Приложение
к ООП ООО МБОУ СОШ № 48
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 48»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Спортивные игры»
для 5-9 классов
Составитель:
Русин Олег Геннадьевич, учитель физической культуры
Новосибирск, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Нормативно-правовой базой программы внеурочной деятельности «Спортивные игры» являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 48.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
обучение технике и тактике спортивных игр;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Согласно действующему в МБОУ СОШ № 48 плану внеурочной деятельности программа реализуется в объеме 104 часа на уровне основного общего образования:
5-6 классы – 35 часов в год (1 час в неделю);
7-8 классы – 35 часов в год (1 час в неделю);
9 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).
Занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность составляет 45 минут. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Содержание программы предполагает изучение основ спортивной игры баскетбол и дается в трех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке входит в каждое занятие курса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее - УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Самоопре деление 2.Смысло- образование | 1.Соотнесение известного и неизвестного 2. Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию | 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3. Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы | 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Предметные результаты: приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания о:
значении спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правилах безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
названиях разучиваемых технических приемов игр и основы правильной техники;
наиболее типичных ошибках при выполнении технических приемов и тактических действий;
упражнениях для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольных упражнениях (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основном содержании правил соревнований по спортивным играм;
жестах судьи спортивных игр;
игровых упражнениях, подвижных играх и эстафетах с элементами спортивных игр;
могут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
выполнять технические приемы и тактические действия;
контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры»:
стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
Способы проверки результатов:
диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);
тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
участие в соревнованиях;
сохранность контингента.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы проведения занятий и виды деятельности |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке. |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико- тактической и физической подготовленности занимающихся. |
5-6 классы
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита.
Баскетбол
Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания. Товарищ и друг. В чем сила командной игры. Физические упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию.
Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой, с отражением от щита с места, после ведения и остановки); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Остановка прыжком. Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами; эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки.
7-8 классы
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Упражнения с гантелями.
Баскетбол
Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
9 класс
Общая физическая подготовка
Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырки, полет – кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные игры и упражнения.
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Баскетбол
Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 -6 классы
№ | Дата | Тема занятия | Основное содержание занятия |
| | ОФП в процессе занятий |
| | | Баскетбол |
| | | Технические действия: |
1 | | Техника безопасности на занятиях. Стойки и перемещения баскетболиста | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). |
2 3 | | Остановка двумя руками и прыжком. |
4 5 | | Повороты без мяча и с мячом. |
6 | | Комбинация из элементов техники передвижений |
7 8 9 10 | | Ловля мяча и передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). |
11 12 13 14 | | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. |
15 16 17 18 | | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. |
19 20 | | Подвижные игры на базе баскетбола | Подвижные игры на базе баскетбола («Школа мяча», «Гонка мяча», «Охотники и утки» и т.п.). |
| | | Тактические действия: |
21 22 23 24 | | Игра в защите | Выравнивание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. |
25 26 27 28 | | Игра в нападении | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. |
29 30 31 32 | | Игра по упрощенным правилам баскетбола | Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. |
33 | | Тестирование | Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. |
34 35 | | Участие в соревнованиях | Привлечение к участию в школьных соревнованиях. Игра по правилам баскетбола. |
7-8 классы
№ | Дата | Тема занятия | Основное содержание занятия |
| | ОФП в процессе занятий |
| | | Баскетбол |
| | | Технические действия: |
1 2 | | Техника безопасности на занятиях. Стойки и перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). |
3 4 | | Остановки баскетболиста |
5 6 7 8 | | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника, с пассивным сопротивлением защитника. |
9 10 11 12 | | Ловля мяча |
13 14 15 16 | | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой. |
17 18 19 20 | | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места, в движении (после ведения, после ловли) и в прыжке с противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 метра. |
| | | Тактические действия: |
21 22 23 24 | | Игра в защите | Выравнивание и выбивание мяча. Перехват мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. |
25 26 27 28 29 | | Игра в нападении | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) с изменения позиций игроков, в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Нападение быстрым прорывом(2:1, 3:2). Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди», в нападение и защите через «заслон». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Тактика свободного нападения. |
30 31 32 | | Игра по упрощенным правилам баскетбола | Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. |
33 | | Тестирование | Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. |
34 35 | | Участие в соревнованиях | Игра по правилам баскетбола. Участие в школьных соревнованиях. |
9 класс
№ | Дата | Тема занятия | Основное содержание занятия |
| | ОФП в процессе занятий |
| | | Баскетбол |
| | | Технические действия: |
1 2 | | Техника безопасности на занятиях. Стойки и перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). |
3 4 | | Остановки баскетболиста |
5 6 7 | | Передача и ловля мяча | Ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления, с пассивным и активным сопротивлением защитника. |
8 9 10 | | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления, с пассивным и активным защитника ведущей и не ведущей рукой. |
11 12 13 | | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли), в прыжке, без сопротивления защитника, с противодействием. |
| | | Тактические действия: |
14 15 16 17 18 | | Игра в защите | Выравнивание и выбивание мяча. Перехват мяча. Позиционное нападение без изменения позиций игроков, с изменением позиций, личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Тактические действия в нападении. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух, трех игроков в нападение и защите через «заслон». Взаимодействие игроков (тройка и малая восьмерка). |
19 20 21 22 23 | | Игра в нападении |
24 | | Диагностирование и тестирование | Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. |
25 26 27 28 | | Двухсторонняя игра | Игра по правилам баскетбола. |
29 30 | | Судейство и организация соревнований | Игра по правилам с привлечением обучающихся к судейству. |
31 32 33 34 | | Участие в соревнованиях | Правила организация и проведения соревнований, участие в соревнованиях различного уровня. |