РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Живое слово»
5 класс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы у шестиклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
Школьник будет:
- иметь представление о театре как виде искусства, особенностях театра, уметь разбираться в терминах;
- знать понятия сцена, кулисы, артист, актёр, режиссёр, репетиция, сценическая площадка;
- иметь навыки концентрации внимания и координации движений;
- знать содержание текстов сказок, песен, стихотворений.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Школьник научится:
- ориентироваться в специальной терминологии, иметь навыки игры в спектакле;
- действовать в коллективе;
- управлять интонацией своего голоса;
- действовать в вымышленных обстоятельствах;
- анализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
- петь хором;
- импровизировать на заданную тему.
Познавательные универсальные учебные действия.
Школьник будет:
- уметь действовать в вымышленных обстоятельствах;
- уметь управлять интонаций голоса;
- иметь навыки вокального и хорового пения;
- иметь представление об истории и возникновении театра;
- уметь применять полученные знания в практической деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Школьник будет:
- иметь представление о современных течениях в искусстве;
- иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке;
- уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом;
- приобретёт аналитические умения и навыки.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Театр и мы
Театр как форма развития речи. История возникновения и развития театра. Виды театров. Как вести себя в театре.
Секреты актёрского мастерства
Основные правила актерского мастерства. Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры. Пантомимы и инсценировки. Упражнения для развития пластики. Развитие координации. Сценки и этюды для начинающих актеров. Сценическая речь.
Творческая мастерская
Конкурс чтецов. Знакомство со сказками. Распределение ролей. Работа над ритмом чтения. Сценические жесты. Постановка голосов. Эпизоды сказок. Постановка сказок. Исполнение песен в сказках. Подготовка реквизитов к сказкам. Генеральная репетиция сказок. Выступление со сказками.
Время сочинять
Проба пера. Написание сказки, стихотворения, юмористического рассказа (по выбору обучающегося).
Итоговое занятие «Театр и дети».
Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся 1 раз в неделю: коллективные, малыми группами, индивидуальные. Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Все занятия коллективные, сочетают в себе следующие виды деятельности: беседа о специфике театрального искусства, игра, постановка сказок. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
При работе над постановкой сказок целесообразно разделение участников на следующие группы:
- солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития;
- актерская группа: основные действующие лица на сцене;
- художники-оформители;
- музыкальная группа (подбор музыкальных произведений);
- звукооператоры (видео и фотосъёмка).
Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.
Основные виды деятельности:
- беседа;
- уроки сценической грамоты;
- игровые виды деятельности;
- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
- выразительное чтение;
- составление своей собственной сказки, стихотворения, юмористического рассказа (по выбору обучающегося).
Основные методы и технологии
Основным методом развития творческих способностей является импровизация:
- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;
- импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.
Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.
Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке сказок, составление своей собственной сказки, стихотворения, юмористического рассказа (по выбору обучающегося).
Средства, необходимые для реализации курса внеурочной деятельности
Материальные средства:
- учебный кабинет;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- использование сети Интернет;
- наглядные демонстрационные пособия;
- школьная библиотека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.
2. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева идр. Детский театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
3. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
4. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998
5. В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1992
6. Л. Дмитриева. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987
7. А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
8. Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
9. М. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М., 1997
10. Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. Москва: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984.
11. Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996
12. В.П. Шильгави. Начнем с игры. Л., 1980.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Живое слово»
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов на изучение | Форма контроля | Дата | Примечание |
по плану | фактически |
Театр и мы |
1. | Театр как форма развития речи. История возникновения театра. | 1 | Лекция. Презентация. | | | |
2. | История развития театра. Виды театров. | 1 | Исследовательская работа. | | | |
3. | Как вести себя в театре. | 1 | Исследовательская работа. | | | |
Секреты актёрского мастерства |
4. | Основные правила актерского мастерства. | 1 | Беседа. | | | |
5. | Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры. | 1 | Творческая работа. | | | |
6. | Пантомимы и инсценировки. | 1 | Практическая работа. | | | |
7. | Упражнения для развития пластики. | 1 | Упражнения. | | | |
8. | Развитие координации. | 1 | Упражнения на развитие координации. | | | |
9. | Сценки и этюды для начинающих актеров. | 1 | Творческая работа. | | | |
10. | Сценическая речь. | 1 | Практическая работа. | | | |
Творческая мастерская |
11. | Конкурс чтецов. | 1 | Конкурс. | | | |
12. | Знакомство со сказкой Ш.Перро «Золушка». | 1 | Просмотр фильма. | | | |
13. | Распределение ролей. Работа над ритмом чтения. | 1 | Практическая работа. | | | |
14. | Сценические жесты. Постановка голосов. | 1 | Практическая работа. | | | |
15. | Эпизоды сказки. Постановка сказки. | 1 | Практическая работа. | | | |
16. | Исполнение песен в сказке. | 1 | Практическая работа. | | | |
17. | Подготовка реквизитов к сказке. | 1 | Практическая работа. | | | |
18. | Репетиция сказки. | 1 | Практическая работа. | | | |
19. | Генеральная репетиция сказки. | 1 | Практическая работа. | | | |
20. | Выступление со сказкой Ш.Перро «Золушка». | 1 | Актёрское мастерство. | | | |
21. | Знакомство со сказкой С. Маршака «Кошкин дом». | 1 | Просмотр фильма. | | | |
22. | Распределение ролей. Работа над ритмом чтения. | 1 | Практическая работа. | | | |
23. | Сценические жесты. Постановка голосов. | 1 | Практическая работа. | | | |
24. | Эпизоды сказки. Постановка сказки. | 1 | Практическая работа. | | | |
25. | Исполнение песен в сказке. Подготовка реквизитов к сказке. | 1 | Практическая работа. | | | |
26. | Генеральная репетиция сказки. | 1 | Практическая работа. | | | |
27. | Выступление со сказкой С. Маршака «Кошкин дом» | 1 | Актёрское мастерство. | | | |
Время сочинять |
28-30. | Проба пера. | 1 | Написание сказки (по выбору обучающегося). | | | |
31-33. | Проба пера. | 1 | Написание стихотворения, юмористического рассказа (по выбору обучающегося). | | | |
34. | Итоговое занятие «Театр и дети». | 1 | Литературная гостиная. | | | |
35. | Резервное занятие. | 1 | | | | |