Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено Проверено «Утверждаю»
на заседании метод.объединения заместитель директора по ВР
учителей начальных классов _______________(Корыстова О.И..) директор МАОУ СОШ №1
протокол № _________ _________(Гончаренко А.Н.)
«____»_____________2020г. «____»_____________2020г.
Руководитель методического «_____»__________2020г
объединения:
_________(Матвеева Т.В..)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Юный читатель»
НА 2020/2021УЧЕБНЫЙ ГОД
Класс: 4- в
Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34ч.
Учитель: Пашкова Н.Г.
С.Шарлык
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития –эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты из произведений, формирующие функциональную грамотность (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные,
герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Юный читатель» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО. От достижения целей и задач данного курса зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.
Программа курса «Юный читатель» имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На занятиях учащиеся знакомятся с художественными и научно-познавательными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Поэтому одним из результатов обучения данного курса является осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных ценностей и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.
Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), художественными произведениями ,со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии – фронтальная, групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, презентация в форме защиты итогов работы, мини-конференция;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по открытию нового знания, практические занятия, рефлексивные занятия.
Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов |
1. | Введение. Как появилась книга? Какая книга нравится тебе? | 1 |
2. | Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». | 1 |
3. | Г. Скребицкий Рассказы о природе. | 1 |
4 | П. Бажов «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер». | 1 |
5. | Рассказы К.Д. Ушинского | 1 |
6. | Редьярд Киплинг «Слонёнок» и другие сказки. | 1 |
7. | Л.Чарская. «Умница – головка». Рассказ. «Задушевное слово». | 1 |
8. | Сказки С.В. Михалкова. «Жадный заяц» | 1 |
9. | А.Куприн. «Белый пудель». | 1 |
10. | И.Соколов- Микитов «Золотая осень». | 1 |
11. | Е. Пермяк «Как Маша стала большой». | 1 |
12. | Рассказы о природе Е.И. Носова «Белый гусь», «Хитрюга» и др. | 1 |
13. | В. Осеева «Злая мать и добрая тётя». | 1 |
14. | А. Волков. «Волшебник Изумрудного города». | 1 |
15. | Рассказы о природе И.Соколов-Микитов | 1 |
16. | Знакомство с энциклопедией «Хочу всё знать» | 1 |
17. | М.М. Зощенко. «Рассказы о Митькином детстве», «Глупая история», «Интересный рассказ» | 1 |
18. | А. Бостром «Кошка и ёж» | 1 |
19. | Рассказы о природе Г.Скребицкий | 1 |
20. | А. Бостром «Кошка и ёж» | 1 |
21. | Рассказы о природе Г.Скребицкий «Радуга» | 1 |
22. | П. Молчанов «Удивительная рыбалка» | 1 |
23. | По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | 1 |
24. | Д. Родари «Приключения Чиполлино». | 1 |
25. | Тихонов «Колибри» | 1 |
26. | Ю.Сотник «Райкины пленники». | 1 |
27. | По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | 1 |
28. | Б. Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин» | 1 |
29. | В.Василевская. «Комната на чердаке». | 1 |
30. | Р.Погодин. «Книжка про Гришку». Повесть. | 1 |
31. | Соколов - Микитов «Рябина». | 1 |
32. | Василий Ян. «Никита и Микитка». | 1 |
33. | Ю.Кургузов. «По следам почемучки». | 1 |
34 | Итоговый урок. О чём хочу читать летом… | 1 |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Дата |
план | факт |
1. | Введение. Как появилась книга? Какая книга нравится тебе? | 1 | 06.09 | |
2. | Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». | 1 | 13.09 | |
3. | Г. Скребицкий Рассказы о природе. | 1 | 20.09 | |
4 | П. Бажов «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер». | 1 | 27.09 | |
5. | Рассказы К.Д. Ушинского | 1 | 04.10 | |
6. | Редьярд Киплинг «Слонёнок» и другие сказки. | 1 | 11.10 | |
7. | Л.Чарская. «Умница – головка». Рассказ. «Задушевное слово». | 1 | 18.10 | |
8. | Сказки С.В. Михалкова. «Жадный заяц» | 1 | 25.10 | |
9. | А.Куприн. «Белый пудель». | 1 | 08.11 | |
10. | И.Соколов- Микитов «Золотая осень». | 1 | 15.11 | |
11. | Е. Пермяк «Как Маша стала большой». | 1 | 22.11 | |
12. | Рассказы о природе Е.И. Носова «Белый гусь», «Хитрюга» и др. | 1 | 29.11 | |
13. | В. Осеева «Злая мать и добрая тётя». | 1 | 06.12 | |
14. | А. Волков. «Волшебник Изумрудного города». | 1 | 13.12 | |
15. | Рассказы о природе И.Соколов-Микитов | 1 | 20.12 | |
16. | Знакомство с энциклопедией «Хочу всё знать» | 1 | 27.12 | |
17. | М.М. Зощенко. «Рассказы о Митькином детстве», «Глупая история», «Интересный рассказ» | 1 | 10.01 | |
18. | А. Бостром «Кошка и ёж» | 1 | 17.01 | |
19 | Рассказы о природе Г.Скребицкий | 1 | 24.01 | |
20 | А. Бостром «Кошка и ёж» | 1 | 31.01 | |
21 | Рассказы о природе Г.Скребицкий «Радуга» | 1 | 07.02 | |
22 | П. Молчанов «Удивительная рыбалка» | 1 | 14.02 | |
23 | По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | 1 | 21.02 | |
24 | Д. Родари «Приключения Чиполлино». | 1 | 28.02 | |
25 | Тихонов «Колибри» | 1 | 07.03 | |
26 | Ю.Сотник «Райкины пленники». | 1 | 14.03 | |
27 | По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». | 1 | 21.03 | |
28. | Б. Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин» | 1 | 04.04 | |
29. | В.Василевская. «Комната на чердаке». | 1 | 11.04 | |
30. | Р.Погодин. «Книжка про Гришку». Повесть. | 1 | 18.04 | |
31. | Соколов - Микитов «Рябина». | 1 | 25.04 | |
32. | Василий Ян. «Никита и Микитка». | 1 | 16.05 | |
33. | Ю.Кургузов. «По следам почемучки». | 1 | 23.05 | |
34 | Итоговый урок. О чём хочу читать летом… | 1 | 30.05 | |
По программе: 34 часа