Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г. Химки
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22 г. Химки
Н.В. Суворкина О.Ф. Маршалко Е. В. Кузьминский
протокол № 1 от 30.08.2021 г. 31.08.2021 г.
приказ от 01.09.2021 г. № 100-о
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный читатель»
(базовый уровень)
2 «Д» класс
Составитель: Бережная Светлана Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Химки
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена на основе нормативных документов:
1. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (далее — ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 22»
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. №189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81).
6. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (Приказ Росстата от 17 августа 2016 г.) «О направлении методических рекомендаций» от 18.08.2017 г. № 09-1672.
Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Место курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 2 класса и рассчитана на 2 часа в неделю – 68 часов в год. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется по общекультурному направлению.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Клуб юного читателя»
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты
осознавать значимость чтения для личного развития;
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Регулятивные результаты
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему.
Познавательные результаты
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные результаты
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
книге и героях.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Содержание программы
Тема 1. Книга, здравствуй (6 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (4 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (8 ч)
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
В. Железников «Таня и Юстик» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (8 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (8 ч)
Выставка книг с литературными сказками.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (8 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (8 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (6 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (6 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье. Книги памяти.»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (6 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Тематическое планирование курса
№ п/п | Название раздела программы | Кол-во часов | Реализация воспитательного потенциала урока (модуль «Школьный урок») |
Основные направления воспитательной деятельности | Виды деятельности |
1. | Книга, здравствуй! | 6 ч. | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Проект |
2. | Книгочей — любитель чтения | 4 ч. | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | КВН |
3. | Книги о твоих ровесниках | 8 ч. | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Игра |
4. | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 8 ч. | Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания | Проект |
5. | Писатели-сказочники | 8 ч. | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | КВН |
6. | Книги о детях | 8 ч. | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Инсценированние |
7. | Старые добрые сказки | 8 ч. | Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания | Игра |
8. | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 6 ч. | Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания | Игра |
9. | Защитникам Отечества посвящается | 6 ч. | Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания | Конкурс чтецов |
10 | По страницам любимых книг | 6 ч | Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания | Квест |
Итого: | 68 ч. | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Дата проведения | Аргументация изменений |
по плану | по факту |
1 - 2 | Путешествие в старину. Первая печатная книга на Руси. | 01.09 06.09 | | |
3 – 4 | Игра-проект «Собери книгу». | 08.09 13.09 | | |
5 – 6 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 15.09 20.09 | | |
7 – 8 | Книгоград. Как устроен город книг. Путешествие в библиотеку. | 22.09 27.09 | | |
9 - 10 | Любимые рассказы о детях. КВН | 29.09 11.10 | | |
11 -12 | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 13.10 18.10 | | |
13-14 | «Синие листья» и другие» Знакомство с творчеством В. Осеевой. | 20.10 25.10 | | |
15-16 | Любимые герои Н. Носова. Игра «Узнай, кто?» | 27.10 01.11 | | |
17-18 | «Играем вместе с Дениской» по страницам рассказов В. Драгунского. | 03.11 08.11 | | |
19-20 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 10.11 22.11 | | |
21-22 | «Пословицы о книге и учении». Проект «Книга пословиц». | 24.11 29.11 | | |
23-24 | Загадки. Конкурс «Отгадай загадку». | 01.12 06.12 | | |
25-26 | Скороговорки и чистоговорки. Конкурс на лучшего скороговорщика. | 08.12 13.12 | | |
27-28 | Кто придумал сказку? Книги с литературными (авторскими) сказками. | 15.12 20.12 | | |
29-30 | Кто такой сказочник? Писатели-сказочники. | 22.12 27.12 | | |
31-32 | Герои сказок. Викторина. | 29.12 10.01 | | |
33-34 | Кроссворды по сказкам Х.К. Андерсена. | 12.01 17.01 | | |
35-36 | «Дядя Стёпа учит добру». С. Михалков. | 19.01 24.01 | | |
37-38 | «Мафин и его друзья». Игра «С кем дружит Мафин?» | 26.01 31.01 | | |
39-40 | Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. Н.Носов | 02.02 07.02 | | |
41-42 | Игра-викторина «Жители Цветочной улицы». | 09.02 21.02 | | |
43-44 | Иллюстрации к сказкам. Конкурс на лучшую иллюстрацию. | 28.02 02.03 | | |
45-46 | Сборники сказок. Игра «Собери сказки по персонажам». | 09.03 14.03 | | |
47-48 | Кто нам сказку рассказал? Сказки народов мира. | 16.03 21.03 | | |
49-50 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 23.03 28.03 | | |
51-52 | Книги о семье, о маме. | 30.03 11.04 | | |
53-54 | Игра «Спой колыбельную». | 13.04 18.04 | | |
55-56 | Мини-проекты (работа в группах): «Пословицы о семье». | 20.04 25.04 | | |
57-58 59 | Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. | 04.05 | | |
60 61-62 | Конкурс чтецов. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 11.05 16.05 | | |
63 -66 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Квест | 18.05 23.05 | | |
67-68 | Летнее чтение. Оформление «Дневника читателя». | 25.05 | | |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Ефросинина Л.А. «В мире книг» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с
Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. – Москва: Эксмо
Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru
Технические средства обучения:
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
компьютер.
Интернет – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http:school-collection.edu/ru)
8