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации

Древний Восток (20 ч)

Древний Египет (7 ч)

Природа Египта.Занятия населения.Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фара- он, чиновники, жрецы).Условия жизни, положение, повинно- сти древних египтян.Развитие земледе- лия, скотоводства, ремесел. Рабы.Отношения Египта с соседними народа- ми. Египетское войско. Завоеватель- ные походы египтян; Тутмос III. Могуще- ство Египта при Рамcесе II.Религиозные верова- ния египтян. Боги Древнего Египта.Храмы и жрецы.Пирамиды и гробни- цы. Фараон-реформа- тор Эхнатон.Познания древних египтян. Письмен- ность (иероглифы, папирус); открытие Ж. Ф. Шампольона.Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески)

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения.Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти.Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие.Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец.Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения.Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленни- ки).Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта.Рассказывать об организации и вооружении египетского войска.Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II. Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне.Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстра- ций).Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея.Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон.Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достиг- ли значительных успехов.Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта.Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска

Древние цивилизации Месопотамии (4 ч)

Природные условия Месопотамии (Меж- дуречья). Занятия населения. Древней- шие города-государ- ства. Создание единого государства.Письменность. Мифы и сказания. Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопота- мии и занятиях живших там в древности людей.Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии.Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зикку- рат. Показывать на карте расположение древнего Вавилонского цар- ства.

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопота- мии и занятиях живших там в древности людей.Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии.Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зикку- рат. Показывать на карте расположение древнего Вавилонского цар- ства.

Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хамму- рапи.Объяснять, в чем заключается ценность законов как историческо- го источника.Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Расска- зывать об организации ассирийского войска.Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой.Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях.Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вави- лона.Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»

Восточное Средиземно- морье в древ- ности (2 ч)

Природные условия, их влияние на занятия жителей.Финикия: развитие ремесел и торговли.Города-государства.Финикийская колонизация. Фини- кийский алфавит.Палестина и ее население. Возникно- вение Израильского государства. Царь Соломон. Религиоз-ные верования.Ветхозаветные предания

Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья.Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии.Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит.Называть и показывать на карте древние государства Палестины.Объяснять, чем известен в истории царь Соломон.Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет

Персидская держава (2 ч)

Завоевания персов.Государство Ахеме- нидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы.Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управле- ние империей.Религия персов

Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества.Объяснять причины военных успехов персидской армии.Характеризовать систему управления персидской державой.Рассказывать о религии древних персов.Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста

Древняя Индия (2 ч)

Природные условия Древней Индии.Занятия населения.Древнейшие города- государства. Пересе- ление ариев в Индию.Держава Маурьев.Государство Гуптов.Общественное устройство, варны.Религиозные верова- ния древних индий-цев. Легенды и сказания. Возникно- вение буддизма.Культурное наследие Древней Индии

Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения.Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту.Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит.Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме.Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения.Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуист- ских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника) Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков

Древний Китай (3 ч)

Природные условия Древнего Китая.Хозяйственная деятельность и усло- вия жизни населе- ния. Древнейшие царства. Создание объединенной импе- рии. Цинь Шихуан- ди. Возведение Вели- кой Китайской стены.Правление династии Хань. Жизнь в импе- рии: правители и подданные, положе- ние различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.Великий шелковый путь.Религиозно-философ- ские учения. Конфу- ций. Научные знания и изобретения древних китайцев.Храмы

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения.Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях.Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства.Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и ито- гов его деятельности.Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии реме- сел и торговли.Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались.Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия.Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о при- чинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столе- тия.Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций)

Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)

Древнейшая Греция (4 ч)

Природные условия Древней Греции.Занятия населения.Древнейшие государ- ства на Крите.Расцвет и гибель Минойской цивили- зации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф).Троянская война.Вторжение дорий- ских племен. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения.Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о суще- ствовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах.Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея».Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»

Греческие полисы (10 ч)

Подъем хозяйствен- ной жизни после «темных веков».Развитие ремесла и торговли. Образо- вание городов-госу- дарств. Политическое устройство полисов.Аристократияи демос. Великая греческая колониза- ция. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значе- ние.Спарта: основ- ные группы населе- ния, общественное устройство. Органи- зация военного дела.Спартанское воспита- ние.Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне.Усиление афинского могущества; Фе- мистокл. Битва приАфины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значе- ние.Спарта: основ- ные группы населе- ния, общественное устройство. Органи- зация военного дела.Спартанское воспита- ние.Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва приФермопилах. Захват персами Аттики.Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале.Итоги греко-персид- ских войн.Расцвет Афинского государства. Разви- тие демократии.Афины при Перикле.Хозяйственная жизнь в древнегрече- ском обществе.Рабство. Пелопоннес- ская война. Упадок Эллады

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства.Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония.Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти.Рассказывать о составе и организации полисного войска.Показывать на карте направления Великой греческой колониза- ции, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялосьуправление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями.Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм.Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена.Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией. Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством.Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты.Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции.Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках.Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия. Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции.Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе).Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы.

Культура Древней Греции (3 ч)

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Пантеон богов.Храмы и жрецы.Школа и образова- ние. Развитие наук.Греческая филосо- фия. Литература.Архитектура и скульптура. Театр.Спортивные состяза- ния; общегреческие игры в Олимпии

Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения.Объяснять, кто такие титаны и герои.

Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции.Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика. Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук.Представлять описание внешнего вида и планировки древнегрече- ского храма (в виде устного высказывания, презентации).Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капи- тель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях. Рассказывать о древнегреческом театре, организации представле- ний.Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм

Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч)

Возвышение Македо- нии. Политика Филиппа II. Главен- ство Македонии над греческими полиса- ми. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского.Эллинистические государства Востока.Культура эллинисти- ческого мира

Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в.до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II.Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами.Систематизировать в виде таблицы информацию о завоеватель- ных походах Александра Македонского.Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского.Представлять характеристику («исторический портрет») Алексан- дра Македонского.Раскрывать смысл понятия «эллинизм».Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского.Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира

Древний Рим (20 ч)

Возникнове- ние Римского государства (3 ч)

Природа и население Апеннинского полуострова в древ- ности. Этрусские города-государства.Легенды об основа- нии Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.Патриции и плебеи.Управление и зако- ны. Римское войско.Верования древних римлян. Боги.Жрецы. Завоевание Римом Италии

Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности.Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащую- ся в легенде и полученную в ходе исследований историков.Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур.Объяснять, как было организовано управление Римской республи- кой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибу- ны, Сенат, народное собрание).Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника.Называть главных богов древних римлян, устанавливать соот- ветствие римских и греческих богов.Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией.Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спас- ли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»

Римские завоевания в Средиземно- морье (3 ч)

Войны Рима с Кар- фагеном. Ганнибал; битва при Каннах.Поражение Карфаге- на. Установление господства Рима в Средиземноморье.Римские провинции

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги).Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал.Показывать на исторической карте территории римских провин- ций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций

Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч)

Подъем сельского хозяйства. Латифун- дии. Рабство. Борьба за аграрную рефор- му. Реформы Грак- хов: проекты ре- форм, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы.Восстание Спартака.Первый триумвират.Участие армии в гражданских войнах.Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в.до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли».Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор. Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов.Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения).Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу.Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме.Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги).Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю.Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон».Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги

Расцвет и падение Римской империи (6 ч)

Установление импе- раторской власти.Октавиан Август.Императоры Рима: завоеватели и прави- тели. Римская империя: террито- рия, управление.Римское граждан- ство. Повседневная жизнь в столице и провинциях.Возникновение и распространение христианства.Император Констан- тин I, перенос столицы в Констан- тинополь. Разделение Римской империи на Западную и Вос- точную части.Начало Великого переселения народов.Рим и варвары.Падение Западной Римской империи

Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа.Представлять характеристики римских императоров, их правле- ния (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору).Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями. Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи.Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда.Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Коли- зей, акведук, амфитеатр, термы.Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян.Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена.Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную.Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим.Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»

Культура Древнего Рима (3 ч)

Римская литература, золотой век поэзии.Ораторское искус- ство; Цицерон. Развитие наук.Архитектура и скульптура.Пантеон

Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», назы- вать имена поэтов золотого века.Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (фило- софия, география, история). Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству.Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору).Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия.Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты

Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира



1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

3. http://history.rin.ru/ - сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей)

4. http://his. 1 september.ru/urok/ - электронная копилка методических материалов для учителей истории

5. http://lesson-history.narod.ru/ - сайт учителя истории А.И. Чернова (электронные презентации к урокам истории).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!