СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Пешечка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка комплексной  программы внеурочной деятельности «Пешечка» предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Данная программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися  на темы предусмотренные программой, показ изучаемых элементов игры, просмотр презентаций. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – игрой в шахматы. Также  программа включает игры на развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности.

. Программа курса «Пешечка» может быть рекомендована для использования учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности 1–4–х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Пешечка»»

Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №1

от 30.08.2018 года

Председатель педсовета

________ и.о.директора Н.В.Захарова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


КРУЖОК


«Пешечка»


Тип программы: комплексная, ориентированная на укрепление здоровья детей, развитие мышления, формирование образованной культурной личности средством шахматной игры



Срок реализации программы - 4года


Возраст обучающихся 7 - 11лет





Учителя : Шульга Л.Н., Потягайло Е.В., Обухова И.Н., Приймакова Т.Н., Войченко О.А., Мержоева Л.Ю., Никильчук Н.В., Кынкурогова О.С., Дулькина В.Г., Кибальченко Л.Н., Лапшина Е.В., Радченко Т.И. ,Ткаченко Р.М., Шадрина Ю.П., Горовенко М.Е., Конашенкова О.Б., Крюкова В.В., Волженина С.А..


Рецензия

на комплексную программу внеурочной деятельности

«Пешечка»

для обучающихся 1- 4 классов,

составленную Войченко О.А., Дулькиной В.Г. учителями начальных классов

МБОУ СОШ №39 хутора Трудобеликовского

Красноармейского района

Краснодарского края.

Авторская разработка комплексной программы внеурочной деятельности «Пешечка» предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Данная программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися  на темы предусмотренные программой, показ изучаемых элементов игры, просмотр презентаций. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – игрой в шахматы. Также программа включает игры на развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности.

. Программа курса «Пешечка» может быть рекомендована для использования учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности 1–4–х классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.



Руководитель районного методического объединения учителей начальных классов /Л.И.Просветова/






1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа рассчитана на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Настоящая программа предназначена для учащихся 7 – 11 лет. Форма организации учебного процесса – индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. На данном кружке будет использована методика работы Екатерины Волковой по обучению детей игре в шахматы и, изданная ею, рабочая тетрадь «Шахматы с енотом».

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.



Цель программы: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками.

Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, мотивации творческого воображения, умения производить логические операции).

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.

Включение учащихся в разностороннюю деятельность.



Сроки реализации образовательной программы – 4 года обучения

  • 1 год обучения – 1 час в неделю - 33 ч в год(1-екл.,), 34ч(2-4кл.)

  • 2-4 год обучения – 1 час в неделю - 34 ч в год.










2. Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Пешечка»:

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Знать имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

  • Использовать различные тактики ведения игры.



3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1 год обучения.

Вводное занятие (1ч) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами и правилами поведения шахматиста.

Шахматная теория (10ч) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, понятием шах и мат, историей возникновения шахмат.

Шахматная тактика (19Ч)

Повторение и закрепление – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.

Практическая работа – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур.

Плеяда великих(2ч)-в1кл. Знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Плеяда великих(3ч)-во2-4кл Знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.



Итоговое занятие (1 ч) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов. (Приложение №1)



2-й год обучения

Вводное занятие (1 ч) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях. Шахматный этикет.

Шахматная тактика (28ч)

Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами.

Практическая часть – учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, вести защиту на шахматном поле, выполнять рокировку.

Плеяда великих (4ч)

Знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.



Итоговое занятие (1 ч) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.





3 год обучения

Вводное занятие(1ч) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях. Шахматный этикет.

Шахматная тактика (11ч)

Теоретическая часть – знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть – отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шахматная стратегия(14ч)

Теоретическая часть – знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Основы дебюта.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Практическая часть – отработка шахматной стратегии, учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Плеяда великих(4ч) – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Решение логических задач(3ч)

Теоретическая часть – знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления.

Практическая часть – учить решать логические задачи разного вида разными способами.

Итоговое занятие(1ч) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.



4 год обучения

Вводное занятие(1ч) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях. Шахматный этикет.

Шахматная стратегия(20ч)

Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.



Плеяда великих(2ч) – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Шашечная тактика (10ч)

Теоретическая часть – знакомить с решением шашечных задач.

Практическая часть – отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).

Итоговое занятие(1ч) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.


Формы организации внеурочной деятельности:

Занятия полностью построены на игровых и обучающих ситуациях.

Приёмы и методы

В кружке «Пешечка» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.

Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия.



Формы и методы контроля.

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие;

  • итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.




4. ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ



















Наименование разделов/

модулей, тем

Все-го, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

1.


.

Вводное занятие

4

1


1


1


1


Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии

2.

Шахматная теория

21

10




11




Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шахматах)

учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.


3.

Шахматная тактика

47

19


28






Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.


4.

Шахматная стратегия

34





14


20


Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролировать свои действия.


Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.


5

Шашечная тактика

10







10


Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.


6.

Решение логических задач

3





3




Учится использовать знакосимволические средства

представления информации.




Плеяда великих

12

2ч- 1 класс

3ч-2-4 класс


4


4


2


Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему


Итоговое занятие

4

1


1


1


1


Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии

Итого:


33(34)


34


34


34





Приложение 1

(1год обучения)

Задание № 1 (Знания. История шахматной игры).

Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Критерии оценки:

Высокий - рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам.

Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам.

Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция: Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол.

Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция: Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?

Критерии оценки:

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - выполняет задание, допуская 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно. Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске). Инструкция: Посади своих учеников каждого на свое место. Критерии оценки:

Высокий - правильно выполняет задание.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно.

Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Критерии оценки:16

Высокий - правильно выполняет задание

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.

Низкий - выполняет задание не правильно

Уровни освоения программы:

Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.

Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.

Низкий уровень - ребенок не может вести игру

Условные обозначения:

Высокий уровень-3 балла

средний уровень-2 балла

низкий уровень - 1 балл


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 39

от 28.08. 2018 года № 1

___________ О.А. Войченко



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Л.И.Просветова

29.08. 2018 года
















12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!