СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный читатель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный читатель"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г. Химки



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22 г. Химки

Н.В. Суворкина О.Ф. Маршалко Е. В. Кузьминский

протокол № 1 от 30.08.2021 г. 31.08.2021 г.

приказ от 01.09.2021 г. № 100-о







Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный читатель»

(базовый уровень)

2 «Д» класс






Составитель: Бережная Светлана Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории












г. Химки

2021 г.





Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена на основе нормативных документов:

1. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (далее — ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями.

3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 22»

4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. №189 в редакции изменений №3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81).

6. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (Приказ Росстата от 17 августа 2016 г.) «О направлении методических рекомендаций» от 18.08.2017 г. № 09-1672.


Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.


Место курса в учебном плане


Программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 2 класса и рассчитана на 2 часа в неделю – 68 часов в год. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется по общекультурному направлению.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Клуб юного читателя»

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные результаты

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.



Регулятивные результаты

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

заданную тему.


Познавательные результаты

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные результаты

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

книге и героях.


Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.


Содержание программы


Тема 1. Книга, здравствуй (6 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации

в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Тема  2. Книгочей — любитель чтения (4 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Тема 3. Книги о твоих ровесниках (8 ч)

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

В. Железников «Таня и Юстик» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских

газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Тема  4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (8 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-

виц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Тема 5. Писатели-сказочники (8 ч)

Выставка книг с литературными сказками.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Тема 6. Книги о детях (8 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Тема  7. Старые добрые сказки (8 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других

стран. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Тема  8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (6 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,

сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (6 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье. Книги памяти.»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Тема  10. По страницам любимых книг (6 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».


Тематическое планирование курса


п/п

Название раздела программы

Кол-во часов

Реализация воспитательного потенциала урока (модуль «Школьный урок»)

Основные направления воспитательной деятельности

Виды деятельности

1.

Книга, здравствуй!


6 ч.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания

Проект

2.

Книгочей — любитель чтения 

4 ч.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания

КВН

3.

Книги о твоих ровесниках 

8 ч.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания

Игра

4.

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники 

8 ч.

Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания

Проект

5.

Писатели-сказочники 

8 ч.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания

КВН

6.

Книги о детях 

8 ч.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания

Инсценированние

7.

Старые добрые сказки 

8 ч.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ценность научного познания

Игра

8.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь 

6 ч.

Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания

Игра

9.

Защитникам Отечества посвящается 

6 ч.

Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания

Конкурс чтецов

10

По страницам любимых книг 

6 ч

Духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, ценность научного познания

Квест

Итого:

68 ч.







Календарно-тематическое планирование


Наименование раздела и тем

Дата проведения

Аргументация изменений

по плану

по факту

1 - 2

Путешествие в старину. Первая печатная книга на Руси.

01.09

06.09



3 – 4

Игра-проект «Собери книгу».

08.09

13.09




5 – 6

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

15.09

20.09



7 – 8

Книгоград. Как устроен город книг. Путешествие в библиотеку.

22.09

27.09



9 - 10

Любимые рассказы о детях. КВН

29.09

11.10



11 -12

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

13.10

18.10




13-14

«Синие листья» и другие» Знакомство с творчеством В. Осеевой.

20.10

25.10



15-16

Любимые герои Н. Носова.

Игра «Узнай, кто?»

27.10

01.11



17-18

«Играем вместе с Дениской» по страницам рассказов В. Драгунского.

03.11

08.11



19-20

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

10.11

22.11



21-22

«Пословицы о книге и учении». Проект «Книга пословиц».

24.11

29.11



23-24

Загадки. Конкурс «Отгадай загадку».

01.12

06.12



25-26

Скороговорки и чистоговорки. Конкурс на лучшего скороговорщика.

08.12

13.12



27-28

Кто придумал сказку?

Книги с литературными (авторскими) сказками.

15.12

20.12



29-30

Кто такой сказочник?

Писатели-сказочники.

22.12

27.12



31-32

Герои сказок. Викторина.

29.12

10.01



33-34

Кроссворды по сказкам Х.К. Андерсена.

12.01

17.01



35-36

«Дядя Стёпа учит добру». С. Михалков.

19.01

24.01



37-38

«Мафин и его друзья». Игра «С кем дружит Мафин?»

26.01

31.01



39-40

Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. Н.Носов

02.02

07.02



41-42

Игра-викторина «Жители Цветочной улицы».

09.02

21.02



43-44

Иллюстрации к сказкам. Конкурс на лучшую иллюстрацию.

28.02

02.03



45-46

Сборники сказок. Игра «Собери сказки по персонажам».

09.03

14.03



47-48

Кто нам сказку рассказал? Сказки народов мира.

16.03

21.03



49-50

Народные сказки на страницах детских журналов.

23.03

28.03



51-52

Книги о семье, о маме.

30.03

11.04



53-54

Игра «Спой колыбельную».

13.04

18.04



55-56

Мини-проекты (работа в группах): «Пословицы о семье».

20.04

25.04



57-58

59

Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

04.05




60

61-62

Конкурс чтецов. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

11.05

16.05



63 -66

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Квест

18.05

23.05



67-68

Летнее чтение. Оформление «Дневника читателя».

25.05





Учебно-методическое и материально техническое обеспечение


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  2. Ефросинина Л.А. «В мире книг» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с

  3. Новейшая хрестоматия по литературе. 3 класс. – Москва: Эксмо

  4. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru

  5. Технические средства обучения:

Оборудование для мультимедийных демонстраций:

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • компьютер.

  1. Интернет – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http:school-collection.edu/ru)



8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!