СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для учащихся 2-4 классов.Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершествование у детей таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы прост и доступен младшим школьникам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в соответствии с требованиями ФГОС

по внеурочной деятельности

«Шахматы»

2-4 класс

















Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в начальной школе «Шахматы» (2-4 класс) разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373, от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576);

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Целью Программы является: создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового вовлечения детей младшего школьного возраста в шахматную игру.

Задачи Программы.

Общие:

- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную культуру;

- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные:

- освоение знаний об истории развития шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

- освоение методов краткосрочного планирования действий во время партии;

- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных проявлений.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными играм и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.


Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 68 часов в год).

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.


Настоящая программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Практико - соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико– соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию шахматных праздников.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время всеобщее признание получили кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От понимания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошёл переход к признанию обучения как процесса образования личности обучающегося, его подготовки к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

В этой связи ценностными ориентирами содержания Программы «Шахматы школе», которые соответствуют целевым установкам системы начального общего образования, являются:

- формирование у обучающихся:

• чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю;

• восприятия мира, как единого целого при наличии в неё разнообразия культур, национальностей, религий;

• доброжелательности, доверия и внимания к людям;

• готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

• уважения к окружающим (умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать собственное решения с учетом позиций всех участников процесса);

- развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;

- развитие у обучающихся умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

• развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности в сфере шахмат и физической культуры;

• формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), направленной на укрепление собственного здоровья;

- развитие самостоятельности, инициативности и ответственности, как условий для самоактуализации обучающегося:

• формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

• развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

• формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;

• формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности, в пределах своих возможностей;

• воспитание чувства уважения к результатам труда других людей.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на резуль-тат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (2-4 классы) должны приобрести:

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала;

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.


Содержание учебного предмета

Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры.

История шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения шахматистов. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико - соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, спаррингК, соревнования, шахматные праздники.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Планирование прохождения программного материала по годам обучения


п/п



Виды деятельности

Этапы обучения

1 год

2 год

3 год

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

1


История шахмат

1

1

2

2


Базовые понятия шахматной игры

29

20

42

Раздел 2. Практико – соревновательная деятельность

3


Конкурсы решения

-

4

6

4


Соревнования

3

8

16

5


Шахматные праздники

1

1

2


Общее количество часов

34

34

68


Тематическое планирование (2-4 классы)

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности обучающихся

1 год обучения (34 ч.)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

История развития шахмат.

Основные содержательные линии.

История возникновения и развития шахмат.

Знать: историю развития шахмат

Базовые понятия шахматной игры.

Основные содержательные линии.

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Знать: основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры.

Уметь правильно помещать шахматную доску, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, правильно расставлять фигуры перед игрой, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

Уметь: записывать шахматную партию и разыгрывать партию с соперником.

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико – соревновательная деятельность

Соревнования

Основные содержательные линии.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Уметь: располагать правильно шахматную доску, верно расставлять фигуры на шахматной доске, играть партию от начала о до конца с записью, пользоваться шахматными часами.

2 год обучения (34 ч.)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

История шахмат.

Основные содержательные линии.

Чемпионы мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат. Ведущие шахматисты мира.

Знать: вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Основы шахматной игры: повторение материала за 1-й год обучения, защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами.

Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знать: способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, дебютные ловушки и как в них не попадаться.

Уметь: видеть нападение, защищаться свои фигуры от нападения соперника, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей, уметь находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат по последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, правильно выводить фигуры в начале партии, выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико – соревновательная деятельность

Конкурсы решения

Основные содержательные линии.

Конкурс решения позиций на связку, двойной удар, нападение и защиту, сквозной удар, ловля фигуры, открытый и двойной шахи, мат по последней горизонтали.

Расставляют позицию для решения упражнений. Решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии.

Участие в школьном шахматном празднике.

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

3 год обучения (68 ч.)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

История шахмат.

Основные содержательные линии.

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Развитие шахматной культуры и спорта в России. Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России.

Знать: историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований.

Знать: о развитии шахматной культуры и спорта в России, о возникновении шахмат на Руси, о выдающихся шахматных деятелей России, о российских шахматах в настоящее время.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Шахматная комбинация: задачи на мат в 2 хода, «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте.

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.


Шахматная комбинация: «мельница», «перекрытие», «рентген».

Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве.

Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Знать: понятия о шахматной комбинации, тактических приемах завлечение, отвлечение, уничтожение защиты, основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии).

Уметь: решать позиции на мат в 2 хода, находить тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать рокировавшегося и не рокировавшегося короля в дебюте, провести пешку в ферзи,

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

Знать: тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Уметь: находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи: позицию Филидора и Лусены; разыгрывать простейшие легкофигурые окончания.

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико – соревновательная деятельность

Конкурсы решения

Основные содержательные линии.

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способах атаки на короля, уничтожение защиты, завлечение, отвлечение, «спертый» мат.

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации.

Расставляют позицию для решения упражнений. Решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Расставляют позицию для решения упражнений. Решают шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии.

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Уметь: играть партию от начала о до конца с записью и с различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии.

Участие в школьном спортивно - шахматном празднике

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.


Тематическое планирование 1 год обучения


Тема урока



Содержание

Дата

1

Шахматы - мои друзья. История шахмат

Беседа о ТБ

Знакомство детей с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом


2

Шахматная доска

Знакомство детей с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и цен-тральными полями, правильным располо-жение шахматной доски в начале партии.


3

Горизонталь

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь»,


4

Вертикаль

Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль»


5

Диагональ

Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ»


6

Шахматная нотация

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур.


7

Шахматные фигуры и

начальная позиция

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции


8

Ладья

Знакомство обучающихся с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход».


9

Слон

Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство обучающихся с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Ввести новые понятия «белопольный» слон, «чернопольный» слон.


10

Ферзь

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие.


11

Конь

Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие.


12

Пешка

Правила хода и взятия пешкой.


13

Превращение пешки

Правила превращение пешки.


14

Король

Правила хода и взятия королем, особенности.


15

Ценность фигур

Сравнительная сила фигур.


16

Нападение

Атакующие возможности фигур и пешек.


17.


Взятие. Взятие на проходе

Атакующие возможности фигур и пешек. Особое взятие пешкой: взятие на проходе.


18.


Шах и защита от шаха

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха.


19.


Мат

Постановка мата всеми фигурами.


20.


Пат, ничья

Варианты ничьей.


21.


Рокировка

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки,


22.


Основные принципы игры

в начале партии

Общие принципы игры в начале шахматной партии.


23.


Мат двумя ладьями одинокому королю

Техника матования одинокого короля двумя ладьями.


24.


Мат ферзём и ладьями

одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзем и ладьей.


25.


Мат ферзём и королём

одинокому королю

Техника матования одинокого короля ферзем и королем,


26.


Материальное преимущество

Определение материального преимущества, реализация материального преимущества


27.


Нарушение основных принципов игры в начале партии

Ошибочные ходы в начале партии и их по-следствия


28.

Партии - миниатюры

Анализ коротких партий


29

Запись шахматной партии

Способ ведения записи партии во время соревнований


30

Правила шахматного этикета

Правила поведения шахматиста во время партии


31

Шахматный турнир

Участие в шахматном турнире


32

Шахматный турнир

Участие в шахматном турнире


33

Шахматный турнир

Участие в шахматном турнире


34

Шахматный турнир

Участие в шахматном турнире



Тематическое планирование 2 год обучения


Тема урока



Содержание

Дата

1

Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира

Беседа о ТБ

История шахмат: знакомство с творчеством шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов.


2

Шахматные фигуры: названия, ходы,

ценность фигур

Повторение.


3

Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка

Повторение.


4

Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход

Повторение.


5

Защита в шахматной партии

Уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита

фигуры.


6

Защита в шахматной партии

Перекрытие, контрнападение


7

Конкурс решения позиций

Решение позиций


8

Тактический прием: двойной удар

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками.


9

Тактический прием: связка

Знакомство с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку.


10

Конкурс решения позиций

Решение позиций по темам «Связка» и «Двойной удар»


11

Тактический прием: ловля фигуры

Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения


12

Тактический прием: сквозной удар

Знакомство с новым тактическим приемом «сквозной удар», способами его практического применения.


13

Мат на последней горизонтали

Слабость последней горизонтали, «форточка».


14

Конкурс решения позиций

Решение позиций


15

Тактический прием: открытый шах

Знакомство с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения.


16

Тактический прием: двойной шах

Знакомство с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения.


17

Шахматный турнир

Игровая практика


18

Шахматный турнир

Игровая практика


19

Шахматный турнир

Игровая практика


20

Шахматный турнир

Игровая практика


21

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

Детский мат, мат Легаля.


22

Основы игры в дебюте: атака на короля

Просмотр и анализ коротких партий


23

Основы игры в дебюте: атака на короля

Просмотр и анализ коротких партий


24

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Знакомство с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат.


25

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

Способ реализации преимущества: размен одноименных фигур для увеличения материального перевеса.


26

Основы анализа шахматной партии

Просмотр и анализ коротких шахматных партий.


27

Основы анализа шахматной партии

Просмотр и анализ коротких шахматных партий.


28

Основы анализа шахматной партии

Просмотр и анализ коротких шахматных партий.


29

Конкурс решений

Решение позиций.


30

Шахматный турнир

Игровая практика


31

Шахматный турнир

Игровая практика


32

Шахматный турнир

Игровая практика


33

Шахматный турнир

Игровая практика


34

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика.



Тематическое планирование 3 год обучения


Тема урока



Содержание

Дата

1

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Повторение истории возникновения шахмат, шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований.


2

Матование одинокого короля разными фигурами. Повторение.

Повторение. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в 2 хода.


3

Тактические приемы. Повторение.

Связка, двойной удар, ловля фигуры, сквозной удар.


4

Тактические приемы. Повторение.

Открытый и двойной шахи.


5

Конкурс решения позиций

«Как бы вы сыграли?»

Решение позиций.


6

Тактический прием: завлечение


Знакомство с новым тактическим приемом, завлечение фигур под тактический удар.


7

Тактический прием: отвлечение


Знакомство с новым тактическим приемом, отвлечение фигур от защиты.


8

Тактический прием: уничтожение защиты

Знакомство с новым тактическим приемом


9

«Спёртый мат»


Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разобрать классическую партию на «спёртый мат».


10

Сочетание тактических приемов.


Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приемов»


11

Конкурс решения позиций:

«Как бы вы сыграли?»

Решение позиций


12

Борьба за инициативу

Начало атакующих действий.


13

Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур.


14

Атака на рокировавшегося короля

Жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты.


15

Конкурс решения позиций:

«Как бы вы сыграли?»

Решение позиций


16

Шахматный турнир

Игровая практика


17

Шахматный турнир

Игровая практика


18

Шахматный турнир

Игровая практика


19

Шахматный турнир

Игровая практика


20

Основы анализа шахматной партии. «Выбери ход и найди план»

Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира


21

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: игрой пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Знакомство с правилом «квадрата».


22

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом.


23

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля

Повтор: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, оппозиция, ключевые поля.


24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля и пешки

Взимоблокируемые пешки, позиция взаимного цугцванга, ключевые поля.


25

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило «блуждающего квадрата»

Правило «блуждающего квадрата», особенности разрозненных пешек: сила и слабость.


26

Теоретические позиции пешечного энд-шпиля. Ферзь против пешки.

Король и две пешки против короля, особенности проведения пешек по вертикали

b и g в ферзи.


27

Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли?».

Решение позиций


28

Сыграй как чемпион мира

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов.


29

Сыграй как чемпион мира

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов.


30

Шахматный турнир

Игровая практика


31

Шахматный турнир

Игровая практика


32

Шахматный турнир

Игровая практика


33

Шахматный турнир

Игровая практика


34

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика



35


Развитие шахматной культуры и спорта в России.

Беседа о ТБ.

Повтор: история возникновения шахмат. Знакомство детей с историей развития шахматной культуры в России, с историей раз-вития шахматного спорта в России, первые русские мастера, их вклад в развитие шахматной культуры: А.Д. Петров, К. Яниш, братья Урусовы


36


Основные принципы игры в дебюте

Роль центра, создание численного превосходства.


37.


Перевес в развитии

Мобилизация фигур для получения численного превосходства.


38


Атака на короля

План атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках и на короля, оставшегося в центре.


39


Перевес в пространстве

Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса.


40


Оценка позиции

Учение В. Стейница.


41


План игры

Схема моделирования плана игры, цель планирования.


42


Выбор хода

Алгоритм выбора хода, формированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за соперника


43


Открытые дебюты

Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней.


44


Полуоткрытые дебюты

Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита


45


Закрытые дебюты

Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита.


46.


Гамбиты

Королевский гамбит.


47


Тактический прием: мельница

Знакомство с тактическим приемом «мельница». Решение дидактических заданий.


48.


Тактический прием: перекрытие

Знакомство с тактическим приемом «перекрытие». Решение дидактических заданий


49


Тактический прием: рентген

Знакомство с тактическим приемом «рентген». Решение дидактических заданий


50


Конкурс решения позиций

«Как бы вы сыграли?»

Решение дидактических заданий.


51


Анализ шахматной партии.

«Найди ход».

Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира.


52


Шахматный турнир

Игровая практика


53.


Шахматный турнир

Игровая практика


54


Шахматный турнир

Игровая практика


55.


Шахматный турнир

Игровая практика


56


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля (король слабейшей стороны расположен перед проходной пешкой, пешка на вертикали d или е).

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями: ладья с пешкой против ладьи, позиция Филидора.


57


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля (король слабейшей стороны расположен перед проходной пешкой, пешка на вертикали c (f) и b (g).

Способы защиты за слабейшую сторону и способы игры на выигрыш за сильнейшую сторону.


58


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи

и короля (король слабейшей стороны расположен не перед проходной пешкой, проходная пешка на 7-й, 2-й горизонтали).

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями: ладья с пешкой против ладьи, позиция Лусены.


59


Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля (король слабейшей стороны расположен не перед проходной пешкой, проходная пешка на 6-й, 3-й горизонтали).

Приемы в ладейных окончаниях: «построение моста», «отталкивание плечом».


60


Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами.


61


Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конем.


62.


Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли»?

Решение дидактических заданий


63


Роль шахмат в жизни человека.

Как стать сильным шахматистом.

Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре.


64

Шахматный турнир

Игровая практика.


65


Шахматный турнир

Игровая практика.


66


Шахматный турнир

Игровая практика.


67


Шахматный турнир

Игровая практика.


68


Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика



Учебно-методическое и материально-техническое

ОБЕСПЕЧЕНИЕ Данная программа обеспечена учебниками и рабочими тетрадями для общеобразовательных учреждений авторов Е.И. Волковой, Е.А. Прудниковой. Шахматы.

Первый год обучения. Методическое пособие для учителя. Шахматы. Первый год обучения. Шахматы.

Второй год обучения. Методическое пособие для учителя. Шахматы. Второй год обучения. Шахматы.

Третий год обучения. Методическое пособие для учителя. Шахматы. Третий год обучения. Шахматы.


Планируемые результаты изучения учебного материала

В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны:

знать /понимать:

- правила техники безопасности во время занятий;

- историю возникновения и развития шахматной игры;

- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;

- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;

- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

– использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.

К концу первого учебного года обучающиеся должны:

- объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- знать правила хода и взятия каждой фигуры;

- знать, что такое нападение и уметь видеть элементарные угрозы соперника;

- ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно располагать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

- знать «цену» каждой шахматной фигуры;

- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;

- овладеть способом «взятия на проходе»;

- записывать шахматную партию;

- уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

К концу второго учебного года обучающиеся должны:

- овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

- защищать свои фигуры от нападения и угроз;

- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;

- разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

- реализовывать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года обучающиеся должны:

- овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

- понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;

- знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;

- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях.

- владеть основными шахматными понятиями;

- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;

- знать и применять основные принципа развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

- уметь реализовывать материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях.


Список литературы

Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. – М.: ООО «Дайв», 2009, 256 с.

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Диченскова А.М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе. – Ротов н/Д: Феникс, 2014. – 60.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. [Текст]: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 112 с.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!