СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Индивидуальный итоговый проект" 10-11 классы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 1 час в неделю в течение 2 лет или может быть реализована за 1 год (2 часа в неделю). Итого 69 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Индивидуальный итоговый проект" 10-11 классы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Рассмотрено Принято «Утверждаю»

на МО учителей на заседании ПС Директор школ ы ест.-мат. цикла Протокол № _1__ _______________ /Т.А. Ильченко/

Протокол №_1__ от «27» августа 2020г. Приказ № 4-109

от «26»августа 2020г. от «28» августа 2020 г.

Руководитель МО Председатель ПС

__________/Е.Е. Трубникова/ _____________ /О.А. Чуйкова/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса: «Итоговый индивидуальный проект»



10-11 классы

2020-2021 учебный год



Учитель: Трубникова Елена Евгеньевна




п. Сахаровка

2020 год

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего обра­зования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-­нравственного развития и воспитания гражданина России.

Преподавание курса в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645)

  • Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [Н. В. Антипова и др.]. — М.: Просвещение, 2019. — 187 с

  • В соответствии с ООП ООО МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»







Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и обще­ственной презентации обучающимися результатов исследования индиви­дуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Задачи курса:

  • реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;

  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта при­менения методов, технологий и форм организации проектной и учеб­но-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

  • повышение эффективности освоения обучающимися основной обра­зовательной программы, а также усвоения знаний и учебных дей­ствий.














Содержание программы


Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч)

Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реали­зованных проектов.

Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в об­ласти проектирования: проект; технологические, социальные, экономиче­ские, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.

Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучаю­щихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ра­нее (истории, биологии, физики, химии).

Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.

Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столы­пина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.

Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, тех­ническое проектирование.

Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в созна­нии учащихся.

Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологиче­ские.

Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение со­циального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализован­ного старшеклассником.

Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятель­ности человека.

Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельно­сти. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъ­ект исследования.

Модуль 2. Самоопределение (8 ч)

Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.

Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.

Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изме­нить своим проектом.

Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.

Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.

Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.

Модуль 3. Замысел проекта (10 ч)

Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.

Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.

Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование ре­зультатов проекта.

Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.

Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.

Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.

Модуль 4. Условия реализации проекта (6 ч)

Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.

Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирова­ние, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.

Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-анге­лы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.

Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использо­вания вклада каждого участника. Особенности работы команды над про­ектом, проектная команда, роли и функции в проекте.

Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.

Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 ч)

Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение по­нятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.

Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.

Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».

Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.

Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (7 ч)

Раздел 6.1. Позиция эксперта.

Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.

Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка порта­тивного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.

Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.

Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч)

Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение поня­тий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.

Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.

Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, ге­неральная совокупность, выборка респондентов.

Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и воз­можности продвижения проектов в социальных сетях.

Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для про­движения проекта.

Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и ис­следовательской деятельности.

Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч)

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и прове­дению.





Учебно-тематический план


Наименование разделов (тем)

Количество часов по программе

1

Культура исследования и проектирования

11

2

Самоопределение

8

3

Замысел проекта

10

4

Условия реализации проекта

6

5

Трудности реализации проекта

10

6

Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ

7

7

Дополнительные возможности улучшения проекта

16


Резерв

1


Итого

69















Планируемые результаты освоения курса


В результате прохождения курса на уровне среднего общего образова­ния у учащихся будут достигнуты следующие предметные результаты: Учащийся научится:

- давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектиро­вание, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;

- раскрывать этапы цикла проекта;

-самостоятельно применять приобретённые знания в проектной дея­тельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных облас­тей

- владеть методами поиска, анализа и использования научной информа­ции;

- публично излагать результаты проектной работы.


Личностные результаты:
  • Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями;

  • Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.

  • Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,

уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.

  • Личностные   результаты   в   сфере   отношений   обучающихся   с  окружающими людьми:
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

  • Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

 Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать        эффективный        поиск        ресурсов,        необходимых        для        достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать  и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • выходить   за        рамки        учебного        предмета        и   осуществлять   целенаправленный        поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для реализации рабочей программы изучения курса «Итоговый индивидуальный проект» на этапе среднего общего образования учебным планом школы отведено 69 часов. Из них 35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе из расчета 1 учебный час в неделю в 10-11 классах.



Календарно- тематическое планирование

10 класс

п/п

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Введение в проектную деятельность - 11 часов

1



Что такое проект и почему реализация проекта — это слож­но, но интересно

Урок усвоения новых знаний

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

2



Учимся анализиро­вать проекты

Урок усвоения новых знаний

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

3



Выдвижение проект­ной идеи как фор­мирование образа будущего

Урок -исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

4



«Сто двадцать лет на службе стране» — проект П. А. Столы­пина

Урок - исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

5



Техническое проек­тирование и кон­струирование как типы деятельности

Урок усвоения новых знаний

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

6



Социальное проекти­рование: как сделать лучше общество, в котором мы живём

Урок -исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

7



Волонтёрские проек­ты и сообщества

Урок - исследование

обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке

8



Анализируем проек­ты сверстников: со­циальный проект «Дети одного Солн­ца»

Урок усвоения новых знаний

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

9



Анализируем проек­ты сверстников: воз­можности IT- технологий для меж­дисциплинарных проектов

Урок -исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

10



Исследование как элемент проекта и как тип деятельности

Урок – исследование


обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке

11



Исследование как элемент проекта и как тип деятельности

Урок -исследование

обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке

Самоопределение -8 часов

12



Проекты и техноло­гии: выбираем сфе­ры деятельности

Урок усвоения новых знаний

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

13



Проекты и техноло­гии: выбираем сфе­ры деятельности

Урок - исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

14



Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом

Урок -исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

15



Формируем отноше­ние к проблемам: препятствие или по­буждение к дей­ствию?

Урок - исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

16



Формируем отноше­ние к проблемам: препятствие или по­буждение к дей­ствию?

Урок усвоения новых знаний

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

17



Знакомимся с про­ектными движения­ми

Урок -исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

18



Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования

Урок - исследование

обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке

19



Первичное само­определение. Обосно­вание актуальности темы для проекта или исследования

Урок усвоения новых знаний

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

Замысел проекта – 10 часов

20



Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования

Урок – исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

21



Формулирование це­ли проекта

Урок - практикум

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

22



Целеполагание и по­становка задач. Про­гнозирование резуль­татов проекта

Урок - исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

23



Целеполагание и по­становка задач. Про­гнозирование резуль­татов проекта

Урок - исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

24



Роль акции в реали­зации проекта

Урок - исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

25



Ресурсы и бюджет проекта

Урок-практикум

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

26



Поиск недостающей информации, её об­работка и анализ


Урок - исследование

обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке

27



Поиск недостающей информации, её об­работка и анализ

Урок-практикум

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

28



Поиск недостающей информации, её об­работка и анализ

Урок - исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

29



Поиск недостающей информации, её об­работка и анализ

Урок - исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

Условия реализации проекта – 6 часов

30



Планирование дей­ствий - шаг за ша­гом по пути к реа­лизации проекта

Урок - исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

31



Планирование дей­ствий - шаг за ша­гом по пути к реа­лизации проекта

Урок-практикум

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

32



Источники финанси­рования проекта

Урок – исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

33



Источники финанси­рования проекта

Урок – исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

34



Сторонники и команда проекта: как эффективно исполь­зовать уникальный вклад каждого участ­ника

Урок -исследование

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступает в диалог

35



Модели управления проектами

Урок -исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты







11 класс


п/п

Дата

Тема урока

Форма организации урока

Виды учебной деятельности

План

Факт

Трудности реализации проекта – 10 часов


1



Переход от замысла к реализации проек­та

Урок усвоения новых знаний

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников; учатся разрешать конфликты

2



Переход от замысла к реализации проек­та

Урок - исследование

учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

3



Риски проекта

Урок усвоения новых знаний

учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

4



Риски проекта

Урок -исследование

обучаются методам творческого решения проектных задач; учится выполнять работу по цепочке

5



Практическое заня­тие. Анализ проект­ного замысла «Завод по переработке пла­стика»

Урок -практикум

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

6



Практическое заня­тие. Анализ проект­ного замысла «Завод по переработке пла­стика»

Урок -практикум

обучаются методам творческого решения проектных задач; учатся выполнять работу по цепочке;

соотносят между собой этапы проектирования

7



Практическое заня­тие. Анализ проект­ного замысла «Пре­вратим мусор в ре­сурс». Сравнение проектных замыслов

Урок -практикум

учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

8





Практическое заня­тие. Анализ проект­ного замысла «Пре­вратим мусор в ре­сурс». Сравнение проектных замыслов

Урок -практикум

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли;

строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

9



Практическое заня­тие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

Урок – исследование

учатся выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

учатся устанавливать причинно-следственные связи;

учатся строить знаково-символические модели


10






Практическое заня­тие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

Урок – практикум

учатся полно выражать свои мысли; учаться оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

11



Позиция эксперта

Урок усвоения новых знаний

учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

12



Предварительная защита проектных и исследовательских работ

Урок – практикум

учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

13



Предварительная защита проектных и исследовательских работ

Урок – практикум

учатся выполнять работу по цепочке;

соотносят между собой этапы проектирования

14



Предварительная защита проектных и исследовательских работ

Урок – практикум

строят логическую цепь рассуждений

учатся устанавливать причинно-следственные связи

15



Предварительная защита проектных и исследовательских работ

Урок – практикум

соотносят между собой этапы проектирования;

слушают и вступают в диалог; строят логическую цепь рассуждений

16



Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка порта­тивного металло­искателя»

Урок - исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников; учатся разрешать конфликты

17



Оценка начального этапа исследования

Урок - исследование

учатся полно выражать свои мысли; учатся оценивать адекватно себя и сверстников;

учатся разрешать конфликты

Дополнительные возможности улучшения проекта - 16 часов


18



Технология как мост от идеи к продукту

Урок-практикум

учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы

овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

19



Технология как мост от идеи к продукту

Урок – исследование

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

20



Видим за проектом инфраструктуру

Урок – исследование

учатся устанавливать причинно-следственные связи;

учатся строить знаково-символические модели

21



Видим за проектом инфраструктуру

Урок - практикум

учатся формулированию проблемы овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

22



Опросы как эффек­тивный инструмент проектирования

Урок усвоения новых знаний

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

23



Опросы как эффек­тивный инструмент проектирования

Урок – исследование

учатся выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

учатся устанавливать причинно-следственные связи;

учатся строить знаково-символические модели

24



Возможности соци­альных сетей. Сете­вые формы проектов

Урок – исследование

овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

25



Использование видео- ролика в продвиже­нии проекта

Урок усвоения новых знаний

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

26



Использование видео- ролика в продвиже­нии проекта

Урок - практикум

учатся выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

учатся устанавливать причинно-следственные связи;

27



Использование видео- ролика в продвиже­нии проекта

Урок – исследование

овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать)

28



Оформление и предъявление резуль­татов проектной и исследовательской деятельности

Урок – исследование

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

29



Оформление и предъявление резуль­татов проектной и исследовательской деятельности

Урок усвоения новых знаний

учатся выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

учатся устанавливать причинно-следственные связи;

учатся строить знаково-символические модели

30



Оформление и предъявление резуль­татов проектной и исследовательской деятельности

Урок – исследование

учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы


31



Оформление и предъявление резуль­татов проектной и исследовательской деятельности

Урок – исследование

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли;

строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

32



Презентация и защита

индивидуального проекта

Урок - практикум

учатся выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

учатся устанавливать причинно-следственные связи;

учатся строить знаково-символические модели

33



Презентация и защита

индивидуального проекта

Урок - практикум

строят логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

34

Резерв -1 час



Критерии оценивания достижений обучающихся

Критерии оценки итогового индивидуального проекта разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев



Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыка микритического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе ив ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя .При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения.

При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание.


Примерный оценочный лист итогового индивидуального проекта учащегося

Критерий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Полученный результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

1


Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыка микритического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

2


Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыка микритического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

3


Знание предмета

Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе ив ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

1


Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

2


Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.


3


Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

1


Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

2


Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

3


Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

1


Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

2


Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

3


Итого

4-12


Критерии выставления отметки

Итоговая отметка

баллы

4-6

7-9

10-12


отметка

удовлетворительно

хорошо

отлично


Учебно-методическая литература

Список литературы

  1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г.Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.

  2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.

  3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития обра­зования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития об­разования, 1996.

  4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образователь­ный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

  6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леон- товича. — М.: ВАКО, 2014.

  7. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Пе­рельман. — М.: Аванта+, 2013.

  8. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга пе­дагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Кова­лев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла- дос, 2014.

  9. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия... Полное собрание ре­чей в Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.

  10. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш­кинский институт, 2011.

Интернет-ресурсы

Официальный информационный сайт строительства Крымского мо­ста (http://www.most.life/).

Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).

Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).

Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).

Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос- сии.рф/ organizations/55619/info).

Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/).

Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).

IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).

Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https:// konkurs.sochisirius.ru/custom/about).

Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).

Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).

Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).

Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https:// startupnetwork.ru/startups/).

Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ mini-pererabotka-plastika).

Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya- devoch-ka-postroila-robota-kotoryy/).

Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990).

Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/ psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).

Проведение опросов (http://anketolog.ru).

Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).

Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).

Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon- tazha-video).

Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!