СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА междисциплинарного курса МДК.01.03. Концертмейстерский класс специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение

1.1. Область применения программы

         Рабочая программа  междисциплинарного курса МДК.01.03. Концертмейстерский класс является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности  53.02.03  Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра).

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

     в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03  Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)  МДК.01.03. Концертмейстерский класс  является частью ПМ.01 Исполнительская  деятельность и предназначен для реализации в Суджанском колледже искусств.

 

1.3. Цель и задачи курса – требования к результатам освоения курса:

Целью курса является воспитание квалифицированных исполнителей, способных:

         аккомпанировать солистам (певцам и инструменталистам);

         разучивать с солистом его сольный репертуар, а также партии в хорах и ансамблях (иметь представление о тесситуре голосов, а также о соответствующем репертуаре);

         аккомпанировать несложные произведения с листа и с транспонированием.

Задачами курса являются:

         формирование  комплекса навыков концертмейстерской игры;

         формирование у студентов художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора;

         воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию;

         воспитание чувства ансамбля, умения создать все условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста;

         формирование навыков  аккомпанемента с листа.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

 

В результате освоения  курса студент должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

репетиционно-концертной работы в качестве концертмейстера;

уметь:

психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе;

знать:

основной концертмейстерский репертуар по жанрам;

художественно-исполнительские возможности инструмента в аккомпанементе;

профессиональную терминологию;

особенности работы в качестве концертмейстера, специфику репетиционной работы.

 

1.4. Объём курса, виды учебной работы и отчётности 

Максимальная учебная нагрузка обучающегося  – 135 часов,

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 90 часов,

самостоятельная работа обучающегося –45 часов.

Время изучения: 5-8 семестры.

Контрольный урок: 5,6,8 семестры.

Экзамен: 7 семестр.

Виды учебной работы:

  • практическое занятие;
  • концертное выступление;
  • консультация;
  • самостоятельная работа.

 

    1. . Материально- техническое обеспечение курса

        Освоение междисциплинарного курса  МДК.01.03. Концертмейстерский класс должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к соответствующим базам данных и библиотечным фондам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине.

Учебный процесс должен быть обеспечен возможностью прослушивания и просматривания на аудиоаппаратуре современной дискографии и исторических записей.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Оборудование учебного класса для индивидуальных занятий:

  • музыкальные инструменты (баяны, аккордеоны, гитары, балалайки, домры);
  • метроном;
  • компьютер или ноутбук для просмотра мастер-классов;
  • аудио-видео аппаратура.

 

 

2. План междисциплинарного курса

 

Программные требования

Семестр

                 Количество часов

Максим.

учебная нагрузка студента

Обязат.

учебные          занятия

 

Самост.

учебная нагрузка студента

3 курс

2-3 песни советских, российских композиторов

1- 2 русские народные песни в обработке для баяна, аккордеона (шестиструнной гитары);

3 - 5 инструментальных  произведений русских и зарубежных композиторов. 

Чтение аккомпанемента с листа.

Изучение некоторых основных приемов написания аккомпанемента и практическое применение указанных приемов

5 семестр

24

16

8

6 семестр

30

20

10

  4 курс

2 -  3 песни советских композиторов;

1 -2 обработки народных песен, танцев,

3- 4 инструментальных произведения. 

Чтение аккомпанемента с листа с транспонированием в заданную тональность.

Основы импровизации.

7 семестр

24

16

8

8 семестр

57

38

19

Итого:

 

135

90

45

           

 

 

3. Содержание междисциплинарного курса

 

Годовой план-минимум

    В течение учебного года обучающийся должен ознакомиться со стилистическими и жанровыми особенностями ряда произведений (согласно тематическому плану), исполнить их с листа (контрольный урок) или наизусть (зачёт, экзамен):

  • 2-3 народные песни;
  • 2-3 произведения малых форм;
  • 1-2 пьесы современных композиторов;
  • произведения для чтения нот с листа.

 

                Раздел 1. Аккомпанемент вокальных произведений

                                                           

3курс

2 3 песни советских, русских и зарубежных композиторов (возможно иное).

1 — 2 обработки народных песен (вариационное развитие аккомпанемента).

     

 4 курс

2 — 3 песни советских, русских и зарубежных композиторов.

1 — 2 обработки народных песен (вариационное развитие аккомпанемента).

 

         Работа над вокальным произведением имеет характерные особенности, так как основу его содержания составляет поэтический текст. Следовательно, начинать работу нужно с прочтения литературной основы, причем с прочтения вдумчивого, грамотного, с точными логическими ударениями, смысловыми паузами. Необходимо выявить основу ритма стиха, его фонетики, ритмических построений как отдельных фраз, так и произведения в целом. Все это поможет обучающемуся более точно интерпретировать инструментальную партию в сочетании с вокальной.

           Следует тщательно изучить вокальную партию, интонировать мелодию голосом или исполнять ее на инструменте с одновременным чтением литературного текста. Уже в ходе предварительной работы  обучающийся должен уяснить характер мелодии, ее диапазон, динамику, найти кульминационные моменты, цезуры, моменты смены дыхания.

         Следующий этап - изучение собственной  партии: выявить ее ладовые особенности, тип фактуры, определить художественные и технические задачи.

          Над аккомпанементом необходимо работать так же, как и при изучении сольной программы. При исполнении плотной, сложной фактуры очень полезно начинать с работы отдельными руками.

           На всех этапах обучения необходимо добиваться высокохудожественного исполнения произведения в целом.

 

    Раздел 2. Аккомпанемент инструментальных произведений

 

3 курс

3 - 5 разнохарактерных произведений малой формы русских и зарубежных композиторов.

4 курс

1 - 2 обработки народных танцев,

3 - 4 произведения малой формы,

1 произведение крупной формы (вводится в программу по усмотрению преподавателя).

 

     Изучение инструментального аккомпанемента предполагает получение обучающимся, прежде всего, знаний о специфике того или иного солирующего инструмента, его тембра, силы звука и его окраски, основных штрихов.

      Для достижения наилучшего качества ансамбля нужно обладать определенными знаниями в области способов звукоизвлечения.

      Исполнение произведений  требует от аккомпаниатора тонкой сбалансированности звука.

 

 

 

            Раздел 3. Чтение аккомпанемента с листа и транспонирование

         На протяжении всего времени изучения МДК «Концертмейстерский класс» у обучающегося необходимо развивать навыки чтения аккомпанемента с листа.

Виды фактуры: практическое воплощение знаний обучающихся о разновидностях  фактуры.

Исполнение аккордовой фактуры

Знания в области гармонии, игра на инструменте гармонических последовательностей, отклонений и модуляций, арпеджио и другого инструктивного материала способствуют развитию гармонического слуха и увеличивают техническую оснащённость концертмейстера, создают условия для успешной игры по слуху и транспонирования музыкального материала.

Исполнение мелодии с аккомпанементом: вариационное развитие.

         Мысленное совмещение звуков фигурации в аккорд облегчит выбор рациональной аппликатуры и быстрый охват музыкального построения.

         Подход к развитию навыка чтения аккомпанемента с листа, как и весь процесс обучения игре на инструменте, должен быть индивидуальным; учебный репертуар должен формироваться на основе программных требований и индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Раздел 4.Основы импровизации:

Для активизации творческой активности обучающихся необходимо включать в программу 4 курса ознакомление с приёмами варьирования, наиболее часто применяемыми в композиторской практике: изложение темы (вступление, «проигрыш») и последующее варьирование её с использованием двойных нот, аккордов в различном изложении, гармонических и ритмических фигураций, пассажей между музыкальными построениями со сменой лада, со сменой размера.  В порядке поощрения творческой инициативы обучающихся можно рекомендовать включить в программу контрольного урока одну из наиболее удачных обработок.

 

 

4. Контрольные требования междисциплинарного курса

 

  Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК.01.03. Концертмейстерский класс направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме контрольных уроков, зачетов, технических зачетов, экзаменов, выступлениях в концертах.

Критерием оценки качества знаний успеваемости и степени пианистического уровня игры студентов на инструменте является грамотность прочтения основных элементов фортепианной фактуры, достаточно технически сложное музыкально - выразительное и осмысленное исполнение, раскрытие эмоционального содержания и правильно переданный характер показанных произведений. Итоговая оценка должна характеризовать знания, умения, владение пианистическими профессиональными навыками и при этом объективно учитывать индивидуальность студента.

В результате изучения МДК.01.03. Концертмейстерский класс  учебным планом предусмотрен:

5,6,8 семестры – контрольный урок;

7 семестр – экзамен.

 

 

Примерные экзаменационные программы в конце 7 семестра

 

Примерная экзаменационная программа № 1

1. Нечепоренко П. Заиграй, моя волынка.

2. Шалов А. Дремлют плакучие ивы. Кольцо души-девицы. Ах, не лист осенний. Волга - реченька глубока. Тонкая рябина. Как у наших у ворот.

3. Обр. Е. Ларичева р. н. п. «Как на Волге — реке».

 

Примерная экзаменационная программа № 2

1. Блинов Ю. «Наглядитесь очи ясные» (современные народные песни)

2. Гаврилов А. «Вот мчится тройка почтовая» (р. н. п)

3. Мотов В. «Чтой - то звон» (р. н. п)

 

Требования Государственной итоговой аттестации к Государственному экзамену по МДК «Концертмейстерский класс»

На Государственную итоговую аттестацию выносится программа из 2 произведений, исполненных с двумя разными концертмейстерами.

В программе обязательно наличие камерно-вокальных и инструментальных произведений.

 

Примерная экзаменационная программа № 1

Гаврилов А. «Вот мчится тройка почтовая»

Качалин С. "Старое банджо" (исп. Ред. А.Белорукова)

 

Примерная экзаменационная программа № 2             

Шалаев А. «Не слышно шума городского» (р.н.п.)

Сарасате П. Цыганские напевы (перелож. А. Александрова)

 

 

 

Примерные репертуарные списки

                      Обработки народных песен и танцев

Нечепоренко П. Заиграй, моя волынка.

Шалов А. Дремлют плакучие ивы. Кольцо души-девицы. Ах, не лист осенний.

Волга-реченька глубока. Тонкая рябина. Как у наших у ворот.

 

Русские народные песни и танцы

Ты, раздолье мое (обр. С. Василенко).

Ах, ты ноченька (обр. В. Авророва).

Как пойду я на быструю речку (обр. Ю. Шишакова).

Желтый лист (обр. В. Иванова).

У зори-то, у зореньки (обр. Городовской В.).

Аренский А. Незабудка (перелож. В. Чунина).

Бах И.С. Ария из оркестровой сюиты Ре мажор (перелож. В. Чунина).

Василенко С. Сорренто из балета "Мирандолина".

Коробейники (обр. В. Дителя и А. Цыганкова).

Светит месяц (обр. А. Цыганкова).

По улице не ходила, не пойду. (обр. В. Лаптева).

Винят меня в народе (обр. А. Шалова).

 

Обработки народных песен и танцев

Городовская В. Концертные вариации на тему русской народной песни "Калинка".

Нечепоренко П. Час до часу. Родные напевы.

Шалов А. Валенки. Камаринская.

 

Произведения русских и современных композиторов

Будашкин Н. Концертные вариации.

Стравинский И. Русский танец из балета "Петрушка".

Василенко с. "Вальс", "Романс", "Гавот" из сюиты для балалайки и фортепиано. "Концерт" для балалайки с оркестром II, III ч.

Качалин С. "Старое банджо" (исп. Ред. А .Белорукова).

Куликов П. Концертные вариации для балалайки с оркестром.

 

Русские народные песни

Коробейники (обр. В. Дителя и А. Цыганкова).

Светит месяц (обр. А. Цыганкова).

По улице не ходила, не пойду. (обр. В. Лаптева).

Винят меня в народе (обр. А. Шалова)

Травушка-муравушка (обр. А. Цыганкова).

Светит месяц (обр. А. Цыганкова).

Вагнер Р. Листок из альбома (перелож. В. Чунина).

Венявский Г. Романс (II ч. концерта для струн. с орк.) (перелож. А. Цыганкова).

Вьетан А. Мечты. Грезы (перелож. В. Чунина).

Дебюсси К. Лунный свет из "Бергамасской сюиты" (перелож. Е. Климова).

Кабалевский Д. Концерт для скрипки.

Мусоргский М. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (перелож. А. Александрова).

Россини Д. Неаполитанская тарантелла

Рахманинов С. Вокализ соч. 34 № 14. Элегия соч. 3 № 1 (обр. А. Цыганкова).

Сарасате П. Цыганские напевы (перелож. А. Александрова).

Фалья М. Испанский танец (перелож. В. Чунина).

Цыганков А. Гусляр и скоморох. Плясовые наигрыши. Пьеса-шутка на тему русской народной песни "Перевоз Дуня держала". Интродукция и Чардаш.

 

Вокальные произведения

 Блинов Ю. «Наглядитесь очи ясные» (современные народные песни)

 Гаврилов А.«Вот мчится тройка почтовая» (р.н.п)

Мотов В. «Чтой-то звон» (р.н.п)

 Остроумов В. «Ой волна, ты волна» (р.н.п.)

Шалаев А. «Не слышно шума городского» (р.н.п.)

 Тихомиров Г. «Во чистом поле»

 Розанов В. «Во колодце водица холодна»

 Левашов Г. «Ой, зимушка-зима»

 Соловьев - Седой «Дорога-дорога» муз. из кинофильма «Очередной рейс»

 Птичкин Е. «Земля моя добрая»

Обр. Фирсова «Оренбургские страдания»

 

 

5.Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

 

         В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса, входят:

  • Программа подготовки специалистов среднего звена  по специальности 53.02.03  Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
  • Рабочая программа по МДК.01.03. Концертмейстерский класс.

         Информационное обеспечение - это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Перечень основной методической литературы

 

  1. Бардин  Ю.  Обучение игре на баяне по  пятипальцевой аппликатуре.

          (начальный курс). Советский композитор. М., 1978.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1. ДМШ. Баян. Подготовительная группа. «Кифара»,  1994.
  2. Ларнес Д. Г., Оскина С. Е.  «На баяне по слуху».
  3. Педагогический репертуар баяниста.  Выпуск  1, 1-2 класс. Составитель: И. Н. Бойко. Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.
  4. Лёгкие пьесы для чтения с листа. Составители А. Григорьев и П. Шашкин. Москва, 1979.
  5. «За околицей села». Выпуск 4. Составитель Лунин. Москва, 1984.
  6. «Я люблю тебя жизнь» популярная музыка для баяна. Составитель Агафонов. Москва «Музыка», 1991.
  7. Гольденвейзер А. Несколько мыслей о воспитании певца.- "Сов. Музыка", 1952, №9.
  8. Живов Л. М. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном   училище.- В кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования М.,1966.
  9. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.           Л.,Музгиз,1961.
  10. Левик С. Памяти А. Бихтера.- "Сов. Музыка", 1948, №3.
  11. Лидская С. М. Педагогические заметки об искусстве аккомпанемента.-"Науч. –метод. зап. Уральской консерватории",1972,вып.7.
  12. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. Л., "Музыка", 1972.
  13. Мур Джеральд. Певец и аккомпаниатор.- В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 2.М.,1966.
  14. Нечепоренко П. Школа игры на балалайке. М. , Музыка, 1986.
  15. О работе концертмейстера. Ред.- сост. М. Смирнов. М. , "Музыка", 1974.
  16. «Ты -  моя мелодия».  Ред. - сост. Е. Ларичев. М. , «Музыка», 1991.
  17. Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре. М. , «Музыка», 1978.
  18. Шахов М. «Чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование в классе баяна» - учебное пособие для музыкальных ВУЗов  и училищ.
  19. Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. Л., "Музыка" , 1972.
  20. Шендерович Е. Памяти выдающихся аккомпаниаторов.- В кн.: Музыка и жизнь. Вып. 3. Л.,1975.
  21. Шендерович Е. У рояля - автор.- "Сов. Музыка",1975, №12.

 

Перечень дополнительной методической литературы и источников

 

  1. Баренбойм Л.А. Аппликатурные принципы А. Шнабеля / Л.А. Баренбойм   

// Сборник статей: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - 1962. – Вып. 3.

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л., 1974.
  2. Бейлин С. Уроки Разумовской / С. Бейлин. - М.: Классика-XXI, 2007.
  3. Благой Д.Д. Комментарии редактора, исполнителя, педагога / Д.Д. Благой // Музыкальное исполнительство. – 1972. - Вып. 7.
  4. Виардо В. Исполнитель – это композитор / В. Виардо // Ежеквартальный журнал: Всё о мире фортепиано. – 2010. - № 1.
  5. Виницкий А. Классическая гитара и искусство аккомпанемента. - М. :Музыка, 2009.
  6. Манилов В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре — К. - Мизична Украiна, 2006.
  7. Молотков В. Импровизация на шестиструнной гитаре. - М. : Музыка, 2008.
  8. Оретт М. Классическая гитара. Аккомпанемент. - М. : Музыка, 2005.
  9.  Эдельман С. Русская школа есть, но в чем она – объяснить трудно / С. Эдельман // Ежеквартальный журнал: Всё о мире фортепиано. – 2010. - № 4.

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

 http://www.mosconsv.ru/

 http://www.rsl/ru/

 http://www.domgoglya.ru/

 http://www.amkmgk.ru/

 http://www.libfl.ru/

 http://www.mkrf.ru

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА междисциплинарного курса МДК.01.03. Концертмейстерский класс специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

междисциплинарного курса МДК.01.03. Концертмейстерский класс

специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)

углубленной подготовки

































г. Суджа - 2022 г.

Рассмотрена и одобрена предметной (цикловой) комиссией «Инструменты народного оркестра »

Протокол № ____

от «__» ___________20___г


Председатель________В.В. Грицепанов

Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»

«__»_____________ _____г.


___________ О. Г. Шатилова












Авторы: О.Г. Шатилова, В.Г. Корчака - преподаватели ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».




Рецензент: Рецензент: В.В. Грицепанов - председатель ПЦК «Инструменты народного оркестра» ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».











1. Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК.01.03. Концертмейстерский класс является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра).


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) МДК.01.03. Концертмейстерский класс является частью ПМ.01 Исполнительская деятельность и предназначен для реализации в Суджанском колледже искусств.


1.3. Цель и задачи курса – требования к результатам освоения курса:

Целью курса является воспитание квалифицированных исполнителей, способных:

аккомпанировать солистам (певцам и инструменталистам);

разучивать с солистом его сольный репертуар, а также партии в хорах и ансамблях (иметь представление о тесситуре голосов, а также о соответствующем репертуаре);

аккомпанировать несложные произведения с листа и с транспонированием.

Задачами курса являются:

формирование комплекса навыков концертмейстерской игры;

формирование у студентов художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора;

воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию;

воспитание чувства ансамбля, умения создать все условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста;

формирование навыков аккомпанемента с листа.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.


В результате освоения курса студент должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

репетиционно-концертной работы в качестве концертмейстера;

уметь:

психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной работе;

знать:

основной концертмейстерский репертуар по жанрам;

художественно-исполнительские возможности инструмента в аккомпанементе;

профессиональную терминологию;

особенности работы в качестве концертмейстера, специфику репетиционной работы.


1.4. Объём курса, виды учебной работы и отчётности

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 135 часов,

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 90 часов,

самостоятельная работа обучающегося –45 часов.

Время изучения: 5-8 семестры.

Контрольный урок: 5,6,8 семестры.

Экзамен: 7 семестр.

Виды учебной работы:

  • практическое занятие;

  • концертное выступление;

  • консультация;

  • самостоятельная работа.


    1. . Материально- техническое обеспечение курса

Освоение междисциплинарного курса МДК.01.03. Концертмейстерский класс должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к соответствующим базам данных и библиотечным фондам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине.

Учебный процесс должен быть обеспечен возможностью прослушивания и просматривания на аудиоаппаратуре современной дискографии и исторических записей.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Оборудование учебного класса для индивидуальных занятий:

  • музыкальные инструменты (баяны, аккордеоны, гитары, балалайки, домры);

  • метроном;

  • компьютер или ноутбук для просмотра мастер-классов;

  • аудио-видео аппаратура.



2. План междисциплинарного курса


Программные требования

Семестр

Количество часов

Максим.

учебная нагрузка студента

Обязат.

учебные занятия


Самост.

учебная нагрузка студента

3 курс

2-3 песни советских, российских композиторов

1- 2 русские народные песни в обработке для баяна, аккордеона (шестиструнной гитары);

3 - 5 инструментальных произведений русских и зарубежных композиторов.

Чтение аккомпанемента с листа.

Изучение некоторых основных приемов написания аккомпанемента и практическое применение указанных приемов

5 семестр

24

16

8

6 семестр

30

20

10

4 курс

2 - 3 песни советских композиторов;

1 -2 обработки народных песен, танцев,

3- 4 инструментальных произведения.

Чтение аккомпанемента с листа с транспонированием в заданную тональность.

Основы импровизации.

7 семестр

24

16

8

8 семестр

57

38

19

Итого:


135

90

45



3. Содержание междисциплинарного курса


Годовой план-минимум

В течение учебного года обучающийся должен ознакомиться со стилистическими и жанровыми особенностями ряда произведений (согласно тематическому плану), исполнить их с листа (контрольный урок) или наизусть (зачёт, экзамен):

  • 2-3 народные песни;

  • 2-3 произведения малых форм;

  • 1-2 пьесы современных композиторов;

  • произведения для чтения нот с листа.


Раздел 1. Аккомпанемент вокальных произведений

3курс

2 3 песни советских, русских и зарубежных композиторов (возможно иное).

1 — 2 обработки народных песен (вариационное развитие аккомпанемента).

4 курс

2 — 3 песни советских, русских и зарубежных композиторов.

1 — 2 обработки народных песен (вариационное развитие аккомпанемента).


Работа над вокальным произведением имеет характерные особенности, так как основу его содержания составляет поэтический текст. Следовательно, начинать работу нужно с прочтения литературной основы, причем с прочтения вдумчивого, грамотного, с точными логическими ударениями, смысловыми паузами. Необходимо выявить основу ритма стиха, его фонетики, ритмических построений как отдельных фраз, так и произведения в целом. Все это поможет обучающемуся более точно интерпретировать инструментальную партию в сочетании с вокальной.

Следует тщательно изучить вокальную партию, интонировать мелодию голосом или исполнять ее на инструменте с одновременным чтением литературного текста. Уже в ходе предварительной работы обучающийся должен уяснить характер мелодии, ее диапазон, динамику, найти кульминационные моменты, цезуры, моменты смены дыхания.

Следующий этап - изучение собственной партии: выявить ее ладовые особенности, тип фактуры, определить художественные и технические задачи.

Над аккомпанементом необходимо работать так же, как и при изучении сольной программы. При исполнении плотной, сложной фактуры очень полезно начинать с работы отдельными руками.

На всех этапах обучения необходимо добиваться высокохудожественного исполнения произведения в целом.


Раздел 2. Аккомпанемент инструментальных произведений


3 курс

3 - 5 разнохарактерных произведений малой формы русских и зарубежных композиторов.

4 курс

1 - 2 обработки народных танцев,

3 - 4 произведения малой формы,

1 произведение крупной формы (вводится в программу по усмотрению преподавателя).


Изучение инструментального аккомпанемента предполагает получение обучающимся, прежде всего, знаний о специфике того или иного солирующего инструмента, его тембра, силы звука и его окраски, основных штрихов.

Для достижения наилучшего качества ансамбля нужно обладать определенными знаниями в области способов звукоизвлечения.

Исполнение произведений требует от аккомпаниатора тонкой сбалансированности звука.




Раздел 3. Чтение аккомпанемента с листа и транспонирование

На протяжении всего времени изучения МДК «Концертмейстерский класс» у обучающегося необходимо развивать навыки чтения аккомпанемента с листа.

Виды фактуры: практическое воплощение знаний обучающихся о разновидностях фактуры.

Исполнение аккордовой фактуры

Знания в области гармонии, игра на инструменте гармонических последовательностей, отклонений и модуляций, арпеджио и другого инструктивного материала способствуют развитию гармонического слуха и увеличивают техническую оснащённость концертмейстера, создают условия для успешной игры по слуху и транспонирования музыкального материала.

Исполнение мелодии с аккомпанементом: вариационное развитие.

Мысленное совмещение звуков фигурации в аккорд облегчит выбор рациональной аппликатуры и быстрый охват музыкального построения.

Подход к развитию навыка чтения аккомпанемента с листа, как и весь процесс обучения игре на инструменте, должен быть индивидуальным; учебный репертуар должен формироваться на основе программных требований и индивидуальных особенностей обучающихся.


Раздел 4.Основы импровизации:

Для активизации творческой активности обучающихся необходимо включать в программу 4 курса ознакомление с приёмами варьирования, наиболее часто применяемыми в композиторской практике: изложение темы (вступление, «проигрыш») и последующее варьирование её с использованием двойных нот, аккордов в различном изложении, гармонических и ритмических фигураций, пассажей между музыкальными построениями со сменой лада, со сменой размера. В порядке поощрения творческой инициативы обучающихся можно рекомендовать включить в программу контрольного урока одну из наиболее удачных обработок.



4. Контрольные требования междисциплинарного курса


Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК.01.03. Концертмейстерский класс направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме контрольных уроков, зачетов, технических зачетов, экзаменов, выступлениях в концертах.

Критерием оценки качества знаний успеваемости и степени пианистического уровня игры студентов на инструменте является грамотность прочтения основных элементов фортепианной фактуры, достаточно технически сложное музыкально - выразительное и осмысленное исполнение, раскрытие эмоционального содержания и правильно переданный характер показанных произведений. Итоговая оценка должна характеризовать знания, умения, владение пианистическими профессиональными навыками и при этом объективно учитывать индивидуальность студента.

В результате изучения МДК.01.03. Концертмейстерский класс учебным планом предусмотрен:

5,6,8 семестры – контрольный урок;

7 семестр – экзамен.



Примерные экзаменационные программы в конце 7 семестра


Примерная экзаменационная программа № 1

1. Нечепоренко П. Заиграй, моя волынка.

2. Шалов А. Дремлют плакучие ивы. Кольцо души-девицы. Ах, не лист осенний. Волга - реченька глубока. Тонкая рябина. Как у наших у ворот.

3. Обр. Е. Ларичева р. н. п. «Как на Волге — реке».


Примерная экзаменационная программа № 2

1. Блинов Ю. «Наглядитесь очи ясные» (современные народные песни)

2. Гаврилов А. «Вот мчится тройка почтовая» (р. н. п)

3. Мотов В. «Чтой - то звон» (р. н. п)


Требования Государственной итоговой аттестации к Государственному экзамену по МДК «Концертмейстерский класс»

На Государственную итоговую аттестацию выносится программа из 2 произведений, исполненных с двумя разными концертмейстерами.

В программе обязательно наличие камерно-вокальных и инструментальных произведений.


Примерная экзаменационная программа № 1

Гаврилов А. «Вот мчится тройка почтовая»

Качалин С. "Старое банджо" (исп. Ред. А.Белорукова)


Примерная экзаменационная программа № 2

Шалаев А. «Не слышно шума городского» (р.н.п.)

Сарасате П. Цыганские напевы (перелож. А. Александрова)




Примерные репертуарные списки

Обработки народных песен и танцев

Нечепоренко П. Заиграй, моя волынка.

Шалов А. Дремлют плакучие ивы. Кольцо души-девицы. Ах, не лист осенний.

Волга-реченька глубока. Тонкая рябина. Как у наших у ворот.


Русские народные песни и танцы

Ты, раздолье мое (обр. С. Василенко).

Ах, ты ноченька (обр. В. Авророва).

Как пойду я на быструю речку (обр. Ю. Шишакова).

Желтый лист (обр. В. Иванова).

У зори-то, у зореньки (обр. Городовской В.).

Аренский А. Незабудка (перелож. В. Чунина).

Бах И.С. Ария из оркестровой сюиты Ре мажор (перелож. В. Чунина).

Василенко С. Сорренто из балета "Мирандолина".

Коробейники (обр. В. Дителя и А. Цыганкова).

Светит месяц (обр. А. Цыганкова).

По улице не ходила, не пойду. (обр. В. Лаптева).

Винят меня в народе (обр. А. Шалова).


Обработки народных песен и танцев

Городовская В. Концертные вариации на тему русской народной песни "Калинка".

Нечепоренко П. Час до часу. Родные напевы.

Шалов А. Валенки. Камаринская.


Произведения русских и современных композиторов

Будашкин Н. Концертные вариации.

Стравинский И. Русский танец из балета "Петрушка".

Василенко с. "Вальс", "Романс", "Гавот" из сюиты для балалайки и фортепиано. "Концерт" для балалайки с оркестром II, III ч.

Качалин С. "Старое банджо" (исп. Ред. А .Белорукова).

Куликов П. Концертные вариации для балалайки с оркестром.


Русские народные песни

Коробейники (обр. В. Дителя и А. Цыганкова).

Светит месяц (обр. А. Цыганкова).

По улице не ходила, не пойду. (обр. В. Лаптева).

Винят меня в народе (обр. А. Шалова)

Травушка-муравушка (обр. А. Цыганкова).

Светит месяц (обр. А. Цыганкова).

Вагнер Р. Листок из альбома (перелож. В. Чунина).

Венявский Г. Романс (II ч. концерта для струн. с орк.) (перелож. А. Цыганкова).

Вьетан А. Мечты. Грезы (перелож. В. Чунина).

Дебюсси К. Лунный свет из "Бергамасской сюиты" (перелож. Е. Климова).

Кабалевский Д. Концерт для скрипки.

Мусоргский М. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (перелож. А. Александрова).

Россини Д. Неаполитанская тарантелла

Рахманинов С. Вокализ соч. 34 № 14. Элегия соч. 3 № 1 (обр. А. Цыганкова).

Сарасате П. Цыганские напевы (перелож. А. Александрова).

Фалья М. Испанский танец (перелож. В. Чунина).

Цыганков А. Гусляр и скоморох. Плясовые наигрыши. Пьеса-шутка на тему русской народной песни "Перевоз Дуня держала". Интродукция и Чардаш.


Вокальные произведения

Блинов Ю. «Наглядитесь очи ясные» (современные народные песни)

Гаврилов А.«Вот мчится тройка почтовая» (р.н.п)

Мотов В. «Чтой-то звон» (р.н.п)

Остроумов В. «Ой волна, ты волна» (р.н.п.)

Шалаев А. «Не слышно шума городского» (р.н.п.)

Тихомиров Г. «Во чистом поле»

Розанов В. «Во колодце водица холодна»

Левашов Г. «Ой, зимушка-зима»

Соловьев - Седой «Дорога-дорога» муз. из кинофильма «Очередной рейс»

Птичкин Е. «Земля моя добрая»

Обр. Фирсова «Оренбургские страдания»


5.Учебно-методическое и информационное обеспечение курса



В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса, входят:

  • Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

  • Рабочая программа по МДК.01.03. Концертмейстерский класс.

Информационное обеспечение - это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.







Перечень основной методической литературы


  1. Бардин Ю. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре.

(начальный курс). Советский композитор. М., 1978.

  1. ДМШ. Баян. Подготовительная группа. «Кифара», 1994.

  2. Ларнес Д. Г., Оскина С. Е. «На баяне по слуху».

  3. Педагогический репертуар баяниста. Выпуск 1, 1-2 класс. Составитель: И. Н. Бойко. Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.

  4. Лёгкие пьесы для чтения с листа. Составители А. Григорьев и П. Шашкин. Москва, 1979.

  5. «За околицей села». Выпуск 4. Составитель Лунин. Москва, 1984.

  6. «Я люблю тебя жизнь» популярная музыка для баяна. Составитель Агафонов. Москва «Музыка», 1991.

  7. Гольденвейзер А. Несколько мыслей о воспитании певца.- "Сов. Музыка", 1952, №9.

  8. Живов Л. М. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище.- В кн.: Методические записки по вопросам музыкального образования М.,1966.

  9. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.,Музгиз,1961.

  10. Левик С. Памяти А. Бихтера.- "Сов. Музыка", 1948, №3.

  11. Лидская С. М. Педагогические заметки об искусстве аккомпанемента.-"Науч. –метод. зап. Уральской консерватории",1972,вып.7.

  12. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. Л., "Музыка", 1972.

  13. Мур Джеральд. Певец и аккомпаниатор.- В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 2.М.,1966.

  14. Нечепоренко П. Школа игры на балалайке. М. , Музыка, 1986.

  15. О работе концертмейстера. Ред.- сост. М. Смирнов. М. , "Музыка", 1974.

  16. «Ты - моя мелодия». Ред. - сост. Е. Ларичев. М. , «Музыка», 1991.

  17. Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре. М. , «Музыка», 1978.

  18. Шахов М. «Чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование в классе баяна» - учебное пособие для музыкальных ВУЗов и училищ.

  19. Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. Л., "Музыка" , 1972.

  20. Шендерович Е. Памяти выдающихся аккомпаниаторов.- В кн.: Музыка и жизнь. Вып. 3. Л.,1975.

  21. Шендерович Е. У рояля - автор.- "Сов. Музыка",1975, №12.


Перечень дополнительной методической литературы и источников


  1. Баренбойм Л.А. Аппликатурные принципы А. Шнабеля / Л.А. Баренбойм

// Сборник статей: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - 1962. – Вып. 3.

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л., 1974.

  2. Бейлин С. Уроки Разумовской / С. Бейлин. - М.: Классика-XXI, 2007.

  3. Благой Д.Д. Комментарии редактора, исполнителя, педагога / Д.Д. Благой // Музыкальное исполнительство. – 1972. - Вып. 7.

  4. Виардо В. Исполнитель – это композитор / В. Виардо // Ежеквартальный журнал: Всё о мире фортепиано. – 2010. - № 1.

  5. Виницкий А. Классическая гитара и искусство аккомпанемента. - М. :Музыка, 2009.

  6. Манилов В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре — К. - Мизична Украiна, 2006.

  7. Молотков В. Импровизация на шестиструнной гитаре. - М. : Музыка, 2008.

  8. Оретт М. Классическая гитара. Аккомпанемент. - М. : Музыка, 2005.

  9. Эдельман С. Русская школа есть, но в чем она – объяснить трудно / С. Эдельман // Ежеквартальный журнал: Всё о мире фортепиано. – 2010. - № 4.




Интернет-ресурсы


http://www.mosconsv.ru/

http://www.rsl/ru/

http://www.domgoglya.ru/

http://www.amkmgk.ru/

http://www.libfl.ru/

http://www.mkrf.ru




















2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!