Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староустинская основная школа
Принято на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от 29.08. 2017г. | Утверждено приказом № 65 от 01.09. 2017г. |
Рабочая программа по учебному курсу
«Математика»
для 6 класса
УМК А.Г. Мерзляк
Базовый уровень
Составитель:
учитель математики Покаляева И.П.
1 квалификационной категории
2017 г
Рабочая программа по математике для основной школы составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
авторской программы / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир и др., М.: «Вентана – Граф», 2015г.
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Староустинской основной школы.
Место курса математики в учебном плане
Планируемые результаты освоения учебного курса по математике
в 6 классе
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учѐных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их
проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
• выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
• решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объѐмы фигур;
• распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
• проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
• использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул,
выражений, уравнений;
(столбчатой или групповой), в графическом виде;
Планируемые результаты обучения математике в 6 классе
Арифметика
По окончании изучения курса обучащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п.).
Учащийся получит возможность:
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
Учащийся получит возможность:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики. Вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
Учащийся получит возможность:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание курса математики 6 класса
Арифметика
Натуральные числа
Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Дроби
Нахождение числа по значению еѐ дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби . Десятичное приближение обыкновенной дроби.
процентам.
Рациональные числа
Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Величины, зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объѐма, массы, времени, скорости.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
приведение подобных слагаемых. Формулы.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
графиков.
Геометрические фигуры
Измерения геометрических величин
прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры
развѐрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объѐма. Объѐм прямоугольного параллелепипеда и куба.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые.
Параллельные прямые.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в Росси, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число 0. Появление отрицательных чисел.
Л.Ф.Магницкий. П.Л.Чебышев. А.Н.Колмогоров.
Количество контрольных работ: 12
Учебно-методический комплект
1.Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2016.
2.Математика 6 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
3.Математика 6 класс: рабочие тетради № 1, 2, 3 / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир. – М.:Вентана-Граф, 2017.
4.Математика 6 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С .Якир. – М.:Вентана-Граф, 2016.
Тематическое планирование.
Математика. 6 класс
5 часов в неделю, всего 170 часов
Тема урока | Кол-во часов |
Повторение материала за курс 5 класса | 1 |
Глава 1. Делимость натуральных чисел | 18 |
Делители и кратные | 2 |
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 |
Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 |
Простые и составные числа | 2 |
Наибольший общий делитель | 3 |
Наименьшее общее кратное | 3 |
Обобщение и систематизация учебного материала | 1 |
Контрольная работа № 1«Делимость натуральных чисел» | 1 |
Глава 2. Обыкновенные дроби | 38 |
Анализ контрольной работы № 1. Основное свойство дроби | 2 |
Сокращение дробей | 3 |
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 4 |
Сложение и вычитание дробей | 5 |
Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание дробей» | 1 |
Анализ контрольной работы № 2. Умножение дробей | 5 |
Нахождение дроби от числа | 3 |
Контрольная работа № 3«Умножение дробей» | 1 |
Анализ контрольной работы № 3. Взаимно обратные числа | 1 |
Деление дробей | 5 |
Нахождение числа по значению его дроби | 3 |
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 |
Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 |
Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 |
Контрольная работа № 4 «Деление дробей» | 1 |
Глава 3. Отношения и пропорции | 29 |
Анализ контрольной работы № 4. Отношения | 2 |
Пропорции | 5 |
Процентное отношение двух чисел | 3 |
Контрольная работа № 5 «Отношения и пропорции» | 1 |
Анализ контрольной работы № 5. Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 |
Деление числа в данном отношении | 2 |
Окружность и круг | 2 |
Длина окружности. Площадь круга | 3 |
Цилиндр, конус, шар | 1 |
Диаграммы | 3 |
Случайные события. Вероятность случайного события | 3 |
Обобщение и систематизация учебного материала | 1 |
Контрольная работа № 6 «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события». | 1 |
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними. | 72 |
Анализ контрольной работы № 6. Положительные и отрицательные числа | 2 |
Координатная прямая | 3 |
Целые числа. Рациональные числа | 2 |
Модуль числа | 3 |
Сравнение чисел | 4 |
Контрольная работа № 7. «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» | 1 |
Анализ контрольной работы № 7. Сложение рациональных чисел | 4 |
Свойства сложения рациональных чисел | 2 |
Вычитание рациональных чисел | 5 |
Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 1 |
Анализ контрольной работы № 8. Умножение рациональных чисел | 4 |
Свойства умножения рациональных чисел | 3 |
Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 |
Деление рациональных чисел | 4 |
Контрольная работа № 9«Умножение и деление рациональных чисел» | 1 |
Анализ контрольной работы № 9. Решение уравнений | 5 |
Решение задач с помощью уравнений | 6 |
Контрольная работа № 10 «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» | 1 |
Анализ контрольной работы № 10. Перпендикулярные прямые | 3 |
Осевая и центральная симметрии | 3 |
Параллельные прямые | 2 |
Координатная плоскость | 4 |
Графики | 3 |
Контрольная работа № 11 «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики» | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 12 |
Анализ контрольной работы № 11. Повторение курса 6 класса | 5 |
Итоговая комбинированная контрольная работа | 1 |
Анализ итоговой контрольной работы. Повторение курса 6 класса | 6 |
ВСЕГО: | 170 |