Пояснительная записка
к рабочей программе по Всеобщей истории.
История Нового времени (7 класс)
Рабочая программа по истории составлена на основании Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого 17.12.2004 г, , Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: «Новая история 7 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. –М .: Просвещение, 2010.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. и истории России с конца XVI по XVIII вв. обучающимися 7 класса.
Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 36 часов и на историю России – 32 часа.
В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы (при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.
Цели:
учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.
Задачи:
- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
-научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся за курс 7 класса должны:
знать:
- основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей истории России и всемирной истории с XVIв. по XVIII в.
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;
уметь:
- соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- использовать для познания окружающего мира различныe методы;
- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями, уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- осуществлять контроль и самооценку.
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2013.
А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2013.
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2013 г.
Атласы по Новой истории.
Настенные карты по Новой истории.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
2. Уроки КИМ. «Всеобщая история».
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. От Средневековья к Новому времени. | 1 |
| |
Мир вначале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 15 |
Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 6 |
Эпоха Просвещения. Время преобразований | 9 |
Традиционные общества Востока. Начало европейских преобразований | 4 |
Итоговое повторение | 1 |
Итого | 36 |
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля Литература |
планируемая | проведения |
1. | | | Вводное занятие. От средневековья к Новому времени. | Новая история | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | |
2. | | | Технические открытия и выход к Мировому океану. | Винт, мушкет, карабин, астролябия, портолан, | Выписка нужных материалов из текста | Составление рассказа «Изобретения. Подготовившие Великие географические открытия» |
3. | | | Встреча миров. Великие географические открытия | Великие географические открытия, конкистадоры | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. | беседа |
4. | | | Усиление королевской власти в 16 – 17 вв. Абсолютизм в Европе. | Абсолютизм, сословное представительство, меркантилизм | Самостоятельная проверка получаемого результата. | Тест |
5. | | | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Монополия, огораживание | Выписка нужных материалов из текста | Письменное задание |
6. | | | Европейское общество в раннее Новое время | Новое дворянство | Составление плана по тексту и его запись | Беседа |
7. | | | Повседневная жизнь | | Оценивать свою работу и деятельность одноклассников | Устный опрос |
8. | | | Великие гуманисты Европы | Гуманизм, утопия | Определение причинно – следственных, межпредметных связей | Письменное задание |
9. | | | Мир художественной культуры Возрождения. | Возрождение | Установление межпредметных связей, выслушивать и объективно оценивать другого. | Тест |
10. | | | Рождение новой европейской науки. | | Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать | Беседа |
11. | | | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | Реформация, лютеранская церковь | Выписка нужных материалов из текста | Тест |
12. | | | Распространение реформации в Европе. Контрреформация | Кальвинистская церковь, контрреформация, иезуиты | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Исторический диктант |
13. | | | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | англиканство | Составление плана по тексту и его запись | Письменное задание |
14. | | | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Гугеноты, Варфоломеевская ночь | Выписка нужных материалов из текста | Устный опрос |
15. | | | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Мир в начале нового времени» | | Составление плана-схемы изученной темы | Контрольная работа |
16. | | | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Объединенных провинций. | Гезы, иконоборческое движение | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | беседа |
17. | | | Парламент против короля. Революция в Англии. | Пуритане, «кавалеры» | Составлять сложный план | Письменное задание |
18. 19 | | | Путь к парламентской монархии в Англии | Долгий парламент | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Тест на соответствие |
20. | | | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | | Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог | Устный опрос |
21. | | | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Первые революции Нового времени. Международные отношения» | | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа |
22. | | | Великие просветители Европы. | Просвещение, разделение властей, суверенитет | Составление характеристик деятелей Просвещения | Беседа |
23. | | | Мир художественной культуры Просвещения. | Культура, классицизм | Установление межпредметных связей | Тест |
24. | | | На пути к индустриальной эре. | Аграрная революция, промышленный переворот | Формулировать проблемные вопросы | Устный опрос |
25. | | | Английские колонии в Северной Америке | | Составление хронологических таблиц | Письменное задание |
26. | | | Война за независимость. Создание США. | Патриоты, лоялисты, конституция | Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Беседа |
27. | | | Франция 18 век. Причины и начало Великой французской революции. | Третье сословие | Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Тест |
28. | | | Великая французская революция. От монархии к республики. | Якобинская диктатура, Комитет общественного спасения | Уметь вести дискуссию, диалог, участие в дискуссии | дискуссия |
30 | | | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | директория | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Тест |
31 | | | Повторительно – обобщающий урок по теме: Эпоха Просвещения. Время преобразований» | | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа |
32 | | | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | | Выписка нужных материалов из текста, чтение исторической карты | Устный опрос |
33 | | | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | | Составление плана по тексту и его запись | Беседа |
34 | | | Итоговый урок | | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа |
36 | | | Резервный урок | | | |
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположны) точек зрения.
Учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
• рассматривать общественные явления в развитии;
• анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Изучение курса рассчитано на 30 часов.
V. Программно -методическое обеспечение образовательного процесса:
Учебник Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс.- М.: ВАКО, 2009.
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2010.
"Универсальные поурочные разработки по истории России. Конец ХVI-ХVIIIвек. 7 класс", Соловьев К.А., Серов Б.Н., М.: ВАКО, 2009
Всеобщая история. История нового времени. Рабочая тетрадь. 1500-1800. 7 класс. Часть 1 и 2. Юдовская А.Я. , М., Просвещение , 2010
История России. Конец XVI - XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. Данилов А.А., М., Просвещение , 2010 г.
V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположны) точек зрения.
Учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
• рассматривать общественные явления в развитии;
• анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Изучение курса рассчитано на 30 часов.
15