Рецензент: Преподаватель психологии высшей категории Крючкова Ирина Анатольевна.
Протокол №___ от «__» ____________2016г.
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК 8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 10
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК 30
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 33
Рабочая программа MДK 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности является частью профессионального модуля ПМ 01. Преподавание в области социально-педагогической деятельности и основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» укрупненной группы специальностей 050000 «Образование и педагогика» среднего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009г. №355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования») в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций:
Рабочая программа MДK 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения MДK должен:
— проведения диагностики и исследования влияний факторов среды на растущую личность, группу;
— ориентации в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
— анализа информации, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем;
— ознакомления с педагогическими возможностями и эффективностью применения различных методов, приемов, методик, форм организации воспитания;
— выбирать социально-педагогические технологии, приемлемые в организации социального воспитания детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, создавать условия для развития их способностей;
— разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся;
— систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области социальной педагогики на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
— участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей;
— организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качества;
— использовать ИКТ-технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
— самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять самообразование.
— закономерности взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности;
— современные технологии в сфере социально-педагогической работы с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
— специфику профессиональной деятельности социального педагога.
самостоятельной работы обучающегося – 222 ч.
Результатом освоения программы MДK является овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: преподавание в области социально-педагогической деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом вышеназванных ФГОС СПО/НПО
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (MДK) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работы обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ 01. Преподавание в области социально-педагогической деятельности | | | |
MДK 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | | 444 | |
Раздел 1. Введение в профессию «Социальный педагог» | III с. 64 ч. | | |
Тема 1.1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России (3 семестр) | Содержание учебного материала | 12 | |
1. | Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности. | 2 | 1 |
2. | Этапы развития благотворительности в России. | 4 | |
3. | Введение профессии «социальный педагог» в России. | 1 |
Практические занятия | |
1. | Сопоставительный анализ понятий «милосердие» и «благотворительность». | 1 |
2. | Характеристика основных форм социальной помощи детям в Древней Руси в IX-XVII вв. | 1 |
3. | Анализ причин формирования государственного призрения детей с XVII до первой половины XIX в. | 1 |
4. | Составление схемы и анализ социальных служб помощи детям в начале XX в. | 1 |
5. | Анализ изменения отношения государства к благотворительности и милосердию после революции 1917 г. | 1 |
Тема 1.2. Профессиональная деятельность социального педагога (3 семестр) | Содержание учебного материала | 16 | 2 |
1. | Специфика профессиональной деятельности социального педагога. | 2 |
2. | Этапы деятельности социального педагога. | 2 |
3. | Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность. | 5 |
4. | Сферы профессиональной деятельности социального педагога. | 2 |
5. | Функции деятельности социального педагога. | 2 |
Практические занятия | |
1. | Сравнительная характеристика профессиональной деятельности педагога и социального педагога. | 1 |
2. | Сравнительная характеристика профессиональной деятельности социального педагога и социального работника. | 1 |
3. | Анализ структуры профессиональной деятельности. | 1 |
Тема 1.3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов (3 семестр) | Содержание учебного материала | 13 | 2 |
1. | Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов. | 1 | |
2. | Принципы социального педагога. | 2 | |
3. | Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях. | 2 | |
4. | Подготовка социальных педагогов в вузе. | 2 | |
5. | Требования к социальному педагогу. | 2 | |
6. | Понятие «специализация». | 1 | |
7. | Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов. | 1 | |
8. | Основы профессиональной деятельности социального педагога. | 2 | |
Тема 1.4. Основные элементы педагогической технологии как искусство педагогического воздействия (3 семестр) | Содержание учебного материала | 16 | 3 |
1. | Педагогическое общение. | 1 |
2. | Барьеры в общении. | 1 |
3. | Функции общения. | 1 |
4. | Стили общения. | 2 |
5. | Информационное речевое воздействие. | 1 |
6. | Этическая защита педагога. | 2 |
7. | Технологии педагогической оценки. | 2 |
8. | Педагогическое требование. | 2 |
9. | Создание ситуации успеха. | 1 |
10. | Работа с детьми осложненного поведения. | 2 |
Практические занятия | 1 | |
1. | Оценка общего уровня общительности (Тест В.Ф. Ряховского). | | |
Тема 1.5. Технология социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями (3 семестр) | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
1. | Характеристика детей с ограниченными возможностями. | 2 |
2. | Цель социально-педагогической деятельности в процессе инклюзивного образования. | 2 |
3. | Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями. | 2 |
Практическое занятие | |
1. | Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко. | 1 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 1 MДK 01.02 (30 ч.) |
| 1. | Сообщение «История благотворительности в России». | 1 | |
2. | Сообщение «Меценатство и детское призрение в России». | 1 |
3. | Сообщение «Благотворительность русской православной церкви». | 1 |
4. | Сообщение «Возрождение благотворительности в России в конце XX в. | 1 |
5. | Сообщение «Исторические предпосылки введения института социальной педагогики». | 1 |
6. | Сочинение «Профессия «социальный педагог» в XXI в.». | 1 |
7. | Анализ специфики условий труда и деятельности социального педагога. | 1 |
8. | Социально-педагогическая деятельность в пословицах и поговорках. | 1 |
9. | Сообщение «Роль творчества в социально-педагогической деятельности». | 1 |
10. | Сообщение «Реформирование системы профессионального образования в современных условиях». | 1 |
11. | Диагностика коммуникативных склонностей. Подбор тестов и опросников. | 1 |
12. | Подбор тестов оценки коммуникативных умений. | 1 |
13. | Диагностика особенностей поведения в конфликте. | 1 |
14. | Анализ оценки коммуникативных речевых навыков (Р. Эриксон). | 1 |
15. | Разработка карты контроля состояния речи. | 1 |
16. | Анализ методики доминирующей стратегии психологической защиты в общении. | 1 |
17. | Изучение способности к самоуправлению в общении. | 1 |
18. | Определение стиля поведения (Томас). | 1 |
19. | Определение предрасположенности к конфликтному поведению. | 1 |
20. | Изучение коммуникативных склонностей у детей школьного возраста. | 1 |
21. | Наблюдение за проявлением коммуникативных способностей. | 4 |
22. | Сообщение «Интерактивные имитационные технологии». | 1 |
23. | Разработать рекомендации по развитию базовых коммуникативных умений. | 1 |
24. | Разработать цели организации развития коммуникативных навыков. | 1 |
25. | Разработать ролевую игру для развития коммуникативной компетентности. | 1 |
Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности | 4 семестр 54 часа | 54 | |
Тема 2.1. Социально-педагогическая деятельность с семьей (4 семестр) | Содержание учебного материала | 41 | |
1. | Основные функции семьи. | 4 | 3 |
2. | Социальный статус семьи и ее типология. | 2 |
3. | Компоненты социальной адаптации семьи. | 8 |
4. | Семьи группы риска. | 2 |
5. | Деятельность социального педагога по работе с семьей. | 2 |
6. | Социально-педагогическая помощь: образовательная, психологическая, посредническая. | 2 |
7. | Помощь в воспитании. | 2 |
8. | Методы семейного воспитания. | 2 |
9. | Социально-педагогическая помощь. | 6 |
10. | Формы социально-педагогической помощи семье. | 6 |
Практические занятия | |
1. | Анализ основных понятий: семья, семья группы риска. | 1 |
2. | Составить классификацию семей. | 1 |
3. | Анализ основных проблем развития семьи, как социального института в современной России. | 1 |
4. | Характеристика современной государственной политики. | 1 |
5. | Определение основных видов социально-педагогической помощи асоциальной семье. | 1 |
Тема 2.2. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей (4 семестр) | Содержание учебного материала | 13 | |
1. | Основные понятия | 2 | 3 |
2. | Из истории опеки и попечительства детей в России. | 3 |
3. | Попечение сирот в современных условиях. | 3 |
Практические занятия: | |
1. | Характеристика семей группы риска. | 1 |
2. | Характеристика социального статуса группы риска. | 1 |
3. | Определение основных проблем детей в семьях группы риска. | 1 |
4. | Специфика работы социального педагога с семьей группы риска. | 1 |
5. | Эссе-рассуждение «Ребенок из неблагополучной семьи». | 1 |
Тема 2.3. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей (5 семестр) | 5 семестр 70 час | | |
Содержание учебного материала | 19 | 3 |
1. | Опекунская семья. | 2 |
2. | Временная приемная семья. | 2 |
3. | Мотивы, побуждающие взять людей на воспитание. | 2 |
4. | Этапы социально-педагогической деятельности. | 2 |
5. | Функции деятельности социального педагога. | 1 |
6. | Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения. | 2 |
7. | Социально-педагогическая деятельность в детском доме. | 2 |
Практические занятия: | |
1. | Анализ путей преодоления социального сиротства в России. | 1 |
2. | Общественное мнение: отношение к международному усыновлению. | 1 |
3. | Сочинение «Жизнь социальных сирот в детском доме». | 1 |
4. | Диспут: Необходимо ли усыновление социальных сирот. | 1 |
5. | Анализ видов приемных семей. | 1 |
6. | Разработка этапов социально-педагогической деятельности с приемной семьей. | 1 |
Тема 2.4. Девиации как социально-педагогическая проблема (5 семестр) | Содержание учебного материала | 19 | |
1. | Предпосылки девиации в подростковом возрасте. | 1 | 3 |
2. | Типы девиаций. | 3 |
3. | Причины девиантного поведения подростков. | 2 |
4. | Концепции девиации. | 2 |
Практические занятия: | |
1. | Характеристика переходного возраста детей. | 1 |
2. | Анализ причин криминального поведения подростка. | 1 |
Тема 2.5. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения (5 семестр) | Содержание учебного материала | 6 | |
1. | Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков | 2 | 3 |
2. | Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения. | 1 |
3. | Реабилитационные социально-педагогические технологии. | 1 |
Практические занятия: | |
1. | Характеристика основных типов реабилитационных учреждений. | 1 |
2. | Анализ принципов совместной работы по предупреждению социальной дезадаптации у детей. | 1 |
Тема 2.6. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей (5 семестр) | Содержание учебного материала | 10 | 3 |
1. | Проблема алкоголизма. | 2 |
2. | Особенности детского алкоголизма. | 2 |
3. | Причины и последствия детского алкоголизма. | 3 |
4. | Уровни вовлечения детей в употребление спиртных напитков. | 2 |
Практическое занятие: | |
1. | Анализ причин и последствий детского алкоголизма. | 1 |
Тема 2.7. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя. (5 семестр) | Содержание учебного материала | 10 | |
1. | Структура социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя. | 4 | |
2. | Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя. | 6 | |
Тема 2.8. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей (5 семестр) | Содержание учебного материала | 15 | 3 |
1. | Проблема наркомании. | 3 |
2. | Классификация и типы наркоманов. | 3 |
3. | Особенности подростковой наркомании. | 2 |
4. | Причины и последствия подростковой наркомании. | 3 |
5. | Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ. | 3 |
Практическое занятие: | |
1. | Анализ биологических, психологических и социальных причин подростковой наркомании. | 1 |
| 6 семестр 95 часов | | |
Тема 2.9. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей. (6 семестр) | Содержание учебного материала | 24 | 2 |
1. | Проблема проституции. | 3 |
2. | Особенности детской проституции. | 2 |
3. | Причины и последствия детской проституции. | 8 |
4. | Типология проституции. | 2 |
Тема 2.10. Преступность как форма проявления делинквентного поведение детей (6 семестр) | Содержание учебного материала | 25 | 2 |
1. | Проблема преступности несовершеннолетних. | 4 |
2. | Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. | 4 |
3. | Возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях. | 10 |
Практические занятия: | |
1. | Анализ причин омоложения преступности. | 2 |
2. | Анализ причин изоляции несовершеннолетних правонарушителей. | 2 |
3. | Эссе-рассуждение «Приобщаются ли несовершеннолетние правонарушители к обычаям и традициям преступного мира». | 2 |
Тема 2.11. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями (6 семестр) | Содержание учебного материала | 20 | |
1. | Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя. | 6 | |
2. | Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетними правонарушителями. | 4 |
3. | Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя. | 6 |
4. | Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях. | 4 |
Практические занятия: | |
1. | Определение целей и задач индивидуальной профилактики правонарушений. | 1 |
2. | Анализ категорий несовершеннолетних, требующих профилактической деятельности | 1 |
3. | Сопоставительный анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профилактики. | 1 |
4. | Характеристика основных направлений деятельности социальных институтов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. | 1 |
5. | Разработать рекомендации по социальной адаптации подростка в колонии. | 1 |
| | | |
Тема 2.12. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях (6 семестр) | Содержание учебного материала | 23 | |
1. | Функции религии в обществе. | 4 | 2 |
2. | Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности. | 4 |
3. | Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве. | 4 |
4. | Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях. | 4 |
5. | Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях. | 4 |
Практические занятия: | |
1. Анализ понятий: религия, христианство, конфессии. | 3 |
Тема 2.13. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями (6 семестр) | Содержание учебного материала | 13 | 3 |
1. | Характеристика детей с ограниченными возможностями. | 3 |
2. | Цель социально-педагогической деятельности в процессе инклюзивного образования. | 4 |
3. | Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями. | 4 |
Практические занятия: | | |
1. | Эссе-рассуждение: «Все мы разные, но мы вместе». | 1 |
2. | Характеристика инклюзивного образования: за и против. | 1 |
| 7 семестр 96 часов | | |
Тема 2.14. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми (7 семестр) | Содержание учебного материала | 96 | 3 |
1. | Современные взгляды и подходы в решении проблемы развития одаренности в России. | 4 |
2. | Многогранность одаренности. | 2 |
3. | Генетика одаренности. | 2 |
4. | Роль матери в развитии гения. | 2 |
5. | Причины возникновения гениальности. | 4 |
6. | Медико-психологические аспекты стратегий поведения одаренных детей в критических ситуациях. | 6 |
7. | Медико-психологическое сопровождение одаренных детей в образовательной среде. | 6 |
8. | Нейропсихологические и психосоматические корреляты критических ситуаций в жизни школьников. | 6 |
9. | Открытие одаренности ребенка. | 4 |
10. | Взаимоотношение в семье. | 2 |
11. | Большие способности – большая уязвимость. | 2 |
12. | Плохое поведение ребенка. | 2 |
13. | Равные возможности в семье. | 2 |
14. | Раннее детство. | 2 |
15. | Опережающее познавательное развитие. | 2 |
16. | Психосоциальная чувствительность. | 2 |
17. | Физические характеристики. | 2 |
18. | Развитие интересов и постановка задач. | 4 |
19. | Развитие творческих способностей. | 6 |
20. | Стимулирование интересов и способностей. | 4 |
21. | Одаренность: выявление и развитие. | 6 |
22. | Одаренные дети из малоимущих семей. | 2 |
23. | Принципы разработки программ для одаренных детей. | 2 |
24. | Проблемы одаренных детей. | 2 |
Практические занятия: | |
1. | Построение Я – концепции. | 2 |
2. | Сравнительный анализ художественного творчества одаренных современных детей с творчеством детей 20-40 годов. | 2 |
3. | Стимулирование позитивного умственного развития. | 4 |
4. | Разработка рекомендаций родителям в развитии дарования ребенка. | 2 |
5. | Разработка программы «Развитие процесса саморегуляции у одаренных детей». | 4 |
6. | Разработка рекомендаций по преодолению чрезмерного волнения. | 2 |
7. | Развитие творческих способностей. | 4 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении 2 раздела MДK 01.02 160 час |
| 1. | Сообщение «Структура и воспитательные возможности современной семьи». | 1 | |
2. | Эссе-рассуждение «Подростки и деньги». | 2 |
3. | Сообщение «Духовные традиции русской семьи». | 1 |
4. | Эссе-рассуждение «Школа семейного здоровья». | 2 |
5. | Характеристика микроклимата в семье. | 1 |
6. | Тест «Легко ли с вами». | 1 |
7. | Тест «Ваше отношение к юмору». | 1 |
8. | Методика «Школа совестливости». | 1 |
9. | Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья. | 1 |
10. | Тест для родителей «Как вы к себе относитесь». | 1 |
11. | Тест «Довольны ли вы собой». | 1 |
12. | Тест для родителей «Как у вас с нервами». | 1 |
13. | Тест для родителей «Стрессоустойчивы ли вы?». | 1 |
14. | Сообщение «Истрия развития опеки и попечительства в России». | 1 |
15. | Сообщение «Социальное сиротство в России». | 1 |
16. | Наблюдение за поведением детей в семье. | 8 |
17. | Анализ проблем усыновления детей в России. | 1 |
18. | Сообщение «Особенности работы приюта с детьми-сиротами». | 1 |
19. | Сообщение «Специфика работы социального педагога в детском доме». | 1 |
20. | Сообщение «Девиация как социально-педагогическая проблема». | 1 |
21. | Наблюдение за детьми с девиантным поведением. | 1 |
22. | Сообщение «Роль семьи в предупреждении девиантного поведения детей». | 1 |
23. | Сообщение «Социальная адаптация трудных подростков». | 1 |
24. | Анализ особенностей социализации детей с девиантным поведением. | 1 |
25. | Сообщение «Пьянство и алкоголизм как социально-педагогическая проблема». | 1 |
26. | Сообщение «Педагогическая неграмотность родителей». | 1 |
27. | Сообщение «Семейные алкогольные традиции и их влияние на развитие детского алкоголизма». | 1 |
28. | Сообщение «Особенности социальных отклонений у подростков, употребляющих спиртные напитки». | 1 |
29. | Сообщение «Роль государственных, частных и общественных инициатив в предупреждении алкоголизма детей». | 1 |
30. | Сообщение «Наркотики и человек». | 1 |
31. | Анализ причин, побуждающих подростка принимать наркотики. | 1 |
32. | Эссе-рассуждение «Что побуждает подростка впервые принять наркотики». | 1 |
33. | Эссе-рассуждение «Влияет ли употребление наркотиков на социальный статус». | 2 |
34. | Диспут «Преступность – обязательный ли спутник наркомании». | 1 |
35. | Характеристика социальной дезадаптации подростков-наркоманов. | 1 |
36. | Эссе-рассуждение «Ребенок-наркоман в социуме». | 2 |
37. | Анализ причин появления детской проституции в России. | 1 |
38. | Анализ последствий вовлеченности подростков в проституцию. | 1 |
39. | Сообщение «Методы работы социального педагога по профилактике детской проституции». | 1 |
40. | Сообщение «Детская проституция как социальное явление». | 1 |
41. | Сообщение «Проституция несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема в России». | 1 |
42. | Сообщение «Проституция детей: причины и последствия». | 1 |
43. | Социально-педагогическая профилактика детской проституции. | 1 |
44. | Социально-педагогическая реабилитация девочек-проституток. | 1 |
45. | Анализ причин омоложения преступности. | 1 |
46. | Сообщение «Роль общественных организаций в профилактике преступного поведения несовершеннолетних». | 1 |
47. | Сообщение «Роль микросреды в формировании личности правонарушителя». | 1 |
48. | Сообщение «Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей». | 1 |
49. | Эссе-рассуждение «От трудного подростка до правонарушителя». | 2 |
50. | Возрождение христианских традиций и религиозного воспитания. | 1 |
51. | Сообщение «Основные постулаты христианской педагогики В.В. Зеньковского». | 1 |
52. | Сообщение «Роль Библии для детей в социальном становлении ребенка». | 1 |
53. | Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий. | 1 |
54. | Сообщение «Девиантное поведение молодежи». | 1 |
55. | Анализ культурно-исторических предпосылок социально-педагогической деятельности в России. | 1 |
56. | Сообщение «Общественная помощь как социально-педагогическое явление». | 1 |
57. | Портфолио педагогического работника. | 10 |
58. | Анализ взаимоотношений социального педагога с детьми. | 10 |
59. | Составление схемы социально-психолого-педагогической характеристики ученика школы. | 1 |
60. | Оформление и ведение дневника практики. | 5 |
61. | Сообщение «Право социального обеспечение России». | 1 |
62. | Разработать конспект психологического тренинга с подростками. | 1 |
63. | Изучение конвенции о правах ребенка. | 1 |
64. | Разработка рекомендаций родителям в развитии дарования ребенка. | 1 |
65. | Разработка программы «Развитие процесса саморегуляции у одаренных детей». | 10 |
66. | Разработка творческих заданий для детей определенного возраста. | 2 |
67. | Разработка игр для развития творческих способностей. | 10 |
68. | Подбор заданий для развития дивергентного мышления. | 4 |
69. | Подбор заданий для развития математических навыков. | 4 |
70. | Подбор заданий на развитие речевых навыков. | 4 |
71. | Подбор заданий для развития исследовательской деятельности. | 4 |
72. | Разработка вопросов для активизации мыслительных процессов высшего уровня. | 2 |
73. | Разработать рекомендации по взаимодействию социального педагога с ребенком. | 2 |
74. | Разработать рекомендации по развитию способностей чуткого отношения к людям. | 2 |
75. | Разработать рекомендации по развитию самоуважения одаренных детей. | 2 |
76. | Разработать рекомендации для формирования позитивной я-концепции одаренных детей. | 2 |
77. | Разработка рекомендаций по развитию эмпатии. | 2 |
78. | Разработка рекомендаций по регулированию социально неприемлемых форм поведения. | 2 |
79. | Разработка рекомендации по формированию мотивов социальной компетентности педагога дополнительного образования. | 2 |
80. | Разработка рекомендаций по развитию чувства юмора у одаренных детей. | 2 |
81. | Разработка рекомендаций по разрешению межличностных проблем. | 2 |
82. | Выявление условий, благоприятствующих эмоциональному развитию ребенка. | 2 |
83. | Разработка рекомендаций по эффективному развитию детей. | 2 |
Раздел 3. Организация дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. | 8 семестр 65 часов | | |
Тема 3.1 . Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (8 семестр) | Содержание учебного материала | 34 | 3 |
1. | Основные ценности и функции дополнительного образования. | 1 |
2. | Внеурочная работа и дополнительное образование детей. | 1 |
3. | Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. | 1 |
4. | Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей. | 1 |
5. | Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей. | 1 |
6 | Развитие учебно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании детей. | 1 |
7. | Окружная система по сопровождению развития одаренных детей. | 1 |
Практические занятия: | |
1. | Словесное рисование: портрет одаренного ребенка. | 6 |
2. | Анализ способов активизации творческого потенциала учащихся младших классов. | 12 |
3 | Анализ окружной системы одаренных детей. | 2 |
4 | Характеристика проективных умений детей в ходе исследовательской деятельности. | 2 |
5 | Анализ функций дополнительного образования. | 2 |
6 | Анализ внеурочной работы. | 4 |
7 | Анализ взаимодействия педагогов дополнительного образования. | 2 |
Тема 3.2. Проектирование и планирование в социально-педагогической деятельности (8 семестр) | Содержание учебного материала | 22 | |
1. | Планирование социально-педагогической работы в школе. | 4 | 3 |
2. | Формы и методы социально-педагогической работы в школе. | 2 |
3. | Разнообразие форм и методов взаимодействия с родителями. | 1 |
4. | Социально-педагогические основы деятельности детских объединений. | 4 |
5. | Диагностика в деятельности педагога дополнительного образования в школе. | 2 |
6. | Особенности профилактической деятельности учреждений социальной направленности. | 1 |
7. | Технология коллективного творческого дела. | 6 |
Тема 3.3. Нормативно-правовые акты в социально-педагогической деятельности (8 семестр) | Содержание учебного материала | 6 | |
1. | Специфика деятельности УДОД разных типов и видов. | 2 | 1 |
2. | Нормативное регулирование деятельности УДОД. | 2 |
3. | Нормативно-правовая база деятельности педагога дополнительного образования в социально педагогической деятельности. | 2 |
4. | Статус и функциональные обязанности деятельности педагога дополнительного образования в школе. | 1 |
Практические занятия: | |
1. | Характеристика УДОД разных типов и видов. | 5 |
2. | Анализ нормативно-правовых актов педагога дополнительного образования. | 5 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 3 МДК 01.02 32 часа |
| 1. | Определение целей и задач занятий. | 5 | |
2. | Планирование занятий по программам дополнительного образования. | 10 |
3. | Наблюдение, анализ и самоанализ занятий по программам дополнительного образования. | 10 |
4. | Презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. | 2 |
5. | Анализ планов и организация досуговых мероприятий различной направленности в учреждении дополнительного образования. | 3 |
6. | Самоанализ и анализ деятельности других педагогов, оценивания образовательных технологий в дополнительном образовании. | 2 |
| Итоговая аттестация в форме экзамен (7с). | | |
Учебная практика. | | |
Виды работ. | | |
Производственная практика для СПО (по профилю специальности). | | |
Виды работ: практика пробных знаний, разработка занятий, анализ. | | |
Реализация МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета по педагогике.
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделом программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации.
- мультимедиапроектор и мультимедийная доска.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012. №227-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.
4. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.
5. Боровик В. Формирование региональной нормативной правовой базы в области образования //Народное образование, 2006, №4.
6. Василевская Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы: монография. М.: АПКиППРО, 2008.
7. Василькова Т.А. Социальная педагогика / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010.
8. Гулевич О.А. Психология коммуникации. – М.: Московский психолого социальный институт. 2007.
9. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций для вузов / Н. Ф. Дивицына. - М.: ВЛАДОС, 2008.
10. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008.
11. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, 2006.
12. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: упражнения, техники, игры. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
13. Капелевич Т.С. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования. – Минск, 2007.
14. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.
15. Михеева Л.Ю. Установление и прекращение опеки и попечительства. Практическое пособие. – М.: РПА МЮ РФ, 2005.
16. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011.
17. Никитина Л. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога//Воспитание школьников. 2001. – № 4.
18. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М: ТЦ Сфера, 2005.
19. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2009.
20. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. – М.: Эксмо, 2006.
21. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М.: Академия, 2011.
22. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – М.: ФЕНИКС, 2005.
23. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001.
24. Сигида Е.А. Содержание и методика социальной работы: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.
25. Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей "группы риска" / [Е. В. Алексеева и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
26. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2000.
27. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами/Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушина. – СПб.: Питер, 2004.
1. Нормативные документы в области семьи [электронный ресурс] – Режим доступа: http//www. good.cnt.ru/family/Conun - Chr.htm
2. Нормативные документы в области детства [электронный ресурс] – Режим доступа: www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm
Основными формами организации образовательного процесса в рамках реализации МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности являются теоретические и практические занятия, самостоятельные работы, учебная и производственная практика. При этом необходимым условием организации теоретических занятий является проблемность, практико-ориентированность изложения изучаемого материала с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Практические занятия направлены на формирование умений и навыков, а также на развитие творческих способностей обучающихся.
Важнейшим компонентом освоения МДК является самостоятельная работа студентов, которая реализуется через систему домашних заданий и специально организованной аудиторной или внеаудиторной (как групповой, так и индивидуальной) деятельности студентов. Достаточный спектр примерных заданий для самостоятельной работы, предлагаемые основные и дополнительные информационные источники существенно расширяют подготовку студента к практическим занятиям, а также могут быть включены в содержание учебной практики.
В период освоения МДК для студентов организуются консультации: групповые, индивидуальные, устные, письменные, в том числе с использованием средств дистанционного обучения.
Форма контроля в МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности проводится в виде экзамена в 8 семестре с целью проверки сформированности компетенций и готовности к выполнению профессиональной деятельности, определённых в разделе «Требования к результатам освоения основной профессионально-образовательной программы «Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования». Освоению данного МДК должно предшествовать изучение учебных дисциплин, таких, как «Педагогика», «Социальная педагогика», «Психология».
Требования к квалификации педагогических кадров, реализующих программу МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности 7.15 ФГОС СПО по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.11.2009 г. № 535 и Квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 г. № 593.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам) с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам) в общеобразовательном учреждении.
Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на уровне преподавания междисциплинарных курсов, так и на уровне руководства практикой, должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях не реже 1 раза в 3 года.
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в процессе выполнения практических работ, лабораторных работ, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.