СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов по шахматам

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов

по шахматам

Программа внеурочной деятельности по шахматам составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г.Сухин.- Обнинск, 2011).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов по шахматам»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 92» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА



РАССМОТРЕНО


на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол №1 от

«30»августа 2016 года

Председатель МО
____________________
/Селезнёва О. В./


ПРОВЕРЕНО


«30»августа 2016 года

Заместитель директора по УВР

__________________
/Медведев В.В./

УТВЕРЖДЕНО


Директор МБОУ Школы №92 г.о. Самара

__________________
/Романенко Р.В./

Приказ № _____ от

«31»августа 2016 года

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов

по шахматам











Форма организации: клуб

Направление: интеллектуальное

Срок реализации: 4 года

Программа составлена Ачевой Н. Ю., педагогом-психологом первой квалификационной категории МБОУ Школа № 92 г.о. Самара



Самара, 2016 г.

Пояснительная записка


При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

  • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

  • Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

  • Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;

  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010.


Программа внеурочной деятельности по шахматам составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г.Сухин.- Обнинск, 2011).

Актуальность программы курса внеурочной деятельности по шахматам заключается в том, что она направлена на развитие наглядно-образного мышления, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям расширить круг общения, даёт возможность для полноценного самовыражения, позволяет преодолеть замкнутость, воспитывает такие качества, как целеустремленность, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

Форма организации курса по шахматам - клуб, что позволяет объединить детей с различным уровнем подготовки и психологическими особенностям на основе их интереса к шахматам.

Цель курса внеурочной деятельности по шахматам:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

В основе программы курса внеурочной деятельности по шахматам лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Программа курса обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней.

Курс внеурочной деятельности по шахматам предназначен для учащихся 1-4 классов, рассчитан на 4 года обучения (1 класс - 33 часа, 2-4 классы – 34 часа в год), 1 час в неделю в течение всего учебного года.


Результаты освоения курса


Iичностные:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • установка на здоровый образ жизни;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

II. Метапредметные:


Метапредметные результаты выражаются в сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Регулятивные:

    • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    • адекватно воспринимать оценку учителя;

    • различать способ и результат действия;

    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;



Познавательные:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Освоить новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в игре, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы, уметь слушать другого;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;


III. Предметные (на конец освоения курса):


Обучающиеся научатся:

  • правильно разыгрывать дебют;

  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

  • проводить элементарно анализ позиции;

  • составлять простейший план игры;

  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

  • пользоваться шахматными часами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • играть по правилам шахматную партию от начала до конца;

  • участвовать в шахматных турнирах различного уровня;


IV. Воспитательные результаты:


Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение знаний

  • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

  • о принятых в обществе нормах поведения и общения;

  • об основах здорового образа жизни;

  • об истории своей семьи и Отечества;

  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

Формы достижения результатов первого уровня: Результаты выполнения упражнений с заданиями, дидактические игры, беседы о здоровом образе жизни.

Формы контроля результатов первого уровня:

  • Итоговый мониторинг результатов (тесты).

  • Наблюдение за учащимися во время игр и упражнений.


Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества):

  • развитие ценностного отношения обучающихся к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру;

  • получение первоначального опыта самореализации.


Формы достижения результатов второго уровня: участие в турнирах на школьном уровне.

Формы контроля результатов второго уровня:

  • Шахматные этюды, инсценировки

  • Шахматный турнир в школе.

Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):

  • приобретение опыта исследовательской деятельности;

  • участие в викторинах;

  • опыт участия в соревнованиях;

Формы достижения результатов третьего уровня:

  • исследовательские работы по истории шахмат, о творчестве выдающихся шахматистов;

  • кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины

  • участие в турнирах среди любителей шахмат вне ОУ.

Формы контроля результатов третьего уровня:

  • Участие в шахматных турнирах вне ОУ;











Содержание курса внеурочной деятельности


1 год обучения (1 класс, 33 часа)



Тема 1. Шахматная доска.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

Тема 2. Шахматные фигуры.

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.

Тема 3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Тема 4. Ходы и взятие фигур. 

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Тема 5. Цель шахматной партии.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Тема 6. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.






2 год обучения (2 класс, 34 часа)


Тема 1 Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.

Тема 2. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Тема 3. Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты.

Тема 4. Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Тема 5. Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

3 год обучения (3 класс, 34 часа)


Тема 1. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.

Тема 2. Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Тема 3. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

Тема 4. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.


4 год обучения (4 класс, 34 часа)


Тема 1. Шахматная партия.

О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

Тема 2. Анализ и оценка позиции.

Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).


Тема 3. Шахматная комбинация.

Пути поиска комбинации.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты.

Матовые комбинации на мат в три хода.

Тематическое планирование


1 год обучения (1 класс)

Название темы

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Шахматная доска


4


1

3

Шахматные фигуры

9


2

7

Начальная расстановка фигур

4

1

3

Ходы и взятие фигур

8

3

5

Цель шахматной партии

5

1

4

Игра всеми фигурами из начального положения

3





3





Итого

33

8

25




2 год обучения (2 класс)

Краткая история шахмат

6

4

2

Шахматная нотация

8

1

7

Ценность шахматных фигур

10

2

8

Техника матования одинокого короля

6


6

Достижение мата без жертвы материала.

4


4

Итого


34

7

27


3 год обучения (3 класс)


Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

3

1

2

Основы дебюта

9

2

7

Основы миттельшпиля.

10

2

8

Основы эндшпиля.

12

2

10

Итого

34

7

27


4 год (4 класс)


Шахматная партия

8

3

5

Анализ и оценка позиции

8

3

5

Шахматная комбинация

18

7

11

Итого

34

13

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!