СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности "Живое слово" в форме  литературного кружка для обучающихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"»








Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Живое слово» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Витинской ОШ (далее ООП ООО МКОУ Витинской ОШ). Рабочая программа составлена на основе учебного пособия В.А. Синицына «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения»: «Наша новая школа».

Курс «Живое слово» реализуется за счёт часов внеурочной деятельности по выбору обучающихся 5-9 классов в форме кружкового объединения (разновозрастная группа). Данный курс направлен на общекультурное развитие обучающихся и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Курс «Живое слово» в основном общем образовании изучается с целью: формировать у детей духовно-нравственную культуру, воспитывать добро, любовь к ближним, своей родине, развивать  каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, обучать детей умению владеть устным и письменным словом.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

- развитие творческих возможностей детей;

- воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;

- развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;

- воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики;

- развитие у детей навыка действовать на сцене, подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;

- развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние;

- раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.


В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства – сценической деятельности и литературы: постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, подготовка ведущих мероприятий, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, конкурсы чтецов прозы и поэзии.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку сценического искусства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.







Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Вводное занятие. Играем этюды.

Подготовка и участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений. Жанры: дневник, эссе, очерк, рассказ.

Подготовка и участие в общешкольном празднике День учителя.

Подготовка и участие в концертной программе, посвящённой Дню пожилого человека «Мои года, моё богатство».

Чудо поэтического слова (развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи). Логика речи. Логическое ударение

Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева.

Чудо поэтического слова. Артикуляция, ритмика, позиция голоса. Поэзия 19 века. Конкурс чтецов, посвящённый русской поэзии 19 века.

Подготовка участников в концерте ко дню Матери

Подготовка и участие в районном конкурсе сочинений, посвящённом Дню героев Отечества

Подготовка и выпуск газеты «Русское слово»

Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова.

Искусство декламации. Беседа о театральном искусстве. Культура поведения в театре. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт.

Подготовка и участие в сценарии праздника Новый год. Чтение по ролям.

Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества.

Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова

Подготовка участников в концерте, посвящённом Международному женскому дню.

Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса чтецов прозы «Живая классика»

Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Первоцветы». Жанр «Лирическое стихотворение». Пейзажная лирика.

«Как говорить, чтобы слушали?». Язык мимики и жестов.

Слово в прозе. Жанры прозы.

Митинг и литературная композиция, посвящённые 9 Мая.

Участие в муниципальном этапе регионального литературного конкурса «Души прекрасные порывы». Жанр «эссе»

Проект «Энциклопедия слова»






Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:


Личностные результаты освоения программы отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе:

активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

осознание ценности жизни;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Метапредметные результаты:


Универсальные учебные познавательные действия:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).


Предметные результаты

- правильно и выразительно читать скороговорки;

- обыгрывать потешки, шутки, прибаутки, этюды;

- читать выразительно стихи, басни, сказки;

- представлять характер героев произведений;

- обыгрывать содержание произведений;

- работать в коллективе, с партнёром, уметь вести себя на сцене;

- слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя;

- обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка;

- составлять тексты в школьную газету;

- исполнять колядки;

- слушать мастеров поэтического прозаического слова;

- писать сочинения на заданную тему;

- использовать в общении жесты, мимику;

- отбирать материал для проекта о слове.

-правильно использовать логическое ударение, интонацию голоса при создании образа;

- составлять литературные сценарии;

-- различать художественно-выразительные средства;

- создавать тексты (сочинения) публицистического и художественного стилей;

- выступать на публике в роли ведущего;

- определять авторский стиль в поэзии;

- редактировать газетные статьи;

- -декламировать прозу и поэзию наизусть;

- анализировать театральное искусство;

-анализировать различия жанров прозы;

- импровизировать;

- анализировать стихотворный текст с точки зрения филологии;

- использовать свои знания и возможности при участии в конкурсах чтецов для достижения высоких результатов;

- систематизировать отобранный материал для защиты проекта.



Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации

ЭОР/ЦОР

1

Вводное занятие. Этюд.

1

Беседа

Ролевая игра

http://www.myshared.ru/slide/233751/

2

Что такое речевая партитура. Учимся определять размеры стиха.

1

Беседа

Конкурс

https://znanio.ru/media/prezentatsiya-na-temu-partitura-liricheskogo-proizvedeniya-2526478

3

Подготовка и участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений. Жанры: рассказ, эссе, дневник, письмо, очерк.

1

Репетиция, концерт

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/03/prezentatsiya-sochineniya-raznykh-zhanrov

4-5

Подготовка и участие в общешкольном празднике День учителя.

2

Репетиция, концерт

https://smehopozitiv.ru/luchshie-stihi-ko-dnyu-uchitelya-pro-uchitelej-do-slez.html

6-7

Подготовка и участие в Часе прозы «55 слов о жизни»

2

Поэтическая лаборатория

https://hr-portal.ru/article/potryasayushchie-rasskazy-iz-55-slov

8-10

Подготовка к участию во Всероссийском детско-юношеском конкурсе «Война. Победа. Память»

3

Поэтическая лаборатория

https://multi-mama.ru/stihi-o-vojne/

11-12-

Подготовка участников в концерте ко дню Матери: сценки, стихи

2

смотр-конкурс

https://multiurok.ru/files/stsenki-i-miniatiury-ko-dniu-materi.html

13-14

Подготовка и участие в районном конкурсе сочинений, посвящённом Дню героев Отечества

2

Репетиция,

концерт

https://www.prazdniki-na-nosu.com/stihi-v-chest-geroev-otechestva.html

15-16

Подготовка и участие в сценарии праздника Новый год.

2

Чтение по ролям


17-18

Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева

2

практикум

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/10/18/obuchenie-analizu-stihotvoreniya

19

Чудо поэтического слова (развитие понятий о метафоре, стихотворной и прозаической речи). Логика речи. Логическое ударение.

1

Поэтический час

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/186650-prezentaciya-smyslorazlichitelnaya-rol-udareniya.html

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/131185-prezentaciya-tropy-rechi.html

20-21

Подготовка и выпуск газеты «Русское слово»

2

беседа, заочная экскурсия в театр

https://infourok.ru/prezentaciya-zametka-v-gazetu-kak-zhanr-zhurnalistiki-515808.html

22

Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества.

1

Репетиция

Фольклорный праздник

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/10/14/prezentatsiya-rozhdestvenskie-kolyadki-istoriya-i

23

Искусство декламации. Беседа о театральном искусстве. Культура поведения в театре. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт.

1

Развлекательная программа

Обыгрывание сценок

https://uchitelya.com/music/174430-prezentaciya-teatralnoe-iskusstvo.html

24

Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова.

1

Поэтический час

https://rdntk.ru/tvorchestvo/master-klassy/324-master-klass-stsenicheskaya-rech-rabota-chtetsa-nad-poeticheskim-proizvedeniem-chast-1

25

Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова

1


Практикум, мастер-класс

https://infourok.ru/filologicheskij-analiz-hudozhestvennogo-teksta-4738652.html

26

Подготовка участников в концерте, посвящённом Международному женскому дню.

1

Репетиция, смотр-конкурс

https://infourok.ru/podborka-stihov-k-8-marta-5067412.html

27-28

Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса чтецов прозы «Живая классика».

2

Репетиция, декламация


https://yandex.ru/video/preview/?text=живая%20классика%20онлайн&path=yandex_search&parent-reqid=1662131751466705-6832713543404471663-sas3-0804-36f-sas-l7-balancer-8080-BAL-2502&from_type=vast&filmId=11387704813948231940

29

Подготовка участию в районном конкурсе детского творчества «Первоцветы». Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика

1

Практикум

https://yandex.ru/video/preview/?text=пейзажная%20лирика%20весна%20презентация&path=yandex_search&parent-reqid=1662131809199627-8599326185198642959-sas3-0804-36f-sas-l7-balancer-8080-BAL-4734&from_type=vast&filmId=9558800727807396242

30

«Как говорить, чтобы слушали?». Язык мимики и жестов.

1

Творческий эксперимент

https://infourok.ru/prezentaciya-yazyk-zhesty-i-mimika-5539701.html

31

Слово в прозе. Жанры прозы.

1

Митинг, концерт

https://ppt-online.org/296842

32

Подготовка участников в митинге и в концертной программе, посвящённой 9 Мая

1

Декламация, анализ

https://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/9_maja/prezentacija_na_temu_stikhi_o_velikoj_otechestvennoj_vojne/344-1-0-68690

33

Подготовка участников в муниципальном этапе регионального литературного конкурса «Души прекрасные порывы». Жанр «эссе»

1

Творческая лаборатория

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/06/24/prezentatsiya-esse-kak-zhanr-uchenicheskogo-sochineniya

34

Проект «Энциклопедия слова»

1

Исследование, защита проектов

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-pasport-slova-otechestvo-avtor-kaneva-alina-klass-1065975.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!