СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Юный читатель".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный читатель". 3 класс, для обучающихся УО (1 вариант)

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Юный читатель".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный читатель»




3 класс







Реализует

рабочую программу

Максимюк Ирина

Юрьевна










Кунгур, 2022


Пояснительная записка


Актуальность программы «Юный читатель» обусловлена тем, что педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Формирование правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа факультатива для учащихся 3 класса «Юный читатель» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок реализации 1 год.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – расширение представлений обучающихся о детской литературе, раскрытие мира нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, развитие художественного вкуса, формирование культуры чувств, общения.

Задачи: 

  • создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений;

  • формировать интерес к чтению;

  • развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы;

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное произведение;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения.

 При отборе литературного содержания учитываются возрастные особенности обучающихся и ценность произведений.

В 3 классе программный материал факультатива построен по календарю знаменательных дат. Это – Международный день школьных библиотек, День птиц, Всемирный день поэзии, День космонавтики, День Победы и юбилейным датам писателей: Л. Толстого, К. Ушинского, И. Тургенева, В. Бианки. Особое место в 3 классе занимает работа с энциклопедическим материалом, фольклором.

Использование компьютерных и мультимедийных технологий на занятиях значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

Описание места факультатива в учебном плане

Программа факультатива рассчитана для учащихся 3 класса, содержит 34 часа (1 час в неделю).

Виды деятельности учащихся:

  • беседы

  • групповая работа

  • творческие, игровые задания

  • самостоятельная работа

  • работа с иллюстрациями

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывание вслух, стихи, рассказы Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о путешествиях, книги писателей родного края. От класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Ведущие принципы программы

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Программа факультатива предусматривает также работу:

  • библиотечные уроки;

  • экскурсии в музей.


 

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

– проявление любознательности, активности и заинтересованности в познании мира;

  • способность организовать собственную деятельность;

  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • использование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • уважительное отношение к мнению другого человека;

  • принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Предметные результаты:

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • умение понимать ситуацию успеха/ неуспеха;

  • использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Формы представления планируемых результатов

Первый уровень результатов – для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


  1. Учебно-тематическое планирование


Модуль

п/п, тема, урок

Содержание воспитания

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Модуль 1

1 четверть – 8 часов

Умственное

-развитие мышления, речи.


Интеллектуальное воспитание


- повышение мотивации к процессу познания;


-развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению.


Духовно-нравственное


-формирование способности к духовному развитию и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;


- формирование способности проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.


Социально-коммуникативное


-Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.


Экологическое


-формирование у юных читателей экологического мировоззрения, чувства ответственности за все живое, бережного отношения к природе.




1

Вводное занятие

1

1


2

Малые фольклорные жанры. Осенины

1

0,5

0,5

3-4

«Осень наступила». Стихи русских поэтов об осени

2

1

1

5-6

Л. Толстой «Лев и собачка», «Булька»

2

1

1

7

Рассказы и сказки К. Ушинского

1

0,5

0,5

8

«Как хорошо уметь читать!» экскурсия в школьную библиотеку

1

0

1


2 четверть – 8 часов

1


1

9-11

Рассказы о животных Н. Сладков, Е. Чарушин

2

1

1

12

М. Пришвин «Лягушонок»

1

0

1

13

И. Тургенев «Собака»

1

0

1

14-15

Стихи русских поэтов о зиме

2

1

1

16

Итоговое занятие. Игра « 4 угла»

1

0

1

3 четверть – 10 часов

1


1

17-18

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

2

1

1

19

В. Бианки «Чьи это ноги?»

1

0

1

20

Народные праздники. Масленица

1

0

1

21

Мама – главное слово на свете

1

0

1

22-23

«Что? Где? Когда?». Энциклопедии и справочники

2

1

1

24-25

Весна в окно стучится

2

1

1

26

Итоговый урок «Умники и умницы»

1

0

1

4 четверть – 8 часов

1


1

27

А. Куприна «Скворцы», «Песня скворца»

1

0

1

28

Путешествие по звездному небу

1

0

1

29

Б. Заходер «Перемена»

1

0

1

30-31

Библиотечный урок «Твои защитники, страна!»

2

1

1

32-33

Н. Носов. Рассказы «Фантазеры», «Мишкина каша»

2

1

1


34

Итоговое занятие


1

0

1


IV. Содержание занятий

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Повторение основных правил работы с книгой и элементами книги. Игра – викторина «Угадай – ка»

Тема 2. Малые фольклорные жанры. Осенины (1 ч)

Работа с поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками

Тема 3-4. «Осень наступила». Стихи русских поэтов об осени (2 ч)

Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Показ прелестей и образности художественных описаний осенней природы в стихах русских поэтов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Плещеева. Рисунки по теме выбранного стиха

Тема 5-6. Л. Толстой «Лев и собачка», «Булька» (2 ч)

Просмотр презентации о творчестве Л. Толстого. Чтение рассказов, обсуждение. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа

Тема 7. Рассказы и сказки К. Ушинского. (1 ч)

Знакомство с творчеством К. Ушинского. Чтение рассказа, по теме рассказа определить, о чем произведение.

Тема 8. «Как хорошо уметь читать!» экскурсия в школьную библиотеку (1 ч).

Конкурс чтецов к Международному дню школьных библиотек

Тема 9-11. Рассказы о животных Н. Сладков, Е. Чарушин (2 ч)

Знакомство с природоведческими рассказами писателей. Диктант «Внимательный читатель»

Тема 12. М. Пришвин «Лягушонок» (1 ч)

Выставка книг писателя. Выразительное чтение рассказа, беседа. Игровые задания

Тема 13. И. Тургенев «Собака» (1 ч)

Презентация о творчестве И. Тургенева (к 200-летию писателя).

Чтение рассказа, обсуждение. Диктант «Внимательный Читатель»

Тема 14-15. Стихи русских поэтов о зиме (2 ч)

Знакомство с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в стихах эпитеты, сравнения. Учить определять настроение в стихотворение, выразительность чтения. Конкурс на лучшее прочтение стихов о зиме

Тема 16. Итоговое занятие. Игра «4 угла» (1 ч)

Творческие и игровые задания.

Тема 17-18. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (2 ч)

Характеристика жанра «былина», выявить признаки былины. Просмотр м\ф. Конкурс на лучшего рассказчика отрывка из былин.

Тема 19. В. Бианки «Чьи это ноги?» (1 ч)

Презентация по творчеству в. Бианки. Чтение рассказа, обсуждение. Чтение по ролям, инсценировка

Тема 20. Народные праздники. Масленица (1 ч)

Масленица в произведениях писателей. Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.

Тема 21. Мама – главное слово на свете (1 ч)

Ю. Яковлев «Мама». Чтение с музыкальным сопровождением и обсуждение рассказа. Чтение по ролям рассказа А. Седугина «Морщинки»

Тема 22-23. «Что? Где? Когда?». Энциклопедии и справочники. (2 ч)

Знакомство с различными видами энциклопедических изданий, учить искать в них необходимую информацию

Тема 24-25. Весна в окно стучится (2 ч)

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

Тема 25. И.Соколов – Микитов. «Листопадничек». Рассказ. (1 ч)

Знакомство со стихами русских поэтов о весне, загадками, поговорками, игровыми песнями о весне

Тема 26. Итоговое занятие. «Умники и умницы». (1 ч)

Творческие и игровые задания.

Тема 27. А. Куприна «Скворцы», «Песня скворца» (1 ч)

Приметы весны. Прилет птиц весной. Игровые и творческие задания.

Тема 28. Путешествие по звездному небу (1 ч)

Обзор книг о космосе и космонавтах. Определение понятия «Вселенная», «космос». Коллективное чтение книги В. Горькоа «Космическая азбука»

Тема 29. Б. Заходер «Перемена» (1 ч)

Знакомство с произведением, инсценировка стиха

Тема 30-31. Библиотечный урок «Твои защитники, страна!» (2 ч)

Обзор выставки книг к Дню Победы, рассказ о подвиге наших земляков, прослушивание ауди стихов, военных песен. Творческое задание – рисунок «Салют Победы»

Тема 32-33. Н. Носов Рассказы «Фантазеры», «Мишкина каша» (2 ч)

Презентация о творчестве Н. Носова.

Выставка книг. Чтение отрывков из рассказов, инсценировка

Тема 34. Итоговое занятие. (1 ч)

Творческие и игровые задания.





  1. Организационно - педагогические условия

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Бунеева,   Е.В.   Буду   настоящим   читателем.   2–4   кл.   /   Е.В.   Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс, 2012.

  2. Образовательные       технологии:    Сборник     материалов.     –  М.  : Баласс, 2012. –160 с.

  3. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997.

  4. Соболева,   О.В.  Беседы   о   чтении   /   О.В.   Соболева   //   Начальная школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11;2009. – № 1.

  5. Светловская,   Н.Н.   Основы   науки   о   читателе   /   Н.Н.   Светловская. – М. : Магистр, 2003.

  6. Чиндилова,   О.В.  Технология   продуктивного   чтения   как   образовательная      технология    деятельностного      типа  /  О.В.  Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –С. 3 – 9.

  7. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников : Сборник психокоррекционных игр и упражнений для детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. – Шуя, 1995.

  8. Ресурсы сети Интернет:

  9. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа:http://www.school2100.ru/

Перечень материально-технического обеспечения

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Медиапроектор

Ноутбук

Интерактивная доска





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!